Тема « О правах — играя»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности ознакомление детей с окружающим миром с детьми старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 123
Конспект образовательной деятельности ознакомление детей с окружающим миром
с детьми старшей группы.
Тема « О правах — играя»
Подготовила:
Воспитатель Мельникова Ольга Владимировна
Калининград, 2019 г.
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «О правах — играя»
Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с основным документом по защите прав ребенка- «Конвенцией о правах ребенка». Формировать у детей представление о праве ребёнка на отдых, на медицинское обслуживание, семью, жильё, имя, образование. Способствовать развитию правового сознания и нравственных проявлений.
2. Развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать у детей чувство уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброту, отзывчивость, любви к семье.
Предполагаемый результат:
1. У дошкольников сформируются первоначальные правовые знания о Конвенции ООН о правах ребёнка.
2. Сформируется понимание важности соблюдения прав детей и человеческого достоинства.
3. У детей разовьются такие качества, как уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброта, отзывчивость, любовь к семье.
4. Сформируются предпосылки к учебной деятельности.
Предварительная работа: чтение литературных произведений: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Три поросенка», «Приключение Буратино», «Мойдодыр»; чтение и разучивание пословиц о дружбе, семье; беседы по теме «Права ребенка», по ОБЖ на темы: «Оказание первой медицинской помощи», «Права ребенка»; рассматривание иллюстраций по правам ребенка; просмотр презентаций на тему «Конвенция по правам ребенка»; с/р игры «Семья», «Школа», «Детский сад», «Больница».
Материал и оборудование: ноутбук, книга «Конвенция о правах ребенка»; предметные картинки по определенным правам: право на отдых, право на образование, право на медицину; музыка «Детская песенка про семью»; иллюстрации по теме «Права героев в сказках».
Ход:
По извилистой дорожке Шли по миру чьи то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Дети шли знакомиться с правами.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
Дети: о наших правах
Воспитатель: Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.
В зал забегает двое детей Лиса и Петушок. Лиса тянет за собой Петушка:
Петух: Несет меня лиса
За темные леса За быстрые реки За широкие горы Кот — коток, спаси меня.
Лиса обегает круг по залу и дети преграждают им путь. Встают полукругом. Воспитатель: Ребята, что за шум, что за гам?
Дети: Петушок зовет кота на помощь…
Воспитатель: А Котика и не видно, может мы сможем ему помочь? Давайте спасем Петушка!
Дети: Лисичка не ешь Петушка, давай с нами играть наши права узнавать!
Лиса: А вы меня возьмете?
Дети: Возьмем, только отпусти Петушка!
Лиса: Так и быть, отпускаю петушка, права хочу я узнавать!
Воспитатель: Ребята, какой герой, из какой сказки зовет на помощь?
Дети: Петух из сказки «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: Что хотела плутовка лиса сделать с петушком?
Дети: Она хотела его съесть.
Воспитатель: Какое право нарушила лиса?
Дети: Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.
Воспитатель: Вспомните, ребята, в каких сказках жизнь и свобода героев подвергались опасности?
Дети: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Три поросенка»
Воспитатель: Совершенно верно, а теперь давайте представим наших героев гостям, ведь они не просто Лиса и Петушок.
Лиса: Лиса Потрекеевна,
Петух: Петя Петушок.
Лиса: Кот-Мурлыка, пес-Барбос, Даже нашу козочку, Зовут красиво Розочка. Настя, Вика и Данила Все имеют свое …. (имя)
Воспитатель: Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении. У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя?
Дети: Чтобы отличать друг друга. Имя нужно, чтобы легче было общаться.
Воспитатель: Никто никогда не может забрать у вас имя. У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Вместе с вами растет и ваше имя. Давайте узнаем как вас будут звать, когда вы станете взрослыми! Игра с мячом «Кто кем станет?» Как будут называть нашу Катюшу? Екатериной Сергеевна, Артемку – Артем Алексеевич и т. д.
Воспитатель: Но кроме прав у человека есть и обязанности. Как вы должны обращаться к своим друзьям?
Дети: Ласково, по имени.
Воспитатель: Вы должны называть всегда друг друга по имени. Как вы думаете, кто вам дал право на жизнь и имя?
Дети: Мама, папа, родители…
Воспитатель: А кто еще помогает папе и маме заботиться о вас?
Дети: дедушка, бабушка, сестра, брат
Воспитатель: Как назвать всех людей, которые живут вместе и заботятся о малыше?
Дети: Семья!
Воспитатель: О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа. Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи?
Дети: Чтобы знать своих родственников.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире? Хлопки на счет
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать! Хлопки на счет
Папа, мама, брат, сестренка,
кошка Мурка, два котенка,
мой щегол, сверчок и я Поочередное поглаживание пальчиков
Вот и вся моя семья! Показать большие пальцы обеими руками.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, "Кто кому кем приходится" в семье!
Дети становятся в полукруг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.
1. Твоему папе он папа, а тебе?
2. Твоему папе жена, а тебе?
3. Папе он родной брат, а тебе?
4. Маме она родная сестра, а тебе?
5. Кто ты для бабушки?
6. Кто ты для своего папы?
7. Кто ты для своего братика?
8. Кто ты для своей сестры?
Воспитатель: А у детей есть обязанности в семье? Как вы думаете, какие?
Дети: Убирать за собой игрушки после игры; заправлять постель, помогать маме в уборке дома, дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Правильно. Нужно слушать советы родителей, помогать по дому маме и бабушке, относится к ним с заботой, не огорчать их необдуманными словами, упрямством. А в детском саду у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие?
Дети: Слушать воспитателя, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво себя вести за столом, убирать за собой игрушки, не мешать другим детям, уважать взрослых, не ссориться с друзьями.
Воспитатель: Совершенно верно! А теперь, рассмотрите иллюстрации к сказкам. Вспомните, как они называются. Подумайте, права каких героев были нарушены? Кто пытался нарушить эти права? (Вывешиваются иллюстрации к сказкам: "Заюшкина избушка", "Теремок") Дидактическая игра "Кто права нарушил?"
Дети: "Заюшкина избушка", Зайца лиса выселила из домика…
Воспитатель: Правильно!
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на ….(жилье)
Каждый ребёнок, как и любой взрослый человек, имеет право на жильё и забрать ваш дом никто не может. Дома мы можем чувствовать себя в полной безопасности. Но помните, что в доме с вами проживают и другие люди. Мы должны относиться к ним с уважением, соблюдать определённые правила проживания в доме:
Дети: Вытирать ноги, входя в дом; Не бросать мусор на лестнице и лестничной площадке; Не писать и не чертить на стенах; Не играть и не шуметь на лестнице, в лифте, на лестничной площадке; Не играть дома в шумные игры, не кричать, не стучать по батареям, Не включать слишком громко музыку и телевизор…
Мама работала, папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на…. (отдых)
Песня на движение «У оленя дом большой»
Воспитатель: Давайте вспомним еще одно право, а какое вы сами догадаетесь…
Сценка: «Считалка»
Ребенок: Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф, ой, ой, ой,
Умирает зайчик мой
Привезли его в больницу,
Он не хочет там лечиться.
Заяц: Не люблю я вид больницы,
Не хочу я там лечиться.
И боюсь я докторов.
Ребенок: Если дети заболели, плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач Вам поможет только….
Дети: врач
Воспитатель: Правильно, вы имеете право на лечение у врача, он всегда поможет вам, но у вас есть и обязанность - это стараться бережно относиться к своему здоровью:
Дети: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов и т.д.
Воспитатель: Вот и подошло наше знакомство с правами к концу. Какие права мы с вами сегодня повторили и узнали?
Дети: право на жизнь, право на имя…
Воспитатель: Чтобы их повторить предлагаю вам шуточную игру. Если правда – хлопаем, не согласны – топаем.
Мои права
(шутка)
У ребенка право есть
Кашу манную не есть,
Да еще просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дернуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
А что бы узнать еще больше о своих правах вот вам «Конвенция о правах ребенка»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «О правах - играя». Конспект занятия с использование компьютерной презентации в подготовительной группе
Цели данного занятия. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуваж...
Занятие на тему: «О правах – играя»
Дать детям представления об их правах.Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям....
Конспект занятия на тему: «О правах играя»
Цель. Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать ч...
Конспект НОД по правовому воспитанию в подготовительной (логопедической) группе Тема: «О правах – играя»
Знакомство детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме.Формирование элементарных представлений о своих правах и сводах.Работа по коррекции правильного зву...
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема «О правах - играя» старшая группа (5-6 лет)
Материал полезен для воспитателей ДОУ....
Конспект НОД на тему: "О правах- играя!"
Для развитие правового мировоззрения и нравственного представления у детей подготовительной группы....
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"
Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....