Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_kreytsberg_o.yu_.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
(АКИПКРО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе освоения технологии квиллинг»
Разработчик:
Крейцберг Олеся Юрьевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №63»
г. Барнаул 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел программы…………………………………………………...3
- Пояснительная записка………………………………………………………....3
- Планируемые результаты освоения программы………………………………7
- Содержательный раздел
- Календарно-тематический план……………………………………………..…8
- Описание образовательной деятельности……………………………………….
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы………………………………………………………………………13
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………………………………………….…13
- Организационный раздел………………………………………………………14
Литература ……………………………………………………………………..15
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Творчество – всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.
Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами (В.С. Мухиной, Л.С. Выгостким, В.В. Давыдовым, А.П. Усовой, Д.Б. Элькониным), является сензитивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов, раскрывают их творческий потенциал. Поэтому важно, чтобы все виды детской деятельности имели творческое начало. Использование техники «Квиллинг» при конструировании из бумаги позволяет сделать данный процесс креативным.
Квиллинг - необычная техника бумажного творчества, - это филигранное искусство бумагокручения. На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". Еще в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями.
Квиллинг — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т.д.
Сам процесс изготовления бумажных фигурок в технике «квиллинг» способствует решению многих задач стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это развитие мелкой моторики рук. То, что квиллинг развивает кисти рук - бесспорный факт. Занятие квиллингом способствует развитию и психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Теоретической основой при разработке программы были использованы нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155);
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой);
- Основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №63»;
- Конвенция о правах ребенка;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Цель программы: Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе освоения техники «Квиллинг» на примере растений Алтайского края.
Задачи программы:
- Ознакомление детей с растениями Алтайского края.
· Ознакомление с особенностями технологии квиллинг, освоение элементарных практических умений и навыков в технике квиллинг;
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук, пространственное восприятие; эстетическое восприятие и художественный вкус;
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Содействовать формированию положительных личностных качеств дошкольников (аккуратность, трудолюбие, планирование действий и результата, взаимопомощь и т.д.).
Принципы реализации программы
- Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач художественно-эстетического, социально-личностного, познавательно-речевого развития детей.
- Принцип гуманизации, который позволяет выстроить систему совместной деятельности с детьми на основе личностно – ориентированного подхода.
- Принцип индивидуализации, предполагающий построение образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями ребенка, его способностями и интересами.
- Комплексно-тематический принцип проектирования образовательного процесса.
- Принцип регионализации.
- Принцип оздоровительной направленности, согласно которому воспитатель создает оптимальные условия для чередования двигательной и творческой активности, использование технологий здоровьесбережения.
Данная программа предусмотрена для детей 5–6 лет, рассчитана на 1 учебный год.
Совместная деятельность с детьми проводится в форме непосредственной образовательной деятельности в кружке «Чудеса своими руками» во второй половине дня (продолжительностью 25 минут). Непосредственная образовательная деятельность поводится 3 раза в месяц (27 занятий в год), во вторую половину дня (кружковая работа). Количество детей 10-12.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате обучения по данной программе дети:
- закрепят знания о растениях Алтайского края;
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Непосредственная Образовательная деятельность (тема) | Образовательная деятельность в режиме дня | Сотрудничество с родителями | ||||
Сентябрь | ||||||
Задачи: познакомить с инструментами необходимыми для занятия и с техникой безопасности.
Задачи: познакомить с видами бумаги, ее основными свойствами.
Задачи: познакомить с историей возникновения техники «квиллинг». | Посещение выставки декоративно-прикладного творчества «Удивительное диво!» Рассматривание иллюстраций образцов поделок с применением различных элементов квиллинга. Беседа «Путешествие в страну рукоделия». |
| ||||
Октябрь | ||||||
Задачи: Учить детей правильно накрутить ролл, рассказать о технологии изготовления форм «капля», «глаз», «тугой и свободный ролл», «треугольник», «долька». | Беседа о цветах, растущих на лугах. Рассматривание иллюстраций «Луга на Алтае». Дидактическая игра «отгадай, что за цветок». Дискуссия «Зачем нужны цветы?» Проведение физ.минутки «Цветок» Подвижная игра «Веселый цветок» |
| ||||
Ноябрь | ||||||
Задачи: научить создавать композицию цветущего луга из простых элементов квиллинга.
Задачи: Познакомить с новым приемом изготовления листьев и цветов.
Задачи: Познакомить детей с примерами оформления открыток. | Беседа «Какие бывают цветы?». Просмотр слайд-презентации «Растения Красной книги Алтайского края». Словесная игра «Найди о чем скажу». Опыт: «Что нужно для роста растения?». «Отгадай загадку» (рассматривание «отгадок» в технике квиллинг). Просмотр презентации «Открытка для мамы». |
| ||||
Декабрь | ||||||
Задачи: закреплять основные формы квиллинга в изготовлении магнита.
Задачи: Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. 3. Конструирование из основных форм квиллинга. (по замыслу) Задачи: развивать творческие способности, воображение, воплощать задуманное на листе. | Дидактическая игра «Собери части растения». Беседа: «Ромашка и ее полезные свойства в холодное время года». Чтение художественной литературы: «Цветы», «Деревья» и т.д. – из книги «Мир растений». Рассматривание серии картин по теме: «Лекарственные растения». Подвижная игра «Цветы» |
| ||||
Январь | ||||||
Задачи: развивать способность выполнять цветочный узор, использовать имеющиеся навыки для реализации собственных замыслов.
Задачи: использовать имеющиеся навыки для реализации собственного замысла.
Задачи: Закреплять основные формы квиллинга, учить детей создавать коллективную композицию. | Беседа: «Что такое закладка, и для чего она нужна». Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Игры на прогулки «Рисуем цветы на снегу». |
| ||||
Февраль | ||||||
Задачи: Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки,
Задачи: Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.
Задачи: Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. | Беседа: «Виды открыток», «Парздник День Святого Валентина». Рассматривание иллюстраций «Цветы в вазе». Разгадывание загадок о цветах. |
| ||||
Март | ||||||
Задачи: Закреплять умения оформлять открытки выполненные в технике квиллинг, развивать творческое воображение.
Задачи: Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции. | Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края". Дидактическая игра: «Какой букет мы хотели бы подарить маме, бабушке, сестренке». Беседа о профессии «эколог» Совместное изготовление плаката «Весна с цветами». Просмотр презентации «Открытка для мамы». |
| ||||
Апрель | ||||||
Задачи: Познакомить детей с новым способом изготовления сложных цветов.
Задачи: Закреплять умения подбирать основные формы квиллинга при изготовлении листьев.
Задачи: закреплять умение детей создавать коллективную работу. | Чтение Е. Благинина «Одуванчик». Настольная игра «Цветочное лото». Беседа: «первые признаки весны». Физ. Минутка «Одуванчик» Звукозаписи «Вальс цветов» П.И.Чайковского Подвижные игры на «Цветочной полянке» |
| ||||
Май | ||||||
Задачи: закреплять основные формы квиллинга, объединять все в единую композицию.
| Игра с мячом «Я знаю…» Подготовка к выставке «Этот удивительный мир» | Совместная выставка детей, родителей, педагог «Этот удивительный мир». |
Основные формы и средства реализации программы
В процессе кружковой работы используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие. Однако, коллективная форма творчества сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
А также различные методы и приемы: словесный, наглядный, практический
- Обследование предметов, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций;
- Объяснение, рассказ, использование художественного слова;
- Показ способов действия;
- Игровые приемы;
- Убеждение, поощрение;
- Совместный анализ, выполненной работы.
Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведения родительского собрания, мастер-классов, совместное творчество родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями техники «Квиллинг», способами изготовления поделок и т.д., памяток «Квиллинг» для родителей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для успешного усвоения программы необходимы следующие материалы, инструменты, условия, техника:
- Помещение – мастерская (хорошо проветриваемая и хорошо освещенная, имеющая воду);
- Телевизор;
- Разные виды бумаги: цветная и белая офисная бумага, салфетки, газетная бумага, картон (цветной, белый, гофрированный) и т.д.;
- Ножницы;
- Клей ПВА, клей карандаш;
- Книги с рекомендуемыми схемами;
- Зубочистки, стержни для шариковых ручек с расщепленным концом;
- Линейка ;
- Кисточки для клея
- Клеенки, салфетки;
- Фломастеры, карандаши (простые, цветные);
- Красная книга Алтайского края;
- Иллюстрации «Лекарственные растения Алтайского края» и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
- Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 127с.
- Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками. – 2012. – 112с.
- От рождения до школы. Образовательная программа для дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 336с.
- Шилкова Е.А.: Квиллинг. Поделки из бумажных лент.: Рипол-Классик, 2012 г. – 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...
"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"
Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....
«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»
Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. С целью изучения механизмов формирования и развития ...
Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста
Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"
Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....
«Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий и театральной деятельности»
Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчества имеет именно дошкольный возр...