Сценарий НОД в средней группе по познавательному развитию «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гильмутдинова Раушания Равильевна

Сценарий  непосредственно образовательной деятельности в средней группе  по познавательному развитию «Свойства воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_nod_v_sredney_gruppe.docx190.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности в средней группе  по познавательному развитию

«Свойства воды»

ЦЕЛЬ: знакомство детей с физическими свойствами воды.

ЗАДАЧИ

Образовательная

- закрепить знания детей о свойствах воды: вкус и цвет, «прозрачность», познакомить со свойством воды как растворителя.

Развивающая

- формировать познавательную мотивацию и познавательные действия, учить работать в паре, развивать речь, мышление, внимание, память.

Воспитательная

- воспитывать  любознательность, уверенность в себе, внимательность, аккуратность. Закрепить культурно-гигиенические навыки умывания.

Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой , сахар , соль,  ложки, салфетки , солнышки и тучки из цветного картона .

Оборудование для воспитателя:  стакан с водой , сахар соль, ложки, столик у доски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).
Воспитатель: Ребята, а что это звучит? Что за звуки вы слышите?

Ответы детей: Вода, ручей, океан, река, море.

Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?
Ответы детей: В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
Воспитатель: Молодцы, все верно говорите.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?
Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.
Мотивация

Воспитатель: Ребята,  я сегодня пришла в садик и увидела, что наша кукла Катя очень грязная. Я её хотела умыть, но она не захотела. Она мне сказала, что очень не любит и боится воды. А давайте мы ей расскажем о воде и может после этого Катя перестанет бояться и будет с удовольствием умываться по утрам.

Ответы детей.

Воспитатель: Катя, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

А для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию, мы сегодня с вами будем учёными. Для этого нам нужно одеть специальную одежду- белый халат и шапочку. Выберите себе пару и садитесь за один стол вдвоём.

Дети рассаживаются.

Осуществление деятельности:

Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

(Воспитатель демонстрирует опыт- переливает воду из одного сосуда в другой)

Дети выполняют опыт.

Воспитатель: Ребята, если вода льётся, то значит это  жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам, ребята, и тебе, Катя лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается символ жидкости  на доску).

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода и имеет ли она запах и вкус? Мы с вами об этом уже говорили на прошлом занятии. (Ответы детей).

Опыт №2.  «Вода- растворитель»

(Детям раздаются пиалы с солью, ложечки).

Воспитатель: мы с вами выяснили , что вода не имеет  вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Катя, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Воспитатель: Давайте проведём с вами ещё небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте.

Дети выполняют опыт.

Воспитатель: а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду?  Осталось ли это вещество на дне стакана? (Ответы детей).

Воспитатель: А у нас стоит ещё одна пиала с другим веществом.

(Детям выполняют опыт с  сахаром).

Воспитатель:  оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Она растворяет соль и сахар.

Воспитатель: А чтобы вам, ребята, и тебе, Катя лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается символ растворимости  на доску).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Катя. Молодцы, ребята! Ну что, Катя, узнала что-нибудь нового о воде?

Катя: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы дети проговаривают свойства воды):

  • Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.
  • Вода растворяет соль и сахар

Физкультминутка:

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

Кукла Катя: Ну,спасибо,ребята, теперь я всё знаю о воде и не боюсь её.

Воспитатель:Катя, тогда давай пойдём умоемся.

Дети с воспитателем идут в умывальную комнату. Воспитатель моет куклу ,а дети проговаривают порядок действий при умывании. Процесс сопровождается потешками , стишками.

Дети возвращаюся на стульчики, кукла тоже садится на стул.

В.: А ты знаешь, Катя, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Кукла Катя: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Катя, не забыла про это, вот тебе памятка-напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Кукла Катя: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы).

Воспитатель: Чтобы отблагодарить нас Катя принесла нам цветы. Давайте загнём лепестки наших цветов и положим их в таз с водой. Что происходит с цветами? Да, они распускают лепестки.

Рефлексия.

 Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! Что же каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о воде.

(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .

Воспитатель: А что бы вы ещё хотели узнать о воде? (Ответы детей)

Воспитатель: У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети выходят к доске и берут солнышко либо тучку) .

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности в средней группе  по познавательному развитию

«Свойства воды»

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»

Тема: «Свойства воды»

Цели: знакомство детей с физическими свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания детей о свойствах воды: вкус и цвет, «прозрачность», познакомить со свойством воды как растворителя.

Развивающие:

формировать познавательную мотивацию и познавательные действия, учить работать в паре, развивать речь, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

воспитывать  любознательность, уверенность в себе, внимательность, аккуратность. Закрепить культурно-гигиенические навыки умывания.

Материалы, оборудование:

Диск с записью шума волн, журчание ручья, кукла Катя, символы, памятка-напоминание, на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой , сахар , соль,  ложки, салфетки , солнышки и тучки из цветного картона, цветочки из цветной бумаги, таз с водой, салфетки на каждого ребёнка,.

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД) проводилась с группой детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Вводная часть- организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено выяснить свойства воды и рассказать о них кукле Кате, чтобы она её не боялась.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и групповую самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В заключительной части НОД использовала так же игровую ситуацию-умывание куклы, так чтобы в  её ходе дети закрепили культурно-гигиенические навыки и подтвердить успешную реализацию воспитательной задачи. Были сюрпризные моменты (превращение в учёных, распускание  цветов). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, с помощью тучек и солнышек.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на активизацию словаря и логическое мышление - все это способствовало эффективности НОД.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, групповая.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, парную.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2.Наглядно-демонстрационный (символы, памятка-напоминание, фонограмма шума воды) ;

3. Практический (выполнения опытов с водой, умывание куклы)

4. Игровой (превращение в учёных, распускание цветов в воде) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен с помощью символов, оценены результаты деятельности с помощью тучек и солнышек) ;

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ,  игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены! НОД своей цели достигло!

                                           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию "Свойства воды"

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Программное содержание:Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять предст...

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа...

НОД по познавательному развитию "Свойства воды"

Занятие для педагогов средних общеобразовательных групп....

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Свойства воды" в старшей группе

Дети познакомятся со свойствами воды: принимает разную форму, растворяет и не растворяет вещества[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12088890","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Открытая НОД по познавательному развитию "Свойства воды"

Открытая НОД по познавательному развитию "Свойства воды" для 1 мл.гр. Здесь, с помощью опытов, дети узнают, что вода не имеет цвета, запаха и вкуса....

Конспект ОД. Познавательное развитие. "Свойства воды"

Конспект образовательной деятельности....

конспект по познавательному развитию "Свойства воды"

конспект предназначен для работы с детьми 5-6 лет.в занятии использованы элементы экспериментирования, развивающие причинно-следственную связь.Цель: Совершенствовать знания детей о разнообразных...