Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у бабушки Маланьи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " В гостях у бабушки Маланьи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_izboy.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«В гостях у бабушки Маланьи» (подготовительная группа).
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Воспитатель: - Любили люди в старину и поиграть.
(игра «Маланья»)
У Маланьи у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку.)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)
Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими носами (Показать длинный нос пальцами.)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные “гусарские” усы.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия.)
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
- Если в печи жарко – значит, будет варка.
- Что есть в печи всё на стол мечи.
- Гости на печь глядят, видно, каши хотят.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
- Не печь кормит, а руки.
Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись.
- Какие же предметы еще находились в русской избе?
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает,
кипяточек наливает (самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина,
а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили
- Запасливый гость без ложки не ходит
- Красна ложка похлёбкой а не сухая
- Дорога ложка к обеду
- Не чего жевать так дайте ложку полизать
- Был бы обед, а ложка сыщется.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
(Рассказ воспитателя о коромысле)
- В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые Ворота»
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой.
Игра «Что было, что стало?»:
Сейчас Дом - а была - изба
Сейчас Плита - а была - печка
Сейчас Чайник - а был - самовар
Сейчас Кастрюля - а была - чугунок
Сейчас Шкаф - а был - сундук
Тары- бары – растабары выпьем чай из самовара с сухарями сушками, со сладкими ватрушками. Вручает корзину с ватрушками, дети пьют чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"
Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у осени"
Конспект совместного с родителями занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у осени" для детей с нарушением слуха....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В гостях у сказки» во второй младшей группе №5 ОНР
Знакомство с народным творчеством на примере русской народной сказки...
Занятие по ознакомлению с окружающим "В гости к бабушке Маше"
Если кому то понравится моё занятие буду рада....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Фенички"
конспект занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гости к осени"
ОО "Познавательное развитие " НОД "В гости к осени"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гости к белочке"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гости к белочке"...