Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно- исследовательской деятельности "Чудеса внутри батарейки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бакулина Татьяна Владимировна

Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

ü Коррекционно-обучающие

Познакомить детей с физическим явлением – электрическим током, условиями его возникновения. Рассказать о принципе работы батареек, их разновидности, алгоритме действий правильной установки батареек в прибор.  Продолжать формировать экологическое мировоззрение, основы безопасности в быту.

ü Коррекционно-развивающие

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Продолжать развивать диалогическую речь детей, учить развернуто отвечать на поставленные вопросы.

 

ü Коррекционно-воспитательные

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе, Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами. Воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы: будильник, модули, радиоуправляемые вертолеты, пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки таблетки, медные и цинковые кольца, соединительные провода, светодиодная лампочка, лимоны,  инструкция по утилизации батареек в Санкт-Петербурге, мультимедийный комплекс слайд-шоу «Электричество в картинках».

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему «Опасное и безопасное электричество», просмотр мультфильмов «Почемучка» об электричестве, батарейке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! Подойдите, все ко мне. Возьмите модули, которые стоят у стены, и поставьте их в центре зала полукругом. Присаживайтесь.

Ход занятия:

-  Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвенел вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила - вертела, а потом всё же поняла, что с ним произошло. А вы как думаете, отчего электронные устройства – машинки, будильники, фонарики  чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя?

 Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!

- Да-да! В моем будильнике разрядились батарейки! (Открываю крышку, а там обычные пальчиковые батарейки). Здесь установлены обычные  батарейки. В обществе их принято называть пальчиковыми. Как вы думаете, почему?

- Совершенно верно. Пальчиковые батарейки – самые распространенные. (Демонстрирую батарейки, даю детям покрутить, повертеть). Кто знает, какие еще бывают батарейки?

- Правильно. В магазине можно увидеть мизинчиковые батарейки, и батарейки – таблетки. (Демонстрирую и даю ребятам посмотреть). Как вы думаете, почему им дали такие названия?

- Да, действительно,  мизинчиковая  батарейка похожа по своему размеру на мизинец, а батарейка таблетка по своей форме на таблетку, или на пуговицу, поэтому ее иногда называют «пуговичной».

- Давайте внимательно рассмотрим корпус батарейки. Ребята, как вы думаете, зачем на корпусе  отображены плюс и минус?

- Кто мне расскажет, что нужно сделать, чтобы правильно поставить батарейку в прибор?

- Сейчас вы попробуете сами безошибочно установить батарейки в радиоуправляемые игрушки.

Поставьте модули к стене.

Ставлю два столика с самолетами и батарейками.

  Разбейтесь на две группы и подойдите к столам. Ребята, перед вами, радиоуправляемые вертолеты. У каждого вертолета есть пульт управления, который работает от батареек. Чтобы мы смогли запустить наши вертолеты, мы должны правильно поставить батарейки в пульт. Давайте вспомним еще раз, что необходимо сделать, чтобы правильно поставить батарейки в прибор.

(Дети устанавливают батарейки в вертолеты. И запускают их).

- Пришло время и мне поменять батарейки в будильнике. (Меняю батарейки). Ребята, посмотрите, стрелки вновь побежали по циферблату! Но что же делать с использованными батарейками?

- Ребята, на корпусе каждой батарейки есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер.

Слайд 1.

 Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Их нужно правильно утилизировать. Оказывается, они могут быть опасны. Как вы думаете, чем?

- В батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находятся внутри корпуса, поэтому они временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 квадратных метров почвы. Как вы думаете это много?

Слайд 2.

 В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами?

- Конечно, их нужно сдавать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда батарейки отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем районе. Теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, с этого момента, вы будете утилизировать их правильно! В конце занятия, я раздам каждому из вас буклеты, с адресами, куда можно сдать использованные батарейки. Покажите буклеты родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт.

- Ребята, мы с вами научились правильно устанавливать батарейки в приборы. Кто мне расскажет, чем делится батарейка с приборами, благодаря чему они начинают работать?

- Да, батарейка дает электричество. Другими словами, является источником электрического тока. Откуда же он в них берется?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться, что такое электрический ток. Кто как думает, что это такое?

Давайте, возьмём модули, сядем и посмотрим на наш волшебный экран.

Слайд3. Ребята, вы конечно знаете, что все вещества состоят из атомов - мельчайших частиц, которые невозможно увидеть глазом. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть.

Слайд 4.  А эти атомы в свою очередь состоят из ещё более маленьких частиц - ионов и электронов. Электроны заряжены отрицательно, это синие человечки, на них изображен знак минус, а ионы положительно, это красные человечки, на них изображен знак плюс.

Слайд 5. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе. Посмотрите, какие они радостные и веселые, как обнимают друг друга, будто лучшие друзья!

Слайд 6. А два электрона или два иона всегда отталкиваются,  дерутся друг с другом. Посмотрите, какие они сердитые, недружелюбные, как сжаты их кулаки.

Слайд 7. Что же происходит в батарейках? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить ионы и электроны и не пускать их друг к другу. Электроны собирают с одной стороны батарейки, а ионы остаются – с другой. Там, где собраны электроны, на батарейке представлен знак Минус, а где ионы – знак Плюс. Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам.

Слайд 8. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов – и есть электрический ток.

- Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. Но, тем не менее, с батарейкой нужно обращаться аккуратно. Нельзя разбирать батарейку, это может привести к травме, нежелательно, чтобы батарейка падала, и менять батарейки в приборах нужно в присутствии взрослого.

 А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Какие вы знаете правила безопасности при работе с электричеством?

·         вставлять в розетку посторонние предметы

·         нельзя приближаться к розеткам и самостоятельно включать электроприборы.

·         тянуть электрический провод руками

·         трогать за провода электроприборов мокрыми руками, пользоваться электроприборами в ванной комнате

·         не подходить близко к оголенным проводам, лежащим на земле, тем более дотрагиваться до них.

Поставьте модули к стене. Ребята встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Сегодня мы устанавливали батарейки в вертолеты, давайте, станем как будто пилотами,

Физминутка.

Мы садимся в вертолет, (дети приседают)

Отправляемся в полет! («заводят» самолет, встают)

Мы летим над облаками (руки в стороны)

И земля лежит под нами (по очереди обеими руками)

Видим, как течет река (показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака («забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора (наклоняются влево, вправо)

Приземляться нам пора (приседают, выходят из самолетов и проходят на аэродром) 

 

- Ребята, мы сегодня вспомнили, как работает батарейка, что такое электрический ток, как правильно утилизировать использованные батарейки.

- А как вы думаете, мы с вами сможем сделать прямо здесь батарейку?

Объяснение действий:

- Ученые давно придумали, как сделать батарейку из картофеля, соленого огурца, фруктов. Я предлагаю вам сделать батарейку из лимона. Для этого нам понадобятся лимоны, медные и цинковые кольца, соединительные провода. Ребята, посмотрите, кольца сделаны из разных металлов: меди и цинка. Медное кольцо желтовато-красного цвета, а цинковое – серебристо-серого. В каждом металле тоже живут электроны и ионы. В одном металле больше электронов, это - цинк, и он заряжен отрицательно, в другом ионов, это медь, и он заряжен положительно.  Поэтому плюсом – будет медное кольцо, а минусом – цинковое. Лимон станет корпусом нашей батарейки. Я сделаю надрезы на лимонах и раздам вам, чтобы вы поместили туда кольца.

Наши лимонные батарейки очень слабые. Каждая из них в одиночку не сможет заставить работать даже маленькую лампочку, светодиод. Поэтому нам нужно соединить все лимоны с помощью проводов. Но подсоединять их нужно в определенной последовательности: медное кольцо с цинковым.

Теперь, я смогу подсоединить лампочку к нашей батарейке и она загорается!

Слайд 9. Анимация.

- Ребята, у нас получилась самая безопасная батарейка в мире. Как вы думаете, удобна ли она в использовании.

Давайте встанем.

Вот наше занятие подходит к концу, давайте поделимся впечатлениями. Что вам понравилось, что нового вы узнали, что было самым сложным для вас?

В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающего мира. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.16 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной

к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно-

исследовательской деятельности

"Чудеса внутри батарейки".

Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Коррекционно-обучающие

Познакомить детей с физическим явлением – электрическим током, условиями его возникновения. Рассказать о принципе работы батареек, их разновидности, алгоритме действий правильной установки батареек в прибор.  Продолжать формировать экологическое мировоззрение, основы безопасности в быту.

  • Коррекционно-развивающие

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Продолжать развивать диалогическую речь детей, учить развернуто отвечать на поставленные вопросы.

  • Коррекционно-воспитательные

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе, Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами. Воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы: будильник, модули, радиоуправляемые вертолеты, пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки таблетки, медные и цинковые кольца, соединительные провода, светодиодная лампочка, лимоны,  инструкция по утилизации батареек в Санкт-Петербурге, мультимедийный комплекс слайд-шоу «Электричество в картинках».

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему «Опасное и безопасное электричество», просмотр мультфильмов «Почемучка» об электричестве, батарейке.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! Подойдите, все ко мне. Возьмите модули, которые стоят у стены, и поставьте их в центре зала полукругом. Присаживайтесь.

Ход занятия:

-  Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвенел вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила - вертела, а потом всё же поняла, что с ним произошло. А вы как думаете, отчего электронные устройства – машинки, будильники, фонарики  чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя?

 Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!

- Да-да! В моем будильнике разрядились батарейки! (Открываю крышку, а там обычные пальчиковые батарейки). Здесь установлены обычные  батарейки. В обществе их принято называть пальчиковыми. Как вы думаете, почему?

- Совершенно верно. Пальчиковые батарейки – самые распространенные. (Демонстрирую батарейки, даю детям покрутить, повертеть). Кто знает, какие еще бывают батарейки?

- Правильно. В магазине можно увидеть мизинчиковые батарейки, и батарейки – таблетки. (Демонстрирую и даю ребятам посмотреть). Как вы думаете, почему им дали такие названия?

- Да, действительно,  мизинчиковая  батарейка похожа по своему размеру на мизинец, а батарейка таблетка по своей форме на таблетку, или на пуговицу, поэтому ее иногда называют «пуговичной».

- Давайте внимательно рассмотрим корпус батарейки. Ребята, как вы думаете, зачем на корпусе  отображены плюс и минус?

- Кто мне расскажет, что нужно сделать, чтобы правильно поставить батарейку в прибор?

- Сейчас вы попробуете сами безошибочно установить батарейки в радиоуправляемые игрушки.

Поставьте модули к стене.

Ставлю два столика с самолетами и батарейками.

  Разбейтесь на две группы и подойдите к столам. Ребята, перед вами, радиоуправляемые вертолеты. У каждого вертолета есть пульт управления, который работает от батареек. Чтобы мы смогли запустить наши вертолеты, мы должны правильно поставить батарейки в пульт. Давайте вспомним еще раз, что необходимо сделать, чтобы правильно поставить батарейки в прибор.

(Дети устанавливают батарейки в вертолеты. И запускают их).

- Пришло время и мне поменять батарейки в будильнике. (Меняю батарейки). Ребята, посмотрите, стрелки вновь побежали по циферблату! Но что же делать с использованными батарейками?

- Ребята, на корпусе каждой батарейки есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер.

Слайд 1.

 Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Их нужно правильно утилизировать. Оказывается, они могут быть опасны. Как вы думаете, чем?

- В батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находятся внутри корпуса, поэтому они временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 квадратных метров почвы. Как вы думаете это много?

Слайд 2.

 В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами?

- Конечно, их нужно сдавать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда батарейки отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем районе. Теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, с этого момента, вы будете утилизировать их правильно! В конце занятия, я раздам каждому из вас буклеты, с адресами, куда можно сдать использованные батарейки. Покажите буклеты родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт.

- Ребята, мы с вами научились правильно устанавливать батарейки в приборы. Кто мне расскажет, чем делится батарейка с приборами, благодаря чему они начинают работать?

- Да, батарейка дает электричество. Другими словами, является источником электрического тока. Откуда же он в них берется?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться, что такое электрический ток. Кто как думает, что это такое?

Давайте, возьмём модули, сядем и посмотрим на наш волшебный экран.

Слайд3. Ребята, вы конечно знаете, что все вещества состоят из атомов - мельчайших частиц, которые невозможно увидеть глазом. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть.

Слайд 4.  А эти атомы в свою очередь состоят из ещё более маленьких частиц - ионов и электронов. Электроны заряжены отрицательно, это синие человечки, на них изображен знак минус, а ионы положительно, это красные человечки, на них изображен знак плюс.

Слайд 5. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе. Посмотрите, какие они радостные и веселые, как обнимают друг друга, будто лучшие друзья!

Слайд 6. А два электрона или два иона всегда отталкиваются,  дерутся друг с другом. Посмотрите, какие они сердитые, недружелюбные, как сжаты их кулаки.

Слайд 7. Что же происходит в батарейках? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить ионы и электроны и не пускать их друг к другу. Электроны собирают с одной стороны батарейки, а ионы остаются – с другой. Там, где собраны электроны, на батарейке представлен знак Минус, а где ионы – знак Плюс. Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам.

Слайд 8. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов – и есть электрический ток.

- Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. Но, тем не менее, с батарейкой нужно обращаться аккуратно. Нельзя разбирать батарейку, это может привести к травме, нежелательно, чтобы батарейка падала, и менять батарейки в приборах нужно в присутствии взрослого.

 А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Какие вы знаете правила безопасности при работе с электричеством?

  • вставлять в розетку посторонние предметы
  • нельзя приближаться к розеткам и самостоятельно включать электроприборы.
  • тянуть электрический провод руками
  • трогать за провода электроприборов мокрыми руками, пользоваться электроприборами в ванной комнате
  • не подходить близко к оголенным проводам, лежащим на земле, тем более дотрагиваться до них.

Поставьте модули к стене. Ребята встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Сегодня мы устанавливали батарейки в вертолеты, давайте, станем как будто пилотами,

Физминутка.

Мы садимся в вертолет, (дети приседают)

Отправляемся в полет! («заводят» самолет, встают)

Мы летим над облаками (руки в стороны)

И земля лежит под нами (по очереди обеими руками)

Видим, как течет река (показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака («забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора (наклоняются влево, вправо)

Приземляться нам пора (приседают, выходят из самолетов и проходят на аэродром) 

- Ребята, мы сегодня вспомнили, как работает батарейка, что такое электрический ток, как правильно утилизировать использованные батарейки.

- А как вы думаете, мы с вами сможем сделать прямо здесь батарейку?

Объяснение действий:

- Ученые давно придумали, как сделать батарейку из картофеля, соленого огурца, фруктов. Я предлагаю вам сделать батарейку из лимона. Для этого нам понадобятся лимоны, медные и цинковые кольца, соединительные провода. Ребята, посмотрите, кольца сделаны из разных металлов: меди и цинка. Медное кольцо желтовато-красного цвета, а цинковое – серебристо-серого. В каждом металле тоже живут электроны и ионы. В одном металле больше электронов, это - цинк, и он заряжен отрицательно, в другом ионов, это медь, и он заряжен положительно.  Поэтому плюсом – будет медное кольцо, а минусом – цинковое. Лимон станет корпусом нашей батарейки. Я сделаю надрезы на лимонах и раздам вам, чтобы вы поместили туда кольца.

Наши лимонные батарейки очень слабые. Каждая из них в одиночку не сможет заставить работать даже маленькую лампочку, светодиод. Поэтому нам нужно соединить все лимоны с помощью проводов. Но подсоединять их нужно в определенной последовательности: медное кольцо с цинковым.

Теперь, я смогу подсоединить лампочку к нашей батарейке и она загорается!

Слайд 9. Анимация.

- Ребята, у нас получилась самая безопасная батарейка в мире. Как вы думаете, удобна ли она в использовании.

Давайте встанем.

Вот наше занятие подходит к концу, давайте поделимся впечатлениями. Что вам понравилось, что нового вы узнали, что было самым сложным для вас?

В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающего мира. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой обучающей ситуации «Остров «Дары Фрёбеля» совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).

План-конспект с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе. Доминирующая образовательная область - познавательнаяТема игровой ситуации:«Путешес...

Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Наша Родина»

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать ...

Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Мы - патриоты»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Мы - патриоты»...

Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: «Автомобили для автодома»

Технологическая карта совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группе общеразвивающей направленностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развити...