Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной логопедической
группе на тему «ТРАНСПОРТ»
Программное содержание: - Расширить и закрепить знания детей о различных видах транспорта.
- Упражнять в составлении описательных рассказов, в использовании в речи сложноподчиненных предложений.
- Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта.
- Закрепить знания о правилах дорожного движения.
- Воспитывать у детей культуру поведения на улице, уважение к профессиям людей, работающих на транспорте.
Материал: кукла Незнайка, игрушки транспорта, предметные и сюжетные картинки по транспорту, игрушечные рули, кружки красного, желтого и зеленого цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Раздается стук в дверь. Воспитатель подходит к двери, а возвращается с куклой Незнайкой в руке и сундучком.
А теперь посмотрим, что же в сундучке? Назовем эти игрушки. А как сказать одним словом, что это? (Транспорт). Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.
Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море.) Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге? Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный.) А на чем можно ездить по железной дороге? Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? (Железнодорожный.) А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного? (Железнодорожный транспорт едет только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь.) Подумайте, на чем можно летать? Как называется транспорт, на котором можно лететь по воздуху? (Воздушный.) Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть? Как называется транспорт, на котором можно плыть по воде? (Водный.) Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт.
А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке, но и назвать, к какому виду он относится. (Картинки-отгадки воспитатель прикрепляет на рисунки).
- Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Что за птица: песен не поет, гнездо не вьет, людей и груз везет. (Самолет)
К лежебоке у реки Притащил я две руки. По руке к бокам приладил И поплыл по водной глади. (Лодка)
- Вот так чудо! Чудеса! Подо мной два колеса, Я ногами их верчу
И качу, качу, качу! (Велосипед)
Плывет белый гусь - Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Яхта)
- Чудо-птица, Алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
Что за чудо: Красный дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)
Давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставить эти таблички над рисунками на доске). А теперь поиграем в компьютер. Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимите руку. Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта. Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку. Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относится. Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (На метро.) Какой это вид транспорта? (Подземный.) Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах - электричках, у которых двери сами закрываются, и, конечно, катались на «лесенке-чудесенке». Как по-другому она называется? (Эскалатор.)
Вывод: Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.
- Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на фабрики, заводы, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет? (Пассажирский, грузовой, специальный.)
Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Вспомните, кого мы видели на перекрестке? Кому подчиняются все машины? (Регулировщику.) А как постовой-регулировщик был одет? (Форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл.) А почему регулировщик так одет? (Чтобы водители сразу заметили его.) А для чего ему нужен жезл? (Жезл - как волшебная палочка в руках регулировщика; им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться.) А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (Светофору.) Где стоит светофор? (На перекрестке.) Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.) Что приказывает красный свет? (Стой!) Желтый? (Приготовься!) Зеленый? (Иди или можно ехать.)
V. Физминутка Водители и пешеходы.
А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», милицейская, аварийная.) Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках? Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их? Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.) А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.
Вывод: Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.
VII. Игра на внимание
- Посмотрите, какие картинные загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.
Посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю: не грузовик и не красный? Посмотрите на 2-й вагончик. Не трамвай и не синий. Посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопасти на винте, а синие.
VIII. Составление описательных рассказов (с опорой на предмет)
Давайте мы сейчас поиграем в летчиков, космонавтов, машинистов, капитанов, водителей. Посмотрите, какой у меня самолет. Я - летчик. Я летаю на пассажирском самолете. А теперь помогите мне рассказать о моем самолете самое интересное.
Коллективное составление рассказа (с использованием слов: крылья, хвост, шасси, двигатель, аэродром, аэропорт, взлетная полоса, рация, взлетает, садится, летит, идет на посадку).
Посмотрите, что у вас в коробках сегодня (в ней 2 игрушки - транспорт). Рассмотрите свои машины. Расскажите о своем транспорте все, что помните. Не забудьте сказать, кто водитель, летчик, машинист, капитан... (несколько детей).
Внимание, у кого наземный транспорт? Железнодорожный? Водный? Воздушный? Грузовой? Специальный?
С машинами надо дружить и, чтобы машины не причинили вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказывал инспектор ГАИ на экскурсии. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре», на зеленый свет).
- Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните: машину сразу остановить водитель не может!
XI. Итог занятия
Стихотворение С.Михалкова «От кареты до ракеты».
|