КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НОД) Тема: «Свойства снега и льда»Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Каргина Наталья Петровна
Формирование представлений детей о свойствах снега и льда; Исследование свойств снега и льда в изменении температурных условий. Свойства воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФЦКМ "Свойства снега и льда"97.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ

старшая ГРУППА

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

НА ТЕМУ: «Свойства снега и льда»

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».

Подготовила: воспитатель

Каргина Наталья Петровна

Москва 2013

Цель: Сформировать представление детей о свойствах снега и льда; способствовать проявлению интереса ребёнка к окружающему миру.

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

  • Показать простейшие связи между явлениями в природе.
  • Расширить представление детей о свойствах воды (прозрачная, окрашивается, замерзает) и закрепить знания о свойствах снега.
  • Закрепить знания детей о свойстве льда (твёрдый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду)
  • Подвести детей к пониманию связи между состоянием воды, снега, льда и температурой воздуха; что снег, лед тает от воздействия любого источника тепла и превращаются в воду.
  • Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).

Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослым и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими знаниями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
  • Развивать внимание, учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: активизация словаря – уточнять смысл некоторых слов (ледяная, изо льда, льдинка, из снега, снежная, снежинка); обогащать словарь: белый, легкий, пушистый, мягкий, серебристый, скрипучий; развитие связанной речи – вовлекать детей в беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами и прилагательными (на ледяной горке, на катке, по ледяной дорожке).

Воспитательные задачи:

—        Воспитывать культуру общения;

—        Воспитывать желание помогать друг другу.

—        Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказа «Снег идет» М. Познанской; сбор фото коллекции на тему «Зимняя прогулка» (при активном участии семей воспитанников группы).

Словарная работа:

Активизация словаря (ледяная, изо льда, льдинка, из снега, снежная, снежинка…).

Методические приемы:

Сюрпризный момент, вопросы, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций, обследование предметов (цветные льдинки на верёвочке), простейшие опыты, рассказ воспитателя.

Материалы и оборудование для опыта:

Иллюстрации с изображением по теме, льдинки, бумажная снежинка, комок снега, маленький тазик с теплой водой, салфетки (по количеству детей), цветные фигурные льдинки на веревке, стаканчики, гуашевые краски и кисти; Компьютерная презентация в программе Power Point на тему «Зимние деньки».

Непосредственно образовательная деятельность проводится в форме исследования и проведения опыта.

 Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришла посылка и письмо. Как вы думаете, от кого оно? Давайте прочтем его по скорей! «Дорогие ребята, как долго я ждала встречи с вами. В этой посылке для вас подарки. Там много всего интересного, надеюсь вам понравиться, но прежде чем открыть отгадайте загадки»  

Воспитатель читает из письма загадки ребятам:

Снег на полях,

   Лед на реках,

  Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

      ***

Мягкий он, а не подушка,

  Липнет он, а не пушок,

  Он холодный, как лягушка,

А согреешь — ручеек. (Снег)

         ***

 «Его полным – полно зимой

Так скользко – не дойдешь домой.

На реках и прудах встает

Прозрачный, хрупкий, чистый…(лед)»

***

Сверху звездочка упала,

А в ладошке каплей стала (снежинка)

(Воспитатель достаёт из коробки снежинку из бумаги, комок снега и льдинка; вместе с детьми рассматривает предметы и называет их; дети угадывают, что это письмо от Зимы).

Воспитатель задаёт вопрос: Какое сейчас время года? (Зима) Как мы определяем, что наступила зима? А вам нравится зима?

Какая она?  (Белоснежная, холодная, морозная, весёлая)

Почему весёлая? Дети: потому что, можно лепить снеговика, играть в снежки, кататься с ледяной горки, на лыжах, на коньках.

Читает стихотворения:

Снеговик

 Давай дружок, смелей дружок,

 Кати по снегу свой снежок.

 Он превратится в толстый ком,

 И станет ком снеговиком.

 Его улыбка так светла!

 Два глаза, шляпа, нос, метла.

 Но солнце припечет слегка -

 Увы! – и нет снеговика.

Наблюдение: Воспитатель задает детям вопросы: Ребята, а снег он какой?

 Ответы детей с помощью воспитателя: белый, легкий, пушистый, мягкий серебристый, скрипучий.

Воспитатель: Что будет со снегом, когда придёт весна? Дети: Он растает.

Посмотрите на комочек, который нам подарила Зима, что с ним случилось?

Дети: Он становиться меньше. Почему? Дети: потому что тепло.

 Воспитатель: Он уменьшился в размере, так как в группе теплее, чем на улице.

Дидактическая игра с мячом:

Ребята, а давайте сейчас поиграем?  Я буду кидать вам мяч и задавать вопрос, а вы кидайте мне мяч обратно уже с ответом. Зима какая? А, Снег какой?

Читает стихотворения:

Н. Некрасов

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы,

В холодное стекло.

           А. Мецгер

Прозрачные стекляшки,
Узорные висюльки,
на проводах и крышах
Веселые сосульки.

Исследование свойства льда:

Воспитатель приглашает детей к столу, положив льдинку в тазик.  Ребята, что лежит в тазике? (Лёд). Какой он? Дотроньтесь до него рукой.

 Ответы детей: Лёд холодный.

Воспитатель: Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд? Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, согнуть кусочек льда, постучать по нему. Ответ Детей: Лёд твердый?

Воспитатель: Проведите пальчиком, посмотрите, скользит.

А что с вами может случиться, если вы побежите по ледяной дорожке? (Можно поскользнуться и упасть). Почему? Дети: Лёд скользкий.

А что будет, если по льду постучать и уронить его? Воспитатель: Мы сейчас это проверим. Ребёнок берёт молоточек и стучит по льдинке. Что произошло? Дети: Раскололась.  Значит, лёд какой? (Хрупкий)

Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? (Выслушать ответы детей, а затем показать лед). Делаем вывод – лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предмет.

А теперь давайте опустим льдинку в теплую воду. Неужели лед волшебный? Что с ним происходит? Дети: Лёд растаял.

 Воспитатель: Почему растаял лед? Дети: Потому что, вода теплая. Воспитатель: Правильно. Когда лед попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду.

А еще льдом нельзя кидаться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Нельзя ходить по льду на озёрах и реках! Почему? (Можно провалиться).

Необходимо аккуратно ходить по улицам зимой, смотреть под ноги. Почему? (Лед скользкий, можно поскользнуться и упасть).

Итог занятия: Ребята сегодня мы узнали много нового и интересного. Воспитатель напоминает о свойствах снега, льда.

- Лёд какой? (Хрупкий, скользкий, холодный, прозрачный ...)

- А снег? (Мягкий, пушистый, белый…)

- Давайте уточним, почему же лед и снег тает?

Зима — чудесное время года. Можно кататься на коньках, с горки благодаря образованию ледяной корки, можно играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры, кататься на лыжах. Давайте ребята скажем Зимушке Зиме спасибо, за всё то, что она нам дарит.

А сейчас я предлагаю вам самим сделать цветные красивые льдинки, как в сказке. Воспитатель показывает образец. Вместе с детьми подкрашивает воду в стаканчиках и выносит на улицу, чтобы вода замерзла.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ В РЕЖИМЕ ДНЯ.

           1) Наблюдение:

 - На прогулке наблюдаем за замерзшим льдом. Вспоминаем качества и свойства льда и снега.

-Наблюдаем за снежинками;

- Вспоминаем правила поведения на льду.

  • 2) Задания для «Лаборатории Почемучка»
  •     В исследовательской лаборатории «Почемучка» провести исследование (вода и её окрашивание) и на прочность льда (постучать молоточком по сосульке).

  • 3) Задания для «Мастерской Тюбика»
  • Рисунок цветными карандашами по воспоминанию «Чудесные сосульки» и «Как я катался с ледяной горки»

  • 4) Задания для уголка «Знайки»
  • Собрать фотографии зимней прогулки по району, детей с родителями и подобрать стихи по теме и загадки с наглядным изображением.

  • 5) Подвижная игра.
  • Игра в снежки на прогулке
  • Лепка из снега снеговика, снежную крепость и животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда

Конспект непосредственно – образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по образовательной области « Познание»  формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город» Программное ...