Конспект ознакомление с окружающим миром " В гостях у белочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о белках
Задачи:
- Уточнить знания детей о жителе нашего леса – белке (внешний вид, поведение в природе, питание).
- Развивать диалогическую речь детей.
- Воспитывать интерес к природе родного края.
- Воспитывать бережное отношение к зверькам (к белочке), желание заботиться о них.
Материал к занятию: слайд ы с использованием икт белочки зимой и летом, дупло белочки, белочка, шишки и кегли для игры-эстафеты. Рассказ И. Соколова-Микитова «Белка».
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок, рассматривание картин, иллюстраций, загадывание загадок о диких животных, беседа о белочке, игра «Беличья кладовка», чтение Т.А. Шарыгина «Белка».
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте загадку, и отгадайте, о ком сегодня будет идти речь.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответы детей: белка.
Воспитатель: Правильно, ребята, это белочка. Сегодня мы с вами отправимся в гости к белочке.
Воспитатель: Ребята, а где живёт белка?
Ответы детей: в лесу.
Воспитатель: Тогда, ребята, отправляемся с вами в путешествие, где живёт белочка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если белки живут в лесу, какие это будут животные?
Ответы детей: лесные.
Воспитатель: А как называется дом белки?
Ответы детей: дупло.
Воспитатель: Как вы думаете у белок один или несколько домиков?
Ответы детей: много
Воспитатель: Да, ребята, обычно у белок не один, а целых 2 или даже 3 домика. Причем каждое дупло белка обустраивает с особой старательностью.
Воспитатель: Как вы думаете, как белка себе строит домик?
Ответы детей: в дупло несёт мягкий мох, веточки деревьев.
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам в гости пришла белочка. Белочка вам будет задавать вопросы, а вы слушайте их внимательно и отвечайте.
Белка: Ребята, где я живу?
Ответы детей: в лесу, в дупле
Белка: Ребята, а какое я животное?
Ответы детей: лесное
Воспитатель: Давайте рассмотрим нашу белочку. Ребята, скажите, из каких частей состоит тело у белочки?
Ответы детей: мордочка, передние и задние лапки, туловище, хвост
Воспитатель: Чем покрыто тело белки?
Ответы детей: шерстью
Воспитатель: Какая у белки шёрстка?
Ответы детей: рыжая, пушистая, тёплая, бархатная, лохматая
Воспитатель: Какие уши?
Ответы детей: маленькие, пушистые
Воспитатель: Какие глаза?
Ответы детей: круглые, чёрные
Воспитатель: Какой нос?
Ответы детей: чёрный, маленький.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какой у белочки хвост!
Воспитатель: Какой хвост?
Ответы детей: пушистый, рыжий, большой, пышный.
Воспитатель: Это самая большая драгоценность любой белки. Белки ежедневно ухаживают за своим хвостом, расчесывают его лапками и чистят. Не только потому, что хотят красиво выглядеть. Хвостик для белки – это надежный парус. С его помощью белки перепрыгивают с дерева на дерево. А еще переплывают реки. Представляете, они расправляют свои хвосты, ловят ветер и плывут.
Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру «Какая наша белочка?». А поможет нам в этом наша белочка, вы будете передавать ее друг другу и называть слова, характеризующие белочку.
Игра: дети передают друг другу белочку и называют слова, характеризующие белочку.
Ответы детей: быстрая, коричневая, шустрая, пугливая, смешная, озорная, пушистая, маленькая, смешная, запасливая, красивая, задиристая, ловкая, деловая, игривая и т.д.
Воспитатель: Ребята, а кто мне расскажет какая белочка?
Ребенок выходит к доске. (рассказ ребенка про белочку)
Белка лесное животное потому, что она живёт в лесу, шёрстка у белки рыжая, пушистая, мягкая, глазки у белки маленькие чёрные, ушки остренькие, передние лапки у белки короткие, а задние лапки чуть длиннее, они помогают белке прыгать с дерева на дерево. Главное у белки – это её хвост, когда холодно она им накрывается, как одеялом, а ещё хост помогает белке переплывать реки. Белка озорное животное.
Учитель: Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ он называется «Белка», а написал его И. Соколов-Микитов. (Текст рассказа в приложении №1)
Учитель: Как называется рассказ?
Ответы детей: белка.
Учитель: Где живут белки?
Ответы детей: Белки живут в хвойном лесу?
Учитель: Что делали белки в лесу?
Ответы детей: Белки перепрыгивали с ветки на ветку, собирали орехи, шишки, грибы.
Учитель: А что белки делали с грибами?
Ответы детей: Летом и осенью сушат шляпки грибов, развешивая их на сучках деревьев.
Учитель: Как называется домик белки?
Ответы детей: дупло, гнездо.
Учитель: Что делают белки в дуплах?
Ответы детей: прячут пищу, прячутся от морозов, холодных ветров, воспитывают бельчат.
Учитель: Что происходит с беличьими шубками осенью?
Ответы детей: они меняют рыжую шубку на серую.
Учитель:
Послушайте стихотворение про белочку, а написал его А. Новиков.
Белка, белка расскажи
О чем задумалась в тиши.
Быть, может, ты забыла,
Где осенью орех зарыла?
Давай с тобою под сосной
Подумаем над твоей бедой.
А если это не беда?
И думаешь ты, сидя здесь одна,
Когда придет уже весна?
Когда ж она придет, когда?
Чтоб прыгать весело могла
Ты каждый день по веткам ели,
И не думать о ночной метели.
Учитель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответы детей: о зиме.
Учитель: Ребята, в конце осени белка меняет свою шубку с рыжей на серую. Это она делает для маскировки: с наступлением холодов, белку в такой шубке не заметишь.
- Запасы на зиму белка прячет в разных местах. Она запасает много орешков и грибов. Выбирает все самое лучшее: самые большие и крепкие грибы, целые орешки. А еще белка запасает желуди. Все это белка прячет в разные дупла или землю.
- Белка выкапывает поглубже ямку, аккуратно в нее складывает свои запасы, закапывает и сверху набрасывает листочков.
- Этими запасами белка питается зимой, но часть запасов остается не съеденными.
- Как вы думаете, что с ними произойдет?
Ответы детей: орешки прорастут, и благодаря белкам, появятся новые деревья)
- Ребята, чем же еще питается белка зимой?
Ответы детей: Белка может употреблять в пищу сосновые шишки, их которых она достает вкусные питательные семена.
Воспитатель: Ребята, а какое, сейчас время года?
Ответы детей: осень.
Воспитатель: Правильно, ребята, осень, но она поздняя. Белочки все готовятся к зиме. Давайте нашей белочке поможем приготовиться к зиме. Поможем собрать ей шишки.
Эстафета «Кто быстрее соберет шишки для белочки»: Дети делятся на две команды. Чья команда быстрей соберет шишки.
Рефлексия
Учитель: Ребята, что нового вы узнали о белке?
Ответы детей: где живет белка, как белка обустраивает свой домик, как белка готовится к зиме.
Молодцы, ребята. Теперь вы знаете еще больше о жизни белки.
Текст рассказа «Белка» И. Соколов-Микитов.
Кто из вас, кому приходилось бывать в лесу, не видел этого лёгкого и проворного зверька? Идёшь по лесной тропинке, собираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий чекочущий громкий звук. Это играют, резвятся на дереве весёлые проворные белки. Можно долго любоваться, как гоняются они друг за дружкой, носясь по сучьям и по стволу дерева, иногда вниз головою.
Белки никому не причиняют вреда. Зимою и летом живут белки в хвойных лесах. На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов, ловко нанизывая их на голые ветки деревьев. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. Сидя под деревом в глухом лесу, я увидел однажды скакавшую по земле рыжую белку. В зубах она несла большую тяжёлую гроздь лесных спелых орехов. Белки умеют выбирать самые спелые орехи. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.
Обычная пища белок – семена хвойных деревьев. В лесу на снегу под деревьями можно видеть зимою шелуху разгрызенных белками еловых и сосновых шишек. Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро-быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень.
В зависимости от урожая сосновых и еловых шишек белки кочуют на большие расстояния. В пути они переплывают широкие реки, ночами пробегают через многолюдные города и посёлки. Плывущие по воде белки высоко задирают пушистые хвосты. Их можно увидеть издалека.
Белок можно легко приручить и держать в неволе. Некогда у меня был приятель, археолог и книголюб. В его большой комнате жила проворная весёлая белка. Она доставляла много забот и хлопот хозяину-книголюбу. Без устали носилась она по книжным полкам, случалось, грызла переплёты дорогих книг. Пришлось посадить белку в проволочную клетку с широким вращавшимся колесом. По этому проволочному колесу белка носилась неутомимо. Белкам нужно постоянное движение, к которому они привыкли в лесу. Без такого постоянного движения, живя в неволе, белки болеют и умирают.
Осенью и весною белки линяют. На лето они одеваются в лёгкую рыжую шубку, поздней осенью эта рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. Белки строят уютные, тёплые и прочные гнёзда, похожие на сплетённые из тонких ветвей закрытые домики. Домики эти обычно строятся в развилинах густых и высоких хвойных деревьев, с земли их трудно увидеть. Внутри домик белки покрыт мягкой подстилкой. Там белки выводят и выкармливают маленьких своих бельчат. Самым грозным врагом белки является куница. Сильные и злые куницы беспощадно преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют гнёзда...
Совсем недавно, прошлой зимою, у окна нашего лесного домика каждый день появлялись две белки. Мы выбрасывали в форточку на снег небольшие кусочки чёрного хлеба. Белки подхватывали их и взбирались на росшую под окном густую тёмную ёлку. Усевшись на сучок, держа в передних лапках кусочек хлеба, они быстро съедали его. С нашими белками часто ссорились сероголовые галки, всякий день прилетавшие под окно нашего домика, чтобы полакомиться приготовленным для них угощением. Проходя однажды тропинкой в лесу, жена увидела знакомую белку с хлебной коркой во рту. Она удирала от двух настойчиво преследующих её галок, старавшихся отнять хлеб.
Удивительно красивы следы белок в лесу на только что выпавшем чистом снегу. От дерева к дереву чётким и лёгким пушистым узором тянутся эти следы. Белки то перебегают от дерева к дереву, то взбираются на вершины, покрытые тяжёлыми гроздьями шишек. Распушив лёгкий хвост, они, стряхивая снежную навесь, легко перемахивают с ветки на ветку соседних деревьев.
В сибирских лесах иногда встречаются белки-летяги. У этих маленьких лесных зверьков между передними и задними ногами есть лёгкая перепонка. Они легко перескакивают, как бы перелетают с дерева на дерево. Мне только однажды удалось видеть белок-летяг в наших смоленских лесах. Они жили в глубоком дупле старого дерева. Там я их случайно обнаружил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром" "В гостях у Ириски"
Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром-создание условий для получения ребенком целостного представления о мире,возможностей для максимального творческого...
конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "В гости к бабушке"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке »...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у бабушки Федоры"".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у бабушки Федоры". Вводное в лексическую тему "Посуда". Старшая группа....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у бабушки Маланьи"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " В гостях у бабушки Маланьи"...
Конспект НОД ознакомление с окружающим миром "В гости к лесным жителям"
Данный конспект поможет расширить представления детей среднего дошкольного возраста о жизни лесных животных....
КОНСПЕКТ ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«В гости к леснику»
Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной.Задачи: Развивать у детей логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. «В гости к весне»
Цель: Закрепить представления о признаках весны, перелетных птицах....