Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности "Волшебные превращения воды"
план-конспект занятия по окружающему миру
Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы в выборе партнеров экспериментальной деятельности, используя личный опыт и представление об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt.docx | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Тема: "Волшебные превращения воды".
Возрастная группа: дети 6-го года жизни (старшая группа).
Форма НОД: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Учебно-методический комплект:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
2. УМК программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.А. Комаровой, М.А. Васильевой.
3. Парциальная программа О.В. Дыбиной "Ребенок в мире поиска": - М.: Творческий Центр - Сфера, 2005.
Средства:
наглядные: коробка с сюрпризом, картинки с изображением состояния воды, схемы, тучки, капельки, слайды «Свойства воды»;
мультимедийные: ноутбук;
литературные: С.Я. Маршак "Загадки в стихах и картинках";
музыкальные: фоновая музыка, музыка воды, аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрина.
Материалы и оборудование: стаканы для опытов, прозрачные стаканы на каждого ребенка, пластмассовые ложечки, чайник, блюдца с кусочками льда, салфетки, значки голубого и желтого цвета.
Цель: Создать условия для знакомства детей шестого года жизни со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие:
Развивающие: - развивать интерес к экспериментированию;
Воспитательные:
| - Создание условий для проявления детьми инициативы на основе личного опыта и индивидуальных интересов детей. - Создание условий для поддержки значимости детских достижений в процессе познавательно-исследовательской деятельности. - Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы в выборе партнеров экспериментальной деятельности, используя личный опыт и представление об окружающем мире. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап | -Здравствуйте, ребята! -Мне по секрету сказали, что в детском саду "Солнышко" в старшей группе самые любознательные дети. - Я, ученый из Российской академии наук, со своим помощником – лаборантом, прибыл познакомиться с вами. - Привез вам коробку с сюрпризом. - Хотите узнать, что в этой коробке? Я вам подскажу. | Педагог создает приветливую, доброжелательную атмосферу для дальнейшей деятельности детей. |
| Дети заинтересованы в происходящем, включаются в деятельность. |
2. Этап актуализации знаний | - Ребята, отгадайте загадки: -В морях и реках обитает, -Если руки наши в ваксе, -Мы говорим: она течёт; | Задает вопросы. Выслушивает ответы детей. Стимулирует детей к речевой активности.
Педагог обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов. | Дети отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. Сосредотачивают свое внимание.
Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы. Выражают собственные мнения. Вступают в речевое взаимодействие. | Дети имеют представления по данной теме, высказывают свои суждения. Умеют делиться своими впечатлениями со взрослым. |
3. Целеполагание | -Сегодня я хочу вам рассказать интересную историю (садимся на ковёр). Случилась эта история на одном маленьком острове. Однажды там пропала вода. Не осталось ни одной капельки! -Как вы думаете, хорошо ли жить без воды? (Плохо) -Кто не может жить без воды? (Люди, растения…) -Почему? (Невозможно приготовить еду, попить, постирать…) -Люди на острове спрашивали друг друга: «Куда же исчезла вода? Что случилось?». Но никто не мог дать ответа. На том острове, высоко в горах, жил один мудрый старик. Он спустился к людям и проговорил к ним такие слова: Родник иссяк, ручей ослаб, А вы из крана — кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду зря, зря, зря. И вот прошло немного лет —И нет водицы — нет, нет, нет! -И тогда люди догадались, в чём дело. А вы догадались, почему от людей ушла вода? (Они не берегли её.) -Тогда люди на том острове попросили прощения у воды, и она к ним вернулась. Чтобы беречь воду, нужно не только заботиться, но и многое знать о ней. -А ведь мы с вами уже немало знаем о воде. Не правда ли? Ведь у нас в группе вы каждый день пьете чистейшую воду из подземных источников. Она намного полезнее обычной воды из обычного крана. Называется она — бутилированная вода. -Я предлагаю собрать Учёный Совет и рассказать о том, какую пользу и какой вред приносит вода. Сейчас вы разделитесь на две группы. Дети, у которых значки голубого цвета, посовещаются и расскажут о том, какую пользу приносит вода. А те дети, у кого значки желтого цвета, о том, какой вред может принести вода (дети в подгруппах совещаются, а затем выступают представители от каждой команды). -Ребята, а вы хотели бы узнать о воде что-нибудь новое, интересное? (Да.) -Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы узнать, какой бывает вода. | Рассказывает историю, задает вопросы. Заинтересовывает детей. Способствует самостоятельному выбору детей, предлагает принять решение путем совместных обсуждений, стимулирует интерес детей к деятельности, комментирует высказывания, выражает восхищение. | Слушают рассказ, подключаются к обсуждению. Дети делятся на 2 команды по выбору или интересу. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг к другу. Составляют рассказ, выражают свои суждения, рассказывают о чувствах. Дети выслушивают друг друга, соглашаются, Рассуждения детей. | Дети смотивированы и готовы к путешествию. Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Умение делать свой выбор и его аргументировать. Связные рассказы детей, диалог.
|
4. Этап планирования деятельности | -Ребята, сегодня мы с вами не только говорим о воде, но и будем проводить опыты. Мы отправимся с вами в лабораторию. Давайте вспомним, как нужно себя вести в лаборатории? (Не толкаться, громко не разговаривать, не мешать друг другу.) -Молодцы, ребята! -Чтобы движения ваших рук были точными и ловкими, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику. -В море бурном, в море синем Быстро плавают дельфины. Не пугает их волна, Рядом плещется она. Выплывает с моря кит И дельфинам говорит: Вы, дельфины, не шумите, Рыбку быструю ловите. Раз, два, три, четыре, пять —Надо рыбкам уплывать. | Напоминает правила.
Показывает последовательность действий, проговаривая текст. | Проговаривают правила.
Выполняют движения согласно тексту, проговаривая текст. | Умение действовать по инструкции. Разминка мышц рук. |
5. Деятельность и действия детей Опыт №1 Опыт №2 Динамическая пауза "Как приятно в речке плавать" Опыт №3 Опыт №4 | - Я – ученый лаборатории. А вы хотите тоже быть учеными? - А ученые не верят словам и картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты. Мы сегодня увидим три состояния воды. -А вы знаете, где работают ученные? - Сейчас вас, как маленьких ученных я приглашаю в лабораторию, где решаются разные задачи. «Ученый» ведет детей в лабораторию и знакомит с «лаборантом». Лаборант: - Здравствуйте, ребята! Это моя лаборатория. - Мы занимаемся исследованиями воды. (переливает воду из стакана в стакан) - Какая вода, если ее можно перелить? Исследуем жидкую воду. - Как вы думаете, вода имеет цвет? - А как можно узнать, что она без цвета? - Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду? - Что можно сказать о воде, какая она? - Вода бесцветная, прозрачная. - Узнаем, имеет ли вода вкус. - Возьмите по стаканчику с водой, и ложечкой попробуйте воду. - Что вы можете сказать? (у воды нет вкуса) - А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар по желанию. - Какой стала вода на вкус? (сладкая, соленая) - Таким образом, у воды нет своего вкуса. Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут. - Но, прежде чем проведем следующий опыт, предлагаю поиграть. -Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Показать детям кусочки льда. - Ребята, что это такое? - Когда вода превращается в лед? Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду. - Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку. -Что с ним стало? -Почему это произошло? - А если снова вынести воду на холод, что будет? - Значит, какой вода может быть? Твердая – лед. - Вы сегодня уже посмотрели опыты. - Но не все опыты бывают безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых. - Посмотрите, я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой? - А сейчас я прикрою кружку блюдцем, посмотрим, что же произойдет. Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки. - Проведите пальцем по блюдцу, Что это? (вода) - Значит, мы можем сделать вывод: пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая, и находится в форме пара, газа. - Мы сегодня многое узнали о воде. И все- таки, какая бывает вода? | Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.
Стимулирование детей к умозаключениям. Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов. Привлекает детей к игре. Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы. Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Эмоционально вовлекает в слушание и в эксперимент. Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и убедиться, что это вода. | Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог. Принимают активное участие в деятельности. Предлагают варианты решения проблемы Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.
Проявляют изобретательность при решении проблемы. Проявляют способность к критическому мышлению; делают самостоятельный выбор. Активно играют, выполняют движения. Учатся через познание окружающего мира, делают открытия. Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение. | Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Доводит начатое дело до конца, работает в общем ритме. Умеет наблюдать, экспериментировать. Умеет делать логические выводы и сравнения. Проявляет речевую активность.
Проявляет интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование). Может планировать свои действия в исследовательской деятельности для достижения цели. Делает элементарные умозаключения и выводы. |
6. Рефлексия | - Что нового вы узнали?
- У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в нашей лаборатории, то возьмите белую капельку и поместите ее на белое облачко, а если не понравилось, возьмите черную капельку и поместите ее на синее облачко. | Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления. Обсуждение с детьми. | Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах.
| |
7. Открытый конец | Показ глобуса. - Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет) - Оказывается, воды на земле становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь. - Скажите, как мы ее можем сберечь? (закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать сильный напор воды и т.д.) - А что нельзя делать, чтобы сохранить водоемы, реки чистыми? (нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.) -Ребята! Предлагаю вам поделиться своими новыми знаниями с родителями, рассказать им о свойствах воды. Поэкспериментируйте дома вместе с ними еще раз. -Вы согласны? -Подумайте, а что будет с нашей планетой, если вся вода на ней закончится? -Всего доброго! | Привлекает детей к обсуждению. Выслушивает ответы детей. Предлагает детям провести эксперименты с водой дома вместе с родителями. Советует детям поразмыслить на данную тему. | Самостоятельно решают дальнейшую деятельность. Выражают эмоции. Самостоятельно решают дальнейшую деятельность. | Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач. Проявляют интерес к данной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей седьмого года жизни
НОД по экологическому образованию в сташей грумме МБДОУ...
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"
Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"...
конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"
конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...
КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».
Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной двигательной деятельности с детьми 6-7 лет.
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной двигательной деятельности с детьми 6-7 лет....
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков...