Размышление по теме: «Наши руки не для скуки!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ваган Ирина Евгеньевна

  «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги».   В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kollektsionirovanie_v_detskom_sadu.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад комбинированного вида  «Полянка»

663340, Красноярский край, г. Норильск, район. Кайеркан, ул.  Строительная 4,    39-54-37

/ факс: (3919) 39-54-37  e-mail mdou 36 @ norcom.ru

Размышление по теме:

«Наши руки не для скуки!»

                                                                         «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги».

В.А. Сухомлинский.

            Работая в детском саду, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…                        

      Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.

     Поэтому, мы уже не первый год приобщаем детей к коллекционированию.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

       Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, макетов.

     В группе отведено специальное место для хранения коллекций, оно доступно детям. Этот уголок я бы сравнила с уголком релаксации, (релаксация - это ощущение, и создано оно определенной причиной, А регулярное пребывание в состоянии релаксации может являться антистрессовым механизмом!).

Возле уголка коллекций дети иногда вдруг останавливаются, замирают, начинают рассматривать то, что привлекло их внимание, конструировать с экспонатами, перебирать их, по–своему располагать.

Мы обсудили с детьми правила обращения с предметами коллекций, ведь это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, беречь, но в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют интерес к экспонатам.

    У нас в группе с успехом прошла выставка работ семьи Егоровых с использованием природного материала «Осенний вальс», «Зимние забавы», «Краски лета».      

     Следующую коллекцию предложили собирать дети – «Морская коллекция», подключились родители, друзья, педагоги.  Так в группе появился «Волшебный аквариум», где и разместилась данная коллекция.    

     Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор;

   Появились новые «морские» увлечения:  Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне», (с привлечением материалов других коллекций).

    Моделирование из ракушек с использованием  материалов других коллекций:

 «Чудеса, да и только…»).

 Благодаря нашему увлечению, развивающая среда группы пополнилась такими дидактическими играми, как:

Д/игра «Что лишнее». (Классификация ракушек, пуговичек по величине, цвету, дизайну.

Д/игра - «С какого растения листок».

Д/игра - «Угадай по описанию»,

Д/игра - «Разложи по временам года».

   

 У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», особенно поддержали её родители, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду вместе с детьми.

    «Коллекция фантиков» продолжает пользоваться успехом у наших детей.

Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием.

Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом.

Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами, поделками.

   

Коллекция «Мой любимый календарь» также вызвала огромный отклик у детей и родителей, мы систематизировали её, использовали в работе по развитию речи, нравственному, эстетическому воспитанию;

На основе коллекций  проводятся такие игры и занятия, как:

 Д/игра - «Угадай животное»,  

Д/игра - «Кто что ест»,

Д/игра - «Отгадай по описанию»,

 Д/игра - «Откуда герой».

Беседа «История календаря», (проблемная ситуация: «Если бы  не было календаря?»).

Рисование «Нарисуй по памяти»,

«Мой любимый мини-календарь»,

«Наши руки не для скуки», (придумывание своего календаря).

С использованием предметов коллекций нами проводятся интегрированные занятия, задачами которых являются:

Развитие познавательной активности, воспитание у детей стремления передать красоту, запечатлеть то, что понравилось.

Осуществление словарной работы, расширение знаний об окружающем. Использование знакомых, любимых образов коллекций помогает достичь личностной включенности детей в деятельность.

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов коллекций позволяет решить многообразный комплекс воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Организованы выставки коллекций для детей нашего детского сада:

«В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Природная».

         На основе коллекций были оформлены выставки детских работ:

«Зелёная планета»,

«Чудеса, да и только»,

 «Декоративный коллаж»,

«Подарки мамам»,

«Чудо – вазы» (при активном участии родителей).

          Созданы собственные коллекции дома:

«Коллекция марок»,  (Семья Пикулиных),

«Коллекция значков»,  (семья Тюваевых),

«Коллекция лоскутков»,  (семья Черных).

«Коллекция мини–календарей «Норильск, мой край родной»,  (семья Петоровых),

«Коллекция поделок народных умельцев», (семья Калинкевич).

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям,

обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...

Тема: «Наши руки не для скуки!»

Актуальность:    Дети – по природе натуры творческие и любящие фантазировать. Они как будто живут в сказке, окружены волшебством. На самом же деле их шаловливость, бесшабашность и непоседлив...

проектная деятельность на тему "Наши руки не для скуки!"

Для чего нужны нам руки?Чтоб держать, и чтоб играть,Чтобы за руки держаться, и лепить, и рисовать.Многих детей интересует вопрос: Зачем человеку руки?  Руки -не просто орудие, с помощью которого ...

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Наши руки не для скуки»

Воспитательные задачи:1. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, гордость за талант простого народа.2. Воспитывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, желание самим создават...