Конспект занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Водный транспорт»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Владимировна Пона

Конспект предназначен для детей  с ТНР подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Водный транспорт»

Цели: Расширять знания предметного словаря по теме. Совершенствовать умение составлять распространённые предложения, уметь восстанавливать деформированную фразу. Формировать интерес к водной технике.

Задачи:

- Уточнение и расширение словаря по теме «Водный транспорт»;

-Уточнить представления детей о водном транспорте. Научить различать их по внешнему виду;

-Развивать зрительно — моторную координацию, внимание, память;

-Расширение знаний предметного словаря, активизация пассивного словарного запаса по теме «водный транспорт»;

-  Формировать навык правильного употребления предлогов (из, по, к, под);

- Развитие слухового восприятия не речевых звуков;

- Совершенствование координации движений с речью;

- Развитие мелкой моторики рук, логики, мышления;

- Учить составлять распространённые предложения;

- Образование прилагательного  от существительного;

- Различать на слух не правильную форму речи, учить слышать и исправлять грамотно ошибки речи других.

Оборудование: картинки с изображением различного водного транспорта, маленькая бумажная лодочка, построенные на столе из конструктора «Лего»:  корабли, мост, док. МП3 аудио запись звуков (плеск волн, гудки кораблей).

Предварительная работа:

- Изучение литературы по теме;

- Подбор наглядного материала;

- Подбор аудио записей со звуками (шум волн, гудки кораблей);

- Рассматривание моделей кораблей (деревянного парусника, эсминца, лодки на воздушной подушке);

- Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов водного транспорта;

- Чтение художественной литературы об истории кораблей;

- Рисование акварелью кораблей;

- Работа с аппликацией «лодочка».

Работа по конструированию «конкурс на лучший корабль»

Д/Игра на развитие слухового восприятия не речевых звуков «В порту».

Д/Игра «Экскурсия по кораблю» — расширение знаний предметного словаря, активизация пассивного словарного запаса по теме.

Физкультминутка: развитие координации движений с речью.

Д/Игра «Проследим за кораблём» — формировать навык правильного употребления предлогов (из, по, к, под, в).

Д/Игра “Из чего сделана, какая?” — образование прилагательного  от существительного.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Д/Игра «Собери картинку» — развитие мелкой моторики рук, логики, мышления.

Д/Игра «Я ПОЕДУ» — учить составлять предложение.

Д/Игра «Виды водного транспорта» — уточнить представления детей о водном транспорте. Научить различать их по внешнему виду. Развивать зрительно- моторную координацию, внимание, память.
Д/Игра «Исправь ошибку» — различать на слух не правильную форму речи, учить слышать и исправлять грамотно ошибки речи других.

Родители как участники образовательного процесса:

- помощь воспитателю в распечатке карточек по теме;

- помощь в оформлении библиотечного уголка художественных книг о кораблях;

- организация небольшой выставки с использованием моделей кораблей;

- организация выхода детей к шхуне «Запад».

Ожидаемый результат:

- активизация пассивного предметного словаря по теме «водный транспорт»: нос, корма, палуба, каюты, камбуз, иллюминаторы, капитанский мостик.

- уметь узнавать и называть суда:  ПАССАЖИРСКИЙ (теплоход, катер, лайнер, лодка), ГРУЗОВОЙ (баржа, танкер, паром), СПЕЦИАЛЬНЫЙ (военный корабль, корабль для несения пожарной службы, водолазные суда, ледокол, военный авианосец).

- правильно употреблять  простые предлоги (из, по, к, под, в).

- образовывать прилагательные от существительных.

- уметь составлять предложение с использованием названия понравившегося судна.

- учить слышать и исправлять грамотно ошибки речи других.

Ход занятия

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чём вы мне сами скажите, отгадав загадку.

Не спрашивая броду,
Смело лезу в воду -
На любой глубине,
Всегда по пояс мне.

(Корабль)

Правильно, мы отправляемся, ребята, путешествовать на корабле.

Закройте глаза послушайте, что за звуки вы слышите?

(аудио запись) Крики чаек, плеск волн, гудки пароходов.

Мы с вами оказались в пору.

- Скажите, что такое порт? (–Место стоянки кораблей)

Ребята, я вас приглашаю подняться  на борт корабля и провести небольшую экскурсию.

Давайте вспомним, как называются части корабля.

- Передняя часть корабля — НОС.
- Задняя часть корабля — КОРМА.
- Боковая сторона называется — ПАЛУБА.
- Комнаты на корабле — КАЮТЫ.
- Кухня называется — КАМБУЗ.
- Окна называются — ИЛЛЮМИНАТОРЫ.
- Пост капитана — КАПИТАНСКИЙ МОСТИК.

Что же, отправляемся в плавание!                        встать
От зеленого причала оттолкнулся  теплоход,
Он шагнул назад,                                                    
шаг назад
А потом шагнул вперед,                                        
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке,                                
движения руками
Набирая   полный ход.
Встал на мостик капитан,                                      
ходьба на месте
Смотрит здесь, смотрит там.                                  
остановиться   руки вниз
То в бинокль, а  то в трубу-                                    
повороты   корпуса, вправо, влево
Влево, вправо, за корму.                                         изображают   бинокль

И так наш корабль отправляется в путешествие по реке. Любому капитану часто приходится выполнять разные  маневры.

- Давайте поможем нашему капитану. (Дети подходят к столу на котором стоят кораблики, мост, ремонтный док — сделанные из конструктора «Лего»)

Корабль выходит откуда?   (из порта)
Корабль идёт где?  
(по реке)

Корабль подходит куда?   (к мосту)
Корабль проплывает где?  
(под мостом)

Корабль встал куда?    (в док)

 Обратим внимание на лодочку проходящую мимо.

- Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).

- Если лодку сделают из дерева, она будет…

- Если лодку сделают из резины, она будет …

- Если лодку сделают из металла, она будет …

- Если лодку сделают из пластика, она будет …

- Чтобы лодка из пластика была ещё прочнее, к пластику добавляют стекло и получается материал стеклопластик, и лодка получится … (стеклопластиковая).

Дети, давайте изобразим плывущую по волнам лодочку:

Две ладошки я прижму   (две ладошки соединить лодочкой и выполнять)

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья.-    (волнообразные движения руками)

Это лодочка моя.

Паруса подниму,        (поднять выпрямленные ладошки вверх)

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам    (имитировать движение волн и рыбок)

Плывут рыбки тут и там.

Наше путешествие проходит успешно! Мимо нас проходят разные суда, вы хотите узнать какие? У каждого из вас на столе конверты с разрезными картинками, сложите её и назовите судно.

Мы продолжаем с вами путешествие. Подумайте, и составьте предложение использовав название своего судна.

Например: «Я поплыву на лодке по озеру».

Дети придумывают  предложения, используя название судна разрезной картинки.

Посмотрите внимательно на свой корабль и скажите, к  какому виду водного транспорта он относится?

Перечислите их: ПАССАЖИРСКИЙ (теплоход, катер, лайнер, лодка), ГРУЗОВОЙ (баржа, танкер, паром), СПЕЦИАЛЬНЫЙ (военный корабль, корабль для несения пожарной службы, водолазные суда, ледокол, военный авианосец).

Что-то наш корабль странно стучит! Замедлил ход. Его срочно надо отремонтировать.

Капитан посылает сообщение в порт по рации. Но рация неисправна, помогите восстановить сообщение.
Мотор корабль плохо работать.  Мотор корабля плохо   работает.

Срочная команда помощь нужна. Команде нужна срочная   помощь.

Мы переживать за пассажиры. Мы переживаем за   пассажиров.

Высылать группа спасатели Высылайте группу   спасателей.
- Молодцы ребята вы справились с заданием! Мы с вами составили предложения и спасатели прибыли на борт. Постройтесь друг за другом, поведём корабль в док, на ремонт.

Спасатели благополучно всех доставили в порт. Наше путешествие подошло к концу.

О чём мы с вами говорили на занятии, что вам запомнилось?

Ответы детей.

Благодарю за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе Тема: «Водный транспорт»

1)    Уточнение и систематизация словаря.2)     Развитие связной речи, творческого воображения.3)     Систематизировать представления детей о вод...

Перспективное планирование в подготовительной группе Тема: «Наземный транспорт»

Задачи: Закреплять знания о правилах дорожного движения, поведения на улице, в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Дать знания о ...

Планирование в подготовительной группе. Тема недели:"Транспорт"

Планирование в подготовительной группе. Тема недели:"Транспорт"...

Конспект Непрерывная образовательная деятельность с использованием ИКТ технологий с детьми подготовительной группы Тема: «Городской транспорт»

Расширенное знакомство с городским транспортом.Создать условия для развития умения классифицировать транспортные средства: пассажирский, легковой, грузовой, скорая помощь, пожарная служба, полицейский...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе "Воздушный, водный транспорт"

Тема недели: «Воздушный, водный транспорт»Цель. расширить представления детей о видах водного и воздушного транспорта, существующих в нашем городе, упражнять в умении классифицировать назе...

Конспект открытого логопедического часа в комбинированной логопедической подготовительной группе. Тема: «Эти загадочные домашние животные»

Цель: систематизировать знания детей о домашних животных.Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать словарный запас детей по теме;- закрепить обобщающее понятие «домашние животные&raqu...