Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»
проект (подготовительная группа) на тему
Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_po_bumagoplastike_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy_na_temu.docx | 154.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»
Подготовила воспитатель:
Кукина Екатерина Сергеевна
Санкт-Петербург
2018-2019 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: один год.
Актуальность проекта:
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Знаменитый И.П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Проблема:
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых ощущений, снижение уровня когнитивных процессов (внимания, восприятия, памяти). Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. В последние годы в дошкольном образовании в большей мере наблюдается тенденция насыщения дошкольников знаниями, а ручной труд и конструирование отнесены в блок совместной деятельности и порой носят эпизодический характер.
Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Бумага сопровождает человека уже более 2000 лет. Это один из самых простых и доступных материалов. При этом она имеет неповторимую окраску поверхности, специфические свойства и технологию обработки.
Работа по изготовлению поделок, игрушек из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретают новые знания, навыки, умения, но и решают задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения. Труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств.
Цель - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок.
Обучающие задачи:
- Познакомить со свойствами и различными видами бумаги;
- Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания;
- Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки;
- Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности.
Развивающие задачи:
- Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики;
- Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность;
- Развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой;
- Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев;
- Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами;
- Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.
Условия реализации проекта:
Проект рассчитан на детей подготовительного возраста 6-7 лет на
36 часов (1раз в неделю по 1 учебному часу).
Набор детей свободный: принимаются дети с разными художественными способностями, так и не обладающие ими, но выражающие желание заниматься бумагопластикой. Формирование групп происходит с учетом возраста каждого обучающегося. Группы комплектуются малочисленные, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
Методы реализации проекта:
- Наглядные - наблюдение, показ, образец;
- Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
- Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приемы:
- отрывание, сминание, скатывание, скручивание, обрывание, вырезание, многократного сгибание в разных направлениях, складывание и приклеивание.
Планируемые результаты реализации проекта:
- Познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- Познакомятся с основами знаний в области композиции,
- Формообразования;
- Познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
- Овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- Научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
- Научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
- Научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
- Научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Принципы реализации проекта:
- Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
- Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике работы с бумагой воспитывать у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность;
закреплять у детей знания по цветовосприятию, развивать эстетический вкус.
- Принцип свободы выбора. Предоставлять детям возможность самим решить, как будет оформлена их работа, предоставлять им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
- Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к детям.
- Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование).
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
- Принцип построения занятий «от простого к сложному». Этот вид деятельности строится на имеющихся уже умениях и навыках аппликации. Дети осваивают различную по свойствам бумагу и «превращают» её в необычные цветы, здания, деревья, изготовляют поделки для украшения интерьера, подарки к праздникам и др. «Превращения» простого и доступного материала не только эстетически и эмоционально привлекательно для детей, но также крайне полезно для развития центральной нервной системы ребёнка – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением общей двигательной и ручной деятельности. Ведь манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука «познаёт», а мозг фиксирует и соединяет со слуховыми, зрительными, осязательными восприятиями. Всё это формирует сложные интегрированные образы и представления. Развивает наблюдательность, умение сравнивать, выделять характерное в образе, развивать объёмно – пространственное мышление и фантазию.
Работа над композициями из бумаги способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.
Материальное оснащение:
- цветная бумага, картон, салфетки, гофрированная бумага, клей.
Инструменты:
- ножницы; возможно использование зубочисток, трубочек для коктейлей.
Оборудование:
- тканевые салфетки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, пайетки.
Демонстрационный материал:
- художественная литература, ИКТ, образцы изделий, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью бумагопластики.
Технические средства обучения:
- проектор, экран, музыкальный центр.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".
Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...
Занятие по художественной литературе для детей подготовительной группы на тему : "Наши любимые герои из сказок"
Воспитатель зачитывает детям отрывки из сказок, а их задача отгадать автора и главного героя. Занятие проходит ввиде викторины....
Долгосрочный проект о патриотическом воспитании в подготовительной группе по теме " Россия - родина моя"
Конспект к проекту "Россия - родина моя"...
Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»
Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...
Краткосрочный проект по лепке для детей подготовительной группы на тему: «Кот-Воркот»
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила что дети испытывают затруднения в лепке с натуры и по представлению знакомых предметов, особенно животных и человека. Наблюдаются затруднения в работе...
Долгосрочный проект по пластилинографии для детей подготовительной группы на тему: «Пластилиновые фантазии»
Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.Образовательные задачи:- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредство...
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Наши руки не для скуки»
Воспитательные задачи:1. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, гордость за талант простого народа.2. Воспитывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, желание самим создават...