Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе (2021 - 2022 учбный год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_oznakomlenie_s_okruzhayushchim_podg_2021-22.docx | 108.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7«Журавушка»
г. Ртищево Саратовской области»
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Заведующая МДОУ №7
МДОУ №7 ________О.В.Москвичёва
Протокол №1
«30» августа 2021г. Приказ № ___ от «__»__20__г.
Рабочая учебная программа
Познавательное развитие
2021 - 2022 учебный год
Составлена на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
под редакцией Нищевой Н.В.
Санкт – Петербург, 2018г.
воспитатели: Бобина Т.Ю., Иванова О.А.
Пояснительная записка
Актуальность.
Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания об окружающем мире. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвета, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, космосе.
Образовательная деятельность по познавательному развитию осуществляется с учётом интегративного подхода.
Цели программы:
Цель:
Развитие у воспитанников познавательно – исследовательской деятельности; приобщение к социокультурным ценностям; формирование элементарных математических представлений; ознакомление детей с миром природы.
Задачи:
1)Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
2) Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов .
3) Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
4) Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.
5) Расширять представления детей о профессиях.
6). Формировать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру.
Календарно тематическое планирование
разделы Ознакомление с окружающим,
познавательное развитие.
доминирующая область Познавательное развитие
подготовительная к школе группа
группа
Количество занятий___________72_____________
всего в год
в неделю _______________2__________________
Плановых занятий______72_____ тестов _____6_____
Составлена на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
под редакцией Нищевой Н.В.
Санкт – Петербург, 2018г.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема, цель | Содержание ООД, пути достижения цели | количество занятий в неделю | Форма организации ООД, продолжительность | Предметно – пространственная развивающая среда | Дата проведения | Вид контроля |
1. | Ознакомление с окружающим. Диагностика. Цель. Определение уровня развития детей.
| 1. Предметный мир. Классификация, свойства материалов. 2. Деревья, растения. 3. Транспорт. 4.Труд взрослых. Профессии, рабочие инструменты. 5.Времена года. 6.Семья. | 1 | Фронтальная | Диагностический материал. | 08.09 | Тест № 1 |
2. | Лексическая тема «Мой любимый город». Диагностика. Цель. Определение уровня развития детей. | 1. Неживая природа. Взаимосвязи в природе. 2. Животные, птицы 3. Насекомые. 4. Страна. 5. Явления общественной жизни. 6. Знание правил личной безопасности. | 1 | Фронтальная | Диагностический материал. | 15.09 | Тест №2 |
4 | Лексическая тема «Осень признаки осени. деревья осенью». В осеннем парке. Цель. Сформировать представления о состоянии растений осенью, знаний о плодах и семенах конкретных деревьев и кустарников, показать приспособление семян к распространению. устанавливать взаимосвязи в природе. | 1. Сравнение летнего и осеннего парка «Что изменилось?» 2. «Что мы знаем о деревьях?» (время листопада, форма кроны, особенности веток, расположения почек, их форма и размеры, семена, форма и окраска листьев) 3. Рассматривание крылатки клена. – Почему семена клена называют крылатками? Сравнение семян клена и ясеня. 4. Игра «Кто больше запомнит?» (Ориентировка на плоскости, активизация названий деревьев, семян) 5. Игротренинг «Как почувствовать осень?» (запахи осени, ощущение ветра и т.д.) 6. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Карточки с изображением крон деревьев, листья, семена деревьев. | 22.09 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
5 | Лексическая тема «Овощи. Фрукты». Цель. Расширять представления детей об овощах и фруктах; называть их характерные признаки, полезные свойства; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода; упражнять в составлении рецептов овощных блюд, ; воспитывать чувство уважения к труду овощеводов. | 1.Игра «Вкусные рассказы». (Составление рецептов овощных блюд) 2. Проблемная ситуация: «Найти, где растут овощи и доставить их на кухню». 3. «Путешествие» в огород. Описание, свойства овощей, полезные свойства. 4. Рассматривание долек овощей под лупой. Строение овощей. 5. Опыт. Посадка луковиц. 6. «О труде овощеводов.» 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Наборы фруктов и овощей, фотографии огорода, слайды с изображением овощных и фруктовых блюд, увеличительные стекла. | 29.09 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
6 | Лексическая тема «Грибы. ягоды». Цель. Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; расширять представления о лесных грибах и ягодах, рассказывать об особенностях их внешнего вида и местах произростания, учить быть осторожными с неизвестными объектами. | 1.Игра-мотивация «Что в корзинке?» 2. Проблемная ситуация «Помочь Лесовичку заполнить корзины съедобными грибами и ягодами» 3. «Прогулка в лесу». – «Почему говорят, что лес – наше богатство?» 4. Игра «Соберем грибы» (названия, описание, классификация). 5. «Собираем ягоды». 6. «Чем опасны незнакомые грибы и ягоды?» 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Муляжи съедобных и несъедобных грибов, картинки с изображением ягод, коллаж «лес». | 06.10 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
7 | Лексическая тема «Перелетные, водоплавающие птицы». Цель: Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, о перелетных водоплавающих птицах; их характерных особенностях; упражнять в составлении описательных рассказов по плану-схеме; упражнять в словообразовании, развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе; воспитывать бережное отношения к объектам живой природы. | 1. Почему птицы бывают зимующими и перелетными? каких птиц называют перелетными? 2. Игровое упражнение «Узнай птицу по описанию». 3. Куда улетают перелетные птицы. Работа с картой. 4. Игровое упражнение «Назови одним словом» (длинная шея – длинношеий). 5. Игра «Журавли и ласточки». 6. Игра «Чье гнездо». 7. «Каких птиц называют водоплавающими». 8. Конструирование «Журавль». 9. Итог. | 1 | Фронтальное. | Карточки с изображением перелетных птиц, наборы геометрических фигур, карта. | 13.10 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
8 | Лексическая тема. «Домашние птицы». Цель. уточнять и расширять представления детей о домашних птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. | 1. Загадки о домашних птицах. Характерные признаки птиц. 2. Игровое упражнение «Сосчитай птиц». 3. Сравнение утки и курицы, гуся и утки. Определение «Водоплавающие птицы». Строение птиц. 4. Исследовательская деятельность: «Почему гусь из воды сухой выходит?» Рассматривание перьев водоплавающих птиц. 5. Уход людей за домашними птицами, продукты питания. 6. Итог. | 1 | фронтальное | Картинки с изображением домашних птиц, слайды с изображением птицеферм, перья курицы, гуся. | 20.10 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
9 | Лексическая тема «Домашние животные». Цель. Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека; формировать представления о профессии животновода, активизировать в речи детей названия детенышей животных. | 1. Дидактическая игра «Рассели животных по их домам». 2. Встреча с царевной Несмеяной. Проблема: найти для нее вкусные продукты, теплую одежду. 3. Путешествие на сельский двор. Домашние животные села. 4. «Поможем животноводам». 5. Игра «Травоядные. Хищники». 6. «Кто из животных какую пользу приносит». 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Игрушки -домашние животные, макет скотного двора, картинки с изображением продуктов, одежды, обуви. | 27.10 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
10 | Лексическая тема «Дикие животные». Цель. Расширять представлений детей об образе жизни лесных зверей осенью; побуждать рассказывать о характерных особенностях диких животных, о том, как дикие животные приспосабливаются к жизни в лесу; учить классифицировать по признаку: травоядные, хищники, развивать связную речь, умение рассуждать, сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, внимательность, любовь к природе. | 1.Ировое упражнение «Расселим диких животных в лесу». 2.Работа с календарем. Проблемная ситуация: как диким животным пережить холодную зиму? 3.Путешествие в лес. А) Кто делает запасы осенью? Б) Почему заяц меняет серую шубку на белую? В) Животные – хищники. Г) «Животные – сони». Д) «Для кого лесник оставил сено?» 4. Игра «Травоядные – хищники». 5. Итог. | 1 | фронтальное | Силуэты диких животных, коллаж «Лес», слайды – дикие животные | 03.11 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
11 | Лексическая тема «Человек. части тела». Если хочешь быть здоров! Цель. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники; формировать представления об устройстве и функционировании человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим. | 1. Игра «Что для чего нужно?». 2. Проблема «Как сохранить наше здоровье». 3.Игра «Поликлиника». 4. Работа в парах «Кто из детей ведет себя неправильно?» 5. Физкультура для здоровья. 5. Итог. | 1 | фронтальное, интегрированное | Карточки с изображением предметов гигиены, медицинских инструментов, атрибуты к игре «Поликлиника», сюжетные картинки. | 10.11 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
12 | Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы». Цель. Обогащать представления о названии, назначении головных уборов и обуви; формировать представление о видах одежды и обуви соответственно времени года, о профессиях людей, которые участвуют в изготовлении одежды обуви и головных уборов; развивать восприятие, сенсорные возможности, умение сравнивать и обобщать; активизировать в речи детей глаголы. прилагательные и наречия; воспитывать бережное отношение к одежде, обуви, умение следить за чистотой одежды и обуви, опрятность. | 1.Встреча со Стобедом. Во что одет Стобед? Что он перепутал? Как помочь Стобеду найти нужную одежду, осеннюю обувь и головные уборы? 2. Игровое упражнение «Магазин «Одежда», «Магазин «Обувь». Игровое упражнение «Подберем одежду для Стобеда». Описание предметов одежды, название деталей одежды, классификация: теплая – легкая, сшитая – связанная). - откуда одежда и обувь попадают в магазины? 3. Путешествие на швейную (Обувную) фабрику. Знакомство с профессиями людей, необходимых для изготовления одежды: художник-модельер, портной, закройщик, швея, гладильщица. 4. Игровое упражнение «Поможем изготовить выкройку одежды». Измерение величины при помощи условной мерки. 5. Рассматривание слайдов «На ткацкой фабрике», «Трикотажная фабрика», «Прядильный цех». 6. Игровое упражнение «Смотай клубок». 8. Научим Стобеда ухаживать за своей одеждой». 9. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Игрушка Стобед, картинки с изображением предметов одежды и обуви, наборы видеослайдов, измерительная лента, бумага, нитки для сматывания. | 17.11 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
13 | Лексическая тема «Мой дом». Цель. Познакомить детей с историей появления жилищ людей разных времен и народов, познакомить с названиями домов разных народов: изба, хата, чум, яранга, сакля, вигвам. юрта; расширять представления о традициях строительства русской избы: стены из сосновых бревен, тесовая крыша, глиняная печь, резная отделка крыш, ставен, наличников; вспомнить русские народные сказки, в которых упоминается дом (теремок, избушка на курьих ножках и т.д). ; придумывать узор для ставен, наличника. Активизировать в речи детей названия домов, частей дома. | 1. Встреча с домовенком Кузей. 2. «От какого слова произошло слово домовой?» Поможем Кузе узнать о том, как появились дома. 1) « О том, как появились дома» - рассматривание энциклопедии, рассказ об истории возникновения домов. 2) « Какими бывают дома» - просмотр слайдов, рассматривание макетов. Дома разных народов. 3) Чем изба красна? – традиции строительства русской избы. Пословицы. 4) Игровое упражнение «Построим избу». сравнение предметов по толщине, счет, конструктивная деятельность. 5. «По страницам русских народных сказок» - рассматривание иллюстраций Васнецова к сказкам. 6. Игровое упражнение «Украсим ставни и наличники узором». 7. Итог. | 1 | Интегрированное | Игрушка Кузя, энциклопедия, макеты домов, набор видеослайдов, наборы цилиндров для сравнения по толщине, детали конструктора, иллюстрации васнецова к сказкам, тетради в клетку, карандаши. | 24.11 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
14 | Лексическая тема: «Мебель» Цель. Обогащать представление о предметах мебели и их назначением, учить различать и называть предметы мебели, формировать обобщающее понятие «мебель», учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. | 1. Игра «Назови одним словом». 2. Проблема: «Помочь медведям собрать мебель». 3. Эксперимент «Может ли у стула быть три ножки?» 4. «Подберем детали к предметам мебели». 5. Игра «Мебель для взрослых и для детей». 6. «Выложим схему мебели» (из палочек). 7. «Какая бывает мебель» - классификация. 8. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Изображения разных видов мебели, детали кукольной мебели, схемы, палочки. | 01.12 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
15 | Лексическая тема «Посуда» Путешествие к мастерам хохломы. Цель. Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла. | 1. Игра «Какой предмет лишний?» (классификация). 2. Проблемная ситуация - стерся узор на чаше. Откуда она? Кто ее сделал? 3. Путешествие к мастерам хохломы. История возникновения промысла. 4. Этапы изготовления посуды. 5. Элементы росписи. 6. Восстановление узора. 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Географическая карта, хохломские изделия, альбомные листы, краски гуашь | 08.12 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
16 | Лексическая тема «Электробытовые приборы» Что мы знаем об электричестве. Цель. Расширять представления детей об электричестве; помочь понять необходимость электричества в современной жизни; обогащать представления об электроприборах. | 1. Рассматривание часов. - Почему часы не ходят? Рассматривание батареек, понятие «электричество». 2. Электричество в природе. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии, слайдов: гроза. Электрическое свечение рыб на глубине, искры. 3. Проведение экспериментов с синтетической тканью, расческой. 3. Электроприборы – наши помощники. рассматривание фена. Магнитофона, утюга. Рассказы детей. 4. Игровое упражнение «Что было, что стало». 5. Итог. | 1 | Фронтальное. | Настенные часы, энциклопедия, синтетическая ткань, расческа, электроприборы, картинки с изображением предметов быта. | 15.12 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
17 | Лексическая тема. «Зима». Цель. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода года и последовательности происходящих в природе событий; рассмотреть календарь погоды; выяснить при помощи условных обозначений, какой была погода в декабре, осадки; называть последовательность зимних месяцев и их характерные признаки; поощрять в проведении опытов; развивать временные представления, мышление; воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам. | 1. Игровое упражнение «Передай снежок» - приметы зимы. 2. Чтение стихотворения «Зима» И Сурикова. – О каких приметах зимы говорится в стихотворении? 3. Игровое упражнение «Подбери слово в словам снег, зима, мороз, иней, метель. 3. Работа с календарем природы. – каких дней в декабре было больше? Какими были осадки? 4. Народные пословицы и поговорки о зиме. Зимние праздники. 5. Игра «Снежки». 6 Экспериментальная деятельность. Когда нам могут пригодиться коньки и лыжи? Когда можно кататься на санках с горы? Эксперименты со снегом, льдом. 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Игрушки снежки, иллюстрации о зиме, календарь природы, подносы со снегом, льдом, игрушечные санки.. | 22.12 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
18 | Лексическая тема Новый год» Цель. закрепить знания последовательности времен года, месяцев, рассказать об истории появления новогоднего праздника в России; рассказать о том, что самая большая елка будет установлена в Москве на красной площади; побуждать детей рассказывать о том, что они знают о новогоднем празднике, создать предпраздничное настроение. | 1. – Может ли зима с летом встретиться? (Последовательность времен года, месяцев, работа с календарем ). – С какого дня начинается год? 2. «О том, как в России стали праздновать Новый год». 3. Самая большая елка. 4. Можно ли Новый год праздновать весной? – Обычаи народов разных стран. 5. «Новый год в моей семье». – Рассказы детей о семейных традициях. 6. Итог. | 1 | Фронтальное. | Календари, видеослайды о праздновании Нового года в России, иллюстрация с изображением елки на красной площади в Москве. | 29.12 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
19 | Лексическая тема «Транспорт». Цель. Обобщать и систематизировать представления детей о способах передвижения человека в разных средах, расширить представления о правилах поведения в общественном транспорте. | 1. Игра «Транспорт». (классификация) 2. Проблемная ситуация «На чем отправиться в далекое путешествие». 3. «Выбираем транспорт» - предназначение, особенности транспорта, особенности передвижения. 4. Работа со схемами. 5. Игра: «Полет на самолете». 6.Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Иллюстрации с изображением разных видов транспорта, схематичные изображения видов транспорта иллюстрации с изображением города с высоты, пособия. | 12.01 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в пособиях, взаимоконтроль, самооценка. |
19 | Лексическая тема «Профессии взрослых. Трудовые действия.» Цель. Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей, воспитывать уважение к людям любых профессий. | 1. Загадки о профессиях. 2. Проблемная ситуация: «Чья профессия важнее?» 3. «Я б в строители пошел…» (строительные профессии). – К людям каких профессий нужно обратиться, чтобы построить дом? (архитектор, чертежник, каменщик, кровельщик, крановщик, штукатур – маляр и т.д.) 4. Поможем продавцам рассказать о качествах товара. 5. Игра «Пожарные на учении». 6. «Дорисуй картинку» - художники-иллюстраторы. 7. «Какие профессии были в старину?» 8. Итог: Все профессии важны. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Иллюстрации с изображением людей разных профессий. | 19.01 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в пособиях, взаимоконтроль, самооценка. |
20 | Лексическая тема «Орудия труда, инструменты». Задачи. При помощи экспериментов показать основные принципы действия некоторых инструментов, орудий труда, рассказать об истории появления орудий труда, вызвать желание придумывать свои орудия труда, инструменты, развивать изобретательские качества, мышление; воспитывать уважение к людям разных профессий, положительное отношение к труду. | 1. Игровое упражнение «Что для чего?» - Как люди придумали инструменты? 2. – Как расколоть орех? Экспериментальная деятельность. Что получится, если к камню привязать палку? Из чего делают современные молотки. 3. – Как поднять груз? – Изобретаем лебедку. Проведение опыта с веревкой и грузом. Строительная техника. 4. Игровое упражнение «Измерим высоту подъемного крана». 5. Легенда о том, как появились клещи. 6. Как разделить предметы? (Ткань – разрезать ножницами, бревно – распилить пилой, полено – разрубить топором. 7. Игровое упражнение «Разрежем ткань для семи гномов». 8. Итог. | 1 | Фронтальная, подгрупповая | Материал для проведения экспериментов: камушки, палочки, веревки, условные мерки, ткань, ножницы, картинки с изображением инструментов. | 26.01 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в пособиях, взаимоконтроль, самооценка. |
21 | Лексическая тема: «Животные жарких стран». Цель. Помочь запомнить характерные особенности Африки: много пустынь, жаркий климат, редкие дожди, растительный и животный мир отличаются от нашего; упражнять в классификации животных по признаку хищники – травоядные; упражнять в счете, в составлении и решении задач; в измерении величины; развивать пространственные представления, мышление; активизировать в речи детей слова: континент, пустыня, оазис, саванна, баобаб, джунгли; названия африканских животных; побуждать объяснять происхождение слов: пустыня, водопой, ленивец; воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу. | 1. Проблемная ситуация: нужно помочь доктору Айболиту. Как попасть в Африку? 2. Работа с картой. «Отметим путь на карте». 3. Путешествие по Африке. «Ведем дневник наблюдений». 4. «Поможем доктору Айболиту расположить животных». классификация. 5. «Фрукты для травоядных». Сравнение множеств, составление и решение задач. 6. «Чей хвост длиннее?». Сравнение длины условной меркой, сравнение количества мер. 7. «Построим загон для животных». конструирование из счетных палочек. 8. итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Карта, листы бумаги в клетку, картинки с изображением африканских животных, картинки-задачи, изображения жирафа, тигра, условные мерки, счетные палочки. | 02.02 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
22 | Лексическая тема: «Животные Севера» Цель. Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера; формировать представления и взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, развивать пространственные представления; познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | 1. Игра «Лети лепесток». (Работа с картой). 2. Проблемная ситуация: поможем девочке Жене рассказать о Севере так, чтобы ей поверили. 3. «Выбираем транспорт». 4. «Исследуем ледяной материк» (показ слайдов). 5. «Почему не заметно северных медведей?» (Установление взаимосвязей). 6. Работа с пособиями.(ч.3, стр.19-20) 7. «Почему моржи и белые медведи не покрываются льдом?» - эксперимент. 7. Итог. | 1 | Фронтальное. | Географическая карта, иллюстрация к сказке В.Катаева «Цветик-семицветик», слайды с изображением флоры и фауны Крайнего Севера, оборудование для опыта, пособия. | 09.02 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в пособиях, взаимоконтроль, самооценка. |
23 | Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов». Цель. Уточнить и расширить представления детей об обитателях морей и океанов, упражнять в группировке по общему признаку: рыбы, моллюски, ракообразные, морские коньки, морские звезды, медузы, осьминоги. Учить устанавливать взаимосвязи; развивать логическое мышление, зрительное восприятие, творчество; упражнять в прямом и обратном счете; воспитывать бережное отношение к природе; желание помочь игровым персонажам. | 1. Игра-мотивация «Загадай желание». 2. Проблемная ситуация: «Где искать золотую рыбку?» - отправляемся в подводное царство. Работа с глобусом. – Как определить, где на Земном шаре – вода? Как обозначаются океаны и моря? Какие океаны вы знаете? Моря? 3. « Кто живет на дне морском?» - знакомство с разнообразием подводного мира. 4. «Почему киты и дельфины - – не рыбы?» 5. Знакомьтесь – семейство ракообразных! (Раки, крабы, омары – выделении е общих признаков – твердый панцирь, клешни, строение глаз, длинные усы). 6. Правда ли, что у осьминога – 8 ног? Что умеет осьминог? 7. Танец морских коньков и морских звезд . 8. «О чем поют морские раковины?» - знакомство с моллюсками. 8. «Где спряталась золотая рыбка?» - ориентировка в пространстве. 7.Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Создать в группе имитацию морского дна. Видеослайды с изображением морских обитателей, глобус. | 16.02 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
24 | Лексическая тема: «Комнатные растения.» Цель. Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге; обогащать представления о разнообразии мира комнатных растений, учить устанавливать взаимосвязи между строением растения и условиях местности, из которых они родом; развивать наблюдательность, умение замечать изменения в развитии растений, воспитывать любовь к природе. | 1. Рассматривание растений в уголке природы. – Есть ли растения, которым необходим уход, лечение? Какие условия необходимы для роста растений? 2. Рассматривание и сравнение алоэ и традесканции. – Как вы думаете, какое из этих растений может накапливать воду? Как вы догадались? Можно ли назвать алоэ засухоустойчивым растением? Почему у алоэ колючки? Засухоусойчивые растения. 3. Опыт. Растение теряет воду через испарение. 4. Влаголюбивые растения. 5. Работа в тетрадях в клетку – традесканция. Изображение растения по образцу. 6. Труд в уголке природы. 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Комнатные растения, растения алоэ, традесканция, материал для проведения опыта, тетради в клетку, оборудование для труда в уголке природы. | 02.03 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
25 | Лексическая тема: «8 марта». Цель. воспитывать любовь и заботливое отношение к близким, к своей матери; учить оценивать поступки персонажей, высказывать свое мнение о том, как следовало поступить, закреплять знание о пословицах как о народной мудрости, поощрять знание пословиц о матери. | 1. Чтение стихотворения о маме. – Почему мама – самая любимая? Высказывания детей. 2. «Что я знаю о своей маме». (Имя-отчество, характер, забота о семье, детях, профессия и т.д.) 3. «Заботимся ли мы о своей маме?» - Примеры из личной жизни. 4. Чтение В.Осеевой «Сыновья». Рассматривание иллюстраций к тексту. – Что делает каждый из мальчиков и какая мама – его? О ком думали два первых мальчика? Что можно сказать о третьем мальчике – какой он? 5. Пословицы о матери. 6. Выкладывание из геометрических фигур силуэта цветка для мамы. – Какие слова вы скажете маме, бабушке? 7. Итог. | 1 | Фронтальное, тематическое. | Фотографии мам детей, иллюстрации к рассказу В.Осеевой «Сыновья», наборы геометрических фигур. | 09.03 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
26 | Лексическая тема: С.Михалков. Цель. Формировать интерес к книге, используя творчество детского писателя С.Михалкова, обогащать и систематизировать знания детей о творчестве Сергея Михалкова; развивать умения высказывать предположения и делать простейшие умозаключения; побуждать детей активно участвовать в беседе, воспитывать бережное отношение к книге. | 1. Любите ли вы путешествовать? Куда можно путешествовать? Отправляемся в путешествие по произведениям С.Михалкова. (Под звучание «Песенки друзей») - Как называют людей, которые пишут повести, рассказы? Кто пишет стихотворения? Сказки? Басни? (баснописцы) Театральные пьесы? (драматурги) Статьи в газеты и журналы? (журналисты) А может ли один человек делать все это? Этот человек - Сергей Владимирович Михалков. Краткий рассказ воспитателя о биографии поэта. 1-я станция – стихотворения С.Михалкова. Игровое упражнение «Узнайте стихотворение по строчке». (Отрывки из стихотворений «Мой щенок», «Очки», «А что у вас?», «Про мимозу». 2-я. станция «Веселые картинки». Игровое упражнение «Подбери иллюстрацию к стихотворению». 3-я станция «Кроссворды». (По стихотворению «Дядя Степа».) – Какая фамилия была у дяди Степы? Какого размера покупал он сапоги? Где служил дядя Степа? Почему его бесплатно пропускали на стадион? 4-я станция «Игровая». Игровое упражнение «Закончи стихотворение». – Чему учат стихотворения С.Михалкова? 5. Итог.. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Зеркала, аудиозапись песни «Песенка друзей», портрет писателя С.Михалкова, иллюстрация к произведению С.Михалкова «Мой щенок», листы картона с изображением контура щенков, пластилин. | 16.03 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
27 | Лексическая тема. «Весна, первоцветы» Цель. Познакомить детей с особенностями природных условий степи, обобщать представления детей о характерных признаках весенних месяцев, развивать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Воспитывать любовь к родной природе. | 1. Игра «Когда это бывает?» 2. Проблемная ситуация: узнать о трех периодах весны. 3. Рассматривание карты нашей местности, особенности степной зоны. 4. Встреча с весенними месяцами, народные названия, приметы. 5. Игра «Назови цветок» - цветы-первоцветы. 6. Игра «Перелет птиц» - (перелетные птицы, пособия, ч.3, стр.43) 7. Итог. | 1 | Фронтальное, тематическое. | Иллюстрации с изображением русской природы весной, аудиозаписи, карточки с цветами –первоцветами, перелетными птицами, календари. | 23.03 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в пособиях, взаимоконтроль, самооценка. |
28 | Лексическая тема: С.Я.Маршак. Цель. Расширять и закреплять знания о творчестве С.Я Маршака, прививать интерес к чтению, к произведениям С Маршака, воспитывать любовь к родному языку, способствовать обогащению словаря; развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения. | – Ребята, любите ли вы книги? Какие книги – ваши любимые? Каких детских писателей вы знаете? рассматривание портретов в книжном уголке. Какой писатель написал «Кошкин дом?», «Мяч?» Викторина по произведениям С Я Маршака. 1) Игровое упражнение «Что в коробке?» (предметы мяч, календарь, тигренок, колечко). Дети угадывают, их какого произведения С.Маршака предметы. 2) Отгадываем загадки (Загадки С Маршака) 3) игровое упражнение «Изобрази настроение» (двустишия) 4) «Встреча с персонажами произведений С.Маршака» (произведения «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Почтальон», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж») 5) Игровое упражнение «Закончи стихотворение». Итог. | 1 | фронтальное | Портреты знакомых писателей, книги С Я Маршака, коробка с предметами: мяч, календарь, игрушка тигренок, кольцо: иллюстрации к загадкам, иллюстрации к произведениям С.Я.Маршака, элементы костюмов для персонажей к произведениям, видеослайды с изображением персонажей произведений Маршака. | 30.03 | Проверка результатов выполнения заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
29 | Лексическая тема; К.И.Чуковский. Цель. расширять знания о творческом наследии К.И.Чуковского, способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путем создания различных игровых ситуаций и заданий; формировать умение анализировать произведения, воспитывать интерес к детской литературе. | 1. – У меня зазвонил телефон…Какая сказка пришла к нам в гости? Кто ее написал? Какие еще сказки К Чуковского вы помните? 2. Рассматривание портрета К Чуковского. Презентация о жизни и творчестве К И Чуковского. 3. Интерактивная игра «Отгадайте название сказки» (чтение отрывков произведений) – Чему учат сказки К Чуковского? 4. Игровое упражнение «Корзина с потерянными вещами» - помогите вернуть предметы в сказку. 5. Викторина «Угадайте героя сказок».. Он лечил всех зверей.(Айболит) •Она нашла денежку и купила самовар.(Муха – Цокотуха) •Он проглотил солнце. (Крокодил) •Бабушка, которая не ухаживала за посудой.(Федора) •Он просил шоколада для сыночка.(Слон) •Рыжий и усатый, страшный великан.(Таракан) •Кривоногий и хромо умывальник.(Мойдодыр) 5. Игра «Разрезные картинки» (выкладывание иллюстрации к сказке К Чуковского». 6. Итог. | 1 | Фронтальное, тематическое | Телефон, портрет К Чуковского, книги К И Чуковского, Корзина с предметами: мыло, полотенце, посуда, солнышко, самовар, градусник, фонендоскоп, шоколад и т.д., презентация о жизни и творчестве К Чуковского, интерактивная игра «Сказки К Чуковского». | 06.04 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка |
30 | Лексическая тема «Космос». Цель. Обогащать представления детей о Солнце как о звезде, о Солнечной системе; систематизировать знания о воздействии солнечных лучей на все живое; развивать познавательный интерес, мышление, воображение. Воспитывать уважение к профессии космонавта. | 1. « Что мы знаем о Солнце?» - почему пришла весна? Что вы знаете о Солнце? Как горячо Солнце? Что больше – Земля или Солнце? Могут ли космические корабли подойти близко к Солнцу? Высказывания детей. 2. Игра «Солнце и планеты». 3. Игра «Солнце и мы». - Смогли бы люди жить без солнечного света и тепла? А животные, растения. Как влияет Солнце на живые организмы? Могут ли солнечные лучи быть вредоносными? 4. Работа в тетрадях «Дорисуй солнечные лучи». 5. Игра. | 1 | Фронтальное | Карта солнечной системы, энциклопедия, слайды с изображением Солнца, тетради в клетку. | 13.04 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
31 | Лексическая тема: «Хлеб и злаки». Цель. Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время, сравнивать с тем, как это делалось в старину.; развивать умение составлять рассказ по схеме; развивать трудовые навыки: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.. | 1. Игра «Колосок». 2. Встреча с Волком из сказки «Легкий хлеб». Проблемная ситуация – научить волка выращивать хлеб. 3. «Научим волка различать зерна». 4.Практическая деятельность: возделывание земли в лотках, посадка зерен. 5.Работа со схемами : последовательность процесса выращивания хлеба. 6. «Вот так тесто!» (Замешивание теста, изготовление хлебных изделий) 7. Итог: хлеб не бывает легким. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Иллюстрация к белорусской сказке «Легкий хлеб», зерна злаков, лотки с землей, инструменты, схемы, слайды, продукты для изготовления теста. | 20.04 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в пособиях, взаимоконтроль, самооценка |
32 | Лексическая тема: «Агния Барто». Цель. . Воспитывать интерес к произведениям Агнии Львовны Барто; формировать эмоциональное отношение к обычным предметам повседневной жизни, способствовать эмоциональным привязанностям к игрушкам, предметам быта, орудиям детской деятельности. Развивать чувство ритма, память, эмоциональную выразительноесть речи. («Тридесятое царство», стр. 14) | 1. Встсреча Солнечного зайчика и Данилки. – Почему Солнечный зайчик сначала стал маленьким, а потом - снова большим? Что можно делать, пока взрослые отдыхают? 2. Рассматривание книги Агнии Барто «Игрушки». – Кто написал эти стихотворения для маленьких детей? 3. Рассказ о поэтессе Агнии Барто. Агния Львовна Барто – замечательный детский писатель, родилась она в Москве. Уже в школьные годы она стала писать стихи. – Почему ее стихи любят дети? - Ее стихи понятны, смешны. Интересны. Агния Львовна писала стих для маленьких детей и для школьников. рассматривание книги «Большая книга стихов Агнии Барто». 4. Игровое упражнение «Подбери стихотворение к иллюстрации» - выразительное чтение стихотворений. 5. Игровая ситуация «Три девочки». – Как вы думаете, какая из них – хозяйка зайки? Какая оторвала лапу мишке? Какая из девочек – заботливая хозяйка? - Составление рассказов о трех девочках. 6. Работа в тетрадях «Ремонт игрушек». Дорисовывание симметричных деталей игрушек по клеткам. 7. Чему учат стихотворения А.Барто? Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Портрет Агнии Барто, книга «Большая книга стихов Агнии Барто», коврик, небольшин игрушки – 10 шт., иллюстрация с изображением трех девочек (из книги «Войди в тридесятое царство». | 27.04 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
33 | Лексическая тема: «Наша Родина – Россия». Цель. Обобщить представления детей о России как о едином государстве, закреплять знания детей о государственной символике, формировать представления о России как о многонациональном государстве, закреплять культурно – исторические и географические знания об особенностях родного края; расширять представления детей о Москве как о столице нашей Родины, продолжить знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем, воспитывать чувство гордости за свою страну; активизировать в речи детей слова: государство, столица, герб, символ, Кремль, кремлевские башни, куранты. | 1ч. Презентация «Родные просторы». – Где находятся эти просторы, леса и реки, поля, моря и горы, степи и заливные луга, города и села? Как называется наша Родина? 2ч Работа с картой. «Наша Родина – Россия». - Россия занимает 1-е место по территории среди всех стран мира. Здесь проживают люди разных национальностей. Россия – наше Отечество. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. они защищали и берегли ее. Мы говорим на русском языке, мы – россияне, граждане России. 3. Символы Российского государства – трехцветный флаг, герб. – что означают цвета флага? Что изображено на гербе России? Игра «Разрезные картинки». 4. Столица России – Москва. – Кто из вас был в Москве? Что вы видели в Москве? Что запомнилось больше всего? 5.Достопримечательности Москвы – кремлевские башни, куранты, московское метро, Красная площадь.(презентация) 6. Итог. | 1 | фронтальное, тематическое. | Презентации «Родные просторы», «Достопримечательности Москвы», карта, флаг и герб России, материал к игре «Разрезные картинки». | 04.05 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
34 | Лексическая тема. «Насекомые». Цель. Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | 1.Игра «Узнай насекомое». 2. Проблемная ситуация – поможем муравьишке вернуться в муравейник. 3. В стране насекомых. Моделирование - насекомое. 4. «Почему насекомые легко прячутся?» - эксперимент. 5. Полезные насекомые. Как устроен муравейник. (схемы, картинки) 6. Как появляются бабочки? 7. Кто где живет? | 1 | Фронтальное, интегрированное | Иллюстрации с изображением насекомых, схемы, модели, материал для эксперимента. | 11.05 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
35 | Лексическая тема: А.С.Пушкин. Цель. | 1 | Фронтальное | 18.05 | |||
36 | Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности». Цель. Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе, желания получить знания, чтобы применять их в жизни, научиться что-то делать, рассказать о профессии учителя; активизировать в речи названия предметов, необходимых учителю, школьных принадлежностей (обобщения); познакомить с правилами поведения в школе. | 1. Встреча с Незнайкой. – Поможем Незнайке решить, нужно ли ему учиться в школе. 2. «Что такое школа?» - высказывания детей, рассматривание слайдов . – Какими были школы раньше? Кто учит детей? Какими стали современные школы. 3. Рассказ о профессии учителя, игра «Подбери предметы. Необходимые учителю для его работы». 4. Игра «Собери портфель».- Классификация предметов, обобщение «школьные принадлежности». 5. Игра –инсценировка «Незнайка в школе». Правила поведения в школе, сохранение правильной осанки при посадке за партой. 6. Итог. | 1 | Фронтальное, тематическое. | Игрушка Незнайка, иллюстрации о школах, картинка с изображением предметов, необходимых учителю, школьные принадлежности, иллюстрация с изображением правильной посадки за столом. | 25.05 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
68 | Познавательное развитие. Тема. Викторина «Что? Где? Когда?» Цель. Формировать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе. | 1.Встреча команд, приветствия. 2. «Готовы ли мы стать школьниками?» 3.Соревнование команд с телезрителями. 4. «Готовимся к школе» . Выполнение письменных заданий. 5.Разгадываем кроссворды. 6. Подведение итогов. | 1 | Викторина | Цветные карточки, конверты с цветными наклейками, волчок, черный ящик, пособия. | 17.05 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в пособиях, взаимоконтроль, самооценка |
69 | Ознакомление с окружающим. Диагностика. Цель. Определение качества уровня усвоения программы. | 1. Предметный мир. Классификация, свойства материалов. 2. Деревья, растения. 3. Транспорт. 4.Труд взрослых. Профессии, рабочие инструменты. | 1 | Фронтальное. | Диагностический материал. | 21.05 | Тест №5 |
70 | Познавательное развитие. Диагностика. Цель. Определение качества уровня усвоения программы. | 1. Неживая природа. Взаимосвязи в природе. 2. Животные. 3. Птицы. 4. Насекомые. | 1 | Фронтальное. | Диагностический материал. | 24.05 | Тест №6 |
71 | Ознакомление с окружающим. Диагностика. Цель. Определение качества уровня усвоения программы. | 1.Времена года. 2.Семья. 3. Страна. 4. Явления общественной жизни. | 1 | Фронтальное. | Диагностический материал. | 28.05 | Тест № 7. |
72 | Познавательное развитие. Диагностика. Цель. Определение качества уровня усвоения программы | 1. Дидактические игры, соблюдение правил. 2. Исследовательская деятельность. 3. Знание правил личной безопасности. | 1 | Фронтальное. | Диагностический материал. | 31.05 | Тест 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром
программа по окружающему миру для детей с ОВЗ (10-12 лет)...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной к школе группедетского сада на тему: "Определение частей света".
Целью работы является научить ребенка правильно ориентироваться в общественном социуме, умение выбирать правильную линию поведения, вовремя приходить на помощь. Конспект учит детей ориентироваться в н...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательна...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе...