Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Кияница Елена Александровна

программа по окружающему миру для детей с ОВЗ (10-12 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа содержит темы занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с ограниченными возможностями. Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Занятия направлены на развитие личности ребенка в целом ( умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в коррекции отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической  деятельности воспитателя и детей. Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

2.1.Направленность образовательной программы социально – педагогическая.

2.2.Новизна программы

Актуальность прогнозирование  программы состоит в том, что такая программа позволит максимально помочь детям с ограниченными возможностями освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же  расширить  кругозор, познакомить  с разновидностями растительного и животного мира, создать  условия для формирования любви к природе, родному краю. Формы работы подобраны таким образом, чтобы воспитателю было несложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для ребенка видам деятельности: игре, общению с взрослыми, сверстниками, беседе, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию и т.д. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие.

Занятия построены согласно временам года.

Занятия состоят из трех частей:

1часть — беседа ( рассказ, наблюдение, экскурсия);

2 часть — ролевые, дидактические и развивающие игры;

3 часть — практическая деятельность.

Каждое занятие в данной программе по своей структуре делится на две части. В первой части занятия происходит теоретическое ознакомление с запланированными темами и повторение изученного ранее материала с использованием многочисленного наглядного материала — открыток, плакатов, слайдов, загадок, кроссвордов.

Вторая часть — практическая. Дети правильно учатся общаться с природой и заботиться о ней,  получают практический опыт ухода за растительным и животным мира.

Цель программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.

Задачи:

  • формирование у детей представления о разнообразии и классификации живой природы;
  • формирование умения «видеть» и «слышать» природу, наблюдать за растениями и животными;
  • корректирование памяти, внимания, наблюдательности, способности замечать красоту природы и восхищаться ею;
  • способствование формированию у детей умения ставить задачи, делать выводы, анализировать свои наблюдения;
  • развитие коммуникативных качеств ребенка;
  • способствование формированию у детей дисциплинированности, терпения, аккуратности, любви к природе.

Методы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, приемы ТРИЗ, ролевые и  развивающие игры, занятия — путешествия.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты.

Знать:

  • иметь представление о разнообразии и классификации объектов живой природы;
  • знать об охраняемых животных и растений Ставропольского края;
  • правила поведения в природе;
  • правила содержания животных в уголке живой природы;
  • круговорот воды в природе;
  • сезонные изменение в природе.

Уметь:

  • назвать отличительные черты диких и домашних животных;
  • отличительные черты живой и неживой природы;
  • определить по лиственной пластине: хвойные и лиственные деревья,
  • перечислить признаки времен года;
  • ухаживать за обитателями комнаты природы.

Календарно — тематический план

Название раздела, темы

Кол-во часов

    теория            практика                    

I

ОСЕНЬ

25

13

12

1

Лето

2

2

-

2

Что такое природа? Живая и неживая природа.

4

2

2

3

Начало осени

2

1

1

4

Растительный мир осенью  цветы, деревья, кустарники

4

2

2

5

Какие бывают насекомые

3

2

1

6

Аквариум

2

1

1

7

Середина осени

2

1

1

8

Обитатели нашего живого уголка

3

2

1

9

Планета земля в опасности

2

2

-

10

Овощи, фрукты, ягоды

4

2

2

11

Грибы

2

2

-

12

Лекарственные растения средства оздоровления организма человека

3

2

1

13

Что такое погода?

2

1

1

14

Будь природе другом

2

1

1

15

Поздняя осень

2

1

1

16

Домашние птицы

2

1

1

17

Виды транспорта

2

1

1

18

Наш детский дом

2

1

1

19

Цвет предмета

2

1

1

20

Обобщающее занятие «Осень»

1

-

1

II

ЗИМА

25

13

12

1

В гости к зиме

3

2

1

2

Невидимые нити в зимнем лесу

2

1

1

3

Дуб и сосна

2

2

-

4

Как звери  проводят зиму в лесу?

2

1

1

5

Хищные животные

2

2

-

6

Кто главный в лесу?

2

2

-

7

Дикие и домашние животные

3

2

1

8

Зимующие птицы

3

2

1

9

Природа и человек

2

1

1

10

Экскурсия в зимний парк

2

1

1

11

Вода в природе. Простейшие свойства воды

3

2

1

12

Февраль последний месяц зимы. Изменение в природе поздней зимой

3

2

1

13

Наблюдение за кошкой и собакой

3

2

1

14

Одежда, обувь

3

2

1

15

День защитника Отечества

2

1

1

16

Международный женский день

2

1

1

17

Игрушки

2

1

1

18

Головные уборы

2

1

1

19

Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?»

1

1

-

III

ВЕСНА

22

11

11

1

Март первый весенний месяц

2

1

1

2

Возвращение перелетных птиц

3

2

1

3

Дикие животные в весенний период

2

2

-

4

Экскурсия в весенний парк

2

1

1

5

Кто живет в воде? Что растет в воде?

3

2

1

6

Уход за комнатными растениями

2

1

1

7

Красная книга — сигнал опасности

2

1

1

8

Солнце — большая звезда

2

2

-

9

Знакомства со  свойствами воздуха

2

1

1

10

Мой край родной — заповедные места Ставрополья

2

1

1

11

Путешествие по планете

3

2

1

12

Впереди лето

3

2

1

13

Москва – столица России

2

1

1

14

Величина предмета

2

1

1

15

Мебель

2

1

1

16

Столовая и кухонная посуда

3

2

1

17

День Победы

2

1

1

18

Итоговое занятие: «Наш общий дом»

1

1

-

Тематическое планирование занятий

Раздел или тема программы

Форма проведения занятия

Методы и приемы коррекционно-развивающего процесса

Оборудова-ние

Литература

I

ОСЕНЬ

1

Лето

 Познаватель-

ная  игра

Игра, беседа

Дидактические карточки, раздаточный материал

№1, №2

2

Что такое природа? Живая и неживая природа

  Беседа, экскурсия

Видеоматериалы, наблюдение

Наглядное пособие, фотографии животных, объекты живой и неживой природы

№1, №8

3

Начало осени

Беседа

Наблюдение

Природный материал, иллюстрации

№17, №19

4

Растительный мир осенью

Беседа, экскурсия

Наблюдение, объяснительно-иллюстративный метод

Наглядное пособие, дидактические карточки

№1, №5

5

Какие бывают насекомые

Экскурсия, ролевая игра

Опытно-эксперименталь-

ный, поисковый метод

Карточки с насекомыми

№11,№8

6

Аквариум

Рассказ-беседа

Поисковый, ТРИЗ (решение проблемных ситуаций)

Изображение рыб, аквари-ума, чешуйки рыбы

№9, №12

7

Середина осени

Рассказ - беседа, экскурсия

Исследование

Картинки с изображением животных и растений

№8, №17

8

Обитатели нашего живого уголка

Беседа, игра

Исследование, наблюдение и уход за животными

Обитатели живого уголка

№4, №9

9

Планета земля в опасности

Развивающая игра

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Глобус, наглядное пособие

№12, №4

10

Овощи, фрукты, ягоды

Игра-путешествие, беседа

Объяснительно-иллюстративный

метод

Карточки, раздаточный материал

№7, №20

11

Грибы

Беседа

Наблюдение

Муляжи

№20

12

Лекарственные растения

Рассказ - беседа

Экскурсия, викторина

Карточки с лекарственными растениями

№13, №20

13

Что такое погода?

Познаватель-

ная игра, календарь погоды

Наблюдение

Карточки с сезонными явлениями

№3, №4

14

Будь природе другом

Занятие-путешествие

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Рисунки о природе

№13, №8

15

Поздняя осень

Ролевая игра

Наблюдение

Карточки с явлениями природы

№8, №17

16

Домашние животные

Беседа

Викторина

Плакаты домашних животных

№3, №5, №13

17

Виды транспорта

Рассказ-беседа

Экскурсия

Наглядное пособие

№12, №20

18

Наш детский дом

Занятие-путешествие

Экскурсия

Шары, поделки

19

Цвет предмета

Беседа

Викторина, игра

Дидактические карты

№17, №23

20

Обобщающее занятие «Осень»

Беседа-рассуждение

Викторина

Плакаты растений

№3, №5,№13

II

ЗИМА

1

В гости к зиме

Рассказ - беседа

Наблюдение, дидактическая игра

Наглядное пособие

№13, №19

2

Невидимые нити в зимнем лесу


Беседа

Наблюдение

Картинки с изображением леса

№6, №16

3

Дуб и сосна

Исследование

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки

№13, №8

4

Как звери проводят зиму в лесу?

Рассказ-беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

Изображе-ние животных

№13, №18

5

Хищные животные

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

Плакат диких животных

№6, №18

6

Кто главный в лесу?

Рассказ-беседа

Викторина

Наглядное пособие

№8, №12

7

Дикие и домашние животные

Беседа

Наблюдение

Изображе-ние зверей

№6, №18

8

Зимующие птицы

Экскурсия

Наблюдение

Картинки с изображением птиц

№13, №16

9

Природа и человек

Беседа-рассуждение

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Иллюстра-ции

№3, №13

10

Экскурсия в зимний парк

Экскурсия

Наблюдение

Природный материал

11

Вода в приро-

де. Свойства воды

Опытно-эксперимен-

тальная

Исследование

Вода, лед, снег

№10

12

Февраль последний месяц зимы

Беседа

Викторина, игра

Иллюстра-ции

№17

13

Наблюдение за кошкой и собакой

Беседа

Наблюдение

Картинки

№4, №7

14

Одежда, обувь

Беседа-рассуждение

Игры, викторина

Тестовые бланки

№8, №19

15

День защитника отечества

Беседа

ТРИЗ решение проблемных ситуаций

Видеомате-риал

№17, №21

16

Международный женский день

Беседа

Викторина

Рисунки

№17, №8

17

Игрушки

Ролевая игра

Викторина

Демонстрационный материал

№22, №23

18

Головные уборы

Рассказ-беседа

Дидактическая игра

Наглядное пособие

№17

19

Обобщающее занятие «Как узнать зиму?»

Беседа-рассуждение

ТРИЗ, викторина

Иллюстра-ции о зиме

№8, №19

III

ВЕСНА

1

Март первый весенний месяц

Рассказ - беседа

Наблюдение

Природный материал

№13, №21

2

Возвращение перелетных птиц

Экскурсия

Наблюдение

Карточки с изображе-

нием птиц

№7, №10

3

Дикие животные в весенний период

Беседа

Игра, викторина

Плакаты, карточки

№20, №23

4

Экскурсия в весенний парк

Экскурсия

Наблюдение

Природный материал

№2, №20

5

Кто живет в воде? Что растет в воде?

Опытно-эксперимен-

тальная

Исследование

Наглядное пособие

№9, №22

6

Уход за комнатными растениями

Опытно — эксперимен-

тальная

Наблюдение, исследование

Карточки с комнатными растениями

№5, №13

7

Красная книга-сигнал опасности

Беседа

Объяснительно-иллюстративный

Красная книга

№21

8

Солнце — большая звезда

Рассказ - беседа

Наблюдение

Краски, альбом, кисточки

№21, №24

9

Знакомство со свойствами воздуха

Опытно — эксперимен-

тальная

Исследование

Воздушные шарики, мяч

№15, №23

10

Мой край родной. Заповедные места Ставрополья

Беседа

Объяснительно-иллюстрацион-

ный

Видео изображения

№25

11

Путешествие по планете

Экскурсия

Игра, викторина

Фотографии

№2, №22

12

Впереди лето

Экскурсия

Игры

Мячи, кегли

№23

13

Москва-столица России

Беседа

Игра «Поле чудес»

Наглядное пособие

14

Величина предмета

Познавательная игра

Игра, беседа

Раздаточный материал

№17, №20

15

Мебель

Беседа

Словесная игра

Демонстрационный материал

№18

16

Столовая и кухонная посуда

Беседа-рассуждение

Экскурсия

Наглядное пособие

№26

17

День Победы

Беседа

ТРИЗ, экскурсия

Видеомате-риал

№26

18

Итоговое занятие «Наш общий дом»

Познавательные игры

Дидактические, спортивные, словесные игры

Спортивный инвентарь

Журнал «Дошко-льное образова-ние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательна...

Рабочая программа дополнительного образования «Безопасность окружающего мира»

Рабочая программа дополнительного образования «Безопасность окружающего мира» для детей 4-5 лет...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе.

Рабочая программа  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе (2021 - 2022 учбный год)....

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе...