Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
материал (подготовительная группа) по теме
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях; выработку у детей коммуникативных способностей, развитию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В методическую разработку включены разные формы работы, использованы различные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материалы разработки | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №26 компенсирующего вида
Красносельского района
Санкт-Петербург
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей
в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город»
в подготовительной к школе группе.
подготовила
воспитатель
Ушакова Ольга Владиславовна
г. Санкт-Петербург
2013
«Здесь будет заложен город» - мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Совместная непосредственная деятельность с детьми «Создание карты центра Санкт – Петербурга»
Задачи:
- Познакомить детей с центром города
- Продолжать развивать умение ориентироваться по карте
- Развивать умение с помощью аппликации создавать пространство рек, проспекта, домов
- Воспитывать любовь к родному городу
- Формировать умение выполнять действия для совместной работы
Предполагаемые виды аппликации: аппликация с элементами рисования, обрывная аппликация из рваной и мятой бумаги для передачи выразительности образа.
Материалы: краски – гуашь, цветные маркеры, бумага для аппликации синего и голубого цветов для изображения рек, фольга для изображения асфальтового покрытия.
Ход деятельности:
Детям демонстрируется карта центра города, рассматриваются основные объекты: Невский проспект, река Нева, Заячий остров, Стрелка Васильевского острова.
Предлагается выбрать ход работы, материалы, распределить работу.
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
«Город на островах»- мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Совместная непосредственная деятельность с детьми «Создание «зашифрованных» картинок названий рек»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с названиями рек и каналов города
- Закреплять умение понимать и «расшифровывать» названия рек в картинках, сходных с названиями (фонтан – Фонтанка)
- Развивать зрительную память детей
- Продолжать развивать умение ориентироваться по карте
Ход деятельности:
Дети вместе с педагогом рассматривают карту центра города, находят реки, читают названия. Затем педагог рассказывает, что названия рек можно «зашифровать» в картинках, с изображением, сходных по названию предметов.
Педагог показывает картинки - дети «расшифровывают» их.
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
«Визитная карточка города» (символы города: герб города, Невский проспект, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Медный всадник)- мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Совместная непосредственная деятельность с детьми «Рисование: Герб Санкт – Петербурга; заполнения карты изображениями достопримечательностей города»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города
- Формировать умение располагать объекты на карте
- Познакомить детей с изображением герба Санкт – Петербурга
- Развивать зрительно – моторную координацию (обводка по внешним трафаретам)
- Продолжать формировать умение выполнять совместные действия, давать советы, принимать помощь товарища.
I. Ход деятельности по знакомству с гербом города и его основными достопримечательностями:
Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением достопримечательностей города, назвать их, отметить основные детали, по которым можно узнать тот или иной объект, расположить их на самодельной карте, используя карту подсказку.
Затем демонстрируется герб Санкт – Петербурга и предлагается его изобразить с помощью трафарета.
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
II. Интегрированный досуг КВН
Задачи:
- Закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.
- Развивать речь детей за счет полных ответов на вопросы викторины.
- Развивать творческие способности.
- Формировать умение быстро реагировать на изменение ситуации.
- Развивать командный дух.
Инструментарий: презентация «Осень в Санкт – Петербурге» (создана Ушаковой О.В.), муляжи ключей от города, карточки с изображением цифр для подсчета баллов, эмблемы команд, две половины листа ватмана, с изображением гривы льва, два черных маркера, атрибуты для эстафеты (силуэтные и реалистичные изображения достопримечательностей города, с креплением на фланелиграф), атрибуты для д/и «Собери герб города» (герб из частей), раскраски с изображением наиболее известных детям мест города Санкт –Петербурга (для призов)
ход деятельности КВН
ХОД КВН
Дети под маршевую музыку входят в зал и рассаживаются перед экраном.
Презентация «Осень в Санкт –Петербурге»
Ведущий сообщает, что сегодня состоится КВН между двумя командами, необходимо показать свои знания о городе, смелость, ловкость, смекалку и главное умение дружно сообща преодолевать препятствия на пути к победе. Желает всем удачи.
Входит ПетрI (взрослый переодетый в костюм Петра), показывает ребятам ключи от города и рассказывает. У Петербурга два ключа: один большой, другой поменьше. Ключи сделаны из металла и покрыты золотом. Кольцо большого ключа украшает двуглавый орел. На груди у него герб Санкт – Петербурга. Дужка другого ключа выглядит как две плавно изогнутые веточки лаврового дерева. Ключи хранятся в специальном ларце. На бархатной подушечке. Ларец находится в петропавловской крепости. У меня копии ключей и если вам удастся их заработать, то можно ими открыть мой ларчик и получить бесценные дары. Заработает ключи та команда, которая выиграет в КВН
- Представления команд
Команда «Летний сад»
- Чтение стихотворения:
В летнем саду.
Осень на белые статуи снова
Сыплет свою золотую красу.
Солнечный отсвет не лбу у Крылова
Гаснет, в седьмом исчезая часу.
Некогда Петр по земле этой славной
Шел… Вот следы не его ли шагов?
Здесь набирался он силы державной,
Воли к борьбе против древних оков.
Осень плетет паутинные сети;
Мраморным римлянам любо глядеть,
Как разыгралась вкруг дедушки дети…
Скоро уж время снежинкам лететь!
Валдис Лукс
- Ритмопластика: «Осенний романс», композиция С. Кустовой
Команда «Заячий остров»
- Чтение стихотворения:
Остров Заячий на реке Неве
Остров Заячий – на реке Неве…
Там – шуршит листва в мураве-траве,
И берут вас в плен там белы пески
У гранитных стен Петропавловки.
Остров Заячий – на реке Неве…
Там Собора шпиль в неба синеве
Золотой иглой словно жар горит,
А вверху златой ангел там парит.
Остров – Заячий, только сердце – льва!
Крепость град Петров зорко стерегла,
Озирала даль из бойниц-щелей,
Чтобы враг-злодей не подкрался к ней!
- Ритмопластика: «Капельки», композиция С. Кустовой
Подведение итогов.
- Д\И «Сложи герб города»
Команды на скорость, каждая на своем фланелиграфе выкладывают герб из частей.
После того, как обе команды выложат герб, капитаны команд должны рассказать , какая часть герба, что обозначает.
Подведение итогов.
- Игра: «Кто больше назовет достопримечательностей города»
Петр I рассказывает, что он очень любит свой город и надеется, что и ребята тоже его любят и хорошо знают и смогут назвать много известных и значимых мест города – достопримечательностей.
Команды по очереди называют названия достопримечательностей города. (предполагаемые названия: Невский проспект, Петропавловская крепость. Русский музей в Михайловском дворце, Петропавловский собор, Домик ПетраI, Адмиралтейство, Летний сад, Памятник Петру I, Зимний дворец и музей в нем – Эрмитаж, Храм Воскресения Христова – Спас на крови, Александрийская колонна, Казанский собор и др.)
Подведение итогов.
- Музыкальная пауза
Дети все вместе исполняют песню: «Осенний вальс», Л.Гусева, «Колокольчик» №26, 2002г.
- Рисование с закрытыми глазами
Детям предлагается выбрать участника, который лучше всех умеет рисовать. На ½ ватмана изображена грива льва, изображений которых очень много в нашем городе, необходимо пока звучит музыка дорисовать на гриве морду льва. Кто лучше справится, тот выиграет.
Подведение итогов.
- Эстафета «Найди, чья тень»
Необходимо выложить на фланелиграфе реалистичные изображения достопримечательностей города, напротив их силуэтных изображений. Выполнять задание каждый игрок команды может только после передачи эстафеты, чья команда правильно и быстрее выполнит эстафету, та и выиграет.
Подведение итогов.
- Викторина.
ПетрI задает детям вопросы, каждой команде свой. Жюри фиксирует количество правильных ответов их полноту.
Вопросы:
- В нашем городе есть памятник великому русскому поэту, автору множеству стихов и поэм, одной из которых является поэма «Руслан и Людмила» (предполагаемый ответ: это памятник А.С. Пушкину, который находится на площади Искусств)
- В нашем городе есть памятник, постаментом для которой послужила часть скалы, которую в народе назвали «Гром камень», что это за памятник и кому он поставлен (предполагаемый ответ: Это Медный всадник, он поставлен ПетруI – основателю нашего города)
- Расскажите, какой музей находится в Михайловском дворце, и почему он так назван (предполагаемый ответ: в Михайловском дворце находится Русский музей. Он так называется, потому, что в нем собрана коллекция работ русских художников и скульпторов)
- Какой музей находится в Зимнем дворце (предполагаемый ответ: Эрмитаж, в нем хранятся картины, скульптуры, украшения, посуда, изделия из золота. Серебра, мрамора и других материалов. Эти предметы рассказывают о жизни людей разных времен и стран)
- Фото вопрос: предлагается рассмотреть изображение ангела и назвать шпиль какого собора он украшает (предполагаемый ответ: этот ангел находится на шпиле Петропавловского собора, который находится в Петропавловской крепости и как бы охраняет наш город)
- Фото вопрос: предлагается рассмотреть изображение кораблика и назвать, на шпиле какого здания он находится (предполагаемый ответ: это флюгер-кораблик, который находится на шпиле Адмиралтейства)
Подведение итогов конкурса и всего КВНа
Детям сообщается, что победила дружба и что они сообща, обе команды заработали много очков и могут открыть ларец и забрать содержимое себе. Дети открывают ларец и разбирают раскраски.
Заключительная песня: «Петербургский дождь», «Колокольчик» №26, 2002г.
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
Урок мужества «Город воинской славы» - мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Совместная непосредственная деятельность с детьми «Просмотр презентации «Блокада», рисование «Блокадный город»
Задачи:
- Познакомить детей с исторической страницей блокадного Ленинграда
- Вызвать эмоциональный отклик на события военных лет
- Продолжать развивать умение рисовать сюжет по представлению
Ход деятельности:
Просмотр презентации «Блокада» Создана Ушаковой О.В.
Приложение 1
Презентация: «Блокада»
Слайд 1.
Было 22 июня 1941 года. В этот день началась тяжелая кровопролитная война нашего народа с фашистскими захватчиками. Наш город тогда назывался Ленинград. Фашисты окружили его и взяли в кольцо – началась БЛОКАДА. Из окруженного города нельзя выехать, и в него нельзя приехать. Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город. Добраться в город можно было только по воде.
Педагог с детьми рассматривают карту и все объекты на ней.
Слайд 2.
Наши летчики защищали город, смело сражались с фашистскими самолетами. На фотографии мы видим, как наши истребители пролетают над стрелкой Васильевского острова.
Слайд3.
Из-за окружения в городе начался голод. Особенно трудно было выжить в первую блокадную зиму. Сейчас этот голодный человек придет домой и отрежет тоненький ломтик от этого маленького кусочка. Ломтик хлеба, кружка кипятку – вот и весь обед блокадного ленинградца. Он съест его не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему? Небывалый мороз на улице. И в домах такой же мороз. Нет угля, поэтому не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печи. Холодно и темно в комнате. Не горит больше электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты ленинградцев.
Слайд 4.
Нет и воды в ленинградских квартирах. Замерз, не работает водопровод. Люди набирали воду прямо из люков, из проруби на Неве.
Слайд 5.
В теплое время можно было, хотя и с риском для жизни, переправиться по воде на «Большую землю». Зимой решено было строить «Дорогу жизни». И потянулись машины по дороге в город с продовольствием, а в обратный путь с детьми и истощенными людьми. Много мужества и ответственности проявили шоферы и другие работники дороги.
Педагог зачитывает рассказ «Волшебный котелок» (Н.Ходза «Дорога жизни»)
Слайд 6.
Трудно было в это время и взрослым и пожилым, но особенно трудно и страшно было детям. Вот перед вами дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.
Педагог зачитывает страницы дневника.
Слайд 7.
Перед вами рисунки детей блокады. Они все о войне.
Слайд 8.
Но люди верили в победу. И она пришла, наши войска прорвали блокаду и погнали фашистов прочь с нашей земли. Все жители города радовались, обнимали друг друга, поздравляли. В честь снятия блокады в городе прозвучал праздничный салют.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Наступило мирное время. В честь павших жителей города, установили много памятников и мемориалов. И каждый год люди в памятные даты приходят к ним, чтобы поклониться и мысленно поблагодарить каждого погибшего за его жизненный подвиг.
Слайд 12.
А это особенный памятник – он установлен в память о погибших детях.
Слайд 13.
В нашем районе тоже много памятников и памятных мест, посвященных тому далекому времени.
И мы с вами обязательно посетим их.
Слайд 14.
Слайд 15.
Использована информационно – коммуникативная технология.
Представлена на непосредственно развивающей деятельности педагога с детьми.
Область – познавательно речевое развитие (РПС)
Дата проведения 31.01.2012г.
Материалы к презентации см. приложение 1
Рисование по представлению на тему «Блокадный город»
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
«Санкт –Петербург – город музеев» -мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Конкурс для детей и их родителей «Отчет о посещении музея Санкт – Петербурга»
Задачи:
- Расширять знания детей о музеях города
- Стимулировать родителей проводить досуг, посещая с детьми музеи города
- Развивать коммуникативные качества детей
Ход деятельности:
Рассказать детям о различных музеях города, объявить о конкурсе рисунков: «Отчет о посещении музея»
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
«Зеленое ожерелье города» (виртуальное путешествие по пригородам Санкт – Петербурга) - мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Совместная непосредственная деятельность с детьми «Рисование пейзажа «Природа моего города»
Задачи:
- Формировать умение видеть красоту родного пейзажа
- Формировать умение изображать пейзаж
Ход деятельности:
Перед детьми выставляются изображения природы пригородов Санкт –Петербурга (Пушкин, Павловск), предлагается выбрать сюжет и зарисовать его на листе.
Во время работы звучит тихая музыка.
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
«Наше Лигово – далекое и близкое» - мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Конкурсов иллюстрированных рассказов о любимых и значимых местах Красносельского района.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием район города
- Воспитывать желание бережно относится к природе и достопримечательностям района
- Развивать диалогическую речь
Ход деятельности:
Дети показывают свои рисунки и фотографии и рассказывают, чем то или иное место интересно для их семьи.
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
«С днем рождения, город мой» - мероприятие в детской библиотеке «Синяя птица»
Совместная непосредственная деятельность с детьми Создание оригами «Подарок городу – лебеди на Лебяжьей канавке»
Задачи:
- Учить складывать фигурку лебедя
- Воспитывать любовь к родному городу и желание беречь, и заботится о его процветании
- Формировать желание совместно трудится для общего результата
Ход деятельности:
Детям рассказывается, что скоро день города, и они могут изготовить подарки для города. Рассматривается изображение Лебяжьей канавки и лебедей на ней, предлагается детям сложить таких лебедей техникой оригами.
Фотографирование результата и помещение фотографий в альбом «Я люблю и знаю свой город»
Защита проекта перед родителями и педагогами сада (рассказывание о каждой странице альбома в парах)
Задачи:
- Закреплять умение договариваться о совместной деятельности в парах
- Развивать связную речь, за счет составления рассказов о своем блоке альбома
- Воспитывать культуру слушания и повествования
Ход деятельности:
Представление участников. Исполнение песни «Петербургский дождь» С. Кожуховская, «Колокольчик» №26 2002г.
4 выступления с защитой первых этапов проекта
Чтение стихотворения:
« В летнем саду»
Осень на белые статуи снова
Сыплет свою золотую красу.
Солнечный отсвет не лбу у Крылова
Гаснет, в седьмом исчезая часу.
Некогда Петр по земле этой славной
Шел… Вот следы не его ли шагов?
Здесь набирался он силы державной,
Воли к борьбе против древних оков.
Осень плетет паутинные сети;
Мраморным римлянам любо глядеть,
Как разыгралась вкруг дедушки дети…
Скоро уж время снежинкам лететь!
Валдис Лукс
4 выступления с защитой проекта
Исполнение песни «Осенний вальс» Л.Гусева, «Колокольчик» №26 2002г.
Чтение стихотворения:
Остров Заячий на реке Неве
Ольга Сафронова Таганрог
Остров Заячий – на реке Неве…
Там – шуршит листва в мураве-траве,
И берут вас в плен там белы пески
У гранитных стен Петропавловки.
Остров Заячий – на реке Неве…
Там Собора шпиль в неба синеве
Золотой иглой словно жар горит,
А вверху златой ангел там парит.
Остров – Заячий, только сердце – льва!
Крепость град Петров зорко стерегла,
Озирала даль из бойниц-щелей,
Чтобы враг-злодей не подкрался к ней!
Ритмопластика: «Капельки», композиция С. Кустовой
Подведение итогов: высказывания детей и взрослых о выступлениях.
Награждение победителей.
Список литературы:
- Е.Дмитриева «Пособие по истории города Санкт-Петербург. Выпуск первый», СПб, КОРОНА-принт, , 2005
- Евстратова А.В., Емельянова С.В. Настольная игра «Петербург», СПб, «ОКСВА», 2010
- Настольная игра «Знакомство с Санкт-Петебургом», СПб, ООО «МодЭкс» , 2010
- Музыкальный журнал «Колокольчик» №26, СПб, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системная паутинка к проекту "Мой любимый город - Санкт- Петербург"
Название проекта: «Мой любимый город - Санкт- Петербург»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 2 недели. 02.12.2014-13.12.2014 г.Участники проекта: педагоги старшей группы, музыкальный руководитель, р...
План- проект "Мой любимый город Санкт-Петербург".
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, желание сохранить еѐ культурные особенности ,трудиться на благо сво...
Проект «Мой любимый город – Санкт-Петербург»
Познавательно-информационный проект по развитию патриотического воспитания«Мой любимый город – Санкт-Петербург»для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет...
Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»
В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...
Проект "Мой любимый город Санкт- Петербург"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и л...
Фото к проекту "Мой любимый город Санкт- Петербург"
Фотографии...
ПРОЕКТ. «Мой любимый город Санкт - Петербург ». Старший –подготовительный возраст.
Заинтересовать каждого ребенка, подобрать к каждому индивидуальный подход, затронуть его воображение, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге, это и есть цель данного направления по развитию дошкол...