ПРОЕКТ " МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ЗАРИНСК"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ланская Галина Александровна

ПРОЕКТ  ЗНАКОМИТ С НАЗВАНИЕМ  ГОРОДА , ЕГО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ И ПАМЯТНИКАМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lanskaya_proekt.docx58.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА

ТЕМА ПРОЕКТА

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ЗАРИНСК»

                                                             Составитель:

                                                              Г.А.Ланская,

                                                                                               воспитатель                              

                                                           

2015

Как родился проект

Думаю, что по-настоящему культурным может считать себя человек, знающий историю своей страны, но, а мы  с детьми старшей группы №15 «Ромашка» начали с малого – с изучения  прошлого и настоящего нашего маленького городка со светлым названием Заринск. Кто же дал городу такое название? Когда? Почему?  Уж не оттого ли, что над городом встают зори алые или зарницы во время грозы сверкают яркие? Вопросы у детей посыпались, как из рога изобилия, сразу без подготовки не ответить. И вот тогда мы решили: на каждый вопрос –  найти ответ, создав проект «Мой любимый город Заринск»,  заинтересовав и подключив к нему родителей. Таким образом, мы  рассчитываем найти забытые и полезные для нашего проекта факты о городе Заринске.

Актуальность проекта

    Старинная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать, полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. И любовь к большому надо прививать с малого: любовь к семье, к родному городу, краю, к большой Родине. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте закладываются базисные основы личности.  

Дошкольное детство – время становления личности.  Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового.

       Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

        Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

Проблема проекта

Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

        Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

Гипотеза проекта

       К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

      «Знать – значит любить»- говорится в русской поговорке.

Если в группе организовать:

  • фотовыставку, рассказывающую историю рождения  города;
  • оформить фотоальбом «Мой любимый город Заринск» сегодня;
  • организовать экскурсию в детскую библиотеку для творческой встречи с Олесей Белик;
  • познакомить с творчеством местных  писателей; достопримечательностями города, которыми жители гордятся по праву, историческими  памятными местами, связанными с подвигом земляков;
  • творческую деятельность дошкольников, явившуюся  эмоциональным откликом в рисовании, ручном труде и аппликации, составлении карт-схем,  конструировании макетов зданий , а также организации НОД, бесед, вечера загадок, развлечений, связанных с темой развития и истории города Заринска,  провести экскурсии выходного дня во взаимодействии с родителями как активными участниками проектной деятельности, у  детей будет сформирован устойчивый интерес ко всем новшествам города, к его процветанию. Все это поможет достичь запланированного результата.

Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом  Заринском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
   Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников. 
   Таким образом, можно сформулировать цель, задачи, предполагаемый результат проекта  «Мой любимы город Заринск».

Цели исследования.

  • Совершенствование условий для формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о малой Родине, родном городе через проектную деятельность.

Задачи

  • Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями.
  • Пополнить  дидактическим  материалом  предметно-развивающую среду по разделу «Гражданско-патриотическое воспитание».
  • Воспитывать у детей любовь к родному городу.
  • Вовлечь в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

Результат проекта

Дети будут знать:

Название своего города, его историю возникновения, символику, историю в названии улиц, памятные места и достопримечательности города.

В группе будет пополнен нравственно-патриотический уголок картотекой дидактических игр:

 «Из чего построен дом», «Составь картинку» (герб г.Заринска), «Жилое – нежилое»;

оформлен альбом «Мой любимый город Заринск»,

оформлена выставка рисунков  «Мой любимый город Заринск», Мой город вечером»; аппликация «Цветы памяти у вечного огня».

 выставка художественной литературы писателей –земляков Л.Кладовой, Н. Кизеевой, А. Белик.

Родители вместе с детьми примут активное участие в проектной деятельности:

-изготовят макеты зданий, карты-схемы «Дорога от дома до детского сада», выставка рисунков  «Город моей мечты», помогут в оформлении альбомов и слайдов, посетят памятные места г. Заринска, его достопримечательности, пройдут с детьми по улицам, связанным с историей города.

Презентация проекта

Презентация проекта  как предъявление продукта совместной проектировочной деятельности родителей, детей и воспитателей в создании и реализации проекта.

Выводы.  Применение в работе проектного метода "Мой любимый город Заринск" с детьми старшего возраста помогло начать развивать в детях такие качества, как любознательность, самостоятельность, творческое воображение, повысилось самосознание, дети стали более ответственными, появилось желание заботиться о своём городе, интересоваться происходящими в нем переменами.

Литература.

«Градоведческий путеводитель». Детям Заринска о родном городе. Муниципальное учреждение культуры. Централизованная библиотечная система, Заринск, 2009.

                                                   ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Дата

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Оформление предметно-развивающей среды

Деятельность педагога

Вводный этап  (подготовительный)

16-23 марта

Рассматривание фотографий о городе, иллюстраций.

Чтение и заучивание стихов о Заринске.

Прослушивание аудиозаписи песен о Заринске.

Участие в организации фотосессии  «Мой город Заринск».

Пополнение нравственно-патриотического уголка фотографиями о городе в фотоальбоме «Мой город Заринск».

Сбор краеведческого и познавательного материала о городе. Презентация «Ознакомление с родным городом».

Книги, открытки, фотографии.

Основной этап

23-31 марта

Беседа.  История возникновения города Заринска. «Рожденный недавно».

Рассматривание альбома «Мой город Заринск».

Просмотр слайдов презентации «Ознакомление с родным городом».

Рисование «Мой город ».

Совместная работа по оформлению альбома «Мой город Заринск».

Пополнение

Нравственно-патриотического уголка фотоальбомом «Мой город Заринск».

«Градоведческий путеводитель». Детям Заринска о родном городе.

Апрель 1 –я неделя

Символика города.

Дидактическая игра «Составь картинку».

Просмотр слайдов презентации «Символика города».

Рисование символики.

Участвовать в подборке фотографий, интересных исторических материалов о городе.

Размещение в нравственно-патриотическом уголке  символики г.Заринска.

Подбор иллюстраций символики города, слайдов к презентации «Символика города».

Апрель

2- я

неделя

Составление рассказов на тему «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Игра «Мой город».

Конструирование разных зданий из строительного материала.

Дидактическая игра «Из чего построен дом».

Чтение стихотворения С.Баруздина «Кто построил этот дом?»

Совместная деятельность с детьми «Составление карты-схемы «Дорога от дома до детского сада».

«Макет дома, в котором живу».

Пополнить нравственно-патриотический уголок картой города Заринска.

Познакомить с картой города Заринска, обозначениями на карте.

Фотографии зданий города (жилые, административные, торговые).

С.Баруздин «Кто построил этот дом?»

Апрель

3- я

неделя

Беседа «История в названиях улиц города». (Улица Воинов-Интернационалис-тов, улица 40 лет Победы, улица И.Я.Таратынова).

Дидактическое упражнение  «Мой адрес».

Игра «Я начну, а ты закончи» (правильное поведение в городе).

Участие родителей в экскурсии выходного дня  по улицам города (ул.Воинов- Интернационалистов, Ул.Таратынова, Ул. 40 лет Победы.

Пополнение картотеки о городе дополнитель-ной информацией «История в названиях улиц города».

Подготовка информации к беседе по теме.

«Градоведческий путеводитель». Детям Заринска о родном городе.

Фотографии зданий города (жилые, административные, торговые).

Апрель

4-я

неделя

Беседа «Достопримеча-тельности нашего городка».  (Храм, музей, фонтан, дерево влюбленных, верстовой столб, городские часы).

Дидактическая игра  «Жилое – нежилое».

Вечер загадок про город, здания и дома.

Участие родителей с детьми в экскурсии выходного дня по памятным местам города.

Принять участие в подборе литературы местных поэтов, выучить с детьми стихотворение.

Пополнение нравственно-патриотического фотографиями «Достоприме-чательности нашего городка»  в фотоальбоме.

Подбор материала по теме в книге «Градоведческий путеводитель». Детям Заринска о родном городе.

Оформление дидактической игры «Жилое – нежилое».

Подбор загадок.

Май,

1-я

неделя

Беседа «Памятники города Заринска».

( Мемориал Славы, 1985г., ул. Горького.

На автодороге Кытманово- Заринск- Барнаул Мемориал «Поле коммунаров», 1980г.

Мемориальный памятник Воинам-интернационалистам).

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе по славным местам города».

Чтение рассказа Л.Кассиля «Твои защитники».

Участие родителей в экскурсии выходного дня к Вечному огню, на Поле коммунаров, Мемориалу Славы.

Участие в фотосессии памятников.

Пополнение нравственно-патриотического  уголка фотографиями памятников.

Оформление стенда «Памятники нашего города».

Подборка фотографий памятников и  описание к ним.

Подготовка к сюжетно-ролевой  игре: атрибуты, загадки, стихи, музыка.

 Л.Кассиль «Твои защитники», «Таран», С.Алексеев «Капитан Гастелло».

Стихи

 «Праздник победы» Н.Френкель, «Вечный огонь» К.Чибисов, «Пограничники» С.Маршак,

«Мы мужчины» О.Дриз,

 «Герб России» В.Степанов.

Май,

2-я

неделя

Аппликация «Цветы памяти у Вечного огня».

НОД «Этот День Победы».

Выставка репродукции с картины художника-баталиста Ю.Непринцева «Отдых после боя».

Ручной труд: изготовление флажков для украшения группы к 9 Мая.

Чтение С.Алексеев «Выходное платье», «Особое задание».

Н.Кизеева «Дети войны».

Участие родителей в украшении группы флажками.

Пополнение уголка военно-патриотиче-ской литературой.

Украшение группы флажками.

С.Алексеев «Выходное платье»,

«Особое задание».

Т.Кудрявцева «Детский дом»,

Н. Кизеева «Дети войны».

Репродукция картины художника-баталиста Ю.Непринцева «Отдых после боя»

Май,

3-я неделя

Сюжетно-ролевая игра «Строим город», «Путешествие по городу». (ПДД)

Знакомство с творчеством поэтов г.Заринска с целью приобщения детей к истокам народной культуры родного города.

Встреча с интересными людьми. Экскурсия в ЦГБ. Творческая встреча с Алесей Белик.

Пополненение книжного уголка стихами поэтов-земляков: А.Белик, Н.Кизеевой, Л.Кладовой.

Подборка  стихов поэтов г.Заринска:

Л.Кладовой,

Н.Кизеевой,

А.Белик.

Организация встречи с А.Белик.

Итоговый этап

Май, 4-я неделя

Совместное итоговое мероприятие с детьми по проекту: НОД «Рожденный недавно».

Рисование «Город моей мечты».

Выставка рисунков «Город моей мечты».

Кукла Незнайка для организации сюрпризного момента. Подготовка и проведение совместного итогового мероприятия.

Педагогический совет. Презентация проекта «Мой любимый город Заринск».

                                                                                                    Приложение №1.

1.Дидактическая игра « Герб  города. Составь картинку».

Цель. Способствовать закреплению знаний герба своего города.  Закрепить знания о том, что изображено на гербе и что это обозначает.

Материал. Картинка герба, разрезанная на 8 частей.

Ход игры.

Воспитатель показывает герб города детям и предлагает собрать картинку в одно целое из ее частей.

2. Дидактическая игра «Из чего построен дом».

Цель. Совершенствовать знания о строительных материалах, из чего может быть построено жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имена прилагательные.

Материал. Изображения  жилища человека из разных строительных материалов.

Ход игры.

Воспитатель показывает картинки ( дом из стекла – стеклянный и т.д.

3. Дидактическая игра  «Жилое – нежилое».

Цель. Закрепить знания детей о том, что здания бывают жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди, в нежилых расположены организации и подсобные помещения и т.п.

Материал. Картинки и иллюстрации разных строений.

Ход игры.

Воспитатель предлагает определить         жилое или нежило помещение: дом –жилое, магазин – нежилое.

                                                                                                       Приложение №2.

Вечер загадок о зданиях, улицах …

***

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(Улица)

* * *

      Где встречается такое,
     Что земля над головою?
    (Тоннель, метро)

***

Сидим, пока над нами ночь,
   Как рассветет — уходим прочь.
  (Кинотеатр)

        ***

Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
(Магазин)

***

Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили.
(Улица)

***

Стоит весь день –
Ему не лень.
А как вечер придет –
Работать начнет.
(Фонарь)

Вдаль бежит — не тужит,
С ножками дружит.
(Улица)

***

Над рекою я лежу,
Оба берега держу.
(Мост)

***

Шагаешь — впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит.
(Улица)

***

На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
(Светофор)

***

Уродились грибочки
Одного росточка,
Стоят вдоль тропинки –
Ровные спинки,
Когда старый гриб ломается,
Новый растет.
(Улица)

***

Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)

***

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(Шоссе)

***

Стоит кошка
О четырех ножках.
(Скамейка)

***

Грянул гром, Веселый гром,
Засверкало все кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют —
Это праздничный…
(Салют)

***

Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
(Салют)

***

Греет лучше батареи,

С ним теплей и веселее.

(Камин)

***

Сто один брат, все в один ряд,

Одним кушаком подпоясаны.

(Забор)

***

То откроют,

То закроют,

Вот она скрипит

И ноет. (Дверь)

***

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа)

***

В суматохе городской
В летнем парке день-деньской.
В бронзовой чаше   Дождик пляшет.
(Фонтан.)

 ***

Водяные Цапли
Разбросали капли.
На ноге стоят одной-
Сеют пылью водяной.    (Фонтаны.)

***

В этом домике врачи 
Ждут людей, чтоб их лечить. 
Всем они помочь готовы - 
Отпускают лишь здоровых.

(Больница )

Приложение №3.

1.Беседа. «Рожденный недавно…»

Цель. Дать детям знания о том, как образовался город Заринск и почему город носит название Заринск.

Задачи.

    Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем.

    Продолжать учить отвечать на вопросы, поддерживать диалог.

    Воспитать  любовь к родному городу, чувство гордости за людей,  которые строили его, живут и работают в нем.

Материал.

Фотографии  города, села Сорокино в книге  «Градоведческий путеводитель».

Ход беседы.

       Воспитатель.  Предлагаю пальчиковую игру.

Ко мне гости прибежали.

Все друг другу руки жали:

-Здравствуй, Женя, Здравствуй, Таня!

-Рад Семену! Рад Светлане!

-Не хотите пирожок (сделать из ладошек пирожок)

-Может, коржик? (показать раскрытые ладони)

-Иль рожок? (сложить пальцы в виде рожка)

Вот драже вам на ладошку. (постучать пальчиками по раскрытой ладошке)

Все берите понемножку, (берут пальчиками с ладошки)

С ручек все стряхнули крошки (стряхивают кисти рук)

И захлопаем в ладошки.

- Зачем мы провели игру перед началом беседы? (поздоровались). Как вы обратились друг к другу? (по имени). Зачем вы назвали имя соседа? Кто вам его дал? Зачем  нужно имя?  (выделить из общей массы) Что еще можно выделить из общей массы по имени, названию? (называют)

Показываю карту Алтайского края. На карте обозначены точками населенные пункты. Как узнать, где находится наш город? (прочитать, у него есть название, имя)

- Вы знаете,  почему город назван Заринск, как и когда он образовался? (варианты ответов).

     Это было очень давно.  Когда- то, в середине семнадцатого века,  на берегах реки Чумыш появились первые переселенцы. Бедные крестьяне искали давние курганы – могильники с надеждой поживится чем -то полезным, группы «бугровщиков» - искателей кладов в древних курганах.

       До возникновения города здесь на этом месте существовало два поселка - Камышенка и Сорокино (1748г.), одно из старейших населенных пунктов. Его название, говорят легенды, произошло от скитальца Сороки, который, якобы, первый поселился на этом месте. В годы коллективизации коммуна «Заря Коммунизма» превратилась в колхоз с этим названием (1929г.).

Вопросы для закрепления.

1.Как назывались  населенные пункты, возникшие  первыми? (Сорокино, Заря коммунизма»).

2.Как вы понимаете слово «заря»? Когда мы сказать это слово? (Словарь: яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца).

3.Какая картина встает перед вашими глазами, когда говорите «заря»? (свет, рождение нового дня).

        В нашем случае - это рождение нового города. Так от слова «заря»   образовалось слово  Заринск, которым назвали  рабочий поселок.

(К началу 18 века здесь уже было несколько селений, а в 1748 году на карте Алтайского края появилось село Сорокино, которое и было административным центром до появления на свет Заринска) .

        Так появился на карте Алтайского края город Заринск, рожденный совсем недавно, 37 лет назад. Для города это очень маленький возраст, поэтому мы  говорим: наш город молодой.

         

   

2.  Беседа «Герб Заринска».

Цель.  Дать детям знания о  гербах, их назначением;

Задачи.

   Дать знания о назначении городских гербов;

   Познакомить детей со значением герба города Заринска;

   Воспитывать любовь к родному городу.

Ход беседы.

    Рассматриваем герб Российской Федерации.

-Что это? (герб) Какого государства? Показать гербы других городов. Сделать вывод, что государства и города имеют свои гербы.

-Что такое герб?(  Герб - это государственный и национальный символ, так же как флаг или гимн страны. Он символизирует государственную независимость, национальное единство).

-Зачем он нужен?  (Он определяет того, кому принадлежит).

-Где  помещают  герб?  (помещают на монетах, банкнотах, бланках, печатях, документах. Показываю) .

-А у города может быть герб? У Заринска есть свой герб? Вы можете показать герб нашего города? (показывают) Что символизирует герб? (Ответы, варианты ответов ).  Рассказываю:

  -Герб  был принят в 2000г. Он представляет собой гербовый щит лазоревого цвета. Основными символическими фигурами герба Заринска является летящий жаворонок, расположенный в верхней части гербового знака. Он символизирует устремленность в будущее, встречу нового дня! Жаворонок выполнен в золоте. Он распахнул крылья, готовый встретить восход нового дня. Второе символическое изображение на гербе Заринска – это золотое солнце. Оновстает из-за горизонта, символизируя возрождение, рост, процветание, устремление вперед. Победу Света! В то же время и жаворонок и солнце являются символическим отражением названия города Заринск (от «заря»). Голубой цвет – это, прежде всего, символ мира, славы, искренности, добродетели.

    Даже в гербе отразилось название города в виде жаворонка – утренней птицы, вестника зари.

    Игра «Собери картинку» (разрезанный  символ составляют в целое из частей).

3. Беседа « История в названиях улиц Заринска».

Цель. Привлечь внимание детей к истории малой родины.

Задачи.

Познакомить с историей возникновения названий улиц города.

Продолжать расширять кругозор, словарный запас через беседу о родном городе.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Заринску.

Ход беседы.

Воспитатель: Мы совершим небольшую прогулку по Заринску. Но идти нам никуда не придется, мы будем путешествовать из группы детского сада. Как такое возможно? (По карте) Предлагаю вам посетить места: железнодорожный вокзал, церковь,  телевизионный центр г.Заринска.

Как мы будем идти? (по улицам города)  Вы знаете название этих улиц? Я вам помогу, если вы испытываете затруднения.

