Тема « О правах — играя»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мельникова Ольга Владимировна

Конспект образовательной деятельности ознакомление детей с окружающим миром с детьми старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 123

Конспект образовательной деятельности ознакомление детей с окружающим миром

с детьми старшей группы.

Тема « О правах — играя»

Подготовила:

Воспитатель Мельникова Ольга Владимировна

Калининград, 2019 г.

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «О правах — играя»

Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с основным документом по защите прав ребенка«Конвенцией о правах ребенка». Формировать у детей представление о праве ребёнка на отдых, на медицинское обслуживание, семью, жильё, имя, образование. Способствовать развитию правового сознания и нравственных проявлений.

2. Развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать у детей чувство уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброту, отзывчивость, любви к семье.

Предполагаемый результат:

1. У дошкольников сформируются первоначальные правовые знания о Конвенции ООН о правах ребёнка.

2. Сформируется понимание важности соблюдения прав детей и человеческого достоинства.

3. У детей разовьются такие качества, как уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброта, отзывчивость, любовь к семье.

4. Сформируются предпосылки к учебной деятельности.

Предварительная работа: чтение литературных произведений: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Три поросенка», «Приключение Буратино», «Мойдодыр»; чтение и разучивание пословиц о дружбе, семье; беседы по теме «Права ребенка», по ОБЖ на темы: «Оказание первой медицинской помощи», «Права ребенка»; рассматривание иллюстраций по правам ребенка; просмотр презентаций на тему «Конвенция по правам ребенка»; с/р игры «Семья», «Школа», «Детский сад», «Больница».

Материал и оборудование: ноутбук, книга «Конвенция о правах ребенка»; предметные картинки по определенным правамправо на отдыхправо на образованиеправо на медицину; музыка «Детская песенка про семью»; иллюстрации по теме  «Права героев в сказках».

Ход:

По извилистой дорожке                                                                                                        Шли по миру чьи то ножки.                                                                                           Вдаль смотря широкими глазами,                                                                                             Дети шли знакомиться с правами.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети: о наших правах

Воспитатель: Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей. 

В зал забегает двое детей Лиса и Петушок. Лиса тянет за собой Петушка:

Петух: Несет меня лиса

За темные леса                                                                                                                   За быстрые реки                                                                                                                За широкие горы                                                                                                              Кот — коток, спаси меня.                                                                                        

Лиса обегает круг по залу и дети преграждают им путь. Встают полукругом. Воспитатель: Ребята, что за шум, что за гам?

Дети: Петушок зовет кота на помощь…

Воспитатель: А Котика и не видно, может мы сможем ему помочь? Давайте спасем Петушка!

Дети: Лисичка не ешь Петушка, давай с нами играть наши права узнавать!

Лиса: А вы меня возьмете?

Дети: Возьмем, только отпусти Петушка!

Лиса: Так и быть, отпускаю петушка, права хочу я узнавать!

Воспитатель: Ребята, какой герой, из какой сказки зовет на помощь?

Дети: Петух из сказки «Кот, петух и лиса».

Воспитатель: Что хотела плутовка лиса сделать с петушком?

Дети: Она хотела его съесть.

Воспитатель: Какое право нарушила лиса?

Дети: Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.

Воспитатель: Вспомните, ребята, в каких сказках жизнь и свобода героев подвергались опасности?

Дети: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Три поросенка»

Воспитатель: Совершенно верно, а теперь давайте представим наших героев гостям, ведь они не просто Лиса и Петушок.

Лиса: Лиса Потрекеевна,

Петух: Петя Петушок.

Лиса: Кот-Мурлыка, пес-Барбос,                                                                            Даже нашу козочку,                                                                                                Зовут красиво Розочка.                                                                                      Настя, Вика и Данила                                                                                                        Все имеют свое …. (имя)

Воспитатель: Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении. У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя?

Дети: Чтобы отличать друг друга. Имя нужно, чтобы легче было общаться.

Воспитатель: Никто никогда не может забрать у вас имя. У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Вместе с вами растет и ваше имя. Давайте узнаем как вас будут звать, когда вы станете взрослыми!      Игра с мячом «Кто кем станет?» Как будут называть нашу Катюшу? Екатериной Сергеевна, Артемку – Артем Алексеевич и т. д.

Воспитатель: Но кроме прав у человека есть и обязанности. Как вы должны обращаться к своим друзьям?

Дети: Ласково, по имени.

Воспитатель: Вы должны называть всегда друг друга по имени. Как вы думаете, кто вам дал право на жизнь и имя?

Дети: Мама, папа, родители…

Воспитатель: А кто еще помогает папе и маме заботиться о вас?

Дети: дедушка, бабушка, сестра, брат
Воспитатель: Как назвать всех людей, которые живут вместе и заботятся о малыше?

Дети: Семья!

Воспитатель: О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа. Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи? 

Дети: Чтобы знать своих родственников.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?           Хлопки на счет

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать!                   Хлопки на счет

Папа, мама, брат, сестренка,

кошка Мурка, два котенка,

мой щегол, сверчок и я                 Поочередное поглаживание пальчиков

Вот и вся моя семья!               Показать большие пальцы обеими руками.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, "Кто кому кем приходится" в семье!

Дети становятся в полукруг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.

1. Твоему папе он папа, а тебе?

2. Твоему папе жена, а тебе?

3. Папе он родной брат, а тебе?

4. Маме она родная сестра, а тебе?

5. Кто ты для бабушки?

6. Кто ты для своего папы?

7. Кто ты для своего братика?

8. Кто ты для своей сестры?

Воспитатель:  А у детей есть обязанности в семье? Как вы думаете, какие?

Дети: Убирать за собой игрушки после игры;  заправлять постель, помогать маме в уборке дома, дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Правильно. Нужно слушать советы родителей, помогать по дому маме и бабушке, относится к ним с заботой, не огорчать их необдуманными словами, упрямством. А в детском саду у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие?

Дети: Слушать воспитателя, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво себя вести за столом, убирать за собой игрушки, не мешать другим детям, уважать взрослых, не ссориться с друзьями.

Воспитатель: Совершенно верно! А теперь, рассмотрите иллюстрации к сказкам. Вспомните, как они называются. Подумайте, права каких героев были нарушены? Кто пытался нарушить эти права? (Вывешиваются иллюстрации к сказкам: "Заюшкина избушка", "Теремок") Дидактическая игра "Кто права нарушил?"

Дети: "Заюшкина избушка", Зайца лиса выселила из домика…

Воспитатель: Правильно!

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на ….(жилье)

Каждый ребёнок, как и любой взрослый человек, имеет право на жильё и забрать ваш дом никто не может. Дома мы можем чувствовать себя в полной безопасности. Но помните, что в доме с вами проживают и другие люди. Мы должны относиться к ним с уважением, соблюдать определённые правила проживания в доме:

Дети: Вытирать ноги, входя в дом; Не бросать мусор на лестнице и лестничной площадке; Не писать и не чертить на стенах; Не играть и не шуметь на лестнице, в лифте, на лестничной площадке; Не играть дома в шумные игры, не кричать, не стучать по батареям, Не включать слишком громко музыку и телевизор…

Мама работала, папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на…. (отдых)

Песня на движение «У оленя дом большой»

Воспитатель: Давайте вспомним еще одно право, а какое вы сами догадаетесь…

Сценка: «Считалка»

Ребенок: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф, ой, ой, ой,

Умирает зайчик мой

Привезли его в больницу,

Он не хочет там лечиться.

Заяц: Не люблю я вид больницы,

Не хочу я там лечиться.

И боюсь я докторов.

Ребенок: Если дети заболели, плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина, пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач Вам поможет только….

Дети: врач

Воспитатель: Правильно, вы имеете право на лечение у врача, он всегда  поможет вам, но у вас есть и обязанность - это стараться бережно относиться к своему здоровью:

Дети: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов и т.д.

Воспитатель: Вот и подошло наше знакомство с правами к концу. Какие права мы с вами сегодня повторили и узнали?

Дети: право на жизнь, право на имя…

Воспитатель: Чтобы их повторить предлагаю вам шуточную игру. Если правда – хлопаем, не согласны – топаем.

Мои права

(шутка)

У ребенка право есть

 Кашу манную не есть,

     Да еще просить при этом

Шоколадную конфету.

    Право прыгать и шалить,

     На салфетку чай пролить,

              Драться с братиком подушкой,

      Разбросать свои игрушки.

             Исчеркать картинки в книжке,

     Дернуть за ухо братишку,

        Вот как много разных прав!

   Разве я, друзья, не прав?

А что бы узнать еще больше о своих правах вот вам «Конвенция о правах ребенка»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «О правах - играя». Конспект занятия с использование компьютерной презентации в подготовительной группе

Цели данного занятия. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуваж...

Занятие на тему: «О правах – играя»

Дать детям представления  об их правах.Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям....

Конспект занятия на тему: «О правах играя»

Цель. Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать ч...

Конспект НОД по правовому воспитанию в подготовительной (логопедической) группе Тема: «О правах – играя»

Знакомство детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме.Формирование элементарных представлений о своих правах и сводах.Работа по коррекции правильного зву...

Конспект НОД на тему: "О правах- играя!"

Для развитие правового мировоззрения и нравственного представления у детей подготовительной группы....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....