Рабочая программа "Познавательное развитие"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Демина Наталия Викторовна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка31.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                                       Приказ №       от

на педагогическом совете №                                           УТВЕРЖДАЮ:

протокол №        от                

        Заведующий МБДОУ детский сад №3 г.Ельца

____________________О.А.Чижова

Рабочая программа

Образовательная область

«Познавательное развитие»

(Группа раннего возраста до 3 лет)

Составила воспитатель:

                                                                  Демина Н.В.

                   

2016г

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………….3

2. Планируемые результаты освоения воспитанниками ОО « Познавательное развитие»………………………………………………………………………4

3. Содержание образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие»………………………………………………………………………4

3.1 Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)…...........................................................................................................4

3.2  Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)………………………….5

4. Календарно-тематическое планирование ОО « Познавательное развитие»............................................................................................................7

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с

•        Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

•        ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•        Федеральным государственным образовательным стандартом, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155

•        Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 г. № 1014  

•        Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-17-86 «О рабочих программах»

•        Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26

•        Уставом МБДОУ детский сад № 3 г. Ельца

•        Основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад № 3 г. Ельца

Познавательное развитие предполагает:

•        развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

•        формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

•        формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

2. Планируемые результаты освоения воспитанниками

 ОО «Познавательное развитие»

       Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами.

      Ребенок имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.

3. Содержание образовательной деятельности

ОО «Познавательное развитие»

Основные модули реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

•        Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

•        Формирование целостной картины мира (познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы) (ФЦКМ)

3.1 Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

 Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

3.2 Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.). Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

         Ознакомление с предметным окружением. Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).  

Ознакомление с социальным миром. Напоминать детям название города, в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Ознакомление с миром природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Работа по данному направлению проводится в форме ОД, бесед, наблюдений, игровой и трудовой деятельности, игровых ситуаций, рассматривания иллюстраций, которые используются в совместной работе с детьми в первой и второй половине дня.

Календарно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие»

Модуль «Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)»

ОД

Количество часов

Тема ОД

Задачи ОД

Источник методической

литературы

Дата проведения

(запланированная/

фактическая)

Примечание

1

1

Матрёшка

Учить называть свойство материала, развивать внимание, мышление, ознакомить с понятиями  «один - много».

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.6

05.09.2016

2

Пирамидка

Учить складывать пирамидку, сравнивать предметы, развивать мышление, ознакомить с названиями цветов, закрепить понятие «один - много».

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.9

12.09.2016

3

Мяч

Познакомить с геометрической формой «шар», сравнивать предметы по размеру и цвету, ознакомить с понятиями «большой- маленький».

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.12

19.09.2016

4

Морковка от зайчика

Расширять представления детей об овощах (о моркови), формировать доброжелательное отношение к окружающим.

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».

26.09.2016

5

Кубики

Познакомить с геометрической формой куб, учить использовать в речи слова «один-много».

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.16

03.10.2016

6

Машинка

Познакомить с основными частями предмета, учить сравнивать предметы по размеру и цвету, упражнять в употреблении понятий «один-много»

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.22

10.10.2016

7

Листопад, листопад, листья жёлтые летят.

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе, формировать умения определять погоду по признакам, учить выделять ствол, ветки, листья деревьев.

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».

17.10.2016

8

Осенняя одежда

Учить называть осеннюю одежду, развивать мышление, память, внимание.

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.12

24.10.2016

9

Такие разные предметы

Учить детей различать и называть знакомые им  геометрические формы- шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной  обстановке: по предъявлению, среди нескольких других, разных по названию и цвету по слову воспитателя.

Комплексные занятия  по программе «От рождения до школы»под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.стр.175

31.10.2016

10

Рыбка плавает в воде

Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках, формировать интерес к обитателям аквариума.

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».

07.11.2016

11

Кукла

Упражнять в употреблении понятий «один-много», развивать внимание, мышление, сравнивать предметы.

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.19

14.11.2016

12

Мишка

Упражнять в определении количества предметов (один - много), в нахождении различий между предметами.

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.25

21.11.2016

13

Обобщение темы «Игрушки»

Упражнять в употреблении понятий «один - много», учить сравнивать одинаковые группы предметов.

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.30

28.11.2016

14

Игра «Найди самую большую и самую маленькую ёлочку»

Учить находить нужную фигуру, учить различать предметы по величине, находить предмет по описанию.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр. 150

05.12.2016

15

Что носят зимой?

Учить отличать зимнюю одежду от одежды других сезонов, сравнивать её, развивать мышление.

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.76

12.12.2016

16

Снежная улица.

Учить сравнивать предметы, узнавать виды наземного транспорта, его составные части, развивать внимание, память, мышление.

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.34

19.12.2016

17

Зимние забавы родителей и малышей.

Уточнить представления о зимних играх, развивать слуховое восприятие, активизировать словарь по теме «Зима»

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.

26.12.2016

18

Полочка для кукольной обуви. Игра «Сколько обуви у кукол».

Упражнять в умении строить полочку из строительного материала, учить различать разные виды обуви, закрепить понятия «один-много».

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа/ стр. 158

16.01.2017

19

«Кормушка для птиц»

Побуждать к конструированию, воспитывать   желание заботиться о птицах, продолжать учить различать предметы по размеру, учить выполнять построение в круг, ходить по кругу, не наталкиваясь друг на друга, выполнять  движения  вслед за воспитателем.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.

стр. 120

23.01.2017

20

"Зимую-щие  птицы". Игра «Птички»          (одно - много)

Закрепить представления детей о птицах, воспринимать несложный рассказ о птицах в зимнем лесу, активизировать словарь детей по теме, воспитывать доброжелательное отношение к птицам, закреплять понятия «один-много».

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.

стр.182

30.01.2017

21

«Санки для зверят».

Учить выполнять построение конструкции по образцу. формировать активный и пассивный словарь, закрепить   понятия «один- много»

Комплексные занятия  по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.

стр.128

06.02.2017

22

«Котенок Пушок». Цветные  мячики.

Учить определять животных по описанию, закреплять знание цветов, обогащать словарь, дать детям представления о домашних животных, их детёнышей.

О.А.Соломенникова

"Занятии по фор-ю элементарных

экологических представлений"

стр.14. Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.

стр.184.

13.02.2017

23

«Бабушки- на посуда»

Познакомить с названиями предметов чайной посуды, учить сравнивать предметы, упражнять в употреблении понятий «один-много».

З.А.Ефанова «Познание предметного мира».

стр.48

20.02.2017

24

«Мамины помощни -ки»

Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас, группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр. 244.

27.02.2017

25

Стол для кукол, сколько стульев у кукол?

Упражнять в умении строить стол из строительного материала, делая перекрытия, учить играть с игрушками, закреплять понятия «один-много».

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр. 165

06.03.2017

26

«Петушок и его семейка»

Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, привлекать внимание детей к предметам контрастного размера, упражнять употребление понятий «большой - маленький»

О.А.Соломенникова

"Занятии по фор-ю элементарных

экологических представлений"

стр.16

13.03.2017

27

«Полочка для матрешки»

Упражнять в умении строить полочку из строительного материала, учить сравнивать предметы по размеру и цвету, развивать игровые навыки, воображение, моторику.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа, стр.229.

20.03.2017

28

«Лошадки»

Познакомить  с составными частями  игрушки лошадки, упраңнять  в названии цвета, размера, слушать литературные произведения, развивать внимание.

З.А. Ефанова "Познание предметного мира"

стр.27

27.03.2017

29

Солнышко, солнышко

Дать детям представления о весенних изменениях в природе.

О.А.Соломенникова

"Занятии по фор-ю элементарных

экологических представлений"

стр.18

03.04.2017

30

«Скамеечка для прогулки»

Развивать умение анализировать, воспитывать интерес к конструктивной деятельности, учить строить по образцу, активизировать речь детей.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа

10.04.2017

31

«Весенняя одежда»

Учить называть весеннюю одежду, развивать мышление, память, внимание.

З.А. Ефанова "Познание предметного мира"

стр.78

17.04.2017

32

«Построим дом для мишки и зайчика»

Упражнять в умении строить домик, играть с постройками, закреплять умение строить башню из кубиков разной формы, учить различать игрушки по цвету, величине, находить нужную  фигуру по описанию, учить различать  кубики по цвету, развивать внимание, мелкую  моторику рук.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.

стр. 142

24.04.2017

33

«Вот поезд наш едет»

Учить объединять предметы по их назначению, закреплять знания о транспортных средствах, закреплять умение соотносить название цвета с его изображением, развивать восприятие, развивать умение сооружать постройки по образцу, различать  и называть основные формы строительного материала.

Д.Н.Колдина

«Игровые занятия с детьми 2-3 лет».

Стр.118

15.05.2017

34

«Там и тут одуванчи-ки»

Формировать представления детей об одуванчиках, учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части, развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

О.А.Соломенникова

"Занятии по фор-ю элементарных

экологических представлений"

стр.20

22.05.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие речи»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи:      развитие свободного общения со взрослыми и детьми...

Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование».

Рабочая программа  составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей.       Цель программы: сп...

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Презентация рабочей программы «Развитие основ танцевального искусства через музыкально-ритмические движения»

В презентации отражены основные пункты программы: актуальность, цель, задачи. А так же форма работы, средства обучения, предполагаемые результаты....

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....

Рабочие программы: «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»; «Социально – коммуникативное развитие». Подготовительная группа

Рабочие программы определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике  «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги...