Занятие для подготовительной группы "История развития водного транспорта"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие для  подготовительной группы

По теме «История  водного транспорта»

Цель:

  • Закрепить названия различных видов транспорта;
  • Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком;
  • Закрепить профессии людей работающих на суднах;
  • Учить понимать содержание рассказа;
  • Учить пересказывать;
  • Формировать оценочное отношение к героям рассказа;
  • Воспитывать уважение к труду людей, работающих на водном транспорте.

Ход занятия.

Дети, стоя в кругу, воспитатель показывает глобус.

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? Правильно это макет земли, глобус.

      А какого цвета на глобусе больше всего?

      А что синий цвет означает? Конечно же, воду. Вы прекрасно знаете, что большая часть нашей планеты состоит из воды - рек, морей и океанов. Поэтому людям нужно было средство передвижения по воде. Как называется средство передвижения по воде? Правильно водный транспорт. Мы с вами сегодня узнаем историю происхождения водного транспорта.

Сейчас сядет на стульчик тот, кто назовёт вид водного транспорта, а поможет нам волшебная указка, у кого указка тот и говорит. (Дети поочерёдно называют водный транспорт и садятся на стулья).

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Комментарии по слайдам.

Очень долгое время  передвижения по воде ограничивалось реками и озёрами. Как вы думайте, каким было первое придуманное человеком средство передвижения по воде? Я думаю это плот. Сделать его достаточно легко. Материалом служили стволы деревьев скреплённых между собой.

Потом люди научились делать лодки. У разных народов формы лодок и вёсел были разными. Материалом изготовления лодки служил ствол дерево.

В древности люди думали, что никакой земли нет. Людей пугал- необозримый водный простор без берегов. Потом человеческая любознательность заставила людей путешествовать и по морям. Наши предки выдалбливали средину ствола большого дерева, стёсывали края и концы, делали челны. Ставили паруса, и получался корабль-ладья. У парусных судов, которые бороздили моря в прошлом очень красивые названия. В зависимости от количества парусов и их расположения отличались своим названиями корабли: шхуна, каравеллы, бригантины, фрегаты. Кроме парусов движущая сила корабля была сила человеческая. Люди гребли вёслами приводя корабль в движение. На больших кораблях древних греков и римлян было больше 1500 гребцов. Вёсла были тяжёлые и большие. Один человек не мог бы справиться, на каждом весле было по 3-4 гребца. Кроме гребцов на корабле были и паруса. Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Первые корабли с паровыми  двигателями появились 200 лет назад в Англии.

Как вы думайте, почему новый вид корабля назвали пароходом?

Правильно, его двигателем была паровая машина. Получается, что он на пару ходит, паро - ход. Заменив гребное колесо на гребной винт, люди стали использовать двигатель, работающий на жидком топливе, мазуте. Такие машины называются тепловыми. А как стали называться такие суда? Теплоходы. Теплоходы и подводные лодки появились в начале прошлого столетия. В наши дни люди сумели построить особые корабли, чтобы плавали во льдах. Они плывут, раскалывая лёд своим мощным корпусом, и называется такое судно ледокол. Есть корабли – пожарники, корабли – аэродромы, военный корабль госпиталь, корабли – рыболовы. Суда, которые предназначены для рыбной ловли, называются рыболовными траулерами.

Вот мы с вами и узнали историю водного транспорта.

Ребята, посмотрите перед нами река, давайте, её превратим в «реку времени» - выставим на неё поэтапное развитие водного транспорта.

(Дети выставляют на «реку времени»- карточки с изображением плота, лодки, парусника, парохода, теплохода.)

Физкультминутка «Теплоход».

От зелёного причала                                            Наклоны вправо-лево.

Оттолкнулся теплоход,

Он назад шагнул сначала-раз, два!                   Выполняют по два шага назад-

А потом шагнул вперёд - раз, два!                     вперёд.

И поплыл, поплыл по речке,                                Идут, ставя стопы носками

Набирая полный ход!                                             Внутрь-наружу.

Ребята, как вы думайте, кто строит корабли? Их называют кораблестроители, ещё говорят корабелы или корабельщики как у Пушкина в своей «Сказке о царе Салтане».

Кто входит в состав команды на корабле? ( Капитан, боцман, повар-кок, матрос, врач, механик, радист).

Что делает капитан? (Управляет командой).

Что делает боцман? (Следит за порядком).

Что делает механик? (следит за работой двигателей).

Что делает матрос? (несёт службу).

Что делает повар-кок? (готовит для экипажа еду).

Что делает врач? (Следит за здоровьем команды).

Что делает радист? (Поддерживает связь с землёй-портом и другими 

                                       кораблями).

Ребята, я хочу прочитать вам рассказ писателя Сергея Сахарнова «Два радиста». Бывают такие ситуации, когда радист становится самым важным человеком на корабле. Если, например, корабль попал в беду, именно на радиста надеется весь экипаж - что он вовремя вызовет помощь.  Сергей Сахарнов написал рассказ о двух радистах, которые работали на кораблях и вовсе не считали свою работу героической. Послушайте его.

Чтение рассказа.

Беседа о содержании прочитанного.

Вспомните как назывались корабли на которых служили два радиста? Что это были за корабли?

Как общались друг с другом радисты? (Новое для детей понятие «Азбука Морзе»).

Какая беда случилась с рыбачим сейнером «Волна»?

Как радист «Волны» боролся с аварией на корабле? Как вы думайте почему он приложил столько усилий, чтобы спасти рацию?

Как помог своему другу радист «Пугачева»?

Радисты «Волны» и «Пугачева» даже не знали друг друга по имени. Почему же они считали друг друга друзьями?

Пересказ 3-4 детей. Один из них начинает рассказ, второй и третий продолжают, четвёртый завершает.

Ребята, что вы сегодня узнали нового на занятии?

Что больше всего понравилось?

Молодцы вы хорошо работали.                           

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История Водного транспорта.

Слайд 2

Очень долгое время передвижения по воде ограничивались реками и озёрами.

Слайд 3

Первое придуманное человеком средство передвижения по воде. Плот.

Слайд 4

Позже люди научились делать лодки. У разных народов формы лодок и вёсел были свои.

Слайд 5

В древности люди думали, что никакой земли за морями-океанами нет. Людей пугал необозримый водный простор без берегов. Но человеческая любознательность заставила их путешествовать по морям .

Слайд 6

Наши предки выдалбливали средину ствола большого дерева, стёсывали края и концы делая челны. Ставили паруса и получался маленький кораблик-ладьи.

Слайд 7

Корабли которые бороздили моря в прошлом имели красивые названия. Оно зависело от количества парусов и их расположения. И назывались они: шхуны, каравеллы, бригантины, фрегаты.

Слайд 8

Кроме парусов движущей силой корабля была и человеческая сила. Люди гребли вёслами, приводя корабль в движение.

Слайд 9

На больших кораблях древних греков и римлян было больше 1500 гребцов. С большими, тяжёлыми вёслами одному человеку не справиться, на каждом весле было по 3-4 человека. Кроме гребцов были и паруса.

Слайд 10

Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Первые корабли с паровыми двигателями появились 200 лет назад (в Англии).

Слайд 11

Заменив гребное колесо на гребной винт, стали использовать двигатели на жидком топливе, мазута. Такие машины называются тепловыми, а суда теплоходы.

Слайд 12

Теплоходы и подводные лодки появились в начале прошлого столетия.

Слайд 13

В наши дни люди сумели построить особые корабли, чтобы плавать могли во льдах. Они плывут и раскалывают лёд своим прочным корпусом. Ледокол.

Слайд 14

. Появились такие корабли, как: корабли-пожарники.

Слайд 15

Корабли-аэродромы

Слайд 16

Военный корабль-госпиталь

Слайд 17

Корабли-рыболовы. Суда, которые предназначены для рыбной ловли, называются рыбными траулерами.

Слайд 18

Водный транспорт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия в подготовительной группе на тему "Транспорт"

Расширение и обогащение словаря по теме "Транспорт"...

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме "Транспорт".

Мною предложен конспект урока для подготовительной к школе круппы в качестве итогового занятия по теме "Транспорт"....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Транспорт: наземный, воздушный, водный».

Цель: расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным, наземным, водным видами транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с данными видами транспорта....

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе "Воздушный, водный транспорт"

Тема недели: «Воздушный, водный транспорт»Цель. расширить представления детей о видах водного и воздушного транспорта, существующих в нашем городе, упражнять в умении классифицировать назе...

Конспект занятия по "Предметно - социальному окружению" - "Водный транспорт"

Конспект занятия по "Предметно - социальному окружению" - "Водный транспорт"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Водный транспорт"

Цель: Расширение и систематизация представлений детей по теме «Водный транспорт»Задачи: - уточнение и расширение словаря по теме «Водный транспорт», уточнить представления...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Водный транспорт»

Конспект предназначен для детей  с ТНР подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР...