КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НОД) Тема: «Свойства снега и льда»Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФЦКМ "Свойства снега и льда" | 97.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
НА ТЕМУ: «Свойства снега и льда»
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».
Подготовила: воспитатель
Каргина Наталья Петровна
Москва 2013
Цель: Сформировать представление детей о свойствах снега и льда; способствовать проявлению интереса ребёнка к окружающему миру.
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
- Показать простейшие связи между явлениями в природе.
- Расширить представление детей о свойствах воды (прозрачная, окрашивается, замерзает) и закрепить знания о свойствах снега.
- Закрепить знания детей о свойстве льда (твёрдый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду)
- Подвести детей к пониманию связи между состоянием воды, снега, льда и температурой воздуха; что снег, лед тает от воздействия любого источника тепла и превращаются в воду.
- Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослым и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими знаниями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
- Развивать внимание, учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: активизация словаря – уточнять смысл некоторых слов (ледяная, изо льда, льдинка, из снега, снежная, снежинка); обогащать словарь: белый, легкий, пушистый, мягкий, серебристый, скрипучий; развитие связанной речи – вовлекать детей в беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами и прилагательными (на ледяной горке, на катке, по ледяной дорожке).
Воспитательные задачи:
— Воспитывать культуру общения;
— Воспитывать желание помогать друг другу.
— Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказа «Снег идет» М. Познанской; сбор фото коллекции на тему «Зимняя прогулка» (при активном участии семей воспитанников группы).
Словарная работа:
Активизация словаря (ледяная, изо льда, льдинка, из снега, снежная, снежинка…).
Методические приемы:
Сюрпризный момент, вопросы, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций, обследование предметов (цветные льдинки на верёвочке), простейшие опыты, рассказ воспитателя.
Материалы и оборудование для опыта:
Иллюстрации с изображением по теме, льдинки, бумажная снежинка, комок снега, маленький тазик с теплой водой, салфетки (по количеству детей), цветные фигурные льдинки на веревке, стаканчики, гуашевые краски и кисти; Компьютерная презентация в программе Power Point на тему «Зимние деньки».
Непосредственно образовательная деятельность проводится в форме исследования и проведения опыта.
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришла посылка и письмо. Как вы думаете, от кого оно? Давайте прочтем его по скорей! «Дорогие ребята, как долго я ждала встречи с вами. В этой посылке для вас подарки. Там много всего интересного, надеюсь вам понравиться, но прежде чем открыть отгадайте загадки»
Воспитатель читает из письма загадки ребятам:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
***
Мягкий он, а не подушка,
Липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь — ручеек. (Снег)
***
«Его полным – полно зимой
Так скользко – не дойдешь домой.
На реках и прудах встает
Прозрачный, хрупкий, чистый…(лед)»
***
Сверху звездочка упала,
А в ладошке каплей стала (снежинка)
(Воспитатель достаёт из коробки снежинку из бумаги, комок снега и льдинка; вместе с детьми рассматривает предметы и называет их; дети угадывают, что это письмо от Зимы).
Воспитатель задаёт вопрос: Какое сейчас время года? (Зима) Как мы определяем, что наступила зима? А вам нравится зима?
Какая она? (Белоснежная, холодная, морозная, весёлая)
Почему весёлая? Дети: потому что, можно лепить снеговика, играть в снежки, кататься с ледяной горки, на лыжах, на коньках.
Читает стихотворения:
Снеговик
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! – и нет снеговика.
Наблюдение: Воспитатель задает детям вопросы: Ребята, а снег он какой?
Ответы детей с помощью воспитателя: белый, легкий, пушистый, мягкий серебристый, скрипучий.
Воспитатель: Что будет со снегом, когда придёт весна? Дети: Он растает.
Посмотрите на комочек, который нам подарила Зима, что с ним случилось?
Дети: Он становиться меньше. Почему? Дети: потому что тепло.
Воспитатель: Он уменьшился в размере, так как в группе теплее, чем на улице.
Дидактическая игра с мячом:
Ребята, а давайте сейчас поиграем? Я буду кидать вам мяч и задавать вопрос, а вы кидайте мне мяч обратно уже с ответом. Зима какая? А, Снег какой?
Читает стихотворения:
Н. Некрасов
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы,
В холодное стекло.
А. Мецгер
Прозрачные стекляшки,
Узорные висюльки,
на проводах и крышах
Веселые сосульки.
Исследование свойства льда:
Воспитатель приглашает детей к столу, положив льдинку в тазик. Ребята, что лежит в тазике? (Лёд). Какой он? Дотроньтесь до него рукой.
Ответы детей: Лёд холодный.
Воспитатель: Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд? Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, согнуть кусочек льда, постучать по нему. Ответ Детей: Лёд твердый?
Воспитатель: Проведите пальчиком, посмотрите, скользит.
А что с вами может случиться, если вы побежите по ледяной дорожке? (Можно поскользнуться и упасть). Почему? Дети: Лёд скользкий.
А что будет, если по льду постучать и уронить его? Воспитатель: Мы сейчас это проверим. Ребёнок берёт молоточек и стучит по льдинке. Что произошло? Дети: Раскололась. Значит, лёд какой? (Хрупкий)
Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? (Выслушать ответы детей, а затем показать лед). Делаем вывод – лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предмет.
А теперь давайте опустим льдинку в теплую воду. Неужели лед волшебный? Что с ним происходит? Дети: Лёд растаял.
Воспитатель: Почему растаял лед? Дети: Потому что, вода теплая. Воспитатель: Правильно. Когда лед попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду.
А еще льдом нельзя кидаться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Нельзя ходить по льду на озёрах и реках! Почему? (Можно провалиться).
Необходимо аккуратно ходить по улицам зимой, смотреть под ноги. Почему? (Лед скользкий, можно поскользнуться и упасть).
Итог занятия: Ребята сегодня мы узнали много нового и интересного. Воспитатель напоминает о свойствах снега, льда.
- Лёд какой? (Хрупкий, скользкий, холодный, прозрачный ...)
- А снег? (Мягкий, пушистый, белый…)
- Давайте уточним, почему же лед и снег тает?
Зима — чудесное время года. Можно кататься на коньках, с горки благодаря образованию ледяной корки, можно играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры, кататься на лыжах. Давайте ребята скажем Зимушке Зиме спасибо, за всё то, что она нам дарит.
А сейчас я предлагаю вам самим сделать цветные красивые льдинки, как в сказке. Воспитатель показывает образец. Вместе с детьми подкрашивает воду в стаканчиках и выносит на улицу, чтобы вода замерзла.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ В РЕЖИМЕ ДНЯ.
1) Наблюдение:
- На прогулке наблюдаем за замерзшим льдом. Вспоминаем качества и свойства льда и снега.
-Наблюдаем за снежинками;
- Вспоминаем правила поведения на льду.
- 2) Задания для «Лаборатории Почемучка»
- В исследовательской лаборатории «Почемучка» провести исследование (вода и её окрашивание) и на прочность льда (постучать молоточком по сосульке).
- 3) Задания для «Мастерской Тюбика»
- Рисунок цветными карандашами по воспоминанию «Чудесные сосульки» и «Как я катался с ледяной горки»
- 4) Задания для уголка «Знайки»
- Собрать фотографии зимней прогулки по району, детей с родителями и подобрать стихи по теме и загадки с наглядным изображением.
- 5) Подвижная игра.
- Игра в снежки на прогулке
- Лепка из снега снеговика, снежную крепость и животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Цель:1. Закрепить представления детей о воде.2. Развивать пояснительную речь.3. Упражн...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Закрепить представления о воде...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город» Программное ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область "Познание" (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Тема: «ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ПЛАНЕТЫ НАЗОВЕТ ЛЮБОЙ ИЗ НАС».
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме "Космос"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» формирование целостной картины мира, расширение кругозора в подготовительной к школе группе Тема: Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Интеллектуальная игра по мотивам одноименной телевизионной игры "Что. Где. Когда....