Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_zanyatiya._istoriya_vozniknoveniya_kukly.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: История возникновения куклы
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Технология Познавательно – исследовательская деятельность
Форма путешествие по «реке времени».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой, Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Планируемый результат: Дети проявляют познавательный интерес; сотрудничают, самоутверждаются в процессе группового взаимодействия, умеют работать в группе. Дети запоминают материал, опираясь на зрительную память; умеют логически рассуждать; активно говорят вступают в диалог с воспитателем.
Цель: Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей появления и развития кукол.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга. Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками. Развивающие задачи: Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация) развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.). Обучающие задачи: Сформировать представления о видах кукол, материалах изготовления и их свойствах процессе путешествия по реке времени. | Воспитывать у Даши М. , Вани С., Иры Т. умение работать в группе, уважать мнение друг друга. Развивать у Кирилла О., Оли Б. умение отвечать полным предложением. Закреплять умение у Матвея Б. вести диалог. Продолжать формировать навыки диалогической речи у Романа К. Совершенствовать активную речь у Насти Ч. Формировать умения подбирать сравнения у Оксаны У. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• содействие и сотрудничество детей и взрослых.
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
• формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
• создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
• воспитание через взаимодействие;
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Средства:
наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал (бутылка с небольшими картинками с изображение кукол разных временных эпох; картинки деталей куклы и аксессуары);
Предметные: голубое полотно, бинокль, штурвал, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, куклы-пупсы, кукла «Барби», куклы говорящие.
мультимедийные: компьютерная презентация «История возникновения куклы»
музыкальные: звуковые эффекты (звуки морской волны и крик чаек, песня «Море волнуется раз»).
Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание предмета, показ иллюстраций; практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения; игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | Ребята, сегодня, по пути в детский сад, я зашла на почту, где получила посылку от своей бабушки, у которой летом я гостила в деревне. В этой посылке была вот эта коробка, которую, я нашла на самом верхнем этаже дома – чердаке. Коробка оказалась в пыли, мне стало любопытно, что в ней находится, а вам интересно, что в коробке? Как, вы считаете, что находится в коробке? Воспитатель предлагает, рассмотреть коробку детям (коробка пыльная, прямоугольной формы, легкая и т.д). Давайте поскорее откроем ее. (Достают из посылки тряпичную куклу - оберег). | Ведет диалог с детьми, обращая внимание на посылку. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения. | Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II. Постановка целей исследования | Ой, ребята, а что это? Верно, это кукла (тряпичная кукла – оберег). В такие куклы играли наши прабабушки. Ребята, а вам нравится такая кукла, а как вы думаете, она отличается от кукол, в которые вы сейчас играете? Куклы того, давнего времени очень отличались от наших современных кукол. А вы хотели бы узнать в какие еще куклы играли люди, давным – давно? Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы узнать прошлое куклы? Кто хочет отправиться вместе со мной? А путешествовать мы с вами отправимся по реке времени. | Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Побуждает к постановке цели исследования. | Озвучивают знание и жизненный опыт. Дети формулируют цель путешествия, добровольно присоединяются к деятельности. | Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. Формулирование цели деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами | А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас многоэтажные дома. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах. Ребята, чтобы очутиться в далёкой старине, на чем можно отправится по реке времени? (дети перечисляют транспортные средства) Ребята, посмотрите у стен нашего детского сада пришвартовалась «Бригантина», я предлагаю вам сесть на наш корабль вы согласны, и вместе со мной-капитаном отправиться в путешествие. Отдать швартовый, полный вперед! (Шум волны, дети выполняют покачивания). - Путешествие нас ждет, река времени несет. - В древности мы побываем. Много нового узнаем. -Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь! Интересно, что мы узнаем здесь? - Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности. (Перед, детьми макет пещеры. В которой жили люди в древности) -Давайте рассмотрим, как выглядели люди, какое у них было жилище и в какие игрушки они играли. (Рассматривают и обсуждают) - Давным –давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок дети играли деревянной куклой. Вот такой. (Педагог показывает деревянную куклу) -как вы считаете, интересно играть такой куклой? -Да, она совсем не похожа на современную куклу. Чем она отличается от современной куклы? ( педагог обобщает ответы детей). У нее нет ни рук, ни ног, она не улыбается, она не красочная. Тело этой куклы не похоже на тело ребенка, потому что она твердая. Вот человек и придумал другую-соломенную. ( Педагог, показывает соломенную куклу) -Сначала собирали солому. Затем заваривали, чтобы она стала мягкая, эластичная, и блестящая, а уж потом ее скручивали, связывали и украшали. Ребята, а такой куклой интересно было играть? (рассуждения детей) - Что вы чувствуете, прикасаясь к этой кукле, какая она?
Давайте еще раз повторим, в какие куклы играли в древности. (показ слайда) -Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. - Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания) - Путешествие нас ждет, река времени несет. - В старине мы побываем. Много нового узнаем. - И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине. (Рассматривание русской старинной избы, рядом лежит кусок глины. - А, что это такое рядом с домом? - Вот ребята спустя много лет, человек догадался что можно добывать глину, и помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например? (дети озвучивают). -Правильно, а для любимых детей лепили кукол. (глиняная кукла) -Вот такие глиняные куклы раскрашивали угольками. Вскоре придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками. В каждой губернии (области) были свои мастера, которые раскрашивали этих кукол по - разному. (Показ дымковских, филимоновских, гжель). Они стали яркие и красивые. Но если случайно уронит глиняную куклу, то она легко может разбиться, потому что эти куклы хрупкие и не прочные. Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения и хранятся в музеях и выставочных залах. – А как вы думаете, ребята, что может произойти с глиняной куклой, если на нее попадет вода? (ответы детей) - Давайте проверим. Опустим куклу в воду, что происходит с красками? (ответы детей) -Верно, они растекаются, вся краска с куклы, стекает, растворяется. Глина размокает и кукла рассыпается. - После придумали другую куклу-тряпичную (лоскутная кукла) -Как вы считаете почему она так называется? Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать-это значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. - Как вы считаете, чем хороша тряпичная кукла? (рассуждения детей: мягкая, теплая, уютная). -Так и хочется прижать ее к себе, как маленького ребенка. А еще, ребята, люди шили кукол- обереги и дарили их своим близким, чтобы куклы оберегали от болезней и несчастья. (Рассматривают кукол старины) Эксперимент – Вот ткань, я из нее хотела сшить куклу, как вы думаете, если ткань намочить, что с ней произойдет? (ответы детей: ткань намокнет, станет сырой и т.д) - Правильно, ребята, ткань быстро промокнет. А как вы считаете, что могло произойди с куклой, если ребенок гулял в дождливую, грязную погоду? (ответы детей) -Верно, она быстро намокала и пачкалась. Поэтому часто приходилось шить новых кукол.
-Ну, что продолжим наше путешествие. Все на борт! Отдать швартовый! - Путешествие нас ждет, река времени несет. - В современном мире мы побываем. Много нового узнаем. -Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь! -Вот наша следующая остановка. Как вы считаете, где мы очутились? ( Бытовые атрибуты: компьютер, телефон, мягкая мебель, куклы современной жизни). -Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо. Давайте рассмотрим какими куклами играют современные дети? (показывает кукол) - Давайте посмотрим, из каких материалов они изготовлены (Дети высказывают свои предположения: пластмассовые, резиновые). Вывод кукла красивая, яркая, прочная. -Правильно ребята, вот такие куклы существуют в наше время. Потому, что много лет спустя человек изобрел пластмассу, резину, искусственные волосы, научился изготавливать электронные механизмы. Поэтому наши куклы могут плакать, говорить, ходить. Их можно купать переодевать и даже кормить. У них сгибаются руки, ноги, покачивается голова. Что можно делать с этой куклой? (купать, выносить с собой на прогулку и т.д.) - Ребята, интересный путь мы с вами проложили? - Давайте вспомним где мы были? -Ну, а теперь пора возвращаться, чувствую надвигается шторм, нужно поторопиться. (Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз») | Разворачивает бумажную ленту. Показывает метки – символы обозначающие время.
Вовлекает детей в совместное планирование. Способа передвижения. Актуализирует цель деятельности. Рассматривает вместе с детьми, макета. Предоставляет возможность высказать версии детям. Педагог организует обследовательскую деятельность детей Мотивирует детей к размышлению Делится информацией. Предлагает детям сделать вывод. Использует технические средства Поддерживает познавательный интерес Использует наглядные средства Знакомит с термином «кукла-оберег» Использует наглядные средства Побуждает детей к высказыванию.
Предлагает рассмотреть. Вовлекает в экспериментальную деятельность. Проявляет уважение к детским высказыванием. Активизируют высказывания детей.
Предлагает сделать вывод. Поощряет детей. Комментирует высказывания | Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания.
Делятся впечатлениями, договариваются друг с другом, принимают совместное решение. Предлагает способ действия. Дети рассматривают, обследуют. Сравнивают, делают вывод с помощью педагога. Воспринимают рассказ педагога. Участвуют в диалоге. Слушают Экспериментируют, делают выводы. Выражают собственные мысли. Наблюдают за преобразованием. Выражают собственные чувства. Демонстрируют физическую активность | Проявление интереса к истории куклы. Умение делать логические выводы; Обогащение словарного запаса по теме. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». | (Шум волны, педагог замечает бутылку) Что за бутылка у нас на пути? Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки кукол разных времён.) Педагог предлагает детям объединиться в пары. - Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару. Кто разложит картинки с изображением кукол древних времен, старины, современного мира? - Давайте, эти все картинки разложим на реке времени. Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли. | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. | Дети сортируют предметы на реке времени. | Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | Какая река времени у нас получились! Какие куклы самые удобные? Почему? (рассуждения детей). - Посмотрите ребята, а на реке ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, в будущем наши куклы изменятся? Какие они будут? Современное время – это время робототехники. Человек придумывает использования роботов в разных видах деятельности. -Давайте, попробуем собрать кукол будущего- роботов. У вас на подносах лежат бумажные детали и если вы приложите свое воображение и творчество, то сможете создать образ куклы-будущего. Давайте объединимся на три группы и посмотрим, каких кукол создаст каждая группа. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свою работу. Мотивирует детей поделиться на группы. Даёт поручение, ставит задачу. Наблюдает за самостоятельной работой детей | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. Самостоятельно выполняют поставленную задачу | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы; . |
VI и VII этапы Показ ленты времени в группе. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | Самостоятельная деятельность (Рассматривают кукол будущего на реке времени) | Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей. Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории возникновения куклы. | Выставляют на всеобщее обозрение свои работы | Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом |
Открытость | Как мне понравилось с вами путешествовать! - Вы были отличными матросами. Кому бы вы хотели показать реку времени? Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии? Какими куклами играли ваши мамы, бабушки, прабабушки? Какие куклы есть у вас дома? Хотите научиться делать тряпичных кукол? (ответы детей) - А, это мы с вами научимся делать завтра. В будущем, я предлагаю в нашей группе создать музей кукол.
| Инициирует общее обсуждения. Комментирует высказывания.
| Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. | Оценивание процесса деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей седьмого года жизни
НОД по экологическому образованию в сташей грумме МБДОУ...
конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"
конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...
КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».
Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности "Волшебные превращения воды"
Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы в выборе партнеров экспериментальной деятельности, используя личный опыт и представление об окружающем мире....
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков...
Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет (Звуки АУИО)
Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков....