Конспект НОД для детей старшей группы «В гостях у старичка-лесовичка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Романенко Татьяна Юрьвена

Конспект НОД  для детей старшей группы «В гостях у старичка-лесовичка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_starichka-lesovichka.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 10

Конспект НОД

 для детей старшей группы

«В гостях у стричка-лесовичка»

 

 

       Составила и подготовила:

воспитатель  Романенко Татьяна Юрьевна

ст. Каневская

2014г.

Программное содержание:

  1. Уточнять и расширять представление детей о весенних изменениях в природе, о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).
  2. Обогащать и систематизировать представление детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных в весенний период, их поведении, повадках.
  3. Воспитывать любовь к животному миру. Воспитывать умение слушать ответы сверстников и дополнять их.

Материал: карточки с изображением животных для игры «Лото», картинки-схемы с изображением весенних явлений, фонограмма «Звуки весеннего леса».

Ход занятия:
На окне дети с воспитателем находя зеленый листок – письмо.

- Ребята, к нам в окошко залетел необычный листок, что это? Да это же письмо, сейчас прочтем, что там?

«Дорогие ребята, пишет ваш старый знакомый старичок-лесовичек. Вы давно не бывали у меня в гостях, а ведь с тех пор вокруг все так изменилось, надеюсь, вы примите мое приглашение? Я хочу, чтобы вы сами увидели, услышали и больше узнали о наши лесных новостях. Но в мой чудесный лес вы сможете попасть, ответив на мои вопросы и выполнив задания, которые я вам отправил по электронной почте

  1. Слайд №2

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня,

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

О каком времени года говорится в этом стихотворении?  (Весна)

  1. Слайд №3

- Подберите слова, которыми можно описать весну. (Теплая, солнечная, яркая, цветущая, журчащая, звенящая и т.д. Слайд №4)

  1. Слайд №5

- Какие изменения происходят в жизни птиц весной. (Прилетают с юга, вьют гнезда, выводят птенцов. Слайд №6)

4. Слайд №7

- Что происходит весной с растениями? (трогаются в рост деревья, появляется трава, цветы. Слайд №8).

5. Слайд №9

- Что происходит с насекомыми с наступлением весны? (насекомые, которые спали зимой, просыпаются. Слайд №10).

6. Слайд №11

- А еще ребята у меня к вам просьба, весенний ветер немного  пошалил в лесу, сорвал и смешал все картинки с нашего лесного календаря. Помогите лесным жителя, отберите картинки-схемы, с изображением признаков весны (Дети отбирают картинки-схемы, вывешивают их на фланелеграф и объясняют свой выбор) »

Слайд №12 (ребята отлично выполнили задания и получили одобрение лесовичка)

- Вы готовы отправиться в лес? Становитесь за мной, пошли!

Дети шагают по кругу и говорят слова:

  Мы девчонки, мы мальчишки –

  дружные ребята,

  Любим в лес ходить гулять -

  Мы же дошколята.

  Раз, два, три, четыре, пять,

  В лес пришли мы погулять.

- Вот ребята, наша с вами первая остановка – привал на опушке леса, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем звуки леса (звучит фонограмма «Звуки весеннего леса»).

- Что вы услышали? (журчание ручейка, пение птиц и т.д.)

- Молодцы, ребята. Прежде чем мы пойдем гулять по лесу, давайте вспомним правила поведения в лесу! (ребенок, по желанию, рассказывает)

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

- Давайте присядем на пенечке (стульчики) и немного отдохнем

Слайд №13

Что за зверь лесой

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

Слайд №14 «Заяц».

- Ребята, какие изменения весной происходят в жизни зайца? (меняется окраска).

-  А как вы думает, почему зайцы меняют цвет шубки весной? (ответы детей)

- Весной, как только появляются проталины, у зайчих уже родятся дети, сразу 2-3, а то и 4 зайчонка. Мать-зайчиха мало заботится о своих детях: даст пососать молока, да и убежит… Но у зайцев на этот счет свой порядок заведен. У них каждая мать всем детям кормилица, какая бы зайчиха мимо зайчат не пробежала, обязательно накормит малышей своим молоком.

- Ребята, а чем питаются зайцы весной? (молодыми травами, ветками, корой деревьев).

- У зайцев много врагов, как вы думаете, кто они? (волк, лиса и т.д.)

- Верно, на них нападают лисы, волки, орлы, филины, ястребы. Взрослые зайцы от преследования спасаются бегством; бегают зайцы быстро, большими прыжками, потому что задние лапы у них длинные, передние короче, и от волка, и от лисы могут убежать зайцы. Что вы можете сказать об ушах зайца?

- У зайцев длинные уши, они хорошо слышат, заяц всегда настороже, всегда готов бежать от опасности. Днем зайцы прячутся где-нибудь под кустом, в небольшой ямке около пенька, а как начнет темнеть, они выходят кормиться.

- Путешествие продолжается… (Слайд №15)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом? (Белка)

Слайд №16

- Что можете рассказать про белку? (Шерсть у белки зимой серебристо-серая, а весной цвет меняется, она становится рыжей, хвост у нее пушистый, уши торчком, с кисточкой на концах).

- Где обустраивает свой дом белка? (в дуплах деревьев)

- Что помогает белке быстро взбираться по стволам деревьев? (острые когти).

- У белки длинные острые когти, с их помощью она легко взбирается высоко на деревья. А чем питаются белки? (зерна, почки растений, насекомых, муравьиные яйца, ягоды, грибы, орехи, желуди).

- Белка – резвый и непоседливый зверек, весной у белки появляются бельчата, она очень заботливая мать. Как вы думаете, кого боятся белки в лесу? (куницу).

- Встаньте, ребята, давайте немножко поиграем.

Физминутка.

Вот высокая сосна

К солнцу тянется она.

(стоя, руки вверх, потянуться, подняться на носочки)

Над поляной дуб старинный

(наклон вперед, развести руки в стороны),

Ветви в стороны раскинул

(стоя, руки к плечам, поворот вправо (влево), руки в стороны)

По тропинке мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

(Дети шагают на месте).

Раз, два, три, четыре, пять

(прыжки на месте),

Хорошо в лесу гулять

(хлопки).

Дети садятся на стулья

Слайд №17

На овчарку он похож:

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть! (Волк)

Слайд №18.

- Где живет волк в лесу? (логово)

- Логово волки устраивают под вывернутыми корнями деревьев, кустарниками, на склонах оврагов. В поисках добычи обходят большие расстояния. Об этом говорит народная пословица: Волка ноги кормят. Волк очень похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире, шея толстая, хвост опущен, малоподвижен. Его уши всегда стоят торчком, у волка острый слух. Глаза волка сверкают желтоватым блеском, он хорошо видит даже в сумерках. Весной у волчицы рождаются детеныши, как их называют? (волчата)

 - Чтобы накормить детенышей, волк совершает набеги на стада овец, этого мяса достаточно чтобы насытить 6-8 волчат. Волк может ничего не есть 5-7 суток, от этого он становится еще более дерзким, злым. Мать-волчица кормит малышей, играет с ними, заботится о них (Слайд №19).

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной (Ёж).

Слайд №20

- Как проводят зиму ежи? (спят)

- Где в лесу живут ежи? (в кустах, траве, норе)

- Что отличает ежа от других лесных жителей? (иголки)

- Для чего ежу иголки? (служат ему защитой и для нападения)

- Чем питаются ежи? (насекомые, улитки, мыши, лягушки, жук, даже ядовитые змеи)

- Весной у ежей появляются детеныши, как их называют? (ежата).

- они рождаются с закрытыми глазами и ушами, иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения, белые, мягкие. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, но почувствовав опасность, перетаскивает их в другое, более спокойное место. Малыши быстро подрастают, когда откроют глазки и ушки, а иголки потемнеют и станут твердыми, ежата выходя из норы, бегают следом за мамой-ежихой. Родители учат ежат искать пропитание, ловить жуков, моллюсков, мышей. Днем ежи спят, а ночью выходя на охоту, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. Ежик очень забавный зверек, толстенький, кругленький, вся спинка и бока покрыты не шерстью, а острыми колючками. При опасности еж свертывается, прячет мордочку и лапки. В воде ёж плавает, вытягивая вперед мордочку. Ежи в неволе быстро привыкают к людям, к их зову, ловят в доме мышей, едят молоко, сыр, хлеб, сырое мясо, овощи и плоды. А если дома ежа приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет, а иголки его в одну сторону лягут – хоть гладь, как котенка.

Слайд №21

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая… (лисица)

Слайд №22.

- Верно, ребята. Что вы знаете о лисе?

- Чем питаются лисы? (змеями, яйцами лесных птиц, фруктами, ягодами, грызунами)

- Лисицы роют глубокие норы с несколькими запасными ходами, скрытыми ходами. В марте лисица прилежно ищет нору для своего будущего потомства. Когда апрельское солнце обогревает землю и покажется молодая зелень, у лисицы родятся 5-8 слепых, но крепких лисят. Лисица-мать внимательно следит, не угрожает ли кто-нибудь ее детенышам. Она заботится о них и оберегает их, предупреждая об опасности коротким лаем. Она хорошо видит днем и ночью, лисята растут быстро. А как вы думаете, почему у лисы кончик хвоста белый? (ответы детей). Верно, когда лиса выходит на охоту в сумерках, ее белый кончик хвоста заметен ее малышам, они бегут за мамой, не теряясь. К концу осени лисята покидают родное логово. Они начинают совершенно самостоятельную жизнь.

Слайд №23

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна (Медведь).

Слайд №24.

- Что делают медведи зимой? (спят)

- А как медведи узнают что пришла весна и пора просыпаться?

Слайд №25

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет — вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил — кругом вода.

Заспешил медведь наружу:

Вылез он и видит лужи,

Заливает — не до сна!

Тает снег... Пришла весна!

- Зимой в берлоге у медведицы появляются 2-3 беспомощных медвежонка. К весне они подрастают и становятся ростом с небольшую собаку, кроме молока медвежата едят зелень, ягоды, насекомых. С ними медведица ходит все лето. Неуклюжая на вид медведица, очень подвижная, хорошо плавает, в случае опасности бегает быстро, галопом. Взрослый медведь – это всеядный зверь. Чем питается медведь? (лягушками, ящерицами, раскапывают муравейники, любят полакомиться медом диких пчел). Медведь также является заядлым рыболовом, он может часами ловить рыбу.

- Вот ребята, сколько зверей мы сегодня встретили в лесу,  сколько интересного узнали об их жизни, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

- Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад, станем в круг, возьмемся за руки, закройте глазки, послушаем на прощание звуки леса (звучит фонограмма «Звуки леса»).

- Откройте глаза. Мы вернулись в детский сад. Давайте подойдем к столам, на которых лежат картинки с изображением животных, и нарисуем на маленьких карточках кто чем питается. У нас получится игра «Лото. Лесные жители».

Дети рисуют по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник в старшей группе "В гости к Старичку -Лесовичку"

Закрепление  экологических  знаний  в игровой форме....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "В гостях у старичка - Лесовичка"

Тема: «В гостях у старичка - Лесовичка» (с использованием мнемотехники).Программное содержание: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о разнообразном значении леса в жизни человека,...

Конспект развлечения в старшей группе "В гостях у старичка Лесовичка"

Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма.Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны з...

Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы "В гости к старичку Лесовичку"

Закрепление навыка счета в пределах 5-ти, упражнение в умении различать и называть предметы круглой, квадратной и треугольной формы....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В гостях у Старичка - Лесовичка».

Цели: - закреплять умение считать в пределах пяти в прямом и обратном порядке,- продолжать закреплять умение составлять числовой ряд;- закреплять знания о геометрических фигурах: квадрате, прямоу...