Рабочая программа "Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения"
рабочая программа по обж

Рабочая программа "Познание предметного мира и социального мира, освоение безопасного поведения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.mysots.-komm._yasli_2018_god.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»

                                

Согласовано  на заседании педагогического                                         Утверждено

                                                                                                                    приказом  заведующего по                                              

совета МАДОУ детского сада «Солнышко»                                         МАДОУ  детскому саду        

                                                                                                                    «Солнышко»

протокол № ____от «30» августа 2018  г.                                                №  ___ от «03» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

Модуль «Познание предметного и социального мира,

освоение безопасного поведения»                                             

(группа раннего возраста, первый год обучения)

 

на 2018 – 2019 учебный год

Разработчики: Кондраченко И.И.,

воспитатель 1 квалификационной категории

п. Коврово  

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

Страницы

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения дисциплин (модулей)

3. Содержание дисциплин (модулей)

4.  Календарно-тематическое планирование

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1.Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Познанию предметного и социального мира, освоение безопасного  поведения»для детей 3-4 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы  дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с  Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи: 

1. Способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально положительное состояние детей.

2. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

3. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

4. Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных  состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

5. Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

2. Планируемые результаты освоения модуля

К трём годам годам: 

Ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры.

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

 Ребенок дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми.

 Ребенок строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью.

Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие.

Малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям.

3. Содержание образовательной деятельности программы 

 

Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды , прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых. Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.

Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью —детей и родителей. Узнавание членов семьи, называние их, понимание заботы родителей о детях.

Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентировки в помещении группы. Знакомство с некоторыми профессиями, работающих в детском саду. Понимание правил «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.

Труд взрослых и рукотворный мир. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).

Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.                          Представления. Отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, с которыми дети активно действуют в повседневной жизни: предметах одежды и обуви, мебели, игрушках. Знание назначения этих предметов, особенностей строения и назначения их частей; первые представления о широко используемых для создания предметного мира материалах и их основных качествах и свойствах. Представление о форме, цвете, размере предметов. Первые представления о простейших обследовательских действиях: погладить, надавить, попробовать на вкус и т.

Родная страна. Формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине –  о поселке в котором живут. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.          

 Формирование основ безопасности.

 Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами  безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения.

  Безопасность на дороге. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятием «можно-нельзя», «опасно».

 Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться).

С 2007 года  воспитанники МАДОУ детский сад «Солнышко» Зеленоградского района  принимают  участие в программе «Хранители природы», а также участвуют в следующих акциях:

   месяц

тема

цель

методические приемы

сентябрь

«Планета Земля в опасности».

Всемирная акция «Очистим планету от мусора».

  Учить детей безопасному поведению в природе, необходимости беречь природу нашей планеты.

Практическая работа .Труд  в природе

«Я – человек».

22 сентября - Всемирный День без автомобилей.

 Дать детям представление о велосипеде, как экологическом виде транспорта.

 Игра. Прогулка на велосипедах

«Перелётные птицы. Акция «Крылья над Европой».

Всемирный день моря.

Расширять знания детей о перелётных птицах.

Создать условия для проведения  акции по переписи перелетных птиц.

 Наблюдение и учет птиц (совместно с КОДЮЦЭКТ)

Октябрь

«Растение, как  живое существо».

Акция «Посади тюльпан!»

Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону.

Прививать детям любовь к природе, к труду.

Практическая работа Труд  в природе

«Путешествие в осень»

Осень.  Урожай.

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания.              

 Практическая работа . Труд в природе  

Конкурс поделок из соленого теста «Осеннее лукошко».

Дикие животные осенью.

Всемирный день защиты животных.

Систематизировать знания детей о диких животных. Воспитывать любовь к животным.

Загадки, беседа,  наблюдение

ПМК «Мир природы»

ПМК «Шаг за шагом».

Операция «Листопад».

 Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Реализация проекта «Операция «Листопад». Праздник «Осень золотая».

Декабрь            Ноябрь

11 ноября — Международный день энергосбережения.

Дать представление об энергосбережении.

Уточнить и расширить представление детей о необходимости экономить воду, тепло,электроэнергию

Реализация проекта

 «Сбережем энергию – сохраним  природу!».

Конкурс  поделок из бросового материала «Вторая жизнь  вещей»

Областной конкурс кормушек из природного материала.

Областной конкурс ёлочных игрушек из природного материала «Новогодняя фантазия».

Сформировать у детей представления о необходимости помогать пернатым. Развивать творческие способности.

Акция «Поможем зимующим птицам!».

Конкурс кормушек.

Конкурс ёлочных игрушек  и кормушек из природного материала (совместно с КОДЮЦЭКТЭ).

Март                      Февраль                 Январь

«Путешествие по Куршской косе».

11 января – День заповедников и национальных парков.

 Углубить представления детей о национальном парке «Куршская коса».

