Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование».
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме
Рабочая программа составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей.
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей 5-6 лет через детское экспериментирование Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской, игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной. В программе представлен комплексно – тематический план образовательной деятельности с детьми на учебный год, который включает виды образовательной деятельности,формы образовательного сотрудничества с родителями, условия реализации.Предусмотрен мониторинг"Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" ( метод - наблюдение).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алтайский край
город Славгород
Рабочая программа
«Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет,
через детское экспериментирование».
Программа разработана:
Судос Людмилой Николаевной,
воспитателем МБДОУ «Детский сад № 36».
Пояснительная записка.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(китайская пословица)
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». В этом возрасте важно поддерживать инициативу познавательной активности ребенка. А каким образом?
Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.
Анализируя образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью нужно заниматься более углубленно.
Рабочая программа составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным требованиям и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Данная программа рассчитана на один год.
При разработке программы использованы нормативные документы:
- ФЗ «Об образовании в РФ » от 29.12.2012 № 273 - ФЗ
- Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года.
Распоряжение правительства 2008 год № 1662 – р.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г.
- Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011 – 2015 годы»
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 655 от 23.11.2009г.
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 2151 от 20.07.2011г.
- Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей 5-6 лет через детское экспериментирование.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Создать условия для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности: лабораторию для детских опытов «Я - исследователь» и мини- библиотеку «Почемучка»;
- Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
- Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
- Развивать коммуникативные качества.
Предполагаемые результаты:
- В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь», мини библиотека «Почемучка»;
- Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории и познавательной литературой мини - библиотеки;
- Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
- Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.
Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской, игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной.
В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.
Программа включает в себя игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.
При составлении рабочей программы учитывались и формы работы с родителями: мастер-классы, семинары - практикумы, анкетирование, совместная деятельность детей и родителей, консультации, конкурсы, наглядная информация для родителей.
Комплексно – тематический план образовательной
деятельности с детьми
Дата проведения, тема | Виды образовательной деятельности | Формы образовательного сотрудничества с родителями | Условия реализации |
сентябрь Я - исследователь | 1.Экскурсия в школьную лабораторию. 2.Рассматривание энциклопедии «Почемучка». 3.Просмотр видео «Как проводят опыты». 4.Рисование на тему «Как мы познаем мир». | 1. Анкетирование «Ваш взгляд на мир». 2.Участие в пополнении детской лаборатории и библиотеки. | 1.Фотоальбом «Юный исследователь». 2.Библиотека детских книг. |
октябрь Воздух – невидимка | 1. Экскурсия на метеоплощадку. 2. НОД «Ветер по морю гуляет». 3.Аппликация «Надуваем паруса». 4.Игра с мыльными пузырями | 1.Круглый стол «Игры с ветром» 2.Конкурс «Игрушка для игры с ветром». 3.Совместные прогулки на воздухе «Движение воздуха». | 1.Презентация «Воздух-невидимка». 2.Альбом «Воздушные корабли». 3.Выставка детских работ по теме аппликации. |
ноябрь Звук | 1.НОД «Где живет эхо?» 2.Беседа «Почему все звучит?». 3.Игровое упражнение «Где звенит колокольчик?» «Что звучит?» 4.Слушание аудиозаписи звуки природы. | 1.Совместная деятельность по созданию музыкальных игрушек-инструментов. 2.Эксперимент дома «Где живет эхо?». | 1.Выставка шумовых игрушек. 2. Выставка детских рисунков «Рисуем музыку». 3.Аудиозапись рассказов детей «Где живет эхо?» |
Декабрь Мир бумаги | 1.Беседа «Как делают бумагу?» 2.НОД «Свойства бумаги» 3. Оригами «Кораблик» 4.Дыхательная гимнастика «Запускаем кораблик». | 1.Рекомендации «Поделки из бумаги» .2.Мастер- класс «Оригами». 3.Подбор видов бумаги для деятельности детей. | 1.Алгорит «Как появился альбом?». 2.Выставка поделок из бумаги. |
Январь Свет и тень | 1.НОД «Свет повсюду» 2.Проведение опытов: «Свет-источник жизни». 3.Наблюдение - «Зачем растениям свет?», «Отражение лучей». 4.Игровое упражнение «Солнечные зайчики» 5. Показ теневого театра. | 1.Рекомендации «Игры с солнцем и тенью» 2.Привлечь к совместному наблюдению «Зачем растениям свет?» 3.Совместное изготовление теневых театров. | 1.Альбом с фотографиями «Свет у меня дома». 2.Дневник наблюдений за растениями. 3.Выставка теневых театров по русским народным сказкам. |
Февраль Стекло | 1.НОД «В мире стекла». 2.Рассматривание «Таинственные картинки». 3. Игра- забава «Волшебные зеркала». 4. Чтение «Королевство кривых зеркал». 5. Рисование на стекле. | 1.Совместная деятельность с детьми разработка правил безопасности со стеклом. 2.Семинар- практикум «Детское творчество на стекле». | 1. Мини-музей «Чудеса из стекла". 2.Коллекция «Цветные стеклышки». |
Март Магнетизм | 1.НОД «Свойства магнита». 2.Опыт: «Мы — фокусники» 3.Игра в кругу с мячом «Притянет – не притянет», «Рыбалка». 4.Ручной труд «Пархающая бабочка. | 1.Привлечь к совместной игровой деятельности «Рыбалка», «Пархающая бабочка». 2.Проведение эксперимента на выявление магнетических предметов. 3.Подбор загадок о магнетических предметах. | 1.Картотека опытов с магнитом 2.Коробочки с магнетическими и немагнетическими предметами. 3.Выставка поделок. |
Апрель Волшебная кладовая (почва) | 1.НОД «Волшебная кладовая». 2. Рассматривание макета «Дом для дождевого червя». 3.Микроисследование « Кто живет в Земле?». 4.Чтение худ. литературы. 5.Игры с песком.
| 1.Подбор энциклопедической литературы на тему «Как устроена волшебная кладовая», 2.Совместное исследование: «Слои почвы» (с зарисовкой) 3.Подбор коллекции «Волшебные камешки». | 1. Макет-схема «Почва». 2.Коллекция полезных ископаемых нашей области. 3.Выставка познавательной литературы по данной теме. 4.Выставка зарисовок. 5.Презентация созданной детской лаборатории «Я -исследователь». |
май Волшебница - вода | 1.НОД «В гостях у капельки». 2.Рассматривание иллюстраций «Где прячется вода?» 3.Беседа «Помощница вода». 4.Провести исследование: вода-растворитель . 3. Показ видеосюжета «Водные стихии». 4.Игры с водой. | 1.Разработка совместного детского проекта «Волшебница вода» 2.С привлечением родителей провести рейд «Чистый берег». 3.Экскурсия к водоему. 4.Совместное составление рассказа «Мои впечатления об увиденном». | 1.План-схема «Ходит капелька по кругу». 2.Представление результатов работы в «Музее воды». 3. Фотовыставка «Реки, водоемы, моря. 4. Макет глобуса. 5. Мини-бассейн. |
Мониторинг
"Проявление познавательной активности
через экспериментальную деятельность"
( метод - наблюдение)
___________________________________ Ф.И.ребёнка
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл | |
1 | Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | ||
2 | Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? | а) часто б) иногда в) очень редко | ||
3 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | ||
4 | Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять дествия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | ||
5 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | ||
Баллы :
а) часто - 5
б) иногда - 3
в) очень редко – 1
25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;
19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;
14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо
Методическое обеспечение:
- Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
- Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...
Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....
ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности у детей 2-3 лет через включение их в детское экспериментирование».
Филиал МАОУ "Комсомомольская СОШ" детский сад "Ёлочка" ПРОЕКТ«Развитие познавательной активности у детей 2-3 лет через включение ...
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...