     Наше путешествие мы начнем от дверей детского сада и пойдем к железнодорожному вокзалу. (Показываю на карте , движемся по маршруту). Вы знаете, как называется улица, где расположен железнодорожный вокзал? Вы знаете, почему она так называется? (Улица Воинов-Интернационалистов напоминает нам  о шестерых молодых парнях Заринска, погибших в Афганистане, о том, что они отдали свои жизни, исполняя свой интернациональный долг в Афганистане).

    Теперь мы идем к церкви. Как называется улица, на которой расположена церковь? ( В честь Ивана Яковлевича Таратынова– бригадира строительного управления 53, трагически погибшего на строительстве – названа улица  в его честь ул. И.Я.Таратынова).

    Теперь мы пойдем  к самому замечательному зданию, где снимают и показывают интересные концерты, праздники, предают городские новости – это ТВ-центр нашего города. Он находится на ул. 40лет Победы. Кто объяснит, какое скры событие положено в название улицы? (Улица 40 лет Победы – названа так в честь 40-летия Великой Победы над фашистской Германией  и в память обо всех воинах-земляках, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны).

    Возвращаемся в детский сад по самой длинной, главной улице. (Показываю)Как она называется?  (ул. Строителей). Почему я назвала ее главной? (Она была самой первой улицей в городе) Почему она так названа?  (Названа в честь людей, профессия которых связана со строительством; город строили люди из разных республик: украинцы, молдаване, армяне,  казахи и т.д.). Оказывается,  названия улиц нашего города  могут познакомить с его историей. Каждая улица – всего лишь частичка истории нашей родной земли, родного города. Но из таких частичек и складывается то, что делает нас людьми, помнящими  свое родство, свои корни.

                                                                                               Приложение №4 НОД

Тема.  Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Мой любимый город Заринск».

                                         НОД «Рожденный недавно…»

Цель. Дать детям знания о том, как образовался город Заринск и почему город носит название Заринск.

Задачи.

    Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем.

    Развивать интерес к изучению истории родного города, внимание, память, расширять словарный запас.
    Воспитать  любовь к родному городу, чувство гордости за людей,  которые строили его, живут и работают в нем.

Предшествующая работа.

Беседы: «История в названиях улиц Заринска», «Герб Заринска», «Рожденный недавно».

 Дидактические игры: « Герб  города. Составь картинку», «Жилое – нежилое».

Рисунки «Город моей мечты», карта города Заринска.

Кукла Незнайка для организации сюрпризного момента.

Используемые материалы: 
Аудиозаписи:

  • Песня о Заринске

Презентация:   Power Point «Мой любимый город Заринск».

                                                               Ход НОД

                                                                                     

    Воспитатель:

-Ребята, вы помните  сказочного героя? (Незнайка) Он сегодня снова у нас в гостях и снова пришел к нам не с пустыми руками.  Он принес запись песни. Послушаем?  (Слушают).О чем она? (О Родине)

   Незнайка  спрашивает, что такое Родина и просит  рассказать, какая она, Родина, и есть ли Родина у вас, потому что есть ли родина у него, он не знает.  Поможем? Давай, Незнайка,  ребята тебе  стихотворением  В.Степанова расскажут, «Что мы Родиной зовем?»

 

Ребенок:
Что мы родиной зовем?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём. 
(Родина – страна, в которой мы живем, она называется Россия, а малая родина – место, где человек родился и вырос. Наша малая родина – город Заринск . ).

Воспитатель:

-Ты, Незнайка, живешь в Солнечном городе.  Значит, твоя Родина… Подскажите, ребята (Солнечный город). Солнечный город, Незнайка, -  это твоя малая родина.

-Ребята  очень много знают о своем городе, несмотря на то, что город Заринск  еще совсем молодой, он образовался 37 лет назад. А до этого времени здесь был поселок. Вспомните, ребята, какое название было у поселка («Заря коммунизма»)

  - Незнайка, а ты знаешь, что такое заря? Ребята, объясним Незнайке слово «заря». ( 1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Бывает заря  утренняя и вечерняя . 2. перен.  Зарождение  чего-нибудь нового, радостного).  Получается, родился новый город,  поэтому получил название Заринск.

     Посмотри, Незнайка,  какой у нас  город: в нем много цветов и ярких красок. (Слайд).

    Ребята, на каком символе мы можем увидеть отражение света зари  нашего города? (На гербе города).

 -  Ребята,  Незнайка, может быть, не знает, что такое герб. Объясним ему

(  Герб - это государственный и национальный символ, так же как флаг или гимн страны. Он символизирует государственную независимость, национальное единство).

      Сейчас мы поиграем «Узнай герб города», «Собери картинку» (герб).

 Я вам предложу три герба, а вам нужно узнать герб города Заринска.

 Слайды.

Два ребенка соберут герб города из разрезанной на части  картинки герба. (Собирают).

-Что представляет герб и как цвет объясняет его значение?

( Герб  был принят в 2000году. Он представляет собой гербовый щит лазоревого цвета. Основными символическими фигурами герба Заринска является летящий жаворонок, расположенный в верхней части гербового знака. Он символизирует устремленность в будущее, встречу нового дня!  Жаворонок выполнен в золоте. Он распахнул крылья, готовый встретить восход нового дня. Второе символическое изображение на гербе Заринска – это золотое солнце. Оно встает из-за горизонта, символизируя возрождение, рост, процветание, устремление вперед. Победу Света! В то же время и жаворонок и солнце являются символическим отражением названия города Заринск (от «заря»). Голубой цвет – это, прежде всего, символ мира, славы, искренности, добродетели.

    Даже в гербе отразилось название города в виде жаворонка  –  утренней птицы, вестника зари.

   Проверяем сложенный из частей картинки герб. Смотри, Незнайка, ребята сложили герб правильно и быстро! Молодцы!

   -На каком предмете в городе вы видели герб города? (На городских часах) Слайд.

   Незнайка, ты понимаешь, даже герб города объявляет всем жителям, что родился город, новый город!  Город наш есть на карте, и ребята тебе покажут его на ней.

   Ребята, покажите Незнайке наш город на карте. (Показывают).

Зачем город занесен на карту? (Показать его местоположение, в какой части России он находится).  Наша малая родина, Незнайка,  находится недалеко от краевой столицы – города Барнаула. Заринск -  небольшой город,  с его достопримечательностями можно познакомиться за 1-2 дня. Приглашаем, Незнайка, тебя на прогулку, отправимся в небольшое путешествие по городу. Вы согласны, ребята?

Физминутка.

Мы по улице пройдемся, (шагают)

Влево, вправо оглянемся. (Руки на поясе, повороты)

По мосту – туда-сюда (бег по кругу влево-вправо)

Пробежимся, как всегда.

В Чумыше мы окунемся (имитируют плавание)

Побыстрее разотремся (растирают части тела)

До сосны бы дотянуться (тянутся)

И высоких гор коснуться,

В детский сад быстрей вернуться (шагают)

И друг другу улыбнуться (улыбаются).

Воспитатель:

-Для того чтобы отправиться в путешествие, нам нужна карта города. Для чего? (чтобы не заблудиться)

Маршрут в фотографиях обозначен на ширме.

Я буду читать вам загадку, а вы назовете место, откуда мы начнем свой маршрут. Назовете, какое это здание:  жилое  или нежилое.

Загадки

Со всех сторон,

Со всех концов,

Кто ждет прибытия поездов,

Того мы приглашаем в зал,

Что называется …вокзал. (Слайд)

-Правильно, мы прибываем на станцию Заринская, на железнодорожный  вокзал. (Нежилое).  На какой улице находится железнодорожный  вокзал?  (улица Воинов-интернационалистов). Почему так названа улица?  (Улица Воинов-Интернационалистов напоминает нам  о шестерых молодых парнях Заринска, погибших в Афганистане, о том, что они отдали свои жизни, исполняя свой интернациональный долг).

