Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
программа по окружающему миру для детей с ОВЗ (10-12 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа содержит темы занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с ограниченными возможностями. Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Занятия направлены на развитие личности ребенка в целом ( умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в коррекции отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.
2.1.Направленность образовательной программы социально – педагогическая.
2.2.Новизна программы
Актуальность прогнозирование программы состоит в том, что такая программа позволит максимально помочь детям с ограниченными возможностями освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же расширить кругозор, познакомить с разновидностями растительного и животного мира, создать условия для формирования любви к природе, родному краю. Формы работы подобраны таким образом, чтобы воспитателю было несложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для ребенка видам деятельности: игре, общению с взрослыми, сверстниками, беседе, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию и т.д. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие.
Занятия построены согласно временам года.
Занятия состоят из трех частей:
1часть — беседа ( рассказ, наблюдение, экскурсия);
2 часть — ролевые, дидактические и развивающие игры;
3 часть — практическая деятельность.
Каждое занятие в данной программе по своей структуре делится на две части. В первой части занятия происходит теоретическое ознакомление с запланированными темами и повторение изученного ранее материала с использованием многочисленного наглядного материала — открыток, плакатов, слайдов, загадок, кроссвордов.
Вторая часть — практическая. Дети правильно учатся общаться с природой и заботиться о ней, получают практический опыт ухода за растительным и животным мира.
Цель программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.
Задачи:
- формирование у детей представления о разнообразии и классификации живой природы;
- формирование умения «видеть» и «слышать» природу, наблюдать за растениями и животными;
- корректирование памяти, внимания, наблюдательности, способности замечать красоту природы и восхищаться ею;
- способствование формированию у детей умения ставить задачи, делать выводы, анализировать свои наблюдения;
- развитие коммуникативных качеств ребенка;
- способствование формированию у детей дисциплинированности, терпения, аккуратности, любви к природе.
Методы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, приемы ТРИЗ, ролевые и развивающие игры, занятия — путешествия.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты.
Знать:
- иметь представление о разнообразии и классификации объектов живой природы;
- знать об охраняемых животных и растений Ставропольского края;
- правила поведения в природе;
- правила содержания животных в уголке живой природы;
- круговорот воды в природе;
- сезонные изменение в природе.
Уметь:
- назвать отличительные черты диких и домашних животных;
- отличительные черты живой и неживой природы;
- определить по лиственной пластине: хвойные и лиственные деревья,
- перечислить признаки времен года;
- ухаживать за обитателями комнаты природы.
Календарно — тематический план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | теория практика | ||||||
I | ОСЕНЬ | 25 | 13 | 12 | |||||
1 | Лето | 2 | 2 | - | |||||
2 | Что такое природа? Живая и неживая природа. | 4 | 2 | 2 | |||||
3 | Начало осени | 2 | 1 | 1 | |||||
4 | Растительный мир осенью цветы, деревья, кустарники | 4 | 2 | 2 | |||||
5 | Какие бывают насекомые | 3 | 2 | 1 | |||||
6 | Аквариум | 2 | 1 | 1 | |||||
7 | Середина осени | 2 | 1 | 1 | |||||
8 | Обитатели нашего живого уголка | 3 | 2 | 1 | |||||
9 | Планета земля в опасности | 2 | 2 | - | |||||
10 | Овощи, фрукты, ягоды | 4 | 2 | 2 | |||||
11 | Грибы | 2 | 2 | - | |||||
12 | Лекарственные растения средства оздоровления организма человека | 3 | 2 | 1 | |||||
13 | Что такое погода? | 2 | 1 | 1 | |||||
14 | Будь природе другом | 2 | 1 | 1 | |||||
15 | Поздняя осень | 2 | 1 | 1 | |||||
16 | Домашние птицы | 2 | 1 | 1 | |||||
17 | Виды транспорта | 2 | 1 | 1 | |||||
18 | Наш детский дом | 2 | 1 | 1 | |||||
19 | Цвет предмета | 2 | 1 | 1 | |||||
20 | Обобщающее занятие «Осень» | 1 | - | 1 | |||||
II | ЗИМА | 25 | 13 | 12 | |||||
1 | В гости к зиме | 3 | 2 | 1 | |||||
2 | Невидимые нити в зимнем лесу | 2 | 1 | 1 | |||||
3 | Дуб и сосна | 2 | 2 | - | |||||
4 | Как звери проводят зиму в лесу? | 2 | 1 | 1 | |||||
5 | Хищные животные | 2 | 2 | - | |||||
6 | Кто главный в лесу? | 2 | 2 | - | |||||
7 | Дикие и домашние животные | 3 | 2 | 1 | |||||
8 | Зимующие птицы | 3 | 2 | 1 | |||||
9 | Природа и человек | 2 | 1 | 1 | |||||
10 | Экскурсия в зимний парк | 2 | 1 | 1 | |||||
11 | Вода в природе. Простейшие свойства воды | 3 | 2 | 1 | |||||
12 | Февраль последний месяц зимы. Изменение в природе поздней зимой | 3 | 2 | 1 | |||||
13 | Наблюдение за кошкой и собакой | 3 | 2 | 1 |
14 | Одежда, обувь | 3 | 2 | 1 | |
15 | День защитника Отечества | 2 | 1 | 1 | |
16 | Международный женский день | 2 | 1 | 1 | |
17 | Игрушки | 2 | 1 | 1 | |
18 | Головные уборы | 2 | 1 | 1 | |
19 | Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?» | 1 | 1 | - |
III | ВЕСНА | 22 | 11 | 11 | ||||
1 | Март первый весенний месяц | 2 | 1 | 1 | ||||
2 | Возвращение перелетных птиц | 3 | 2 | 1 | ||||
3 | Дикие животные в весенний период | 2 | 2 | - | ||||
4 | Экскурсия в весенний парк | 2 | 1 | 1 | ||||
5 | Кто живет в воде? Что растет в воде? | 3 | 2 | 1 | ||||
6 | Уход за комнатными растениями | 2 | 1 | 1 | ||||
7 | Красная книга — сигнал опасности | 2 | 1 | 1 | ||||
8 | Солнце — большая звезда | 2 | 2 | - | ||||
9 | Знакомства со свойствами воздуха | 2 | 1 | 1 | ||||
10 | Мой край родной — заповедные места Ставрополья | 2 | 1 | 1 | ||||
11 | Путешествие по планете | 3 | 2 | 1 | ||||
12 | Впереди лето | 3 | 2 | 1 | ||||
13 | Москва – столица России | 2 | 1 | 1 | ||||
14 | Величина предмета | 2 | 1 | 1 | ||||
15 | Мебель | 2 | 1 | 1 | ||||
16 | Столовая и кухонная посуда | 3 | 2 | 1 | ||||
17 | День Победы | 2 | 1 | 1 | ||||
18 | Итоговое занятие: «Наш общий дом» | 1 | 1 | - |
Тематическое планирование занятий
№ | Раздел или тема программы | Форма проведения занятия | Методы и приемы коррекционно-развивающего процесса | Оборудова-ние | Литература | |
I | ОСЕНЬ | |||||
1 | Лето | Познаватель- ная игра | Игра, беседа | Дидактические карточки, раздаточный материал | №1, №2 | |
2 | Что такое природа? Живая и неживая природа | Беседа, экскурсия | Видеоматериалы, наблюдение | Наглядное пособие, фотографии животных, объекты живой и неживой природы | №1, №8 | |
3 | Начало осени | Беседа | Наблюдение | Природный материал, иллюстрации | №17, №19 | |
4 | Растительный мир осенью | Беседа, экскурсия | Наблюдение, объяснительно-иллюстративный метод | Наглядное пособие, дидактические карточки | №1, №5 | |
5 | Какие бывают насекомые | Экскурсия, ролевая игра | Опытно-эксперименталь- ный, поисковый метод | Карточки с насекомыми | №11,№8 | |
6 | Аквариум | Рассказ-беседа | Поисковый, ТРИЗ (решение проблемных ситуаций) | Изображение рыб, аквари-ума, чешуйки рыбы | №9, №12 | |
7 | Середина осени | Рассказ - беседа, экскурсия | Исследование | Картинки с изображением животных и растений | №8, №17 | |
8 | Обитатели нашего живого уголка | Беседа, игра | Исследование, наблюдение и уход за животными | Обитатели живого уголка | №4, №9 | |
9 | Планета земля в опасности | Развивающая игра | ТРИЗ решение проблемных ситуаций | Глобус, наглядное пособие | №12, №4 | |
10 | Овощи, фрукты, ягоды | Игра-путешествие, беседа | Объяснительно-иллюстративный метод | Карточки, раздаточный материал | №7, №20 | |
11 | Грибы | Беседа | Наблюдение | Муляжи | №20 | |
12 | Лекарственные растения | Рассказ - беседа | Экскурсия, викторина | Карточки с лекарственными растениями | №13, №20 | |
13 | Что такое погода? | Познаватель- ная игра, календарь погоды | Наблюдение | Карточки с сезонными явлениями | №3, №4 | |
14 | Будь природе другом | Занятие-путешествие | ТРИЗ решение проблемных ситуаций | Рисунки о природе | №13, №8 | |
15 | Поздняя осень | Ролевая игра | Наблюдение | Карточки с явлениями природы | №8, №17 | |
16 | Домашние животные | Беседа | Викторина | Плакаты домашних животных | №3, №5, №13 | |
17 | Виды транспорта | Рассказ-беседа | Экскурсия | Наглядное пособие | №12, №20 | |
18 | Наш детский дом | Занятие-путешествие | Экскурсия | Шары, поделки | ||
19 | Цвет предмета | Беседа | Викторина, игра | Дидактические карты | №17, №23 | |
20 | Обобщающее занятие «Осень» | Беседа-рассуждение | Викторина | Плакаты растений | №3, №5,№13 |
II | ЗИМА | ||||||
1 | В гости к зиме | Рассказ - беседа | Наблюдение, дидактическая игра | Наглядное пособие | №13, №19 | ||
2 | Невидимые нити в зимнем лесу |
| Наблюдение | Картинки с изображением леса | №6, №16 | ||
3 | Дуб и сосна | Исследование | ТРИЗ решение проблемных ситуаций | Дидактические карточки | №13, №8 | ||
4 | Как звери проводят зиму в лесу? | Рассказ-беседа | Объяснительно-иллюстративный метод | Изображе-ние животных | №13, №18 | ||
5 | Хищные животные | Беседа | Объяснительно-иллюстративный метод | Плакат диких животных | №6, №18 | ||
6 | Кто главный в лесу? | Рассказ-беседа | Викторина | Наглядное пособие | №8, №12 | ||
7 | Дикие и домашние животные | Беседа | Наблюдение | Изображе-ние зверей | №6, №18 | ||
8 | Зимующие птицы | Экскурсия | Наблюдение | Картинки с изображением птиц | №13, №16 | ||
9 | Природа и человек | Беседа-рассуждение | ТРИЗ решение проблемных ситуаций | Иллюстра-ции | №3, №13 | ||
10 | Экскурсия в зимний парк | Экскурсия | Наблюдение | Природный материал | |||
11 | Вода в приро- де. Свойства воды | Опытно-эксперимен- тальная | Исследование | Вода, лед, снег | №10 | ||
12 | Февраль последний месяц зимы | Беседа | Викторина, игра | Иллюстра-ции | №17 | ||
13 | Наблюдение за кошкой и собакой | Беседа | Наблюдение | Картинки | №4, №7 | ||
14 | Одежда, обувь | Беседа-рассуждение | Игры, викторина | Тестовые бланки | №8, №19 | ||
15 | День защитника отечества | Беседа | ТРИЗ решение проблемных ситуаций | Видеомате-риал | №17, №21 | ||
16 | Международный женский день | Беседа | Викторина | Рисунки | №17, №8 | ||
17 | Игрушки | Ролевая игра | Викторина | Демонстрационный материал | №22, №23 | ||
18 | Головные уборы | Рассказ-беседа | Дидактическая игра | Наглядное пособие | №17 | ||
19 | Обобщающее занятие «Как узнать зиму?» | Беседа-рассуждение | ТРИЗ, викторина | Иллюстра-ции о зиме | №8, №19 |
III | ВЕСНА | |||||
1 | Март первый весенний месяц | Рассказ - беседа | Наблюдение | Природный материал | №13, №21 | |
2 | Возвращение перелетных птиц | Экскурсия | Наблюдение | Карточки с изображе- нием птиц | №7, №10 | |
3 | Дикие животные в весенний период | Беседа | Игра, викторина | Плакаты, карточки | №20, №23 | |
4 | Экскурсия в весенний парк | Экскурсия | Наблюдение | Природный материал | №2, №20 | |
5 | Кто живет в воде? Что растет в воде? | Опытно-эксперимен- тальная | Исследование | Наглядное пособие | №9, №22 | |
6 | Уход за комнатными растениями | Опытно — эксперимен- тальная | Наблюдение, исследование | Карточки с комнатными растениями | №5, №13 | |
7 | Красная книга-сигнал опасности | Беседа | Объяснительно-иллюстративный | Красная книга | №21 | |
8 | Солнце — большая звезда | Рассказ - беседа | Наблюдение | Краски, альбом, кисточки | №21, №24 | |
9 | Знакомство со свойствами воздуха | Опытно — эксперимен- тальная | Исследование | Воздушные шарики, мяч | №15, №23 | |
10 | Мой край родной. Заповедные места Ставрополья | Беседа | Объяснительно-иллюстрацион- ный | Видео изображения | №25 | |
11 | Путешествие по планете | Экскурсия | Игра, викторина | Фотографии | №2, №22 | |
12 | Впереди лето | Экскурсия | Игры | Мячи, кегли | №23 | |
13 | Москва-столица России | Беседа | Игра «Поле чудес» | Наглядное пособие | ||
14 | Величина предмета | Познавательная игра | Игра, беседа | Раздаточный материал | №17, №20 | |
15 | Мебель | Беседа | Словесная игра | Демонстрационный материал | №18 | |
16 | Столовая и кухонная посуда | Беседа-рассуждение | Экскурсия | Наглядное пособие | №26 | |
17 | День Победы | Беседа | ТРИЗ, экскурсия | Видеомате-риал | №26 | |
18 | Итоговое занятие «Наш общий дом» | Познавательные игры | Дидактические, спортивные, словесные игры | Спортивный инвентарь | Журнал «Дошко-льное образова-ние |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательна...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе.
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе (2021 - 2022 учбный год)....
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе...
Авторская образовательная программа по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг меня»
Программа «Мир вокруг меня» предназначена для дополнительного образования в детском саду для детей от 4 до 7 лет. Данная программа разработана в соответствии с федеральными государственным...