Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно- исследовательской деятельности "Чудеса внутри батарейки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
ü Коррекционно-обучающие
Познакомить детей с физическим явлением – электрическим током, условиями его возникновения. Рассказать о принципе работы батареек, их разновидности, алгоритме действий правильной установки батареек в прибор. Продолжать формировать экологическое мировоззрение, основы безопасности в быту.
ü Коррекционно-развивающие
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Продолжать развивать диалогическую речь детей, учить развернуто отвечать на поставленные вопросы.
ü Коррекционно-воспитательные
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе, Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы: будильник, модули, радиоуправляемые вертолеты, пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки таблетки, медные и цинковые кольца, соединительные провода, светодиодная лампочка, лимоны, инструкция по утилизации батареек в Санкт-Петербурге, мультимедийный комплекс слайд-шоу «Электричество в картинках».
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему «Опасное и безопасное электричество», просмотр мультфильмов «Почемучка» об электричестве, батарейке.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! Подойдите, все ко мне. Возьмите модули, которые стоят у стены, и поставьте их в центре зала полукругом. Присаживайтесь.
Ход занятия:
- Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвенел вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила - вертела, а потом всё же поняла, что с ним произошло. А вы как думаете, отчего электронные устройства – машинки, будильники, фонарики чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя?
Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!
- Да-да! В моем будильнике разрядились батарейки! (Открываю крышку, а там обычные пальчиковые батарейки). Здесь установлены обычные батарейки. В обществе их принято называть пальчиковыми. Как вы думаете, почему?
- Совершенно верно. Пальчиковые батарейки – самые распространенные. (Демонстрирую батарейки, даю детям покрутить, повертеть). Кто знает, какие еще бывают батарейки?
- Правильно. В магазине можно увидеть мизинчиковые батарейки, и батарейки – таблетки. (Демонстрирую и даю ребятам посмотреть). Как вы думаете, почему им дали такие названия?
- Да, действительно, мизинчиковая батарейка похожа по своему размеру на мизинец, а батарейка таблетка по своей форме на таблетку, или на пуговицу, поэтому ее иногда называют «пуговичной».
- Давайте внимательно рассмотрим корпус батарейки. Ребята, как вы думаете, зачем на корпусе отображены плюс и минус?
- Кто мне расскажет, что нужно сделать, чтобы правильно поставить батарейку в прибор?
- Сейчас вы попробуете сами безошибочно установить батарейки в радиоуправляемые игрушки.
Поставьте модули к стене.
Ставлю два столика с самолетами и батарейками.
Разбейтесь на две группы и подойдите к столам. Ребята, перед вами, радиоуправляемые вертолеты. У каждого вертолета есть пульт управления, который работает от батареек. Чтобы мы смогли запустить наши вертолеты, мы должны правильно поставить батарейки в пульт. Давайте вспомним еще раз, что необходимо сделать, чтобы правильно поставить батарейки в прибор.
(Дети устанавливают батарейки в вертолеты. И запускают их).
- Пришло время и мне поменять батарейки в будильнике. (Меняю батарейки). Ребята, посмотрите, стрелки вновь побежали по циферблату! Но что же делать с использованными батарейками?
- Ребята, на корпусе каждой батарейки есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер.
Слайд 1.
Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Их нужно правильно утилизировать. Оказывается, они могут быть опасны. Как вы думаете, чем?
- В батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находятся внутри корпуса, поэтому они временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 квадратных метров почвы. Как вы думаете это много?
Слайд 2.
В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами?
- Конечно, их нужно сдавать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда батарейки отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем районе. Теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, с этого момента, вы будете утилизировать их правильно! В конце занятия, я раздам каждому из вас буклеты, с адресами, куда можно сдать использованные батарейки. Покажите буклеты родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт.
- Ребята, мы с вами научились правильно устанавливать батарейки в приборы. Кто мне расскажет, чем делится батарейка с приборами, благодаря чему они начинают работать?
- Да, батарейка дает электричество. Другими словами, является источником электрического тока. Откуда же он в них берется?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться, что такое электрический ток. Кто как думает, что это такое?
Давайте, возьмём модули, сядем и посмотрим на наш волшебный экран.
Слайд3. Ребята, вы конечно знаете, что все вещества состоят из атомов - мельчайших частиц, которые невозможно увидеть глазом. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть.
Слайд 4. А эти атомы в свою очередь состоят из ещё более маленьких частиц - ионов и электронов. Электроны заряжены отрицательно, это синие человечки, на них изображен знак минус, а ионы положительно, это красные человечки, на них изображен знак плюс.
Слайд 5. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе. Посмотрите, какие они радостные и веселые, как обнимают друг друга, будто лучшие друзья!
Слайд 6. А два электрона или два иона всегда отталкиваются, дерутся друг с другом. Посмотрите, какие они сердитые, недружелюбные, как сжаты их кулаки.
Слайд 7. Что же происходит в батарейках? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить ионы и электроны и не пускать их друг к другу. Электроны собирают с одной стороны батарейки, а ионы остаются – с другой. Там, где собраны электроны, на батарейке представлен знак Минус, а где ионы – знак Плюс. Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам.
Слайд 8. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов – и есть электрический ток.
- Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. Но, тем не менее, с батарейкой нужно обращаться аккуратно. Нельзя разбирать батарейку, это может привести к травме, нежелательно, чтобы батарейка падала, и менять батарейки в приборах нужно в присутствии взрослого.
А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Какие вы знаете правила безопасности при работе с электричеством?
· вставлять в розетку посторонние предметы
· нельзя приближаться к розеткам и самостоятельно включать электроприборы.
· тянуть электрический провод руками
· трогать за провода электроприборов мокрыми руками, пользоваться электроприборами в ванной комнате
· не подходить близко к оголенным проводам, лежащим на земле, тем более дотрагиваться до них.
Поставьте модули к стене. Ребята встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Сегодня мы устанавливали батарейки в вертолеты, давайте, станем как будто пилотами,
Физминутка.
Мы садимся в вертолет, (дети приседают)
Отправляемся в полет! («заводят» самолет, встают)
Мы летим над облаками (руки в стороны)
И земля лежит под нами (по очереди обеими руками)
Видим, как течет река (показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака («забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора (наклоняются влево, вправо)
Приземляться нам пора (приседают, выходят из самолетов и проходят на аэродром)
- Ребята, мы сегодня вспомнили, как работает батарейка, что такое электрический ток, как правильно утилизировать использованные батарейки.
- А как вы думаете, мы с вами сможем сделать прямо здесь батарейку?
Объяснение действий:
- Ученые давно придумали, как сделать батарейку из картофеля, соленого огурца, фруктов. Я предлагаю вам сделать батарейку из лимона. Для этого нам понадобятся лимоны, медные и цинковые кольца, соединительные провода. Ребята, посмотрите, кольца сделаны из разных металлов: меди и цинка. Медное кольцо желтовато-красного цвета, а цинковое – серебристо-серого. В каждом металле тоже живут электроны и ионы. В одном металле больше электронов, это - цинк, и он заряжен отрицательно, в другом ионов, это медь, и он заряжен положительно. Поэтому плюсом – будет медное кольцо, а минусом – цинковое. Лимон станет корпусом нашей батарейки. Я сделаю надрезы на лимонах и раздам вам, чтобы вы поместили туда кольца.
Наши лимонные батарейки очень слабые. Каждая из них в одиночку не сможет заставить работать даже маленькую лампочку, светодиод. Поэтому нам нужно соединить все лимоны с помощью проводов. Но подсоединять их нужно в определенной последовательности: медное кольцо с цинковым.
Теперь, я смогу подсоединить лампочку к нашей батарейке и она загорается!
Слайд 9. Анимация.
- Ребята, у нас получилась самая безопасная батарейка в мире. Как вы думаете, удобна ли она в использовании.
Давайте встанем.
Вот наше занятие подходит к концу, давайте поделимся впечатлениями. Что вам понравилось, что нового вы узнали, что было самым сложным для вас?
В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающего мира. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.16 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной
к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно-
исследовательской деятельности
"Чудеса внутри батарейки".
Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Коррекционно-обучающие
Познакомить детей с физическим явлением – электрическим током, условиями его возникновения. Рассказать о принципе работы батареек, их разновидности, алгоритме действий правильной установки батареек в прибор. Продолжать формировать экологическое мировоззрение, основы безопасности в быту.
- Коррекционно-развивающие
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Продолжать развивать диалогическую речь детей, учить развернуто отвечать на поставленные вопросы.
- Коррекционно-воспитательные
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе, Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы: будильник, модули, радиоуправляемые вертолеты, пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки таблетки, медные и цинковые кольца, соединительные провода, светодиодная лампочка, лимоны, инструкция по утилизации батареек в Санкт-Петербурге, мультимедийный комплекс слайд-шоу «Электричество в картинках».
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему «Опасное и безопасное электричество», просмотр мультфильмов «Почемучка» об электричестве, батарейке.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! Подойдите, все ко мне. Возьмите модули, которые стоят у стены, и поставьте их в центре зала полукругом. Присаживайтесь.
Ход занятия:
- Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвенел вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила - вертела, а потом всё же поняла, что с ним произошло. А вы как думаете, отчего электронные устройства – машинки, будильники, фонарики чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя?
Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!
- Да-да! В моем будильнике разрядились батарейки! (Открываю крышку, а там обычные пальчиковые батарейки). Здесь установлены обычные батарейки. В обществе их принято называть пальчиковыми. Как вы думаете, почему?
- Совершенно верно. Пальчиковые батарейки – самые распространенные. (Демонстрирую батарейки, даю детям покрутить, повертеть). Кто знает, какие еще бывают батарейки?
- Правильно. В магазине можно увидеть мизинчиковые батарейки, и батарейки – таблетки. (Демонстрирую и даю ребятам посмотреть). Как вы думаете, почему им дали такие названия?
- Да, действительно, мизинчиковая батарейка похожа по своему размеру на мизинец, а батарейка таблетка по своей форме на таблетку, или на пуговицу, поэтому ее иногда называют «пуговичной».
- Давайте внимательно рассмотрим корпус батарейки. Ребята, как вы думаете, зачем на корпусе отображены плюс и минус?
- Кто мне расскажет, что нужно сделать, чтобы правильно поставить батарейку в прибор?
- Сейчас вы попробуете сами безошибочно установить батарейки в радиоуправляемые игрушки.
Поставьте модули к стене.
Ставлю два столика с самолетами и батарейками.
Разбейтесь на две группы и подойдите к столам. Ребята, перед вами, радиоуправляемые вертолеты. У каждого вертолета есть пульт управления, который работает от батареек. Чтобы мы смогли запустить наши вертолеты, мы должны правильно поставить батарейки в пульт. Давайте вспомним еще раз, что необходимо сделать, чтобы правильно поставить батарейки в прибор.
(Дети устанавливают батарейки в вертолеты. И запускают их).
- Пришло время и мне поменять батарейки в будильнике. (Меняю батарейки). Ребята, посмотрите, стрелки вновь побежали по циферблату! Но что же делать с использованными батарейками?
- Ребята, на корпусе каждой батарейки есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер.
Слайд 1.
Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Их нужно правильно утилизировать. Оказывается, они могут быть опасны. Как вы думаете, чем?
- В батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находятся внутри корпуса, поэтому они временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 квадратных метров почвы. Как вы думаете это много?
Слайд 2.
В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами?
- Конечно, их нужно сдавать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда батарейки отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем районе. Теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, с этого момента, вы будете утилизировать их правильно! В конце занятия, я раздам каждому из вас буклеты, с адресами, куда можно сдать использованные батарейки. Покажите буклеты родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт.
- Ребята, мы с вами научились правильно устанавливать батарейки в приборы. Кто мне расскажет, чем делится батарейка с приборами, благодаря чему они начинают работать?
- Да, батарейка дает электричество. Другими словами, является источником электрического тока. Откуда же он в них берется?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться, что такое электрический ток. Кто как думает, что это такое?
Давайте, возьмём модули, сядем и посмотрим на наш волшебный экран.
Слайд3. Ребята, вы конечно знаете, что все вещества состоят из атомов - мельчайших частиц, которые невозможно увидеть глазом. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть.
Слайд 4. А эти атомы в свою очередь состоят из ещё более маленьких частиц - ионов и электронов. Электроны заряжены отрицательно, это синие человечки, на них изображен знак минус, а ионы положительно, это красные человечки, на них изображен знак плюс.
Слайд 5. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе. Посмотрите, какие они радостные и веселые, как обнимают друг друга, будто лучшие друзья!
Слайд 6. А два электрона или два иона всегда отталкиваются, дерутся друг с другом. Посмотрите, какие они сердитые, недружелюбные, как сжаты их кулаки.
Слайд 7. Что же происходит в батарейках? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить ионы и электроны и не пускать их друг к другу. Электроны собирают с одной стороны батарейки, а ионы остаются – с другой. Там, где собраны электроны, на батарейке представлен знак Минус, а где ионы – знак Плюс. Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам.
Слайд 8. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов – и есть электрический ток.
- Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. Но, тем не менее, с батарейкой нужно обращаться аккуратно. Нельзя разбирать батарейку, это может привести к травме, нежелательно, чтобы батарейка падала, и менять батарейки в приборах нужно в присутствии взрослого.
А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Какие вы знаете правила безопасности при работе с электричеством?
- вставлять в розетку посторонние предметы
- нельзя приближаться к розеткам и самостоятельно включать электроприборы.
- тянуть электрический провод руками
- трогать за провода электроприборов мокрыми руками, пользоваться электроприборами в ванной комнате
- не подходить близко к оголенным проводам, лежащим на земле, тем более дотрагиваться до них.
Поставьте модули к стене. Ребята встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Сегодня мы устанавливали батарейки в вертолеты, давайте, станем как будто пилотами,
Физминутка.
Мы садимся в вертолет, (дети приседают)
Отправляемся в полет! («заводят» самолет, встают)
Мы летим над облаками (руки в стороны)
И земля лежит под нами (по очереди обеими руками)
Видим, как течет река (показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака («забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора (наклоняются влево, вправо)
Приземляться нам пора (приседают, выходят из самолетов и проходят на аэродром)
- Ребята, мы сегодня вспомнили, как работает батарейка, что такое электрический ток, как правильно утилизировать использованные батарейки.
- А как вы думаете, мы с вами сможем сделать прямо здесь батарейку?
Объяснение действий:
- Ученые давно придумали, как сделать батарейку из картофеля, соленого огурца, фруктов. Я предлагаю вам сделать батарейку из лимона. Для этого нам понадобятся лимоны, медные и цинковые кольца, соединительные провода. Ребята, посмотрите, кольца сделаны из разных металлов: меди и цинка. Медное кольцо желтовато-красного цвета, а цинковое – серебристо-серого. В каждом металле тоже живут электроны и ионы. В одном металле больше электронов, это - цинк, и он заряжен отрицательно, в другом ионов, это медь, и он заряжен положительно. Поэтому плюсом – будет медное кольцо, а минусом – цинковое. Лимон станет корпусом нашей батарейки. Я сделаю надрезы на лимонах и раздам вам, чтобы вы поместили туда кольца.
Наши лимонные батарейки очень слабые. Каждая из них в одиночку не сможет заставить работать даже маленькую лампочку, светодиод. Поэтому нам нужно соединить все лимоны с помощью проводов. Но подсоединять их нужно в определенной последовательности: медное кольцо с цинковым.
Теперь, я смогу подсоединить лампочку к нашей батарейке и она загорается!
Слайд 9. Анимация.
- Ребята, у нас получилась самая безопасная батарейка в мире. Как вы думаете, удобна ли она в использовании.
Давайте встанем.
Вот наше занятие подходит к концу, давайте поделимся впечатлениями. Что вам понравилось, что нового вы узнали, что было самым сложным для вас?
В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающего мира. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития по познавательному развитию "В мире опасных предметов"
Занятие позволяет закрепить у детей представления об опасных предметах, с которыми они встречаются в быту....
Совместно образовательная деятельность для воспитанников подготовительной к школе группы с участием родителей «Школа молодого бойца»
Спортивное мероприятие с участием родителей...
Сценарий игровой обучающей ситуации «Остров «Дары Фрёбеля» совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).
План-конспект с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе. Доминирующая образовательная область - познавательнаяТема игровой ситуации:«Путешес...
Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Наша Родина»
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать ...
Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Мы - патриоты»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Мы - патриоты»...
Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: «Автомобили для автодома»
Технологическая карта совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группе общеразвивающей направленностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развити...