Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у бабушки Маланьи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рыбакова Ирина Юрьевна

Конспект  занятия  по ознакомлению с окружающим миром " В гостях у бабушки Маланьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_russkoy_izboy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«В гостях у бабушки Маланьи» (подготовительная группа).

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга,  ухват,  чугунок,  горшок, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят«В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

                Воспитатель: - Любили люди в старину и поиграть.

                (игра «Маланья»)

У Маланьи у старушки          (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку.)
Семь сыновей,                        (Показать семь пальцев.)
Все без бровей,                       (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,             (Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими носами             (Показать длинный нос  пальцами.)
Вот с такими усами,              (Очертить пальцами длинные “гусарские” усы.)
Вот с такой головой,             (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!            (Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели,             (Одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.)
На Маланью все глядели,    (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…          (Дети показывают загаданные действия.)

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

  • Если в печи жарко – значит, будет варка.
  • Что есть в печи всё на стол мечи.
  • Гости на печь глядят, видно, каши хотят.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
  • Не печь кормит, а руки.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись.

- Какие же предметы еще находились в русской избе?

 Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает,

 кипяточек наливает (самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

 «Новая посудина,

а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили 

  • Запасливый гость без ложки не ходит
  • Красна ложка похлёбкой а не сухая
  • Дорога ложка к обеду
  • Не чего жевать так дайте ложку полизать
  • Был бы обед, а ложка сыщется.

 «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра…(коромысло).

(Рассказ воспитателя о коромысле)

- В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.

Коли народ невесел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора.

Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Золотые Ворота»

Ребята, мы познакомились со старинной русской избой.

               Игра «Что было, что стало?»:

Сейчас Дом - а была - изба

Сейчас Плита - а была - печка

Сейчас Чайник - а был - самовар

Сейчас Кастрюля - а была - чугунок

Сейчас Шкаф - а был - сундук

 Тары- бары – растабары выпьем чай из самовара с сухарями сушками, со сладкими ватрушками. Вручает корзину с ватрушками, дети  пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"

Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у осени"

Конспект совместного с родителями занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у осени" для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В гостях у сказки» во второй младшей группе №5 ОНР

Знакомство  с народным творчеством на примере русской народной сказки...

Занятие по ознакомлению с окружающим "В гости к бабушке Маше"

Если кому то понравится моё занятие буду рада....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гости к осени"

ОО "Познавательное развитие " НОД  "В гости к осени"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гости к белочке"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гости к белочке"...