Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе 2017-2018 уч.год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Мир природы», «Социальное окружение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективное планирование в старшей группе "Мир природы, социальное окружение" | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование в старшей группе «Мир природы», «Социальное окружение»
Разработала: Тиссен Е.В.
воспитатель 1 квалификационной категории
Сентябрь | ||||
№ | Тема | Программное содержание | ||
1 1.09 | Здравствуй, детский сад! «Детский сад, лето» | Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей "выращивают", заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. | Дыбина стр.29 | |
2 4.09-8.09 | «Осень золотая - природу украшает» «В осеннем лукошке всего понемножку» (грибы и ягоды) | Дать представление о съедобных и несъедобных грибах; познакомить с правилами сбора грибов. Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; побуждать детей сравнивать предметы по назначению и функциям; подводить к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функциями. | Скоролупова стр.57 | |
3 11.09-15.09 | «Хлеб - всему голова!» «Откуда хлеб пришел» | Закрепить знание детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Рассказать, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважения к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб. Закрепить название профессий людей, производящих хлеб. | Скоролупова стр.94 | |
4 18-22 | «Улица полна неожиданностей» «Мы и едем, мы и мчимся, и летим быстрей, чем птица» | Закрепить знания детей о различных видах транспорт; в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобств перемещения. Рассказать о труде людей, создающих различные транспортные средства и эксплуатирующих их; о значении транспорта в жизни современного общества. Закрепить у детей правила дорожного движения, правила поведения в транспорте; научить безопасному поведению на улицах большого города. | Скоролупова стр.9 | |
5 25-29 | «Всем работникам в саду я «спасибо» говорю» «В гостях у кастелянши» | Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. | Дыбина стр.35 | |
Октябрь | ||||
6 2.10-6.10 | «Здоровье в порядке» «Как люди заботятся о своем здоровье» | Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении функциях) отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет. Сердце, легкие, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); что организм надо укреплять, развивать, заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту); употреблять продукты, богатые витаминами. | Николаева стр.73 | |
7 9.10-13.10 | «Знакомимся с Красной книгой России» «Как человек охраняет природу» | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (региональной, российской).Рассказать, что есть охраняемые животные, растения; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем: показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной. | Николаева стр.110 | |
8 16.10-20.10 | «Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе. | Николаева, стр. 42 | |
9 23.10-27.10 | «Я живу в России» «С чего начинается Родина» (семья, быт, традиции) | Расширить представление о понятии «город». Уточнить знание достопримечательностей родного города. Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно | Дыбина – стр.58 | |
Ноябрь | ||||
10 30.10-3.11 | «Москва – столица моей страны». «Россия - огромная страна» | Рассказать о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить детей с флагом, гербом, гимном России. Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины. Познакомить детей с понятием «неофициальные символы России»: матрёшка, берёзка, колокольчики, (социализация). | Дыбина – стр.46 | |
11 7.11-10.11 | Народы России «Какие народы живут в России». | Расширение знаний детей о Родине. Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. | ||
12 13.11-17.11 | «Дом, в котором я живу» «Предметы, облегчающие труд человека в быту» (Мебель, предметы дома, обихода, посуда.) | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. Побуждать детей выделять особенности предметов. Совершенствовать умение описывать предмет по их признакам. | Дыбина, стр.21, 24 | |
13 20-24 | «Мама – главное слово. Моя семья» | Закреплять знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботу о женщинах. Продолжать формировать интерес детей к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | Дыбина – стр.23 | |
14 27.11-1.12 | «Зима в городе» «Ах ты, зимушка зима, снежная красавица!» | Расширять представление детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах, знания о характерных признаках зимы (снег, замерзает вода, холодно, тепло одеваются). Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать познавательную активность; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. | Соломенникова стр.57 | |
Декабрь | ||||
15 4.12-8.12 | «Зимняя азбука безопасности» «Игры во дворе» | Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона "03" (научить вызывать "Скорую медицинскую помощь"). Закрепить знания детей о транспорте, о его классификации. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с новыми правилами безопасности на улице. | Дыбина - стр.32 | |
16 11.12-15.12 | «Как живется тебе зимой, птица друг мой дорогой?» «Покормим птиц» | Расширять представление о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц); развивать эмоциональную отзывчивость. | Соломенникова стр.53 | |
17 18.12-22.12 | «У каждого зверя своя зима» | Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, определенная среда обитания. Развивать интерес у детей к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Уметь различать разных животных по характерным особенностям. | Скоролупова, стр.13 | |
18 25.12-29.12 | «Новый год встречаем, елку наряжаем» | Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес. Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь. | ||
Январь | ||||
19 9.01-12.01 | «Зимние забавы детям» | Расширить представление детей о зимних забавах (катание на лыжах, коньках, санках, лепка из снега). Закреплять представления о зимних видах спорта. | ||
20 15-19 | «В жаркие страны» «Вот так Африка!» | Рассказать детям, что мы понимаем под словом «жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом – Африкой. Рассказать о природных зонах Африки (тропических лесах, саваннах, пустынях). Объяснить, как животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды. | Скоролупова стр.61 | |
21 22-26 | «На Севере дальнем» «Животные полярных районов Земли» | Расширять знание детей о своей стране – России. Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере; познакомить детей с природой крайнего севера, с жизнью народов Севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод), быте, домашнем укладе, народных праздниках. | Скоролупова стр.66 | |
22 29-2 | «Путешествуем по России: природа» «Леса и луга нашей родины» | Закреплять знание о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных луга и леса. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира; развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе. | Соломенникова стр.71 | |
Февраль | ||||
23 5.02-9.02 | «Наука нам поможет все узнать» | Расширять представления детей о разнообразии профессий, конкретных научных действиях; формировать обобщенное понятие «профессия»; обогащать активный словарь. Продолжать развивать внимание, память, мышление; воспитывать положительную мотивацию к обучению. | Санкина, «Познание предметного мира», стр.37 | |
24 12-16 | «Масленица широкая пришла, игры и забавы принесла» | Расширять представление о русских народных обычаях и традициях, объяснять их происхождение и назначение. Продолжать знакомить с видами устного народного творчества; воспитывать интерес к фольклору. | Здравствуй мир! стр.261 | |
25 19-22 | « Наша страна под надежной защитой» «Наша Армия сильна - побеждает всех она!» | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. | Дыбина – стр.38 | |
26 26-2 | «История моего народа» «В гости к мастерам» | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления изделия (Дымковская барышня, Богородская игрушка, Городецкая роспись, Гжель) и историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусств. | Здравствуй мир! стр.247 | |
Март | ||||
27 5.03-7.03 | «Международный женский день!» «Цветы для мамы, бабушки, сестренки» | Расширять знание о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе, на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям; позитивное отношение к труду, желание трудиться. | Соломенникова стр. 62 | |
28 12-16 | «Что весна расскажет нам?» «К нам весна шагает, быстрыми шагами» | Расширять представления детей о весне, весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев; расширять представления об изменениях животного и растительного мира с приходом весны. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, умение чувствовать её красоту. | Скоролупова, стр.8 | |
29 19-23 | «Вся природа весной оживает» «Возвращаются певцы — наши старые жильцы» | Расширять представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и птиц весной (линька, конец спячки, забота о потомстве). Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. Формировать интерес к жизни животных и птиц. | Скоролупова стр.46 | |
30 26-30 | «Книга детям лучший друг» «Книга в дорогу» | уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге. | Николаева стр.18 | |
Апрель | ||||
31 2.04-6.04 | Театральная студия. « Профессия – артист» | Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, в кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах человека этой творческой профессии; подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражают его чувства. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий. | Дыбина – стр.50 | |
32 9-13 | «Космические дали нам много рассказали!» «День космонавтики» | Закрепить знания детей о том, что 12 апреля – День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать представление о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце; о планетах Солнечной системы; о спутнике Земли – Луне. Воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; учить фантазировать и мечтать. | Скоролупова стр. 12 | |
33 16-20 | «Если добрый ты – это хорошо» «Бережно относимся к бумаге». «Предметы, которые нас окружают» (экологическая неделя) | Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины. Бумага очень важна: она идет для изготовления книг. Газет, альбомов. Тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой; старые книмги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги. | Николаева, стр. 100 | |
34 23-28 | «Мы юные пожарные» | Формировать навыки поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях. Дать знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Познакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар. Закрепить практические умения: сообщи о пожаре, покинь задымленное помещение. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки, мышление. Воспитывать уважение к труду пожарного, бережное отношение к природе. | ||
Май | ||||
35-36 3.05-11.05 | «День Победы» «Героям России - вечная слава!» | Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания детей о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувства гордости за свой народ, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны. Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны | Алешина с.180 | |
37 14-18 | «В здоров теле - здоровый дух» «Тело человека» | Рассказать, как устроено тело человека; о профилактике заболеваний; о важность соблюдения гигиенических процедур. Продолжать формировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | ||
38 21-25 | «Загадочный водный мир» | Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях. Дать представление о характерных особенностях и жизнедеятельности природных водоемов и морских жителей. | Николаева стр. 105 | |
39 28.05-1.06 | «Кто такие насекомые и зачем им цветы» | расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках. Обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни. Уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека. Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых и цветов в этом процессе; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе | Николаева, стр. 85 |
Используемая литература
1. О.А. Соломенникова «ознакомление с природой в детском саду»
2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
3. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
4. О. А. Скоролупова «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста»
5. А.А. Вахрушев «Здравствуй мир»
6. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада»
7. Л.К. Санкина «Познание предметного мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе
Перспективное планирование образовательной области "Познавательное развитие" Формирование элементарных математических представлений в старшей группе по программе "От рождения до школы"...
Перспективное планирование образовательная область "Познавательное развитие" старшая группа
Планирование занятий на год, цели и задачи....
Перспективное планирование образовательная область "Познавательное развитие" старшая группа
Планирование занятий по формированию целостной картины мира, расширения кругозора....
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.
Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе
Сентябрь1 неделяЗанятие 1Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)»Программное содержание: Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потом...