Рабочая программа по ознакомлению с социальным миром
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Иноземцева Наталия Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с социальным миром                                                                  

Возрастная группа: 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

 

Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с социальным миром

                                                                   

Возрастная группа: 5-7 лет

Сведения о разработчиках: 

Иноземцева Наталия Александровна – воспитатель группы КП «Будущий первоклассник»

                                                                                         

р.п. Мордово

2015-2016 уч. г


Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

•        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

•        творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче¬ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•        уважительное отношение к результатам детского творчества;

•        единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Рабочая программа по ознакомлению с социальным миром у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой,  согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
  • СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

Возрастные особенности развития детей 5-7  лет (старший дошкольный возраст)

        Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей.  При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

        

Цель программы: формирование первичных представлении о малой родине и Отечестве, представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлении о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Основные задачи по программе

  • Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
  • Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы.
  • Продолжать расширять представления о людях разных профессий.
  • Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.
  • Расширять представления о родном крае.
  • Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
  • Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
  • Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
  • Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна.
  • Расширять представления о Москве - главном городе, столице России.
  • Расширять знания о государственных праздниках.

Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, через понимание взаимосвязи отношений «человек-природа».

“Художественно-эстетическое развитие”

Использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов социального развития детей.

“Социально-коммуникативное развитие”

Решение задач гражданского воспитания посредством  игры.

“Речевое развитие»

Формирование целостной картины социального мира через чтение художественных  произведений.

Целевые ориентиры

  • Сформированы элементарные знания о специфике школы,  о людях разных профессий.
  • Имеет элементарные представления о родном крае.
  • Знает флаг, герб, имеет представление о гимне России
  • Имеет сформированные  представления о Родине – России, о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна, а Москва - главный город, столица России.
  • Испытывает  интерес к событиям, происходящим в регионе, в котором живем,  стране,  чувство гордости за ее достижения.
  • Знает и называет государственные праздники России.

        Режим реализации программы

Общее количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю

Длительность  организованной образовательной деятельности (занятий)

Форма организации образовательного процесса

17

0,5

до 30 минут

групповая

Педагогическая диагностика

        Реализация программы по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Продолжительность диагностического периода;

Стартовая диагностика:

01.09.2015г – 13.09.2015г

Итоговая диагностика:

16.05.2016г – 31.05.2016г

Тематический план  

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

Права и обязанности дошкольника

1

Сельскохозяйственный  труд людей осенью

1

Кто построил новый дом?

1

Мебельная фабрика

1

Откуда текут молочные реки

1

Служба»01», «02», «03» всегда на страже.

1

Труд взрослых

1

Старинные православные праздники: Рождество и Святки.

1

Знакомьтесь, мой друг - ПК

1

Земля – наш общий дом

1

Наша Армия

1

Сколько славных дел вокруг.

1

Моё Отечество - Россия

1

Что такое рукотворный мир?

1

15.

Космос

1

16.

Хлеб – всему голова

1

17.

О дружбе и друзьях

1

Итого

17


Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с социальным миром

Дата

Организованная  образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

  1. Тема

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

план

факт

3

4

5

6

Права и обязанности дошкольника

Продолжать рассказывать об общественной значимости  детского сада и труда его сотрудников; познакомить с правами и обязанностями детей.

Комплексные

занятия

Подг. группа

Н.В.Лободина Стр. 56

Ситуативная беседа «Как себя вести…»

Сельскохозяйственный  труд людей осенью

Расширять представление о труде сельских жителей, формировать интерес к людям новой профессии – фермер, овощевод, хлебороб, животновод; формировать представление о том, что труд существовал всегда, что его средства и формы изменились в связи с техническим прогрессом; воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей, воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда.

Рассматривание иллюстраций на тему

Кто построил новый дом?

Дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами.

Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова

Стр. 30

Игра «Угадай профессию»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

Ст. группа

Стр. 60

Мебельная фабрика

Закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать  свои оригинальные проекты; закрепить навыки работы со строительным материалом, используя все разнообразие строительных деталей, дать детям возможность придумать рекламу своего изделия.

Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова

Стр. 35

Р/тетрадь дошкольника «Предметы»

Стр. 12-13

Игра «Кто что сделал»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

Ст. группа

Стр. 60

Откуда текут молочные реки

Закрепить знание о пользе домашних животных; прививать интерес к сельскому хозяйству и производству молочной продукции,  воспитывать уважение к труду взрослых

Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова

Стр. 27

Игра «Внимание, ошибка!»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

Ст. группа

Стр. 59

Служба»01», «02», «03» всегда на страже.

Познакомить со службами спасения «01», «02», «03»; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызвать желание помогать людям в беде, вызвать чувство сострадания и ответственности.

Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова

Стр. 27

Загадки по теме

Труд взрослых

Формировать у детей представление  о содержании и структуре труда прачки, о характере  стирального трудового процесса; рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении, воспитывать уважение к людям данной профессии.

Игра «Найди пару»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

Ст. группа

Стр. 57

Старинные православные праздники: Рождество и Святки.

Сформировать у детей  знания и представления о народных праздниках –Рождество и Святки; познакомить с историей возникновения и традициями празднования на Руси, продолжать знакомить с разновидностями русского фольклора, воспитывать у детей чувство патриотизма.

Планирование на каждый день Д-Ф. стр.46

Показ презентации «Рождество в других странах»

Знакомьтесь, мой друг - ПК

Расширить представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве; познакомить с компьютером, его составными частями; активизировать познавательную деятельность.

Комплексные

занятия

Подг. группа

Н.В.Лободина Стр. 232

Беседа «Предметы, облегчающие труд людейна производстве»

Земля – наш общий дом

Продолжать знакомить с понятием «Земля – наш общий дом»; рассказать о том, что на Земле много стран, живут люди разных рас и национальностей; формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность; показать различие культур, особенности быта, обычаев.

Комплексные занятия

Подг. Группа

Н.В. Лободина

Стр. 343

Чтение стихотворения «Земля – наш общий дом».

Планирование на каждый день С-Н. стр.289

Наша Армия родная

Углублять знания о Российской Армии; дать элементарные представления о роде войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной Войны.

Комплексные занятия

Подг. Группа

Н.В. Лободина

Стр. 252

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа Занятие №12

Сюжетное рисование на тему

Сколько славных дел вокруг.

Закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях, специфике деятельности, личностных и профессиональных качествах людей разных профессий. Воспитывать уважение к людям труда.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа

Чтение стихотворения В. Маяковского «А что у вас?»

Моё Отечество - Россия

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. Группа

Занятие №14

Разучивание стихотворение 

 В. Степанова «Флаг России»

Планирование на каждый день С-Н. стр.203 Аппликация «Российский флаг»

Что такое рукотворный мир?

Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить детей группировать предметы по способу использования и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.

Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова

Стр. 84

Д/игра «Волшебный  мешочек»

Космос

Расширять представление детей о космосе; подвести к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на земле; рассказать о Ю.А. Гагарине и других героях космоса, воспитывать уважение к людям данной профессии.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. Группа

Занятие №16

Рисование на тему

Хлеб – всему голова

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова

Стр. 24

Разучивание стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»

О дружбе и друзьях

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним, воспитывать взаимовыручку, сострадание к ближнему.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Ст. группа

Стр. 25

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-самицветик»

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

        Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:

        • системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений;

        • раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции;

        • организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития;

        • наблюдение за динамикой психоречевого развития;

        • сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы;

        • тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ  по  ознакомлению с социальным миром:

Основная цель – формирование познавательных процессов, усвоение и обогащение знаний об обществе; развитие познавательных интересов.

        

Задачи:

  • познакомить с окружающим социальным миром;
  • формировать первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений об отечественных традициях и праздниках;
  • формировать гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, патриотических чувств;
  • формировать элементарных представлений о планете Земля, о многообразии стран и народов мира.

        Для дошкольников с ОВЗ целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, применяя наглядный принцип.  Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне,  применяя разнообразные формы работы с детьми. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников.

План работы с родителями

        Цель: повышение уровня знаний родителей по ознакомлению с социальным миром  детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению  «Ознакомление с социальным миром»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Памятка «Каждый ребенок имеет право…»

Правовое просвещение родителей, информирование об их правах и обязанностях, согласно «Конвенции о  правах ребенка»

Октябрь

Оформление стенда для родителей «Защита прав ребенка и правовое воспитание»

Ноябрь

Выставка совместных творческих работ «Дружат дети на планете»

Проявление творческого потенциала родителей, привлечение к активному сотрудничеству с ДОУ.

Декабрь

«Мое генеалогическое древо»

Январь

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Повышение уровня знаний по патриотическому воспитанию.

Февраль

Праздничное мероприятие «Наша армия сильна»

Становление доверительных отношений между детьми,  родителями, педагогами, объединение их в одну команду...

Март

Фотовыставка «Наш родной поселок»

Объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Апрель

Размещение информации на сайте организации

Обеспечение доступности информации

Май

Экскурсия к военно-мемориальному комплексу.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательную работу по ознакомлению с социальным миром.

Учебно-методическое сопровождение

1.        Дидактические игры.

2.        Дидактические и занимательные материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда

Рабочее пространство

уголок творчества

патриотический уголок

Центры развития

центр книги

Список используемой литературы

  1. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
  2. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
  3. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
  4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  5. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-207 с.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром

программа по окружающему миру для детей с ОВЗ (10-12 лет)...

Рабочая программа "Познание предметного и социального мира и безопасного поведения"

Рабочая программа для подготовительной группы по окружающему миру....

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательна...

Рабочая программа "Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения"

Рабочая программа "Познание предметного мира и социального мира, освоение безопасного поведения"...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе.

Рабочая программа  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе (2021 - 2022 учбный год)....