Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» (экология) разновозрастная группа дети (4-6 лет)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» (экология)
разновозрастная группа дети (4-6 лет)
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
Тема: «Осень» 05.09-30.09 | |
«Что изменилось осенью» (05.09-09.09) | |
Диагностика | Диагностика |
«Сельскохозяйственные промыслы» (12.09-16.09) | |
Диагностика | Диагностика |
«Поведение в природе» (19.09-23.09) | |
«Мои друзья» Цель: формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. [1, стр.24] | Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке» Цель: уточнить представление детей о том, что, кроме деревьев, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые. [3, стр.19] |
«Лесные превращения» (26.09-30.09) | |
«У медведя во бору грибы, ягоды беру…» Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. [2, стр. 30] | Наблюдение «Все цветы разные» Цель: уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок. [3, стр.20] |
Тема: «Я в мире человек» (03.10-21.10) | |
«В здоровом теле здоровый дух» (03.10-07.10) | |
«Петрушка идет трудиться» Цель: учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. [1, стр. 21] | Наблюдение «Что бывает на растениях после цветов?» Цель: уточнять представление детей о том, что растения живые – они растут и изменяются. [3, стр. 27] |
«Большая семья» (10.10-14.10) | |
«Прохождение экологической тропы» Цель: расширить представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. [2, стр. 33] | Наблюдение «Кто живет в аквариуме?» Цель: уточнить представления детей о том, кто живет в аквариуме; формировать представления о том, что рыбки живут в хороших условиях; уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела. [3, стр.36] |
«Что я знаю о себе» (17.10-21.10) | |
«Моя семья» Цель: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. [1, стр. 19] | «К ребятам приходит Айболит» Цель: расширение представлений об овощах, воспитание интереса к своему здоровью. [3, стр.28] |
Тема: «Мой город, моя страна» (24.10-11.11) | |
«Родной край» (24.10-28.10) | |
«Знакомство с декоративными птицами» (на примере канарейки) Цель: дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными. [2, стр. 36] | «Что растет в лесу?» Цель: дать детям первоначальное знания о лесе (в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы; в лесу тень и прохладно и т.п.); познакомить с произведениями искусства. [3, стр. 45] |
«День народного единства» (31.10-3.11) | |
Целевая прогулка «Что такое улица» Цель: формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес. [1, стр. 31] | Дидактическая игра «Я и друзья» Цель: учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей. [1, стр. 57] |
«Мы - пешеходы. Транспорт» (7.11-11.11) | |
«Осенние посиделки» (беседа о домашних животных) Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботится о домашних животных. [2, стр. 38] | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой, свиньей) Цель: познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными; формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают и т.д.). [3, стр. 56] |
Тема: «Новый год» (14.11-30.12) | |
« У природы нет плохой погоды» (14.11-18.11) | |
«Расскажи о любимых предметах» Цель: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. [1, стр. 18] | Дидактическая игра «Помоги Буратино» Цель: закреплять знания детей о понятиях «природный мир», «рукотворный мир». [1, стр. 68] |
«Как звери готовятся к зиме» (21.11-25.11) | |
«Скоро зима!» (беседа о жизни диких животных в лесу) Цель: дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. [2, стр.41] | «Кто живет в лесу?» Цель: расширять представление детей о лесе (в лесу живут разные животные); учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. [3, стр. 50] |
«Улетели, улетели» (28.11-02.12) | |
«На чем полетят человечки?» Цель: учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан. [1, стр. 59] | Чтение стихотворения В. Лившица «Поросята» Цель: продолжать расширять представления о домашних животных [3, стр.59] |
«В декабре, в декабре все деревья в серебре…» (05.12-09.12) | |
«Петрушка - физкультурник» вариант 2 Цель: побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению [1, стр. 29] | Дидактическая игра «Найди названный предмет» Цель: закреплять умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы для труда); называть предметы обобщенным словом. Учить находить по описанным признакам предмет; закреплять умение. [1, стр. 65] |
«Кто придёт на праздник к нам?» (12.12-16.12) | |
«Дежурство в уголке природы» Цель: показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. [2, стр. 43] | Наблюдение «Как узнать ель» Цель: упражнять в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев. [3, стр. 67] |
«Скоро праздник Новый год» (19.12-23.12) | |
«Петрушка идет рисовать» Цель: продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность. [1, стр. 26] | «Коллективное изготовление альбома «Елочка»» Цель: уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее; упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. [3, стр. 73] |
«Подарки друзьям и близким» (26.12-30.12) | |
«Почему растаяла Снегурочка?» Цель: расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. [1, стр. 45] | Наблюдение «Делаем цветные льдинки» Цель: показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку. [3, стр. 81] |
Тема: «Зима» (09.01-03.02) | |
«Зимушка хрустальная» (09.01-13.01) | |
«Узнай все о себе, воздушный шарик» Цель: познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. [1, стр. 33] | Дидактическая игра «Группируй предметы» Цель: учить понимать назначение и функции предметов, необходимых для жизни человека, и выделять их общие признаки; группировать предметы по способу использования. [1, стр. 66] |
«Зимние забавы» (16.01-20.01) | |
«Стайка снегирей на ветках рябины» Цель: расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. [2, стр. 48] | Игра «Назови предмет» Цель: закреплять умение группировать предметы по происхождению (рукотворный и природный мир), по назначению. [1, стр. 69] |
«Зимние чудеса» (23.01-27.01) | |
«Замечательный врач» Цель: дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда врача и медсестры отражают их чувства, личностные качества, интересы. [1, стр. 34] | Игра «Лото» Цель: уточнять о труде взрослого, орудиях труда. [1, стр. 79] |
«Северные друзья» (30.01-03.02) | |
«В гости к деду Природоведу» (экологическая тропа зимой) Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. [2, стр. 50] | Игра «Угадай, что из чего сделано» Цель: упражнять детей в группировании предметов по материалу, из которого они сделаны. [1, стр. 81] |
Тема: «День защитника Отечества» (06.02-22.02) | |
«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» (06.02-10.02) | |
«В мире стекла» Цель: помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. [1, стр. 36] | Игра «Отгадай материал» Цель: закреплять знание детей о свойствах и качествах материалов и их названиях. [1, стр. 75] |
«Былинные герои» (13.02-17.02) | |
«Рассматривание кролика» Цель: дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. [2, стр. 53] | Игра «Где твое место?» Цель: закреплять знания о свойствах и качествах материалов. Развивать внимание, быстроту реакции. [1, стр. 75] |
«Папа защитник, папа-герой» (20.02-22.02) | |
«Наша армия» Цель: дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов. [1, стр. 37] | Игра «Что я видел?» Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов. Развивать память, внимание, наблюдательность. [1, стр. 76] |
Тема: «Международный женский день» (27.02-10.03) | |
«Я люблю свою семью» (27.02-3.03) | |
«Посадка лука» Цель: расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. [2, стр. 54] | Игра «Собери пару» Цель: учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы. [1, стр. 77] |
«Международный женский день» (06.03-10.03) | |
«В мире пластмассы» Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. [1, стр. 40] | Игра «Что из чего будет» Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых сделаны предметы [1, стр. 77] |
Тема: «Народная культура и традиции» (13.03-31.03) | |
«Народная игрушка» (13.03-17.03) | |
«Мир комнатных растений» Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. [2, стр. 57] | «Починка деревянных предметов» Цель: уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке; дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов. [3, стр. 130] |
«Народные промыслы» (20.03-24.03) | |
«В гостях у музыкального руководителя» Цель: познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к понятию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоционально доброжелательное отношение к нему. [1, стр. 41] | Игра «Не ошибись!» Цель: побуждать детей запомнить названия детских музыкальных инструментов; закреплять понятие о том, что без недастающей части предмет трудно использовать. [1, стр. 79] |
«Книжкина неделя» (27.03-31.03) | |
«В гости к хозяйке луга» Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. [2, стр. 59] | «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина» Цель: воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно отображать в рисунках; воспитывать желание участвовать в создании книги о природе. [3, стр. 146] |
Тема: «Весна» (03.04-21.04) | |
«Что изменилось весной?» (03.04-07.04) | |
«Путешествие в прошлое кресла» вариант 1 Цель: знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). [1, стр. 43] | Игра «Необычные цветы» Цель: побуждать детей группировать предметы по способу использования; упражнять в употреблении обобщающих слов (посуда, одежда, мебель и др.) [1, стр. 78] |
«День космонавтики» (10.04-14.04) | |
«Поможем Незнайке вылепить посуду» Цель: расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. [2, стр. 64] | Игра «Дорисуй то, что я задумал» Цель: побуждать детей узнавать предметы по отдельным частям; закреплять знания о разнообразии материалов; развивать желание эстетически преобразовывать предметы. [1, стр. 81] |
«Мы бережём природу» (17.04-21.04) | |
«Мой город» Цель: продолжать закреплять знания детей о названии родного села, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили село, очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свое село. [1, стр. 46] | Игра-забава с карандашом Цель: углублять представление детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы. [1, стр.76] |
Тема: «День Победы» (24.04-05.05) | |
«Они защищали Родину» (24.04-28.04) | |
«Экологическая тропа весной» Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. [2, стр. 66] | Игра «Оглянись вокруг» Цель: закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между потребностями человека и возможностями материала. [1, стр. 72] |
«Этих дней не смолкнет слава» (02.05-05.05) | |
«Путешествие в прошлое одежды» Цель: знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. [1, стр. 48] | Игра «Путаница» Цель: закреплять умение группировать материалы (рукотворные и природные). [1, стр. 73] |
Тема: «Лето» (10.05-31.05) | |
«Летние виды спорта» (15.05-19.05) | |
«Наш любимый плотник» Цель: продолжить знакомить детей с трудом сотрудников детского сада. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. [1, стр. 49] | Игра «Кого покатаем на машине?» Цель: побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны. Развивать внимание, наблюдательность. [1, стр. 75] |
«Как вести себя в лесу» (22.05-26.05) | |
Диагностик | |
«Шестиногий народец» (29.05-31.05) | |
Диагностика | |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа). |
Список литературы:
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96 с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96 с.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-176 с.: цв. вкл.
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» (экология) разновозрастная группа дети (4-6 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе 2017-2018 уч.год
laquo;Мир природы», «Социальное окружение»...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...
Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие».Вторая младшая группа.
Планирование занятий по формированию математических представлений на год....