Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Наша Родина»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Актуальность занятия определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
(МБДОУ «Детский сад № 53 «Топтыжка)
_658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 5-11-87, 5-11-89,
Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Тема: «Наша Родина»
Составила: Пастухова Алёна Владимировна. Воспитатель высшей квалификационной категории. |
г. Рубцовск 2022 г
Актуальность: дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Актуальность занятия определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей Родины.
Целевая аудитория : Подготовительная к школе компенсирующей направленности
Цель: углубление и уточнение представлений о России, об Алтайском крае, о городе Рубцовске.
Задачи:
Образовательные: углубить и уточнить знания детей о России, об Алтайском крае, о городе Рубцовске. закреплять знания о государственных символах России; расширять представления о природе края; активизировать словарь по теме «Мой край, моя страна»; активизировать в речи детей прилагательные; продолжать формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств.
Развивающие: способствовать развитию умения рассуждать, делать умозаключение и устанавливать причинно-следственные связи; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; способствовать формированию навыков словообразования; развивать познавательную мотивацию; развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова; развивать умение образовывать прилагательные от существительных и сложные прилагательные; развивать любознательность, внимание, мышление, зрительное восприятие, память; совершенствовать общую моторику через игровую деятельность, умение выразительно исполнять песню.
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к окружающим, культуру поведения на улице, в транспорте; воспитывать любовь к своей малой родине и чувства уважения к городу, в котором мы живем; совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, желание участвовать в играх; воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своей Родине.
Планируемы результаты: формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины; повышение интереса дошкольников к своему краю, городу; посещение краеведческого музея совместно с родителями (законными представителями).
Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Методы и приемы: наглядный метод (демонстрация наглядных пособий ( фотографий о городе), презентации «Наша Родина»; словесный метод (художественное слово, беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение); игровые приемы (сюрпризный момент, дидактические игры «Какое время года», «Собери пословицу», «Угадай национальность», «Скажи ласково» ); практический метод (физминутка , исполнение песни).
Материалы и оборудование: Экран; проектор; ноутбук; презентация «Наша Родина»; видео «Вид из самолёта»; музыкальное сопровождение (песня «Это город Рубцовск»); пазл-картинка «Герб», «Флаг» РФ; стенд Красная площадь, картинки: берёзы, герба, флага России, портрета В.В. Путина ; изображения березы в разное время года; колокольчик; руль; фуражка пилота; мягкие модули для самолёта.
Ход занятия:
Организационный момент. Цель: – собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Приветствуют друг друга и гостей. Это глобус. Глобус – это маленькая модель земного шара. Имя нашей страны Россия. Виталина читает стихотворение: За ясные зори Умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми. За реки разливные в пламени синем Страну по славянский назвали – Россия! Россию назвали так за ясные зори, за русское поле, за реки разливные. Да любим. Можно путешествовать на поезде, на машине, на велосипеде, на самолёте, на воздушном шаре. Да. Он быстрый. | Ребята, колокольчик поёт – в увлекательное занятие нас зовет. Давайте встанем в круг, ребята. Дружно встали дети в круг: Ты мой друг, и я твой друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. -Дети, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? -И я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я вас всех очень люблю, люблю нашу группу, наш детский сад. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся и подарим им на весь день свои улыбки и хорошее настроение. Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Земля! Здравствуй, планета Земля! Здравствуй, наша большая семья! Когда я сегодня собиралась на работу, мне пришло электронное письмо от Буратино. Он просит нас рассказать ему о нашей Родине, так как он со своими друзьями часто слышит по телевизору о России и об Алтайском крае. Но не знает,где это находится. Поможем Буратино?
Дети посмотрите, что это? Что такое глобус? Всё правильно, молодцы! Посмотрите, как много стран на земном шаре. У каждой страны, так же как у человека есть имя. А какое имя у страны, в которой мы живем? Всё правильно. Молодцы. У нашей страны удивительное красивое, звучное имя – Россия. А сейчас послушаем Виталину Б. и узнаем , за что ее так назвали. Молодец Виталина. Ребята за, что Россию так назвали? Правильно молодцы. Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Тогда давайте отправимся в увлекательное путешествие по нашей Родине. А на чем можно путешествовать, предлагайте? Сколько много вы знаете видов транспорта . Скажите, а кто-нибудь летал на самолете? А как он летает? Предлагаю отправиться в наше путешествие на самолете, так как это очень быстрый вид транспорта. | Для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности– звенит колокольчик. (руки поднять вверх). (руками над головой описать большой круг). (плавно опустить руки вниз). (описать большой круг над головой). (всем взяться за руки и поднять их вверх). Глобус . |
Основная часть занятия. Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности. | ||
Дети подходят к экрану и рассматривают карту России. Россия: Большая, необъятная, огромная, родная, непобедимая, любимая, славная, дорогая, ятная, свободная, великая, единая, единственная, богатая, победоносная, нищая, лучшая, прекрасная. Мы видим горы, реки, города. Виталина: На чужой стороне Родина…….. Виталина: Я соединю первую половину пословицы с карточкой ,на которой написано «милее вдвойне» Света: Береги землю родимую, как…….. Света: Я соединю первую половину пословицы с карточкой ,на которой написано «мать любимую» Саша: Где кто родится, ……. Саша: Я соединю первую половину пословицы с карточкой ,на которой написано «там и пригодился» Миша: Кто за Родину горой, …... Миша: Я соединю первую половину пословицы с карточкой ,на которой написано «тот и герой» Дети садятся в вымышленный самолёт . Столица нашей Родины называется Москва. Нашей страной управляет президент . Нашего президента зовут Путин Владимир Владимирович. Света: Первый государственный символ России это - гимн. Гимн –это славящая Родину торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов. Никита: Второй государственный символ России это - герб. Герб — эмблема государства. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство. Аня: Третий государственный символ России это - флаг. Флаг — это отличительный знак, символ государства. Наш флаг состоит из 3 цветов: белого, синего и красного. Белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие. Садятся за столы и играют в игу «Собери символ» собирают герб и флаг России. Слушают гимн РФ стоя. Аня: На этой картине изображена весна, так как у берёзы набухли почки и кое- где на ветках есть зелёные листочки. Значит берёза весенняя. Света: На этой картине изображено лето, так как берёза вся усыпана зелёными листочками. Значит береза летняя. Миша: На этой картине изображена осень, так как берёза вся усыпана золотыми листочками. Значит береза осеняя. Виталина: : На этой картине изображена зима, так как на берёзе нет листочков. Значит береза зимняя. Дети садятся на стульчики. Край в котором мы живём называется Алтайский край. Главный город Алтайского края называется Барнаул. Губернатора Алтайского края, зовут Томенко Виктор Петрович. | Мы с вами выяснили, что глобус - это модель нашей планеты Земля. Но есть еще карта, где можно подробнее рассмотреть нашу Родину – Россию. -Посмотрите на карту. Что вы можете сказать о нашей стране. Давайте поиграем в игру «Какая Россия?». Я буду бросать каждому мяч, а вы должны назвать, какая Россия. -Правильно наша Родина очень большая, огромная, необъятная. Что вы на карте видите? Дети, нашу Родину, называют еще «Наше Отечество» – «Матушка Россия». Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём ее потому, что в ней родились. Народ очень любит свою Родину и сочинил о ней много пословиц. Давайте поиграем в игру «Собери пословицу?» Посмотрите на экран на нём изображены карточки с пословицами, но они разделены , необходимо собрать пословицы вместе. Виталина читай первую пословицу. С какой карточкой – половинкой ты её соединишь? Правильно молодец. Света читай следующую пословицу. С какой карточкой – половинкой ты её соединишь? Правильно молодец. Саша читай следующую пословицу. С какой карточкой – половинкой ты её соединишь? Правильно молодец. Миша читай следующую пословицу? С какой карточкой – половинкой ты её соединишь? Правильно молодец. Какие вы молодцы, вот мы свами повторили пословицы. И я предлагаю отправиться в путешествие по России. Займите свои места в самолете. Наш самолет отправляется в полет. Велика и прекрасна наша страна! Наш самолет совершил посадку в столице. А как называется столица нашей Родины? Кто же управляет нашей страной? Назовите нашего президента. Всё правильно, молодцы. У каждой страны есть свои отличительные знаки, государственные символы. Какие три государственных символа России вы знаете? Света назови мне первый государственный символ. Что ты можешь нам рассказать о гимне? Никита назови мне второй государственный символ? Что ты можешь рассказать о гербе. Аня назови мне третий государственный символ? Что ты можешь рассказать о флаге. Правильно молодцы. У нас есть три государственных символа - это гимн, герб и флаг. Давайте сейчас сядем за столы и поиграем в игру «Собери символ» Перед вами разрезная картинка с гербом и флагом необходимо их собрать правильно. Правильно. Молодцы. А сейчас давайте встанем и послушаем гимн Российской федерации. Ребята а вызнаете , что у нашей Родины есть и другие символы, по которым ее узнают во всем мире. Одним из таких символов является береза. Это самое любимое дерево русского народа. Береза - дерево удивительное! У нее единственной в мире – белая кора! Я предлагаю вам сыграть в игру «Узнай время года по берёзке». Сейчас я вам буду показывать изображения берёзы в разное время года. Вам нужно назвать, какое время года изображено на картинке и почему вы так считаете. Аня, какое время года изображено на этой картине? Правильно, молодец. Если время года весна, то значит берёза какая? Света , какое время года изображено на этой картине? Правильно, молодец. Если время года лето, то значит берёза какая? Миша, какое время года изображено на этой картине? Правильно, молодец. Если время года осень, то значит берёза какая? Виталина , какое время года изображено на этой картине? Правильно, молодец. Если время года зима, то значит берёза какая? Правильно, молодцы. А сейчас я вам предлагаю продолжить наше путешествие, пройдёмте в самолёт. Все это время мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и живем, это малая Родина, наш край. Как называется край, в котором мы живем? Правильно, молодцы. Алтай –в переводе с тюрского языка означает золотой! В 2022 г. Алтайскому краю исполнится 85лет.Для края и для человека это целая жизнь. Наш самолет приземлился в столице Алтайского края. Давайте свами выйдем из самолёта . Кто знает, как называется главный город нашего края? Как зовут губернатора Алтайского края? Правильно, молодцы. А теперь давайте немного отдохнём. | Воспитатель предлагает детям подойти к экрану и рассмотреть карту нашей Родины. Слайд 1. Слайд 2.(карточки с пословицами.) Звучит звук взлёта самолёта и посадки. Видео «Вид из самолёта» Дети встают со стульчиков и идут на ковёр, там картинка красой площади стоят ёлки. На доске вывешивается портрет В.В.Путина. На доске вывешиваются картинки: герб, флаг, текст с гимном. Пазл-картинка «Герб», «Флаг» РФ. Картинка берёзы. Воспитатель показывает изображения березы в разное время года. А дети угадывают. Звучит звук взлёта самолёта и посадки. Видео «Вид из самолёта» На экране появляется карта Алтайского края .Слайд 3. Встают со стульчиков на экране вид города Барнаула. Слайд 4 На экране портрет Томенко В.П. Слайд 5. |
Физминутка | ||
Дети повторяют за воспитателем слова физминутки и движения. | В Алтайском крае горы – высокие, Реки глубокие, Степи широкие, Леса большие, А мы ребята – вот такие! | |
Это белка. Это заяц. Это ёж. Эта лиса. Это волк. Они русские. Они украинцы. Они белорусы. Они азербайджанцы. Они татары. Они мордовцы. Дети выходят из самолёта и садятся полукругом на стулья. Город, в котором мы живём, называется Рубцовск. Жителей города называют рубцовчане. Наш город основал Михаил Рубцов. Нет, наш город в начале имел статус поселения потом когда построили храм Михаила Архангела Рубцовск получил статус деревни, потом, когда построили железную дорогу , город стал станцией, а потом уже он получил статус города. Дети называют улицы нашего города (Алтайская, Федоренко, Светлова, Тихвинская, Октябрьская, Танковая, Смоленская ) Заводская. Цветочная. Школьная. Березовая. Садовая. Аптечная. На наших улицах есть одноэтажные и многоэтажные дома. Он называется двухэтажным.(трёхэтажным, пятиэтажным, семиэтажным, девятиэтажным) Город-городок. Улица – улочка. Флаг-флажок. Дом - домик. Завод – заводик. Сквер- скверик. Магазин – магазинчик. Поют песню Мечта «Это город Рубцовск». | Алтай является кладовой России. В нем есть все: плодородная земля, полезные ископаемые, богатый и разнообразный растительный и животный мир. А сейчас давайте встанем полукругом, я вам загадаю загадки о животных нашего края, а вы отгадываете. Кому я брошу мяч тот, и будет отгадывать загадку. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой - зимой, А в рыжей шубке - летом. Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? Правильно, молодцы. А сейчас давайте пройдём и сядем на стулья. Наш край -это не только леса, поля, реки и города. Алтай -это прежде всего люди, которые здесь живут. Алтайский край - многонационален. Давайте поиграем в игру «Угадай национальность» Я вам буду показывать на экране кукол в разных национальных костюмах, и говорить, где они живут, а вы должны сказать их национальность. Эти куклы живут в России ,значит они? Эти куклы живут на Украине, значит они? Эти куклы живут в Белоруссии, значит они? Эти куклы живут в Азербайджане, значит они? Эти куклы живут в Татарстане, значит они? Эти куклы живут в Мордовии, значит они? Правильно, молодцы. В Алтайском крае живут русские, украинцы, белорусы, татары, мордовцы и азербайджанцы. А сейчас я вам предлагаю отправиться дальше в полёт. Пройдёмте в наш самолёт. Наш край - это частица нашей великой страны России. Она настолько велика и необъятна, что о ней можно говорить бесконечно. Но у каждого есть любимый сердцу уголок, то место, где твой дом, твоя семья, наша малая Родина. Наше путешествие подходит к концу. Наш самолет совершает посадку на нашей малой Родине. Как называется город, в котором мы живём? А если город называется Рубцовск то, как называются жителей нашего города? Правильно, молодцы. А кто основал наш город? Всё правильно. Именно в честь Михаила Рубцова и назвали наш город. Скажите ребята, а наш город сразу имел статус города или нет? Правильно, молодцы. А сейчас скажите, какие улицы есть в нашем городе? Молодцы, в нашем городе много улиц. Но давайте попробуем придумать ещё названия улиц с такими названиями, чтобы жители города их сразу же запомнили. На этой улице стоит завод. Назовем ее На этой улице много цветов. Назовем ее На этой улице много школ. Назовем ее На этой улице много берез. Назовем ее На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее На этой улице находится аптека. Назовем ее Правильно, молодцы. Ребята скажите, а какие есть дома на наших улицах. Молодцы. А скажите, а если в доме два этажа, то как он называется? (три этажа, пять этажей, семь этажей, девять этажей). Молодцы, правильно. А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково». Город, улица, флаг, дом, завод, сквер, магазин. Молодцы ребята. Мы с вами жители нашего родного города Рубцовска. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о нём, то с каждым годом наш город будет все красивее. А сейчас давайте споём песню о нашем городе. | После того как ребёнок отгадал загадку на экране появляется картинка животного. Слайды 6-10. Куклы в национальных костюмах. Слайд 11- 16. Звучит звук взлёта самолёта и посадки. Видео «Вид из самолёта» На экране вид города Рубцовска. Слайд 17. Портрет Михаила Рубцова. Слайд 18. Воспитатель кидает мяч и называет слова. На экране картинки домов. Слайды 18-24. |
Заключительная часть занятия. Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности, поощрение участия детей в совместных играх. | ||
Ответы детей. Наша страна называется Россия. Страну, которую мы любим, называем Родина. Слово Родина Можно заменить словом Отчизна, отечество. Наша страна очень большая, огромная. В ней много рек, озер, гор, животных . Люди, которые живут в России, называются Россияне. Край в котором мы живём, называется Алтайским краем. Наша малая Родина –это Рубцовск. Дети садятся за отдельно стоящий стол и рассматривают книгу. | Вот и закончилось наше с вами путешествие. Вам понравилось путешествие? А что сегодня вы расскажите своим мамам и папам о нашей Родине? Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» Наша страна называется … Страну, которую мы любим, называем… Слово Родина Можно заменить словом … Наша страна очень… В ней много… Люди, которые живут в России, называются … Край в котором мы живём, называется …. Наша малая Родина –это… Молодцы ребята. Я вам приготовила в подарок книгу, чтобы вы узнали о нашей Родине как можно больше. Спасибо вам ребята. Вы настоящие патриоты своей Родины. А сейчас я вам предлагаю сесть за стол и рассмотреть книгу самостоятельно. |
Заключение: нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Уже сейчас мы можем видеть, что проведение данного занятия сформировало устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, края, города.
Список литературы:
1. Адаптированная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка» на 2021 – 2023 годы (http://toptishka.caduk.ru/sveden/files/91c349e0d4e2b5d912e71d9e8de2f477.pdf).
2. «Азбука природы» – Книга для чтения о природе. – 3-е изд. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – С.16, 42, 68.
3. «Азбука природы» – Книга для чтения о природе. – 3-е изд. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – С. 18, 46.
4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004.
5. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: «Сфера», 1999. – 111с.
6. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: 2005. – 120 с.
7. Андреева Ф.К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
Консультация - практикум для родителей воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Развитие навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей 7-го года жизни с ОНР»
Представленный материал отражает основное содержание консультации в виде практического занятия учителя-логопеда для родителей воспитанников 7-го года жизни с ОНР по формированию у них навыков звуковог...
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»
Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...
Сценарий практико–ориентированной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) «Старинные русские меры длины»
Цель: познакомить детей с некоторыми старинными русскими мерами длины (ладонь, локоть, пядь, шаг) и способами измерения с их помощью.Цель (детская): найти приз, выстроив маршрут поиска, использу...
Сценарий игровой обучающей ситуации «Остров «Дары Фрёбеля» совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).
План-конспект с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе. Доминирующая образовательная область - познавательнаяТема игровой ситуации:«Путешес...
Конспект совместной деятельности с обучающимися подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Всё о той весне»
Конспект совместной деятельности с обучающихся подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Всё о той весне»....
Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Мы - патриоты»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Мы - патриоты»...