Рабочая программа «Развитие речи»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме

Гейнбихнер Наталия Владимировна

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

*      развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

*      развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

*      практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx58.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №65 («Бусинка») г.Воркуты

Принят                                                                                                                                                                               Утвержден приказом директора  

Педагогическим советом                                                                                                                                            МБДОУ «ЦРР – детский сад №65»   МБДОУ «ЦРР – детский сад №65»                                                                                                                                      От «     »           2012№          .

Протокол от «    »                    2012№          .                                                                                                                            .                    Л.А Павленко       

Рабочая программа

 «Развитие речи»

Группа раннего возраста (1-2 года)

Гейнбихнер Наталия Владимировна

1 квалификационная категория

2012 год

 

Пояснительная записка.

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется,

грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький), наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года

дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов)

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька,

куда пошла?»).

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Ожидаемые результаты к концу года:

К концу года ребенок:

  1. Рассматривает сюжетные картинки
  2. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения
  3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Список информационных источников.

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений. /Сост. Г.И. Николайчук. – Ровно, 1989.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  7. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М., 1987.
  8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966.
  10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
  11. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет.сада /В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.

Сентябрь

В период адаптации проводятся индивидуальные занятия, разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Здравствуй, детский сад»

«Мишка у нас в гостях»

Задачи: Активизировать словарь по теме; учить дифференцировать понятия «большой - маленький», отвечать на вопросы: развивать речь, мелкую и общую моторику, слуховое восприятие

Физкультминутка «Миша лапу занозил, наступил на шишку»

Д./и. «Найди домики для мишек»

С.р.и. «Мишка у нас в гостях»

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»

Сюжетная игра «Кукла и Мишка ходят в гости друг к другу»

Работа с парными картинками «Детские игрушки».

Игра-занятие «В детский сад привезли продукты». Упражнение «Передай предмет, беседа о работе столовой

Папка-передвижка «Здравствуй Детский сад!»

Цель: познакомить родителей с работой детского сада; привлечь их участвовать в совместной работе по воспитанию детей

Две игрушки медведя (большой и маленький) ,

Д./и. «Найди домики для мишек», крупный конструктор, посуда детская, стол, стульчики

«Солнышко и дождик»

«Научим куклу раздеваться после прогулки»

Задачи: Помочь детям запомнить названия предметов одежды, цвета, последовательность раздевания после прогулки; воспитывать бережное отношение к одежде; развивать внимание, речь, мелкую и общую; моторику; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.

П./и. «Повторяй за мной!»

Игра «разноцветная одежда»

Раздевание куклы, определение последовательности раздевания после прогулки.

Игровая ситуация «Куда спряталась одежда?»

Упражнение «Умоем куклу»

Дидактическое упражнение «Ветерок»

П/И «Ветер и тучки». Пение песни «Дождик», рус.нар. мелодия, обр. В.Фере

Консультация «Значение детского фольклора для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»

Цель: актуализировать знания родителей о значении детского фольклора, его влияние на сознание ребенка в воспитании нравственно-патриотических чувств

Одежда для кукол, соответствующая сезону (колготки, платье, штаны, кофта, пальто, шапка, перчатки и т.д.), кукла

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Осень в гости к нам пришла»

«Одежда для кукол»

Задачи: Знакомить детей с предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание

Игры: «Наведи порядок», «Найди по описанию»

Наблюдение у окна.

Одевание куклы на прогулку

Дыхательное упражнение «Подуем на листочек».

Рассматривание репродукций с осенними пейзажами

Практическое упражнение «Водичка, водичка»

Игры-забавы с вертушками

Консультация «Значение потешки»

Цель: совершенствовать знания родителей о потешке, ее особенности

Одежда для кукол, соответствующая сезону (колготки, платье, штаны, кофта, пальто, шапка, перчатки и т.д.), кукла

«Я в детском саду»

«Такие разные предметы»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов, обогащать и активизировать словарь по теме; учить различать и называть знакомые геометрические формы – шарик, кубик, кирпичик – разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?); среди нескольких других, разных по названию и цвету; по слову воспитателя (найди кубик).

Физкультминутка «Целый день – стук да стук…»

Игра «Найди на ощупь»

Рассматривание фигур: шарик катится, кубик похож на домик, кирпичик похож на дорожку к домику.

Сюжетная игра с фигурами (дети строят дорожку к домику, прокатывают шарики в воротца, строя из кубиков башенки)

Дидактическая игра «Лошадки»

Развлечение «Теремок»

Цель: привлечь родителей к созданию костюмов для детей; разучиванию вместе с детьми стихотворений

Геометрические формы – шарик, кубик, кирпичик,  платочек для глаз для игры «Найди на ощупь».

Октябрь

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Аквариум»

«Наблюдение за рыбками»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать за рыбкой: отметить ее особенности (имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде), формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы, обучать составлению предложений с использованием знакомых слов (рыбка, плавает, в воде); обогащать и активизировать словарь по теме; вызывать радость от наблюдения за живым объектом; помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном отношении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбку руками и т.д.)

Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли…»

Игра «сравнение рыбок»

Задание «раздели больших и маленьких рыбок»

Рассматривать рыбок в аквариуме

Составление коллективного рассказа «Как мы рассматривали рыбок в аквариуме».

Компьютерная презентация «Удивительные рыбы»

Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице», П/И «Рыбки в море»

Папка-передвижка «Научите детей хорошему»

Цель: совершенствовать  знания родителей о приемах обучения детей хорошим поступкам; воспитывать патриотизм у родителей 

Аквариум с рыбкой

«Кто в лесу живет»

«Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным

Физкультминутка «Мы играем целый день»

Игра «Знакомство с игрушечной лисой»

Отгадывание загадки «Хвост пушистый…»

Инсценирование стихотворения Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»

Рассказывание воспитателя о зайчике (Л. Славина «Зайчик»)

Слушание голоса животных.

Анкета «Детский фольклор дома»

Цель: выявить какое место занимает детский фольклор для семьи

Кукла Маша, игрушка зайца, лисы. Сюжетные картины про диких животных. Кассета с записью голоса птиц.

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Осень в городе»

«Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили»»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, следить за рассказом, сочиняемым воспитателем, понимать его, добавлять слова, заканчивать предложение, начатое воспитателем; обогащать и активизировать словарь по теме; вызвать желание оберегать птиц и ухаживать за ними.

Дыхательное упражнение «Замерзли руки»

Импровизация «Птицы к нам прилетели»

Д/И «Назови овощ, фрукт»

Рассматривание иллюстраций осени и осенних явлениях, внести в уголок природы для наблюдения

Рассматривание иллюстраций и чтение рус. нар. сказки «Репка».

Чтение стихотворения Ю.Коринца «Последнее яблоко»

Консультации «Природное окружение детей»

Цель: актуализировать знания родителей о значении природы для воспитания детей

Картинки птиц, игрушки птиц. Овощи – муляжи к игре.

Иллюстраций осени и осенних явлениях

Ноябрь

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«В гостях у Светофорика»

Потешка «Еду, еду к бабе, к деду»

Задачи: Учить внимательно слушать и повторять слова потешки, продолжать знакомство с малыми фольклерными формами, подводить их к простейшему обобщению знаний о статусе и возрасте. Обогащать и активизировать словарь по теме; вызывать желание участвовать в инсценировке

Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота…»

Пальчиковая игра «Целый день стук да стук…»

Рассматривание иллюстраций на фланелеграфе.

Загадки про автомобиль «1000 загадок» . Дидактическая игра  «Назови машину».

Консультация 

"Познакомьте ребенка с родным городом"

Цель: акцентировать внимание родителей о значимости обучения детей названиям улицы и города, где они проживают

Иллюстрации на фланелеграфе: машины грузовые и легковые, светофор

«Дружные  ребята – наши малышата!»

«Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Д/И «Кто пришел?», «Кто ушел?»»

Задачи: Учить внимательно слушать и наблюдать, понимать сюжет картины, формировать способность к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3-4 слов; уточнить представления детей о значении прилагательных «длинный», «короткий», побуждать их использовать эти слова в речи; активизировать в речи слова – названия геометрических форм.

Физические упражнения: катание на детских машинках (лошадках, мотоциклах)

Потешки «Кто у нас хороший?», «Ладушки», «Катя, Катя маленькая», «Большие и маленькие». Уговорушки «Кто тут плачет?», «Верхом на лошадке»

Д/У «Кто позвал?»

Игры с крупным конструктором.

Д/И «Найди пару», «Кого не стало». Практическое упражнение «Мы за столом».

Игра-забава с мыльными пузырями

Консультация «Виды устного народного творчества»

Цель: систематизировать знания родителей о видах устного народного творчества

Сюжетная картина «Дети играют в кубики». Разноцветные кубики. Различный строительный материал.

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Моя семья»

 «Рассказ воспитателя «Как мама нашла щенка»»

Задачи: Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам мышки, собаки, щенка, петуха, кошки; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Разучивание потешки «Еду-еду к бабе, к деду…»

 Театрализованная игра «Еду-еду». Игровая ситуация «Мама готовит обед.

Потешка «Пальчики»

Игровая ситуация «Семья на прогулке» .Игровое упражнение «Потягунюшки».

Беседа «Моя семья».

Рассматривание семейных фотографий детей.

Оформление портфолио семьи, ребенка

Цель: привлечение родителей к совместной работе; учить оформлять портфолио

Сюжетная картина «Как мама нашла щенка». Игра «Разноцветный коврик для щенка»

Маски для подвижных игр

«Мой дом»

«Знакомство с игрушечным домом»

Задачи: Учить детей различать и называть материалы, из которых изготовлены предметы, сравнивать игрушки по размеру, описывать их; воспитывать желание оказывать помощь, интерес к коллективной работе; развивать внимание, речь, общую моторику.

Рассматривание игрушечных домиков.

Рассказывание детей из личного опыта «Мой дом»

Сравнение материалов, из которых изготовлены игрушечные домики

Рассматривание игрушек, сравнение по размеру маленького домика и большого плюшевого зайца.

Творческая мастерская: рисование пальчиками «Нарисую дом и дым».

Трудовые поручения: мы помогаем.

Консультация «Устное народное творчество»

Цель: акцентировать внимание родителей на воспитательном влиянии устного народного творчества, его возможностях в воспитании нравственно-патриотических чувств

Игрушки в группе. Предметы из различных материалов

Декабрь

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Волшебница зима»

 «Зимняя одежда и обувь»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; закрепить знания о предметах верхней одежды.

Физкультминутка «На дворе мороз и ветер …»

Д./и. «Что не нужно?»

Игра «Сравнение одежды и обуви»

Одевание куклы на зимнюю прогулку.

Рассматривание сюжетных картинок.

Беседы индивидуальные об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.

Развлечение «Зимняя сказка»

Цель: привлечение родителей к участию в подготовке к развлечению

Разрезные картинки по теме «Обувь» и «Одежда». Сюжетный картинки о зиме.

«Волшебница зима»

«Птицы зимой»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой

Игра «Какие бывают птицы»

Физкультминутка «Ой, летели птички…»

Речевое упражнение «Снежинки».

Чтение и разыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Исследовательская деятельность: опыты со снегом

Слушание музыкального произведения «Зима», муз. П.Чайковского

Рассматривание иллюстраций о зиме. Настольный кукольный театр «Звери зимой»

Поручить родителям сделать пособия (коврик) для развития у детей мелкой моторики рук

Макет - кормушка, пшено. Разрезные картинки на тему «Птицы» (воробей, ворона, снегирь, синичка)

 и плакат.

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Мастерская Деда Мороза»

 «Игрушки на праздник»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов, в которых говорится о какой либо игрушке, отмечать ее особенности и характер действий с ней; обогащать и активизировать словарь по теме.

Физкультминутка «Посмотрите в магазине»

Игра «Расставь посуду»

С./и. «Матрешки обедают»

Исполнение песни «Дед Мороз» (муз. А. Филлипенко, сл. Т.Волгиной).

Выполнение действий с игрушкой

Выполнение движений, сопряженных с проговариванием стихотворения С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».

Рассматривание картины «Дед Мороз».

Консультация для родителей по вопросам обучения детей «Скорая помощь»

Любимые игрушки группы. Детская игрушечная посуда. Матрешки. Сюжетная картина «Дед Мороз»

«В гости к Деду Морозу»

«Как зверята готовятся к празднику»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к растениям (елка)

Физкультминутка «У маленьких детишек елочка большая…»

Игра «Найди каждому снеговику елочку».

Рассматривать сюжетные картинки.

Рассказывание детям о предстоящем празднике Новый год.

«Елочная песенка».

Чтение стихотворений Я.Акима «Елка», Е.Ильина «Наша елка».

Сюжетная игра под музыкальное сопровождение «В гости к Деду Морозу и Снегурочке».

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Маленькая искусственная елочка. Снеговички и елочки различной высоты. Сюжетные картинки про Новый год.

Январь

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Прощание с елкой»

 «Зверушки на новогоднем празднике»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

Физкультминутка «Зайка серенький сидит…»

Работа в уголке сенсорного развития: «Новогодняя мозаика». Игра- драматизация «Вокруг елки хоровод».

Игра «Выкладывание елочек из треугольников»

Отгадывание загадок «Из сугроба на опушке…», «Кто зимой холодной…»

Разучивание песни «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М.Булатова.

Неделя открытых занятий для родителей «Обучение с увлечением»

Игрушка зайчик, игра «Новогодняя мозаика», маленькая искусственная елочка. Треугольники зеленого цвета (набор геометрических фигур)

«Неделя зимних игр и забав»

«Выбираем игрушки для прогулки»

Задачи: Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме.

Физкультминутка «Мы ногами – топ-топ»

Игра «Покажи предмет»

Игровая ситуация «Зверята собираются гулять»

Рассматривание игрушек, определение их названий и назначений.

Рассматривание сюжетной картины

Игровая ситуация «Куклы на прогулке». Игровое упражнение «Веселятся зайки».

Презентация «Семейное хобби».

Цель: привлечение родителей к участию в подготовке к развлечению

Любимые игрушки группы. Сюжетная картина «На прогулке»

Мониторинг

Февраль

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Сказка за сказкой»

 «Рассматривание и сравнение героев сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; учить рассматривать, сравнивать героев сказки, угадывать их по звукоподражаниям

Игра «Угадай по голосу»

Импровизация «Герои сказки»

Физкультминутка «Котенок и щенок» имитация движений.

Знакомство с выставкой «Наши любимые сказки», рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций. Кукольный театр по сказке «Колобок». Разучивание песни «В мире много сказок», муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина.

Игра-драмматизация по сказке «Заяц и лиса». Компьютерная презентация «Наши любимые сказки»

Папка-передвижка «Волшебная сказка»

Цель: познакомить родителей с приемами обучения детей сказке, ее роли для детского развития

Иллюстрации к сказке В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Детские книги, сказки, иллюстрации к ним. Кукольный театр к сказке «Колобок»

«Папа, мама, я – дружная семья»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Д/У «Что я сделала?»

Задачи: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

Игра «Кто спрятался?»

Игровая ситуация «Семья обедает», «Мама купает дочку»

Отгадывание загадки «Хозяин лесной …»

Рассказывание по сюжетной картине.

Сравнение большого и маленького мишки.

Чтение потешки «Пальчики». Пальчиковая игра «Этот пальчик»

Индивидуальная игра «Еду-еду к бабе, к деду».

Развлечение «Мама, папа, я – счастливая семья»

Цель: привлечь родителей к активному участию в подготовке к развлечению

Иллюстрации к сказке «Теремок».

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Мой папа самый…»

 «Мой папа самый..»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов, обогащать и активизировать словарь по теме, добиваться, чтобы, наблюдая за папой, дети называли, что он делает (работает, забивает гвозди, ремонтирует, помогает маме, смотрит телевизор); вызывать радость от наблюдения  за папой. Воспитывать чувство гордости за пап

Чтение стихов о Российской армии.

Рассказы детей, как они проводят день вместе с папой. Психогимнастика.- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение. А если они сердятся, вас ругают, хмурятся. 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Беседа на тему «Мой папа».

Родительские посиделки «Легко ли быть папой?». Совместное оформление фото-выставки «Мой папочка»

Фотографии пап

«Моя любимая игрушка»

«Рассказ воспитателя «Петушок»»

Задачи: Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической и связной речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3-4 слов; составлять связные предложения о своей игрушке; упражнять в звукоподражании голосу петуха, обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным

Подвижно – дидактическая игра «Найди по описанию»: сюжет «Маша-растеряша».

Чтение отрывка из стихотворения А.Шпик «Игра в мяч».

Заучивание стихотворения А.Барто «Мишка»

Чтение стихотворения И. Плакиды «Игрушки».

Игровое упражнение «Веселые клоуны»

Д/У «Подбери по форме»

Мультконцерт «Любимые игрушки»

Практическое упражнение «Нарядные куклы»

Устный журнал: «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»

Игрушка петушок, перышко. Любимые игрушки группы

Март

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Мамин день»

 «Что делает мама»

Задачи: Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать уважительное отношение к маминому труду .

Физкультминутка «По ровненькой дорожке…»

Игры «Найди предметы для мамы», «Узнай вкус»

Компьютерная презентация «Мамы и дети».

Разучивание песни «Кто нас крепко любит?», муз. И сл. И.Арсеева.

Игры с крупным строительным материалом: строим дом для мамы.

Рассматривание фотографий семьей воспитанников. Выставка образцов рукоделия мам воспитанников (вышивка, вязание, шитье и т.д.) «Умелые, добрые, золотые руки». Ролевое участие родителей в праздничной постановке «праздник для мамы»

Компьютер, фотографии мам, детская посудка, стол, салфетки, фотографии мам

«В солнышка в гостях»

Дидактические упражнения на произношения на произношение звука ф. Дидактическая игра «Далеко – близко»

Задачи: Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова.

Рассматривание сюжетных картинок

Пение песни «Зима прошла», муз. Н.Метлова, сл. М.Клоковой. Чтение русской народной потешки «Солнышко-ведрышко…».

Разучивание заклички «Приходи к нам, весна…»

Игра-эстафета «Кто быстрее?». Игра – забава «Поймай шар». Творческая мастерская: рисование «Скоро весна».

Родительское собрание «Сенсорное воспитание малышей»

Иллюстрации о весне. Игрушка собачка, пингвин.

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Весенняя сказка»

 «Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками»

Задачи: Учить внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; помочь детям правильно называть листья, ствол (у фикуса), широкий большой лист (у фикуса) и узкий и длинный лист (у лилии). Дети должны усвоить, что растения растут, «пьют» воду, что с ним следует обращаться осторожно: можно сломать лист.

Физкультминутка «Наши алые цветочки …»

Игра «Какие бывают листья»

Познавательный рассказ «Как растения встречают весну».

Чтение Э.Мошковской «Немножечко тепла…».

Чтение стихотворения В.Лунина «Весна придет».

Компьютерная презентация «Ранней весной».

Прослушивание музыкального произведения «Весною», муз. С,Майкапара.

Практикум «Посадим растения!»

Цель: совершенствовать умения посадки рассады для огорода в уголке природы.

Растения в уголке природы (фикус, бальзамин), лейки, тряпочки, земля, семена для посадки огорода, фартуки, луковица, банка с водой, веточка с почками.

«Книжка - малышка»

« Сказка о Ежике»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным

Игра «Волшебный мешочек»

Игра-драматизация по сказке «Колобок».

Настольный кукольный театр по сказке «Кот, петух и лиса» с музыкальным сопровождением.

Д/И «Расставь по порядку».

Беседа о любимых сказках детей. Пересказ любимых сказок.

Драмматизация к сказке «Репка».

Чтение «Какие бывают машины?» (скорая, пожарная, полицейская…)

Семинар-практикум «Поиграем, почитаем!»

Цель: формировать интерес к народной культуре, привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности; учить изготавливать книжки-малышки

Игрушка ежик, атрибуты к игре «Волшебный мешочек», маски для сказки «Колобок», настольный кукольный театр к сказке «Кот, петух и лиса»

Апрель

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Будь здоров!»

 «Купание куклы Кати»

Задачи: Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зарядка».

Чтение стихотворения Э.Мошковской «Нос, умойся!».

Практическое упражнение «Чистота – залог здоровья!»

Целевая прогулка «Что вокруг?»

Беседа «Чтобы не заболеть»

П/И-задание «По ровненькой дорожке». Практические упражнения «Самые аккуратные», «Чистые ручки»

Групповая консультация для родителей «Закаливание дома и в детском саду»

Ванночка с водой, мыльница, губка, кукла, ведерко с водой, полотенце.

«В гости к солнышку»

«Рассматривание «живой картинки» «Птичий двор» (на фланелеграфе)»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц, обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным

Сюжетная игра «Птичий двор»

Игра «Чудесный мешочек»

Игра-занятие «На дворе – весна»: рассматривание сюжетной картины «Ранняя весна»

Чтение стихотворения В.Лунина «Весна придет».

Чтение сказки шорцев «Два ручья».

П/И – забава «Весна и зима».

Познавательный рассказ «Грачи прилетели»

Работа в уголке экспериментирования: игры с водой. Экспериментирование: опыт «Во что превратился снег»

Оформление участка «Сказка зимнего двора»

Цель: стимулировать желание участвовать в совместной деятельности в оформлении участка группы

Сюжетная картина «Птичий двор».

Атрибуты к игре «Птичий двор»

Игрушки птиц.

Сюжетная картина «Ранняя весна».

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Цветущая весна»

 «Ознакомление с качествами предметов»

Задачи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов; учить использовать в речи прилагательные широкий и узкий; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к природе.

Физкультминутка «Мы ногами – топ-топ»

Игра «Широкий, узкий»

Рассматривание и сравнение комнатных растений.

Разыгрывание ситуаций: машины движутся по узкой и широкой дорожкам.

Чтение стихотворения В.Товаркова «Первые листья». Беседа по предварительному наблюдению с родителями «Первые листочки»

Пение песни «Зима прошла»

Конкурс лучшего комнатного растения, выращенного родителями для детского сада «Наше семейное чудо»

Геометрические фигуры, игра «Блоки Дьенеша», макет дороги с машинками. Комнатные растения (фикус, бальзамин… и т.д.)

Май

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Мои дедушка и бабушка»

 «У бабушки и дедушки в гостях»

Задачи: Формировать у детей доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру; развивать речь, мышление, мелкую моторику, учить дифференцировать основные цвета (синий, красный, желтый)

Задание «Пройти по дорожке»

П./и. «Карусели»

Игра «Волшебный мешочек»

Рассматривание и описание игрушек

Рассматривание и обсуждение сюжетной картинки с изображением бабушки и дедушки и внуков

Игра-беседа «В гостях у бабушки с дедушкой».

Информационный проспект «Бабушки и дедушки»

Цель: акцентировать внимание родителей на роль бабушек и дедушек в воспитании детей

Атрибуты к игре

 «Волшебный мешочек»

Любимые игрушки группы

Сюжетная картинка с изображением бабушки и дедушки и внуков

«Моя семья»

Рассматривания сюжетных картин по теме «Семья»

Задачи: Поощрять стремление детей рассказывать о том, что они видят на картинке, активизировать в речи детей названия членов семьи. Обогащать игровой опыт детей, развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картин.

Беседа на тему «Мои родные»

Пение песни «Кто нас крепко любит?», муз. И сл. И.Арсеева.

Рассказывание потешки и пальчиковая игра «Пальчики». Беседа с детьми на тему: «Моя дружная семья».

Рассказывание считалки «Моя семья».

Игровая ситуация «Мама учит малыша ходить».

Рассказывание потешки и пальчиковая игра «Пальчики». Беседа с детьми на тему: «Моя дружная семья».

Папка-передвижка «Дружная семья»

Цель: актуализировать знания родителей о ценности семьи, ее роли в обществе

Сюжетные картины по теме: «Семья»

Тема недели

                      НОД

Форма организации                                  работы

Взаимодей-ствие с семьей

Развивающая среда

«Моя безопасность»

 Рассматривание сюжетной картины «Делаем машину»

Задачи: Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.

Дидактическая игра  «Назови машину».

Д/и «На чём люди ездят». Рассматривание иллюстраций: автобус, грузовая, легковая машины.

Беседа о безопасности на дороге.

Игровое упражнение «Самолеты».

Д/и «Собери автомобиль» (разрезные картинки 1 вариант). Д/и «На чём люди ездят».

Беседа о безопасности на дороге.

Конструирование «Гараж для машин».

Памятка для родителей  детей младшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».

 Сюжетная картина «Делаем машину»

Крупный и мелкий конструктор. Детские машинки, иллюстрации.

«Здравствуй лето!»

«Что растет за окном?»

Задачи: Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящими из 3-4 слов; воспитывать заботливое отношение к растениям

Физкультминутка: «Мы топаем ногами…»

Дыхательное упражнение «Бабочки».

Рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением летнего пейзажа, людей, одетых по-летнему.

Чтение рус. нар. потешек «Солнышко, ведрышко…». Беседа «Откуда берутся фрукты, овощи, ягоды?»

Мультконцерт «Веселые лягушата».

Наблюдение за насекомыми. Хороводная игра «Добрый жук»

Родительское собрание. Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом с показом видеофильмов и фотографий. «Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы»

Игра «Какие бывают деревья».

Иллюстрации с изображением летнего пейзажа, людей, одетых по-летнему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»

Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...

Рабочая программа " Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края"

Рабочая программа является дополнительной,  для детей подготовительной группы. Реализуется в течение года....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста  с ...