Виртуальная экскурсия, беседа, рассматривание иллюстраций и фотографий, чтение литературы.

«Экскурсия в зимний парк».

15 января — День зимующих птиц.

Развитие наблюдательности у детей, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой.

 Экскурсия

« Красная книга – сигнал опасности»

 Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. 

Развивать творческие способности детей.

Рассказ воспитателя, беседа,  д.игра, электронные презентации.

Конкурс рисунка «За чистоту родного города»(совместно с КОДЮЦЭКТЭ).

«Огород на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в мини – парниках, происходящих с  растениями и луковицами.

Беседа с элементами труда.

Реализация проекта «Огород на окне».

«Весенний пейзаж». Акция «Первоцветы»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны и необходимости охраны первоцветов.

Наблюдения

20 марта  — День Земли.22 марта  — Международный день Балтийского моря.  

Обобщить знания детей о глобусе – модели земного шара. Формировать представление о том, что существует разные области земли, развивать у детей способности наблюдать анализировать.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, подвижная игра, д.игра. ПМК «Мир природы».

Областной конкурс скворечников и дуплянок(совместно с КОДЮЦЭКТЭ).

7 апреля — Всемирный день охраны здоровья.

«Если хочешь быть здоров» - спортивный праздник.

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.

Воспитывать ловкость.

  Спортивный праздник.

Проект «Хочу стать космонавтом».

«Знатоки природы»

15 апреля — День экологических знаний.

Закрепить знания детей о природе.

Игра – викторина с использованием ИКТ.

Проект «Защитники природы» (экологическая тропинка).

22 апреля — Всемирный день Земли.

Дать детям представление о Земле как об общем доме людей. Воспитывать любовь к природе, красоте родного края.

Экологический  субботник.

                                   Май

«Солнце – большая звезда».

3 мая — День Солнца.

 Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Беседа, д.игра, опыты.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, подвижная игра, д.игра. ПМК «Мир природы».

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Закрепить знания детей о ВОВ, её героях и их подвигах. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Экскурсия в п.Рощино к мемориалу погибших воинов.

Программа «Хранители природы» реализуется в совместной деятельности, на прогулках, а также через все области.

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы.

Кол-во

часов

Люди (взрослые и дети).

2

1

«Праздник у ребят».  

  Цель: Познакомить детей с празднично украшенной комнатой, развивать у детей интерес и чувство симпатии друг к другу, формируя стиль взаимоотношений, основанный на доброжелательности, воспитывать любовь к родным и близким

1

2

 Русь Рождественская.  

 Цель: Познакомить детей с праздником Рождеством. Воспитывать интерес к традициям народа, развивать у детей интерес и чувство симпатии друг к другу, формируя стиль взаимоотношений, основанный на доброжелательности, воспитывать любовь к родным и близким                                                                            

1

Семья.

2

3

День Матери.  «Кого я люблю».  

Цель: Закрепить представление детей о семье людей. Закреплять понятия о доброте, милосердии. Беседа о семье. Рассматривание семейных фотографий

1

4

Международный женский день 8 Марта.

Цель: Формировать у детей представление о празднике мам, бабушек, сестер (праздник всех женщин), создать радостное на строение, желание выбрать и подарить подарок; развивать зрительное восприятие и воспитывать любовь к родным и близким                                                                        

1

                              Детский сад.

1

5

 «Наш любимый детский сад»

Цель: Учить узнавать свой детский сад, ориентироваться в помещении своей группы. Познакомить детей с групповой комнатой. Учить ориентироваться в помещении своей группы, называть основные помещения. Учить правильно повторять слова и фразы за воспитателем. Развивать чувство безопасности и самосохранения. Воспитывать потребность в поддержании порядка в группе.

 

1

                                        Родная страна

3

6

Россия – Родина моя. День народного единства.                                                                                                                                                                                             Цель: Формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине –  о поселке в котором живут. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.

1

7

Мой поселок «Где мы живем?»  Побуждать детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся   к лексической теме «Семья»; воспитывать любовь и уважение к родным.

                                                                                   

1

8

Осень: деревья, кустарники «Летят листочки»

 Цель : Познакомить детей с приметами осени; падают листочки, дети надели пальто и куртки, развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность и последовательность во время одевания на прогулку.

                                                                           

1

                                    Труд взрослых и рукотворный мир

8

9

Профессии. Наблюдение за трудом младшего воспитателя (мытьё посуды) Цель: Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности

1

10

Рассматривание одежды куклы Кати.

 Цель: Дать элементарные представления об одежде и понимание слова «одежда», назначении вещей; учить запоминать последовательность одевания на прогулку представления детей.

1

11

 Осень: урожай - овощи. Цель: Познакомить детей с овощами: огурец, помидор, морковь, капуста. Развивать цветовое восприятие: красный и зеленый цвета. Воспитывать аккуратность, вежливость.                                                                

1

12

Этот загадочный космос. Рассматривание картинок.

 Цель: Познакомить с праздником День Космоса, активизировать словарь, развивать активную самостоятельную речь детей.

1

13

Осень. Урожай. Фрукты. «Ах, какие яблочки и груши»

Цель: Познакомить детей с названием некоторых фруктов, учить узнавать их по названию и самостоятельно называть, упражнять детей в использовании окончаний существительных, глаголов, прилагательных, числа и падежа, обогащать словарь детей.

1

14

Комнатные растения Реализация проекта. «Огород на окошке»

 Цель: Формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег сосулька); развивать тактильное восприятие; воспитывать аккуратность и

трудолюбие.

1

15

Профессии. «Кем быть». Цель: Познакомить с профессией повара, привлекать к общению с вопросами к взрослым; закрепить знания о посуде, ее величине.                                                  

1

16

 Что нам лето принесет. Цель: Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние людей, птиц. Расширять знания детей о птицах воспитывать желание о них заботиться. Воспитывать желание рассказывать знакомые потешки вместе с воспитателем и самостоятельно. Обогащать словарь детей словами "касаточка", "совушка", "проворная", "милая", «весна-красна".

1

                                          Безопасность.

 

2

17

Транспорт. Азбука безопасности.

Цель: Способствовать появлению в словаре детей обобщающего понятия «транспорт» Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, троллейбус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автомобиль; развивать коммуникативные навыки и воспитывать уважение к труду взрослых.                                

1

18

Бытовые приборы. инструменты. Пожарная безопасность.

 Цель: Учить детей правильно называть предметы бытового значения, активизировать словарь, развивать разговорную речь.

1

Всего

18

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

№ п\п

Наименование

Имеется в наличии

(количество, шт.)

Оборудование  

1.

Ноутбук LENOVO

1

2

Экран IQ Board

1

3

Проектор EPSON

1

4

Музыкальный центр Sony

1

6

Мольберт

2

7

Детский планшет

1

8

Музыкальный коврик «Кто как кричит»

1

Мебель

9

Дидактический уголок «Наши книжки»

1

10

Дидактические настенные панели

4

11

Столы

4

12

Стулья

21

13

Стенка игровая

1

14

Шкаф для пособий

1

15

Стул офисный

1

16

Стол для воспитателя

1

Средства обеспечения освоения программы

Аудио- и видео - пособия

17

«Звуки, голоса и шумы окружающего мира» (диск)  Природа, птицы, животные

1

Наглядный материал

18

Муляжи фруктов и овощей

1 наб

19

Фигурки животных

1 наб

20

Тематические наборы карточек с изображениями

23

21

Кукла в одежде

4

22

Деревянные вкладыши (автобус, рыбы, животные, машины)

5

23

Лейка пластмассовая детская

2

24

Дидактическая игра «Большие и маленькие» знакомство с животными и их детёнышами

1

25

Карточки для занятий «Морские обитатели»

1

26

Карточки для занятий «Игрушки»

1

27

Наглядное дидактическое пособие «Домашние животные и птицы»

1

28

Наглядное дидактическое пособие «Природные явления»

1

29

Наглядное дидактическое пособие «Мамы и детки»

1

30

Наглядное дидактическое пособие «Деревья»

1

31

Наглядное дидактическое пособие «Фрукты»

1

32

Наглядное дидактическое пособие «Овощи»

1

33

Наглядное дидактическое пособие «Птицы»

1

34

Наглядное дидактическое пособие «Еда и напитки»

1

35

Наглядное дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. Сказка курочка Ряба»

1

36

Наглядное дидактическое пособие «Играем в сказки.  «Теремок»

1

37

Наглядное дидактическое пособие «Играем в сказки.  «Репка»

1

38

Наглядное дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. В деревне»

1

5.1. Список литературы

1.Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 528 с.                           2.Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,                                                                                                                      3.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2010.                                                                                                   4. З.И. Самойлова Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» группа раннего возраста. Издательство «Учитель», 2014 г.                                                        5.О.Э. Литвинова, Познавательное развитие ребенка раннего  дошкольного возраста ООО «Издательство» Детство-пресс 2016г.                                     6.Т.М.Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада. ООО «Метода»2013г.                                    7. З.А. Ефанова  Познание предметного Мира. «Издательство» Учитель. 2013 г.

                 

Интернет ресурсы

-https://www.maam.ru                                                                                                                                                                    - https://infourok.ru                                                                                                                                        - https://nsportal.ru                                                                                                                                   - https://dohcolonoc.ru                                                                                                                                - www.vospitatel-dou.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы. (Вторая младшая группа, программа "Детство")

Перспективно - тематический планПознание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы.(Вторая младшая группа, программа "Детство"...

Рабочая программа "Познание предметного и социального мира и безопасного поведения"

Рабочая программа для подготовительной группы по окружающему миру....

ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Цель проекта: Ознакомление и закрепление знаний детей о правилах без...

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников...