1. | Целевой раздел |
1.1 | Пояснительная записка Образовательная политика России, рассматривая структурные изменения в образовании, определяет значение профессиональной квалификации и проблему компетентностного подхода к профессиональной реализации человека на протяжении его жизнедеятельности. Поэтому необходимая составляющая методической работы – ориентация на новые тенденции в развитии образования в целом и системы дошкольного образования в частности в изменяющихся социально-экономических условиях. Иллюстрацией к быстрому реагированию на профессиональные запросы педагогического коллектива дошкольного учреждения является организация методической работы, базирующейся на освоении личностно-ориентированной парадигмы образования, демократического и мотивационного управления. Появление информационных технологий и их повсеместное внедрение в учебный процесс диктуют необходимость реформирования системы образования педагогических работников, которое сейчас рассматривается не просто в качестве использования ими современных технических средств в обучении детей, а как изменение самой сущности и организации процессов обучения себя и дошкольников. Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний педагога в области информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией. Новизна рабочей программы состоит в определении алгоритма развития икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой.
|
1.2. | Цель рабочей программы Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы.
|
1.3. | Задачи рабочей программы - Сформировать представления об основных понятиях Интернета и его служб World Wide Web (WWW), научить работать со специальными программами для службы WWW – браузерами;
- Научить работать в Интернет-сети: искать, систематизировать, использовать информацию в педагогической деятельности, обмениваться информацией.
- Научить общению в Интернет-сети — электронная почта, чаты, списки рассылки, online форумы, видеоконференции, ICQ.
- Научить готовить публикацию для Интернет-сети.
- Научить создавать Web-сайты при помощи программы DreamWeaver, выполнять его дизайн в графическом редакторе PhotoShop.
|
1.4. | Принципы и подходы развития икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы осуществляется в соответствии с рядом важнейших принципов, сформулированных Белой К.Ю., Третьяковым П.И.: - связь с жизнью, практической реализацией задач по перестройке системы образования в детском саду, актуальность, что обязывает полностью учитывать современный социальный заказ общества в условиях изменений в стране;
- научность, чтобы вся система методической работы по программе соответствовала современным научным достижениям. При этом научность методической работы не следует превращать в нарочитое наукообразие, что подчас вызывает у педагогов негативное отношение к самому понятию «научность»;
- системность, т.е. планомерность всей методической работы;
- комплексность, что предусматривает единство и взаимосвязь всех видов методической работы;
- систематичность, последовательность, непрерывность, что обеспечивает занятость педагогов разными формами методической работы;
- единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения;
- оперативность, гибкость, мобильность; творческая сущность методической работы в условиях динамического роста дошкольной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на нее изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы;
- коллективный характер при разумном сочетании общедошкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования педагогов;
- создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.
Кроме этого, профессиональную позицию старшего воспитателя по отношению к педагогам при работе по Программе определяют принципы гуманистической парадигмы образования: - принцип природосообразности, опора на закономерности развития личности и педагога;
- принцип целостности в подходе к развитию педагога;
- деятельностный принцип: воспитывает не педагог или руководитель, а деятельность и живой опыт;
- личностно ориентированный подход;
- возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм методической деятельности в соответствии с ведущими потребностями возраста педагога;
- педагогика сотрудничества, базирующаяся на единстве целей.
|
1.5. | Особенности развития икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы Рассматривая методическую работу как процесс создания необходимых условий для достижения планируемого результата, то в качестве одного из значимых условий можно назвать нормативно-правовые документы, регламентирующие составление рабочей программы: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65 - Центр развития ребенка».
|
1.6.
2.
| Планируемые результаты реализации Рабочей программы Педагог дошкольного учреждения: - Имеет представления об основных понятиях Интернета и его служб World Wide Web (WWW), научить работать со специальными программами для службы WWW – браузерами;
- Умеет работать в Интернет: искать, систематизировать, использовать информацию в педагогической деятельности, обмениваться информацией.
- Умеет общаться в Интернет-сети — электронная почта, чаты, списки рассылки, online форумы, видеоконференции, ICQ.
- Умеет готовить публикацию для Интернет-сети.
- Умеет создавать Web-сайты при помощи программы DreamWeaver, выполнять его дизайн в графическом редакторе PhotoShop.
Содержательный раздел Все виды методической работы по развитию ИКТ – компетентностей (общепользовательской ИКТ-компетентности; общепедагогической ИКТ-компетентности; предметно - педагогической ИКТ-компетентности) у педагогических работников условно делятся на три группы: - поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами;
- общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, onnline форумы, видеоконференции, ICQ ;
- публикация в сети — создание Web -страниц, сайтов.
Календарно-тематический план по развитию икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы Месяц | Тема методического мероприятия | Содержание методического мероприятия | Задачи | Сентябрь | Практикум «Работа с браузерами». | - Система функционирования MS internet Explorer: окно браузера, строка адреса; перемещение; сохранение страницы, настройка программы;
- составление аннотированных ссылок;
- создание тематических банков данных;
- анализ сайтов по работе с дошкольниками.
| Развитие трудовых действий по поиску информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами. Знакомство с программой DreamWeaver. | Октябрь
| Тренинг «Работа с браузерами». | - «Поиски сокровища» с помощью поисковых систем, используя ключевые слова;
- сбор мультимедиа материалов к заданной теме (текст, илллюстрации, анимации, видео, аудио);
- иллюстрирование презентации материалами из интернета;
- система безопасности и сохранения информации при работе на ПК.
| Развитие трудовых действий по поиску информации и анализу информации— работа с браузерами, базами данных, справочными системами. | Ноябрь
| Практикум «Работа с браузерами».
| - Написание статьи с использованием источников Интернет-ресурсов;
- проверка статьи на плагиат.
| Развитие трудовых действий по поиску информации и анализу информации — работа с
браузерами, базами данных, справочными системами. | Декабрь | Ролевая игра «Общение в сети интернет». | - Создание электронной почты;
- Переписка;
- файловые архивы;
- правила работы с электронной почтой, пароли и логины.
| Развитие трудовых действий по общению в сети интернет. | Январь | Тренинг «Общение в сети интернет: обсуждение заданной темы или вопроса». | - Регистрация на сайтах;
- участие в вебинарах, видеоконференциях, форумах.
| Развитие трудовых действий по общению в сети интернет. | Февраль | Тренинг «Публикация в сети» | - Изучение правил сайта;
- работа группового проекта по созданию статьи;
- публикация в Интернет-сети.
| Развитие трудовых действий по обмену информацией в сети интернет. | Март | Практикум «Создание сайта в сети» | - Регистрация на сайте;
- создание сайта;
- определение функций и вида создаваемого сайта.
- прочие страницы сайта: навигация.
| Развитие трудовых действий по обмену информацией в сети интернет. | Апрель | Практикум «Создание Web -страницы в сети» | - Регистрация на сайте;
- создание Web -страниц на сайте;
- прочие страницы сайта: дизайн;
- знакомство с программой PhotoShop.
| Развитие трудовых действий по обмену информацией в сети интернет, работой по оформлению Web-сайта программой PhotoShop | Май | Ролевая игра «ИКТ-компетентность» | - индивидуальное и групповое тестирование по поиску информации, общению, публикация в сети.
| Выявление знания о работе в сети |
3.Организационный раздел Реализация рабочей программы осуществляется в системе годового планирования работы учреждения в течение учебного года. Для реализации цели, задач и получения ожидаемых результатов необходимо использование следующего оборудования: № | Наименование оборудования | Количество |
| Веб-камера | 6 |
| Ноутбук | 6 |
| Интерактивная доска | 1 |
Литература - Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 216 с.
- Федяинова Н.В. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учеб.- метод. пособие. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 71 с.
|