КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ "ВОДА И ПЕСОК"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
ОД состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которой дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура в полнее оправдана, так как каждый этап ОД направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов: наглядно- демонстрационный(электронная презентация «Путешествие капельки…, оформление группы, аудиозапись «Песня Капитошки», «Звуки природы: дождь, наблюдение за изменением цвета воды, таяньем льда , за способами рисования с помощью воды ), словесные ( беседа, рассуждения, вопросы к детям, поощрения), игровые ( Д/и с мячом, артикуляционная гимнастика, физ. минутка), практические ( участие в экспериментах, создание рисунков ) . Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.
В ходе проведения была использована личностно- ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материала.
В ходе ОД , для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы работы: подгрупповая, индивидуальная. На протяжении ОД обращала внимание на речь детей, добиваясь полных ответов, создавала условия для диалога с детьми. Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения здоровья , мною была организована динамическая пауза « Потанцуем с Капитошкой», артикуляционное упражнение. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Я считаю что выбранная мной форма организации ОД была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои выводы, высказывания, старалась строить грамотно и доступно для понимания детей , побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Подводя итог ОД , я привлекла к этому детей, попросила ответить на вопросы: Какое у вас настроение после нашего исследования? Что для вас было самым сложным? А что заставило удивиться?
Вывод: Данная структура ОД в полнее оправдана,так как каждый этап ОД направлен на решение определенных педагогических задач, и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Дети научились видеть проблему, формировать важные вопросы, смогли обозначить цель исследования, активно принимали участие в экспериментах, в обсуждениях вопросов, апробировали новую для них технику рисования , предлагали помощь ближнему, активно участвовали в игровых упражнениях.
Считаю, что поставленные в ОД задачи были выполнены .ОД своей цели достигла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию
Возрастная группа: дети старшей группы
Тема недели: «Вода и песок»
Тема НОД: «Волшебные свойства воды»
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Временные рамки: 25мин.
Форма проведения: Подгрупповая
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Создание условий для формирования представления о свойствах воды, использования метод экспериментирования, нетрадиционной техники рисования: кляксография ( выдувание изображения через коктейльную трубочку)
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о свойствах воды; основы экологического сознания; умение устанавливать причинно- следственные связи. Формировать умение видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивающие: Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и инициативу, воображение, коммуникативные и творческие способности детей ; умение строить высказывание, делать выводы на основе практической деятельности. Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде; уверенность в своих силах, интерес к познанию. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
Оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор; видеоролик «Путешествие капельки или что нам рассказал компьютер», аудиозапись «Песня Капитошки»; прозрачные пластиковые стаканы, стеклянная тарелка, пластиковые блюдца, чайные ложки, молоко, соль, песок, подсолнечное масло, сок, чистая вода, кофе, духи, ледяные фигурки в контейнере; мяч.
Для детей: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, салфетки сухие и влажные, пластмассовые одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, пластиковые ложечки, альбомные листы формата А 4 на каждого ребёнка; жидко разведенные в мисочке гуашевые краски, ватные палочки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Этапы организации деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный | Звучит аудиозапись «Звуки природы: дождь» Сначала издалека, затем громкость постепенно увеличивается. Ребята, вы слышите, что это? Дидактическая игра с мячом «Хорошо или плохо?» - А дождь - это плохо или хорошо? - Вот, например, для меня дождь - это хорошо, воздух очищается, дышать легче становится. А как для вас, дождь плохо или хорошо? - Я бросаю мяч, кто поймает - тот и отвечает. - Действительно, однозначно здесь не скажешь. В одной ситуации дождь - хорошо, в другой – не очень. - Ребята, а что такое дождь? - Правильно, это капли воды. Что такое вода, какими волшебными свойствами обладает она, предлагаю выяснить сегодня. Для этого отправимся с вами в наш экспериментаниум. И немного поэкспериментируем. Согласны? - Давайте это фразу мы дружно повторим (потренируем свой язычок). Гимнастика для язычка: «Идём экспериментировать в экспериментаниум» (произносить медленно чётко по слогам) | Прислушиваются, подходят к источнику звука по приглашению воспитателя. Ответы детей Ответы детей полными распространёнными предложениями. Игра в мяч , ответы на поставленные вопросы Маршируют и проговаривают предложенную фразу. (2-3 раза) |
Основной | Отправляемся в мир открытий. Будем вместе наблюдать, обсуждать и изучать. Так какая она, вода? Давайте поближе познакомимся с её волшебными свойствами. Итак, эксперимент первый: Перед нами один стаканчик с водой, а второй - с молоком. - Какое свойство воды мы можем увидеть, сравнивая воду с молоком? Опустите в воду и в молоко ложечки. В каком из стаканчиков видна ложечка, а в каком нет? Почему? - О каком свойстве воды мы можем сказать? (Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.) - Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? - Какая вода нужна обитателям водоёмов и нам, людям? (прозрачная, чистая) Дети, а вода вкусная? Иногда мы слышим такую фразу: «Какая вкусная вода!» - Давайте выясним. (Предлагает детям попробовать воду, сок, молоко, сравнить по вкусу.) - Запах у воды есть? Как это определить? (надо её понюхать) - Давайте для сравнения понюхаем воду, в которую я добавила духи (в другой стаканчик кофе). Пахнет? Чем? (Тем, что в воду добавили) -Как вы думаете, почему иногда вода из водопровода имеет запах? (Воду очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.) -Какой вывод можно сделать по проделанному опыту? Ребята, а как показать, что вода - это жидкость? (Показать, что вода течет) - Для сравнения высыпаем из стакана песок в одно блюдце, а в другое блюдце выливаем воду. - Ребята, что происходит с песком, он растекается или стоит горкой? (Песок остается стоять горкой.) - А что произошло с водой? - Как вы думаете, почему вода растеклась? Как учёные сделайте вывод (вода – это жидкость, поэтому растеклась.) - Вот и в реках, озёрах, морях и океанах вода течёт. Течёт она и из водопроводного крана. -Почему кран называется водопроводный? (проводит воду, показывает, куда ей течь) - А как же вода превращается в дождик, предлагаю посмотреть в видеоролике «Путешествие капельки». Воспитатель вместе с детьми комментируют увиденное. Ребята, о чем нам рассказал профессор-компьютер? - Какие превращения воды мы с вами сейчас наблюдали? - Вода это всегда жидкость? - В каком ещё состоянии мы видели воду? Когда это происходит? Вывод: вода может быть жидкостью, может быть паром (когда нагревается), и вновь жидкостью, когда остывает. Ребята, вы заметили, что происходит с капельками воды, когда они поднимаются вверх? -Почему так происходит? - Посмотрите на картинку. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. А солнышко вновь их нагревает, и вода испаряется-поднимается вверх. И всё происходит по кругу. -Как называется это явление в природе? - Давайте дружно повторим это слово: кру-го-во-рот. -Что же это слово означает? Это летняя картина, - А что же происходит зимой? Как вы думаете? (Вместо капелек – дождинок, появляются льдинки и снежинки.) Воспитатель выкладывает на клеёнку замороженные фигурки. - Дети, а это вода? - Ребята, возьмите фигурки подержите их в руках - что происходит? Почему так происходит? (В тёплых ладошках лёд превращается в воду). Ребята, какой вывод о состоянии воды мы с вами можем сделать? - Вода может быть в твёрдом состоянии? - При каких условиях? (Когда холодно, замерзает) А сейчас капелька дождя по имени Капитошка (слайд «Капитошка») приглашает вас потанцевать под весёлую песенку. Физминутка «Потанцуем с Капитошкой». -Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране Как сосулька замерзает На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без неё вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без воды нам не прожить! Вода – чудо природы. Почему? - Ни одно существо не обходится без воды. (Слайд с изображением зверей на водопое) Воды на Земле много, но не всю можно пить. (слайд с изображение Земли) -В океанах и морях вода солёная, а людям, растениям и животным необходима пресная вода, вот её как раз не много. Что же делать? - Как мы с вами можем беречь воду? (слайд с изображением загрязнённой воды в речке, с мусором) -Не бросать мусор в водоёмы; (слайд с включённым краном) – вовремя выключать воду, не лить её просто так. -А ещё что бы вы могли предложить по решению этой проблемы? - Ребята, а я знаю ещё один секрет о воде. Вам интересно узнать? Демонстрирует рисунок, выполненный способом выдувания из трубочки (кляксографии). - Как вы думаете, причем здесь вода? (Когда мы рисуем, нам необходима вода, чтобы разводить краски, промывать кисточки от краски и т.п ) - Все дети любят рисовать красками, кляксы тоже многие умеют делать. -Как можно получить кляксу на бумаге? - А вот получить из капельки, например, солнышко или тучку, наверное, вряд ли кто пробовал. Давайте я вам покажу. Это весело и интересно. Для этого нам понадобится вода, гуашь, ложечка и трубочка для коктейля. Рисование «Превращение капельки» 1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой сильно разведённую в воде гуашь, капнуть её на лист бумаги, делая капельку - кляксу. 2. Коктейльной трубочкой выдуваем капельку сверху вниз в разные направления так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги 3. А затем для получения нужного вам изображения (образа) продолжаем выдувать капельку дальше по всему листу. 4. Если хотите, можете дорисовать детали при помощи ватных палочек - Что у вас получится, в кого превратится ваша капелька? Может быть в салюты, или цветы, а, может быть, ещё во что-нибудь фантастическое и волшебное, придумайте сами. Потом устроим выставку «Превращение капельки». Договорились? | Садятся за столы. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика дети по указанию воспитателя кладут ложечки. Ответы детей. Ответы детей. Подходят к столу, пробуют через соломинку на вкус воду, сок, молоко. Сравнивают вкус. Выясняют, что у чистой воды нет вкуса. Ответы детей. Дети нюхают воду в разных стаканчиках (чистую и с добавками) и выясняют, что запаха у чистой воды тоже нет. Ответы детей. Просмотр видеоролика Ответы детей Выполняют опыт. Ответы детей. Садятся на стульчики в ряд. Делают выводы полными распространёнными предложениями Дети повторяют. Дети объясняют. Берут в руки льдинки , отвечают на вопросы Танцуют под музыку из мультфильма Разглядывают картинки, рассуждают Ответы детей. Подходят к демонстрационному столу, следят за показом способа рисования с помощью воздушной струи. (Особое указание детям: трубочка не касается ни листа, ни краски!) Затем выбирают цвет готового водного раствора гуаши, садятся на свои места. У каждого ребёнка трубочки, альбомный лист, салфетки, пластиковые ложечки (Звучит музыка). По окончанию работы свои рисунки дети выкладывают на выставку. |
Заключительный | - Ребята, понравилось вам в «экспериментаниуме» проводить эксперименты? - С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? -Ребята, какое свойство воды вас больше всего удивило? - Как мы можем беречь воду, сохранять запас пресной воды? - Во что (кого) превратилась ваша капелька? - Какое настроение (впечатление) вы отразили своим рисунком? | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе на тему: «Донской огород».
Изучаем овощи, учимся употреблять в речи прилагательные: «кислый», «сладкий», «горький», «соленый»....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Святое дело – Родине служить!»
Патриотическое воспитание дошкольников....
Интегрированная образовательная деятельность по экологическому воспитанию, музыке и аппликации по теме: «Солнышко на ножке»
Программные задачи: Образовательные задачи: - учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части; - учить отгадывать загадки об одуванчике; - учить рассматриват...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по нравственному воспитанию в средней группе «Моя семья»
Формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радост...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию и художественному творчеству (рисование пальчиками) "Весенние ручейки", первая младшая группа
Интеграция на музыкальных занятиях очень актуальна, так как:- интегрированные занятия развивают эстетический вкус;- помогают формированию речи, ее развитию;- способствуют глубокому проникновению детей...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Русская Матрёшка" в средней группе
Формирование чувства патриотизма, интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной Матрешки....