Рабочая программа "Познавательное развитие"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Приказ № от
на педагогическом совете № УТВЕРЖДАЮ:
протокол № от
Заведующий МБДОУ детский сад №3 г.Ельца
____________________О.А.Чижова
Рабочая программа
Образовательная область
«Познавательное развитие»
(Группа раннего возраста до 3 лет)
Составила воспитатель:
Демина Н.В.
2016г
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………….3
2. Планируемые результаты освоения воспитанниками ОО « Познавательное развитие»………………………………………………………………………4
3. Содержание образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие»………………………………………………………………………4
3.1 Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)…...........................................................................................................4
3.2 Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)………………………….5
4. Календарно-тематическое планирование ОО « Познавательное развитие»............................................................................................................7
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с
• Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральным государственным образовательным стандартом, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
• Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 г. № 1014
• Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-17-86 «О рабочих программах»
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26
• Уставом МБДОУ детский сад № 3 г. Ельца
• Основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад № 3 г. Ельца
Познавательное развитие предполагает:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
2. Планируемые результаты освоения воспитанниками
ОО «Познавательное развитие»
Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами.
Ребенок имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.
3. Содержание образовательной деятельности
ОО «Познавательное развитие»
Основные модули реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
• Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
• Формирование целостной картины мира (познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы) (ФЦКМ)
3.1 Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
3.2 Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)
Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.). Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Ознакомление с предметным окружением. Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).
Ознакомление с социальным миром. Напоминать детям название города, в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.
Ознакомление с миром природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Работа по данному направлению проводится в форме ОД, бесед, наблюдений, игровой и трудовой деятельности, игровых ситуаций, рассматривания иллюстраций, которые используются в совместной работе с детьми в первой и второй половине дня.
Календарно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие»
Модуль «Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)»
№ ОД | Количество часов | Тема ОД | Задачи ОД | Источник методической литературы | Дата проведения (запланированная/ фактическая) | Примечание |
1 | 1 | Матрёшка | Учить называть свойство материала, развивать внимание, мышление, ознакомить с понятиями «один - много». | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.6 | 05.09.2016 | |
2 | Пирамидка | Учить складывать пирамидку, сравнивать предметы, развивать мышление, ознакомить с названиями цветов, закрепить понятие «один - много». | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.9 | 12.09.2016 | ||
3 | Мяч | Познакомить с геометрической формой «шар», сравнивать предметы по размеру и цвету, ознакомить с понятиями «большой- маленький». | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.12 | 19.09.2016 | ||
4 | Морковка от зайчика | Расширять представления детей об овощах (о моркови), формировать доброжелательное отношение к окружающим. | О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». | 26.09.2016 | ||
5 | Кубики | Познакомить с геометрической формой куб, учить использовать в речи слова «один-много». | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.16 | 03.10.2016 | ||
6 | Машинка | Познакомить с основными частями предмета, учить сравнивать предметы по размеру и цвету, упражнять в употреблении понятий «один-много» | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.22 | 10.10.2016 | ||
7 | Листопад, листопад, листья жёлтые летят. | Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе, формировать умения определять погоду по признакам, учить выделять ствол, ветки, листья деревьев. | О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». | 17.10.2016 | ||
8 | Осенняя одежда | Учить называть осеннюю одежду, развивать мышление, память, внимание. | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.12 | 24.10.2016 | ||
9 | Такие разные предметы | Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы- шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной обстановке: по предъявлению, среди нескольких других, разных по названию и цвету по слову воспитателя. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.стр.175 | 31.10.2016 | ||
10 | Рыбка плавает в воде | Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках, формировать интерес к обитателям аквариума. | О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». | 07.11.2016 | ||
11 | Кукла | Упражнять в употреблении понятий «один-много», развивать внимание, мышление, сравнивать предметы. | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.19 | 14.11.2016 | ||
12 | Мишка | Упражнять в определении количества предметов (один - много), в нахождении различий между предметами. | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.25 | 21.11.2016 | ||
13 | Обобщение темы «Игрушки» | Упражнять в употреблении понятий «один - много», учить сравнивать одинаковые группы предметов. | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.30 | 28.11.2016 | ||
14 | Игра «Найди самую большую и самую маленькую ёлочку» | Учить находить нужную фигуру, учить различать предметы по величине, находить предмет по описанию. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр. 150 | 05.12.2016 | ||
15 | Что носят зимой? | Учить отличать зимнюю одежду от одежды других сезонов, сравнивать её, развивать мышление. | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.76 | 12.12.2016 | ||
16 | Снежная улица. | Учить сравнивать предметы, узнавать виды наземного транспорта, его составные части, развивать внимание, память, мышление. | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.34 | 19.12.2016 | ||
17 | Зимние забавы родителей и малышей. | Уточнить представления о зимних играх, развивать слуховое восприятие, активизировать словарь по теме «Зима» | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа. | 26.12.2016 | ||
18 | Полочка для кукольной обуви. Игра «Сколько обуви у кукол». | Упражнять в умении строить полочку из строительного материала, учить различать разные виды обуви, закрепить понятия «один-много». | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа/ стр. 158 | 16.01.2017 | ||
19 | «Кормушка для птиц» | Побуждать к конструированию, воспитывать желание заботиться о птицах, продолжать учить различать предметы по размеру, учить выполнять построение в круг, ходить по кругу, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения вслед за воспитателем. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа. стр. 120 | 23.01.2017 | ||
20 | "Зимую-щие птицы". Игра «Птички» (одно - много) | Закрепить представления детей о птицах, воспринимать несложный рассказ о птицах в зимнем лесу, активизировать словарь детей по теме, воспитывать доброжелательное отношение к птицам, закреплять понятия «один-много». | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа. стр.182 | 30.01.2017 | ||
21 | «Санки для зверят». | Учить выполнять построение конструкции по образцу. формировать активный и пассивный словарь, закрепить понятия «один- много» | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа. стр.128 | 06.02.2017 | ||
22 | «Котенок Пушок». Цветные мячики. | Учить определять животных по описанию, закреплять знание цветов, обогащать словарь, дать детям представления о домашних животных, их детёнышей. | О.А.Соломенникова "Занятии по фор-ю элементарных экологических представлений" стр.14. Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа. стр.184. | 13.02.2017 | ||
23 | «Бабушки- на посуда» | Познакомить с названиями предметов чайной посуды, учить сравнивать предметы, упражнять в употреблении понятий «один-много». | З.А.Ефанова «Познание предметного мира». стр.48 | 20.02.2017 | ||
24 | «Мамины помощни -ки» | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас, группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр. 244. | 27.02.2017 | ||
25 | Стол для кукол, сколько стульев у кукол? | Упражнять в умении строить стол из строительного материала, делая перекрытия, учить играть с игрушками, закреплять понятия «один-много». | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр. 165 | 06.03.2017 | ||
26 | «Петушок и его семейка» | Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, привлекать внимание детей к предметам контрастного размера, упражнять употребление понятий «большой - маленький» | О.А.Соломенникова "Занятии по фор-ю элементарных экологических представлений" стр.16 | 13.03.2017 | ||
27 | «Полочка для матрешки» | Упражнять в умении строить полочку из строительного материала, учить сравнивать предметы по размеру и цвету, развивать игровые навыки, воображение, моторику. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр.229. | 20.03.2017 | ||
28 | «Лошадки» | Познакомить с составными частями игрушки лошадки, упраңнять в названии цвета, размера, слушать литературные произведения, развивать внимание. | З.А. Ефанова "Познание предметного мира" стр.27 | 27.03.2017 | ||
29 | Солнышко, солнышко | Дать детям представления о весенних изменениях в природе. | О.А.Соломенникова "Занятии по фор-ю элементарных экологических представлений" стр.18 | 03.04.2017 | ||
30 | «Скамеечка для прогулки» | Развивать умение анализировать, воспитывать интерес к конструктивной деятельности, учить строить по образцу, активизировать речь детей. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа | 10.04.2017 | ||
31 | «Весенняя одежда» | Учить называть весеннюю одежду, развивать мышление, память, внимание. | З.А. Ефанова "Познание предметного мира" стр.78 | 17.04.2017 | ||
32 | «Построим дом для мишки и зайчика» | Упражнять в умении строить домик, играть с постройками, закреплять умение строить башню из кубиков разной формы, учить различать игрушки по цвету, величине, находить нужную фигуру по описанию, учить различать кубики по цвету, развивать внимание, мелкую моторику рук. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа. стр. 142 | 24.04.2017 | ||
33 | «Вот поезд наш едет» | Учить объединять предметы по их назначению, закреплять знания о транспортных средствах, закреплять умение соотносить название цвета с его изображением, развивать восприятие, развивать умение сооружать постройки по образцу, различать и называть основные формы строительного материала. | Д.Н.Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет». Стр.118 | 15.05.2017 | ||
34 | «Там и тут одуванчи-ки» | Формировать представления детей об одуванчиках, учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части, развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. | О.А.Соломенникова "Занятии по фор-ю элементарных экологических представлений" стр.20 | 22.05.2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Развитие речи»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи: развитие свободного общения со взрослыми и детьми...
Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование».
Рабочая программа составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей. Цель программы: сп...
Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
Презентация рабочей программы «Развитие основ танцевального искусства через музыкально-ритмические движения»
В презентации отражены основные пункты программы: актуальность, цель, задачи. А так же форма работы, средства обучения, предполагаемые результаты....
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"
В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....
Рабочие программы: «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»; «Социально – коммуникативное развитие». Подготовительная группа
Рабочие программы определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги...