КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ "ВОДА И ПЕСОК"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

АВЕРЬЯНОВА МАРИНА ИННОКЕНТЬЕВНА

ОД состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которой дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура в полнее оправдана, так как каждый этап ОД направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов: наглядно- демонстрационный(электронная презентация «Путешествие капельки…, оформление группы, аудиозапись «Песня Капитошки», «Звуки природы: дождь, наблюдение за изменением цвета воды, таяньем льда , за способами рисования с помощью воды ), словесные ( беседа, рассуждения, вопросы к детям, поощрения),    игровые ( Д/и с мячом, артикуляционная гимнастика, физ. минутка), практические ( участие в экспериментах, создание рисунков ) . Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.

В ходе проведения была использована личностно- ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материала.

В ходе ОД , для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы работы: подгрупповая, индивидуальная. На протяжении ОД обращала внимание на речь детей, добиваясь полных ответов, создавала условия для диалога с детьми. Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения здоровья , мною была организована динамическая пауза « Потанцуем с Капитошкой», артикуляционное упражнение. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Я считаю что выбранная мной форма организации ОД была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои выводы, высказывания, старалась строить грамотно и доступно для понимания детей , побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Подводя итог ОД , я привлекла к этому детей, попросила ответить на вопросы:  Какое у вас настроение после нашего исследования? Что для вас было самым сложным? А что заставило удивиться?

Вывод: Данная структура ОД в полнее оправдана,так как каждый этап ОД направлен на решение определенных педагогических задач, и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Дети научились видеть проблему, формировать важные вопросы, смогли обозначить цель исследования, активно принимали участие в экспериментах, в обсуждениях вопросов, апробировали новую для них технику рисования , предлагали помощь ближнему, активно участвовали в игровых упражнениях.

Считаю, что поставленные в ОД задачи были выполнены .ОД своей цели достигла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию

Возрастная группа: дети старшей группы

Тема недели: «Вода и песок»

Тема НОД: «Волшебные свойства воды»

Ведущая образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Временные рамки:  25мин.

Форма проведения: Подгрупповая

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.   Создание условий для формирования представления о свойствах воды, использования метод  экспериментирования, нетрадиционной техники рисования: кляксография ( выдувание изображения через коктейльную трубочку)

Задачи:

Образовательные:  Формировать представления о свойствах воды; основы экологического сознания; умение устанавливать причинно- следственные связи. Формировать умение видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивающие: Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и инициативу, воображение, коммуникативные и творческие способности детей ; умение строить высказывание, делать выводы на основе практической деятельности. Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде; уверенность в своих силах, интерес к познанию. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Оборудование:

Для педагога:  мультимедийный проектор;  видеоролик  «Путешествие капельки или что нам рассказал компьютер»,  аудиозапись  «Песня Капитошки»;     прозрачные пластиковые  стаканы,  стеклянная тарелка,  пластиковые блюдца,  чайные ложки,  молоко, соль,  песок, подсолнечное масло, сок,  чистая вода, кофе,  духи,  ледяные фигурки в контейнере;  мяч.

Для детей: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки,   салфетки сухие и влажные,  пластмассовые одноразовые стаканчики,  коктейльные трубочки, пластиковые ложечки, альбомные листы формата  А 4  на каждого ребёнка;   жидко разведенные в мисочке гуашевые  краски, ватные палочки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Этапы организации деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный

Звучит аудиозапись «Звуки природы: дождь»

Сначала издалека, затем громкость постепенно увеличивается.  

Ребята, вы слышите, что это?

 Дидактическая игра с мячом  «Хорошо или плохо?»

- А дождь - это плохо или хорошо?

- Вот, например, для меня дождь - это хорошо, воздух очищается, дышать легче становится. А как  для вас,  дождь плохо или хорошо?

- Я бросаю  мяч, кто поймает - тот и отвечает.  - Действительно, однозначно здесь не скажешь. В одной  ситуации дождь - хорошо, в другой – не очень.

- Ребята, а что такое дождь?

- Правильно, это капли  воды.

 Что такое вода, какими волшебными свойствами обладает она, предлагаю выяснить сегодня.

Для этого отправимся с вами в   наш экспериментаниум. И немного поэкспериментируем. Согласны?

- Давайте это фразу мы дружно повторим (потренируем свой язычок).

