Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе (6-7 лет) групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_oznakomleniyu_s_okr._mirom_st.gr_.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нартасская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании пед.совета Зам.директора по УВР Директор МБОУ
школы И.С.Казанцева_________ «Нартасская СОШ» Дир №____ от «___»________ В.П.Семенов___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
(старшая и подготовительная к школе группы)
(в рамках программы «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Составил воспитатель:
Семёнова Н.Ю.
2019 – 2020 уч. год.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе (6-7 лет) групп.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы »:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Цель и задачи Программы.
Цель: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества
предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и
результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений
о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что
человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Формы реализации Программы:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации
- викторины, сочинение загадок и сказок
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
-Экспериментальная, исследовательская деятельность.
2. Планируемые результаты освоения Программы детей старшей группы:
- Знать и называть некоторых домашних и диких животных.
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.).
- Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
- Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
- Знать название родного поселка, страны, ее столицу.
- Называть времена года, отмечать их особенности.
- Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Бережно относиться к природе.
Планируемые результаты освоения Программы детей подготовительной к школе группы:
К концу обучения дети должны знать:
- название страны, столицы, флаг, герб России,
- название родного села, города, свой адрес, имя, отчество своих родителей,
- различные профессии,
- традиции россиян, праздники,
- что полезно, что вредно для нашего организма,
- что такое рукотворный мир,
- что витамины укрепляют наш организм,
- что такое время,
- историю родного села.
Уметь:
- общаться со сверстниками и взрослыми,
- отгадывать загадки,
- понимать друг друга, играть и работать дружно,
- обращаться с животными,
- отличать ядовитые грибы и ягоды,
- ухаживать за домашними животными.
Понимать:
- что такое семья, кто является членами семьи,
- зачем нужна фамилия,
- что все профессии нужны и важны,
- необходимо помогать людям в беде,
- отличие города от деревни,
- что человек сам может сберечь своё здоровье.
3.Содержание образовательной работы по ознакомлению с окружающим миром. (Старшая группа)
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы
линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).
Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опёнок.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость. Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, мате-
риалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.
Содержание образовательной работы по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная к школе группа)
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнат-
ных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.)
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, мура-
вьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град,
туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний
месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков
стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.Привлекать к посадке семен овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают
бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени
или на солнце).Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый
долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы,
станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об ис-
тории создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека. Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
4. Тематическое планирование .Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Старшая группа)
№ | Тема | Количествo |
Предметы, облегчающие труд человека в быту. | 1 | |
Во саду ли, в огороде | 1 | |
Моя семья | 1 | |
Экологическая тропа осенью (на улице) | 1 | |
Мои друзья | 1 | |
Берегите животных | 1 | |
Что предмет расскажет о себе | 1 | |
Прогулка по лесу | 1 | |
Детский сад | 1 | |
Осенины | 1 | |
Коллекционер бумаги | 1 | |
Пернатые друзья. | 1 | |
Наряды куклы Тани | 1 | |
Покормим птиц | 1 | |
Игры во дворе | 1 | |
Как животные помогают человеку | 1 | |
В мире металла | 1 | |
В гостях у кастелянши | 1 | |
Зимние явления в природе | 1 | |
Экологическая тропа в здании детского сада | 1 | |
Песня колокольчика | 1 | |
Цветы для мамы | 1 | |
Российская Армия | 1 | |
Экскурсия в зоопарк | 1 | |
Путешествие в прошлое лампочки | 1 | |
Мир комнатных растений | 1 | |
В гостях у художника | 1 | |
Водные ресурсы Земли | 1 | |
Путешествие в прошлое пылесоса | 1 | |
Леса и луга нашей родины | 1 | |
Россия- огромная страна | 1 | |
Весенняя страда | 1 | |
Путешествие в прошлое телефона | 1 | |
Природный материал-песок, глина, камни | 1 | |
Профессия-артист | 1 | |
Солнце, воздух и вода-наши верные друзья Итого: | 1 36 |
5. Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Старшая группа)
Месяц | Темы | Программное содержание |
Сентябрь | Предметы, облегчающие труд человека в быту. | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. О.В.Дыбина |
Во саду ли, в огороде | Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. О.А. Соломенникова | |
Моя семья | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. О.В.Дыбина | |
Экологическая тропа осенью (на улице) | Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. О.А. Соломенникова | |
Октябрь | Мои друзья | Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. О.В.Дыбина |
Берегите животных | Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.О.А. Соломенникова | |
Что предмет расскажет о себе | Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. О.В.Дыбина | |
Прогулка по лесу | Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. О.А. Соломенникова | |
Ноябрь | Детский сад | Показать общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд. О.В.Дыбина |
Осенины | Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. О.А. Соломенникова | |
Коллекционер бумаги | Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. О.В.Дыбина | |
Пернатые друзья. | Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах. О.А. Соломенникова | |
Декабрь | Наряды куклы Тани | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. О.В.Дыбина |
Покормим птиц | Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость. О.А. Соломенникова | |
Игры во дворе | Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»). О.В.Дыбина | |
Как животные помогают человеку | Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. О.А. Соломенникова | |
Январь | В мире металла | Знакомить детей с качествами металла. Учить находить металлические предметы в ближайшем окружении. О.В.Дыбина |
В гостях у кастелянши | Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши, с общественной значимости ее труда. Развивать доброжелательное отношение к ней. О.В.Дыбина | |
Зимние явления в природе | Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. О.А. Соломенникова | |
Экологическая тропа в здании детского сада | Расширять представления об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных.Расширять представления о способах ухода за растениями и животными.О.В.Дыбина | |
Февраль | Песня колокольчика | Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. О.В.Дыбина |
Цветы для мамы | Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений .Сформировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться. О.А. | |
Российская Армия | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. О.В.Дыбина | |
Экскурсия в зоопарк | Расширять представления о многообразии животного мира, о том, что человек-часть природы.Формировать представления, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие) О.А.Соломенникова | |
Март | Путешествие в прошлое лампочки | Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. О.В.Дыбина |
Мир комнатных растений | Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. О.А. Соломенникова | |
В гостях у художника | Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интересы. О.В.Дыбина | |
Водные ресурсы Земли | Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах ,родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. О.А. Соломенникова | |
Апрель | Путешествие в прошлое пылесоса | .Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. О.В.Дыбина |
Леса и луга нашей родины | Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. О.А.Соломенникова | |
Россия- огромная страна | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой — главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. О.В.Дыбина | |
Весенняя страда | Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Развивать любознательность и инициативу. О.А. Соломенникова | |
Май | Путешествие в прошлое телефона | Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. Учить составлять алгоритмы. Развивать логическое мышление, сообразительность. О.В.Дыбина |
Природный материал-песок, глина, камни | Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес. О.А. Соломенникова | |
Профессия- артист | Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий. О.В.Дыбина | |
Солнце, воздух и вода-наши верные друзья | Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы. О.А. Соломенникова |
6. Тематическое планирование .Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Подготовительная группа)
№ | Тема | Количество | |
1. | Предметы-помощники. | ||
2 | Дружная семья. | ||
3. | Дары осени | ||
4. | Почва и подземные обитатели | ||
5. | Удивительные предметы. | ||
6. | Как хорошо у нас в детском саду. | ||
7. | 7октября –Всемирный день животных | ||
8. | Кроет лист золотой влажную землю в лесу… | ||
9. | Путешествие в прошлое книги. | ||
10. | Школа | ||
11. | Птицы нашего края | ||
12. | Наблюдение за животным объектом (на примере морской свинки) | ||
13. | На выставке кожаных изделий. | ||
14. | Путешествие в типографию. | ||
15. | .Растения и животные зимой | ||
16. | Животные водоемов, морей, океанов. | ||
17. | Две вазы. | ||
18. | Библиотека. | ||
19. | День заповедников (10 января) | ||
20. | Прохождение экологической тропы | ||
21. | Прохождение экологической среды. | ||
22. | В мире материалов( викторина). | ||
23. | Наша армия. Защитники Родины. | ||
24. | Огород на окне. | ||
25. | Знатоки. | ||
26. | Мое Отечество-Россия. | ||
27. | Полюбуйся: весна наступает… | ||
28. | 22 марта – Всемирный день водных ресурсов | ||
29. | Путешествие в прошлое счетных устройств. | ||
30. | Космос. | ||
31. | Здравствуйте, цветики-цветочки. | ||
32. | 22 апреля -Международный день Земли. | ||
33 | .Путешествие в мир светофора. | ||
34. | К дедушке на ферму | ||
35. | Животный и растительный мир (диагностическое знания | ||
36. | Мир неживой природы (диагностическое занятие) | ||
Итого: | 36 |
7. Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Подготовительная группа)
Месяц | Тема | Целевые ориентиры | Метод.обеспечение |
сентябрь | 1. Предметы-помощники. | Формировать представления о предметах, облегчающих жизнь чел-ка на произ-ве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.28 |
2.Дружная семья. | Обобщать и систематизировать представления детей о семье(люди,кот. живут вместе, любят друг друга, заботится друг о друге). Расширять представления родовых корнях. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.29 | |
3.Дары осени | Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представления о разнообразном использовании человеком различных плодов. Познакомить с пользой плодов для здоровья человека. Закреплять знания о способах сбора, хранения и приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов. Формировать эстетическое отношение к миру природы. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4. Почва и подземные обитатели | Расширять представления детей о различных видах почвы. Подвести к пониманию того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
октябрь | 1.Удивительные предметы. | Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее( то, что не дала чел-ку природа, он придумал сам) | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.31 |
2.Как хорошо у нас в детском саду. | Расширять и обобщать представления детей об значимости детского сада, о его сотрудниках о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.33 | |
3. (7октября –Всемирный день животных | Расширять представления детей о многообразии животных разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4.Кроет лист золотой влажную землю в лесу… | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
ноябрь | 1.Путешествие в прошлое книги. | Познакомить детей с историей создания и изготовления книги: показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества чел-ка; вызывать интерес к творчеству деят-ти чел-ка: воспитывать бережное отн-е к книгам | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.35 |
2.Школа | Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и лич-ыми качествами учителя. Воспитывать чувство признательности, уважение к труду учителя, интерес к школе. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.36 | |
3 Птицы нашего края | Расширять представления детей о многообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4. Наблюдение за животным объектом (на примере морской свинки) | Расширять представления детей о декоративных животных. Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животным. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
декабрь | 1. На выставке кожаных изделий. | Дать детям понятие о коже как о мат-ле, из которого чел-к делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи, показать связь качества кожи с назначение вещи.. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.39 |
2. Путешествие в типографию. | Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении рез-та. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.40 | |
3.Растения и животные зимой | Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4.Животные водоемов, морей, океанов. | Расширять представления детей о многообразии животных. Живущих в водоемах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
январь | 1.Две вазы. | Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно- следственные связи между назначением. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.42 |
2. Библиотека. | Дать детям представление о библиотеке, о правилах, кот. приняты для читателей, посещ. Библиотеку. Воспитывать бережное отн-е к книгам. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.45 | |
3. День заповедников (10 января) | Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких т исчезающих растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе заповедниках родного края. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4. Прохождение экологической тропы | Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы продуктивных видах деятельности. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
февраль | 1 .Прохождение экологической среды. | Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст).Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» |
2. В мире материалов( викторина). | Закреплять знания детей о раз-ых мат-ах. Воспитывать бережное отн-е к вещам, умение выслушать товарища. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.45 | |
3. Наша армия. Защитники Родины. | Углублять знания о Российской армии. Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах защитников отечества во время Великой Отечественной войны. Формировать умение рассказывать о службе в армии наших отцов, дедушек, братьев: воспитывать стремление быть похожими на них. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.46 | |
4. Огород на окне. | Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способах ухода за ними. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
| |
март | 1. Знатоки. | Закреплять представления о богатстве рукотворного ; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности чел-ка ; раз-ть интерес к познанию окружающего мира. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.47 |
2. Мое Отечество-Россия. | Формировать у детей интерес к получению новых знаний о России; восп-ть чувство принадлежности к опред-ой культуре, уважение к культурам др. народов. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.49 | |
3. Полюбуйся: весна наступает… | Расширять представления детей о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Формировать умение определять погоду с помощью народных примет. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4. 22 марта – Всемирный день водных ресурсов | Расширять представления детей о знании воды в природе. Формировать представление о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытнической деятельности учить самостоятельно получать элементарные знания о природе. Развивать интерес к миру природы. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
апрель | 1. Путешествие в прошлое счетных устройств. | Познакомить детей с историей счетных устройств. С процессом их преобразования чел-ом. Раз-ть ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.51 |
2. Космос. | Расширять представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю.Гагарине и др. героях космоса. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.53 | |
3. Здравствуйте, цветики-цветочки. | Расширять представления детей о многообразии цветущих растений., о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за комнатными и садовыми растениями. Учить видеть красоту цветущих растений и отражать ее в продуктивных видах деятельности. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4. 22 апреля Международный день Земли. | Расширять представления о том, Что Земля- наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны – пустынях. Лесах, степях, горах. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды – чистых воздуха, почвы и воды. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
май | 1. Путешествие в мир светофора. | Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого уст-ва чел-ом. Раз-ть ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.54 |
2 .К дедушке на ферму | Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека- труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.56 | |
3. Животный и растительный мир (диагностическое знания) | Определить уровень знаний детей о характерных особенностях животных и растений. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | |
4. Мир неживой природы (диагностическое занятие) | Определять уровень знаний детей о характерных особенностях неживой природы. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» |
8. Список литературы:
1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2.Соломенникова.О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.-М.-МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2014.-112с.
3.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.-М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.
4. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.
5. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Бытовые электроприборы» в подготовительной к школе группе.
Учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Воздух и его свойства" в подготовительной к школе группе.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятелбности в подготовительной группе...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Дикие животные зимой»
Цель:расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Задачи: Образовательные: соотносить внешние особен...