КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Возрастная группа: старшая.
Технология: «Путешествие по реке времени».
Форма организации: подгрупповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_reka_vremeni.doc | 64.5 КБ |
reka_vremeni.pptm | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «История жилища наших предков».
Возрастная группа: старшая.
Технология: «Путешествие по реке времени».
Форма организации: подгрупповая.
Средства:
- Мультимедийные: флипчарт «История жилища»,
- Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).
Задачи деятельности:
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
- обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;
- развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
- развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Воспитательные:
- Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ
- Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
- Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
- Воспитывать заботливое отношение к своему дому;
Обучающие:
- Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.
- Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.
Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 год. Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»
Предварительная работа: создание семейного генеалогического древа.
Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу. А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое? Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? Ты Настя за что любишь свой дом?.. - Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. У меня тоже есть папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков). | Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем.
| Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II. Постановка целей исследования | Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать. Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее. А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое. Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад). Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад и посмотреть как и где жили наши с вами предки. Нас ждут удивительные приключения. | Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Вовлекает детей в совместное планирование. | Озвучивают знание и жизненный опыт. | Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. Формулирование цели деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами | А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся. Посмотрите, вот первая остановка, называется «Древность». - Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня. Ребята, а вы знаете, что наши предки не умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем. Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо. А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков. Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером. Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. Садимся в лодку. И наша следующая остановка «Старина» Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу? Вот и эти иллюстрации тоже относятся к остановке «Старина». Хлеб сеяли вручную, пахали на лошадях, жали хлеб серпами. В то время электричества не было, освещали жилье свечами, керосиновыми лампами. Ребята, а какие народные игры вы знаете? Я предлагаю сыграть в игру «Горелки» Правила игры «Горелки» «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят!» Дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой «ручейком». Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка». Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей. Отправляемся дальше. -Вот наша следующая остановка «Наше время» т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники. Физминутка «Дом». У каждого домика обязательно должны быть пол, потолок, стены. Услышав слова - команды, ребенок выполняет следующие упражнения: пол – приседает; потолок - тянется вверх; стены - разводит руки в стороны; Ну что нам пора дальше, садимся в лодку. | Открывает флипчарт «История жилищ» Предлагает способ действия Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране. Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы. Обсуждает вместе с детьми. Предоставляет возможность всем высказать свои версии Объясняет правила игры. Даёт детям сделать вывод. | Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания. Делятся впечатлениями, задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом, принимают совместное решение. | Проявление интереса к истории жилищ, к тому как жили их предки. Умение делать логические выводы; Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка картинок на экране «река времени». | Ребята обратите внимание на экран, что изображено. Правильно наша «река времени» и различные картинки. - Давайте, эти все картинки разложим на нашей реке времени. Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Можно, наша группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», а вы выбираете те картинки, которые относятся к «старине». А третья что? Правильно, а третья, то, что относится к нашему времени. Разместим картинки на ту остановку времени, где они возникли.
| Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. | Дети располагают предметы на «реку времени». | Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | Какая лента времени у нас получилась! Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то я узнала, как жили мои предки. А вы что узнали? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени? Я предлагаю сделать фото нашей «реки времени», чтобы вы могли показать её своим друзьям и родственникам и рассказать о том какое раньше было жилище у ваших предков. Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, а какие дома будут в будущем? -Давайте попробуем придумать какие дома будут в будущем. В каких домах будут жить ваши дети. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место. Предлагает детям различные изобразительные материалы. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы; . |
VI и VII этапы Показ ленты времени в группе. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности |
| Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории жилища. | Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «В гости к кукле Кате»
Возрастная группа: Первая группа раннего возрастаФорма НОД: познание +физическая культураФорма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) - подгрупповаяУчебно-методический комплект:...
Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Весенние цветы.
конструкт для детей средней группы по технологии эмоционально-чувственное погружение...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Помоги Незнайке Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) Форма НОД: экспериментирование
конструкт по эксперементальной деятельности в средней группе детского сада...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Пасхальные яйца Курочки Рябы»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема: «Пасхальные яйца Курочки Рябы»Данный конспект направлен на освоение детьми нетрадицио...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Путешествие по весеннему лесу»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема: «Путешествие по весеннему лесу»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Тема (проект. событие): «Заколдованный сундук»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Тема (проект. событие): «Заколдованный сундук»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): «Зимушка зима»
Технологическая картаорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): «Зимушка зима»...