-Какой  памятник  погибшим солдатам  размещен на улице Воинов-интернационалистов (Танк).  Слайд.

  Дальше наш маршрут  пройдет по улице И.Я.Таратынова.  Почему она так названа? ( В честь Ивана Яковлевича Таратынова – бригадира  строительного управления №53, трагически погибшего на строительстве – названа улица И.Я.Таратынова). Что находится на этой улице? Церковь. Слайд. (Нежилое)

-Направо -улица 40 лет Победы. Объясните историю названия этой улицы. (Улица 40 лет Победы – названа так в честь 40-летия Великой Победы над фашистской Германией  и в память обо всех воинах-земляках, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны).

-Затем наш путь пройдет по улице Союза Республик. Расскажите историю названия этой улицы – Союза Республик. (Город строили люди из разных республик: украинцы, молдаване, армяне,  казахи и т.д.).  Какие здания находятся на улице Союза Республик? (Городское училище №41, спортивный зал, магазины. (Нежилые). Чем занимаются люди в этих зданиях?

-Теперь мы  пройдем по улице Строителей. Почему так названа улица? Какие здания расположены здесь? Их много, я читаю вам загадки, от вас жду ответы на них.

1.Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт,

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание …. почта. (Слайд).

2.Люди в белом не скучают,

    Не сидят без дела:

    Курс леченья назначают

    Эти люди в белом.

Если кто-то заболел,

Все идут лечиться

В городскую, областную
Детскую …больницу. (Слайд).

3.Если холодильник пуст,

Кушать если нечего.
  Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки.

Ты сюда  входи скорей

И бери корзину,

Покупай, что повкуснее

В нашем … магазине.

И заканчиваем путешествие, возвращаясь…

 4.Это что за чудный дом?

    Сто детишек в доме том.
   Дом детишкам очень раз

    Что же это? (Детский сад).

-Молодцы! Все загадки отгадали. А на какой улице  находится наш детский сад?

Посмотрите на фотографии и скажите, какие из этих зданий жилые, а какие –нет. (Называют). Почему?

-Вот и прошли мы по центральной части города. Познакомили Незнайку с основными зданиями.  Как вы думаете, какие ему могут пригодиться и зачем? (Больница, почта, магазин, вокзал). А вдруг заблудится он? (Ему поможет карта города). Но движение машин в городе большое, как  он справится без нашей помощи? (Ему помогут светофор и пешеходный переход). Зачем мы знакомили Незнайку с нашим городом? (Он просил рассказать о нашей родине,  что обозначает  название  города). Что такое Родина? Она есть у всех? Незнайка, у тебя тоже есть Родина. Как называется, ребята, родина Незнайки?  (Это  Солнечный город!)

-Вы любите свой город?

Есть пословицы о Родине:

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина краше солнца, дороже золота.

-Как вы их понимаете? Хотите, чтобы наш город  стал еще краше? Что для этого нужно делать? А вот  каким вы хотите видеть город свой в будущем, рассказывают ваши мечты о красивом городе. ( Коллаж «Город моей мечты»). И ты, Незнайка, с ребятами-друзьями  можешь сделать  Солнечный город краше. Каким образом,  дети? (Дети предлагают). А чтобы ты, Незнайка, не забыл  нас,  дарим тебе фотоальбом, мы его назвали «Мой любимый город Заринск».  А теперь пришло  время прощаться:

  - До свидания, Незнайка, вспоминай  нас в Солнечном городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Мой любимый город"

проект по нравственному воспитанию...

Детский проект "Мой любимый город"

Детский проект по ознакомлению с родным городом, его историей и достопримечательностями....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Проект "Мой любимый город"

Проект "Мой город" (социальный мир) средняя группаАвтор проекта: Кондратьева Ирина Викторовна,...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Краткосрочный проект «Мой любимый город – город будущего» для детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен  на формирование  знаний детей о городе, в котором они  живут; умение передавать свои впечатления о родном городе; воспитание чувство любви к своему городу.  ...