Гимнастика для язычка: «Идём  экспериментировать в экспериментаниум» (произносить медленно чётко по слогам)

Прислушиваются, подходят к источнику звука по приглашению воспитателя.

Ответы детей

Ответы детей полными распространёнными предложениями.

Игра в мяч , ответы на поставленные вопросы

Маршируют и проговаривают предложенную фразу. (2-3 раза)

Основной

Отправляемся в мир открытий. Будем  вместе наблюдать,  обсуждать и изучать.

Так какая она, вода? Давайте поближе познакомимся с  её волшебными свойствами.

Итак, эксперимент первый:  

Перед нами один стаканчик с водой, а второй - с молоком.

- Какое свойство воды мы можем увидеть, сравнивая воду с молоком? Опустите  в воду  и  в молоко ложечки. В каком из стаканчиков  видна ложечка, а в каком нет? Почему?

 - О каком  свойстве воды мы можем сказать?

 (Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.)

- Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

- Какая вода нужна обитателям водоёмов и нам, людям? (прозрачная, чистая)

 Дети,  а вода вкусная? Иногда мы слышим такую фразу: «Какая вкусная вода!»  - Давайте выясним.

(Предлагает детям попробовать воду, сок, молоко, сравнить по вкусу.)

- Запах у воды есть? Как это определить?

 (надо её понюхать)

- Давайте для сравнения понюхаем воду, в которую я добавила духи (в другой стаканчик кофе). Пахнет? Чем?

(Тем, что в воду добавили)

-Как вы думаете, почему иногда вода из водопровода имеет запах?

 (Воду очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.)

 -Какой вывод можно сделать по проделанному опыту?

 Ребята,  а как показать, что вода -  это жидкость?   (Показать, что вода течет)

   - Для сравнения высыпаем из стакана песок в одно блюдце, а в другое блюдце выливаем воду.

 - Ребята, что происходит с песком, он растекается или стоит горкой?

(Песок остается стоять горкой.)

- А что произошло с водой?

- Как вы думаете, почему вода  растеклась?

Как учёные сделайте вывод (вода – это жидкость, поэтому  растеклась.)

- Вот и в реках, озёрах, морях и океанах  вода течёт. Течёт она и из водопроводного крана.

-Почему кран называется водопроводный? (проводит воду, показывает, куда ей течь)

- А как же вода  превращается в дождик, предлагаю посмотреть в  видеоролике «Путешествие капельки».

Воспитатель  вместе с детьми комментируют увиденное.

Ребята, о чем нам рассказал  профессор-компьютер?

 - Какие превращения  воды мы с вами сейчас наблюдали?

- Вода это всегда жидкость?

- В каком ещё состоянии мы видели воду? Когда это происходит?

Вывод: вода может быть жидкостью, может быть паром (когда нагревается), и вновь жидкостью, когда остывает.

Ребята, вы заметили, что происходит с капельками воды,  когда они  поднимаются вверх?

-Почему так происходит?

- Посмотрите на картинку. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. А солнышко вновь их нагревает, и вода испаряется-поднимается вверх. И всё происходит по кругу.

-Как называется это явление в природе?

- Давайте дружно повторим это слово: кру-го-во-рот.

-Что же это слово означает?

 Это летняя картина, - А что же происходит зимой? Как вы думаете?

(Вместо капелек – дождинок, появляются льдинки и  снежинки.)

Воспитатель выкладывает на клеёнку замороженные фигурки.

-  Дети, а это вода?

- Ребята,   возьмите фигурки  подержите их  в руках - что происходит?  Почему так происходит?

 (В тёплых ладошках лёд превращается в воду).

Ребята, какой вывод о состоянии  воды мы с вами можем сделать?

- Вода может быть в твёрдом состоянии?

- При каких условиях? (Когда холодно, замерзает)

А сейчас капелька дождя по имени Капитошка  (слайд «Капитошка») приглашает вас потанцевать под весёлую песенку.

Физминутка «Потанцуем с Капитошкой».

-Вы слыхали о воде?

Говорят,  она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Вода – чудо природы. Почему?

- Ни одно существо не обходится без воды.

(Слайд с изображением зверей на водопое)
- Без воды человек может прожить не больше 2-х суток. Это очень мало.

 Воды на Земле много, но не всю можно пить.

(слайд с изображение Земли)

-В океанах и морях вода солёная, а людям, растениям и животным необходима пресная вода, вот её как раз не  много. Что же делать?
(Воду нужно беречь.)

- Как  мы с вами можем беречь воду?

(слайд с изображением загрязнённой воды в  речке, с мусором)

-Не бросать мусор в водоёмы;

(слайд с включённым краном)

 – вовремя выключать воду, не лить её просто так.

-А ещё что бы вы могли предложить по решению этой проблемы?

- Ребята, а я знаю ещё один секрет о  воде. Вам интересно узнать?

Демонстрирует рисунок,  выполненный способом  выдувания  из трубочки (кляксографии).

- Как вы думаете, причем здесь вода?

(Когда мы рисуем, нам необходима вода, чтобы разводить краски,  промывать кисточки от краски и т.п )

- Все дети любят рисовать красками,   кляксы тоже многие умеют делать.

-Как можно получить кляксу на бумаге?

- А вот получить из капельки,  например, солнышко или тучку, наверное, вряд ли кто пробовал.  Давайте я вам покажу. Это весело и интересно. Для этого нам понадобится вода, гуашь, ложечка и трубочка для коктейля.

Рисование «Превращение капельки»

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой сильно разведённую в воде   гуашь, капнуть её на лист бумаги, делая капельку - кляксу.

2. Коктейльной трубочкой выдуваем капельку сверху вниз  в разные направления так, чтобы   конец  трубочки не касался ни пятна, ни бумаги

3. А затем для получения нужного вам изображения (образа) продолжаем  выдувать  капельку  дальше по всему листу.

4. Если хотите, можете дорисовать детали при помощи ватных палочек

 - Что у вас получится, в кого превратится ваша капелька?  Может быть в  салюты, или цветы, а, может быть, ещё  во что-нибудь фантастическое и волшебное,   придумайте  сами. Потом устроим выставку «Превращение капельки». Договорились?

Садятся за столы.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.

В оба стаканчика дети по указанию  воспитателя  кладут ложечки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Подходят к  столу, пробуют через соломинку на вкус воду, сок, молоко. Сравнивают вкус.

Выясняют, что у  чистой воды нет вкуса.

Ответы детей.

Дети нюхают воду в разных стаканчиках (чистую и с добавками)  и выясняют, что запаха у чистой  воды тоже нет.  

Ответы детей.

Просмотр видеоролика

Ответы детей

Выполняют опыт.

Ответы детей.

 Садятся  на стульчики в ряд.

Делают выводы полными распространёнными предложениями

Дети повторяют.

Дети объясняют.

Берут в руки льдинки , отвечают на вопросы

 Танцуют под музыку из мультфильма

Разглядывают картинки, рассуждают

Ответы детей.

Подходят к демонстрационному столу, следят за показом способа рисования с помощью воздушной струи. (Особое указание детям: трубочка

не касается  ни листа, ни краски!)  

Затем выбирают цвет готового водного раствора гуаши,  садятся на свои места.

У каждого ребёнка   трубочки, альбомный лист, салфетки, пластиковые ложечки

(Звучит  музыка).

По окончанию работы свои рисунки дети выкладывают на выставку.

Заключительный

- Ребята, понравилось вам в «экспериментаниуме» проводить эксперименты?

- С какими свойствами воды вы сегодня познакомились?

-Ребята, какое свойство воды вас больше всего удивило?

- Как мы можем беречь воду, сохранять запас пресной воды?

- Во что (кого)  превратилась ваша капелька?

- Какое настроение (впечатление)  вы отразили своим рисунком?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе на тему: «Донской огород».

Изучаем овощи, учимся употреблять в речи прилагательные: «кислый», «сладкий», «горький», «соленый»....

Интегрированная образовательная деятельность по экологическому воспитанию, музыке и аппликации по теме: «Солнышко на ножке»

Программные задачи: Образовательные задачи:  - учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части; - учить отгадывать загадки об одуванчике; - учить рассматриват...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по нравственному воспитанию в средней группе «Моя семья»

Формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радост...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию и художественному творчеству (рисование пальчиками) "Весенние ручейки", первая младшая группа

Интеграция на музыкальных занятиях очень актуальна, так как:- интегрированные занятия развивают эстетический вкус;- помогают формированию речи, ее развитию;- способствуют глубокому проникновению детей...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Русская Матрёшка" в средней группе

Формирование чувства патриотизма, интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной Матрешки....