"Ознакомление с миром природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему
Календарно - тематическое планирование на все возраста: образовательная область "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_mirom_prirody_-_kopiya.doc | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с миром природы в группе раннего возраста
Название месяца | Содержание работы | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках, на улице кошку; - формировать представление о частях тела: глаза, уши, лапки, рот; - формировать умение выделять характерные особенности кошки – хвост; - формировать умение подражать голосу кошки; - формировать представление об овощах: помидор (цвет, вкусовые качества); - формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; - через обращение внимания детей на зеленую травку, яркие крупные цветы воспитывать бережное отношение к растениям; - формировать представление о песке; - обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Кошка в гости к нам пришла» - «Кто так кричит» - «Покажи, что есть у кошки» - «Что спряталось в мешочке (помидор)». | - узнает на картинке, в игрушках, на улице кошку; - имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности; - подражает голосу животного; - различает помидор; - бережно относится к окружающей природе. |
Октябрь | - Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках, на улице собачку; - продолжать формировать представление о частях тела: глаза, уши, лапки, рот; она ест, передвигается; - продолжать формировать умение выделять характерные особенности собаки – мордочка; - продолжать формировать умение подражать голосу собаки; - формировать представление об овощах: огурец (цвет, вкусовые качества); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; - через обращение внимания детей на зеленую травку, яркие крупные цветы воспитывать бережное отношение к растениям; - формировать представление о воде; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Собачка в гости к нам пришла» - «Кто так кричит» - «Покажи, что есть у собачки» - «Что спряталось в мешочке (огурец)». | - узнает на картинке, в игрушках, на улице собачку; - имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности; - подражает голосу животного; - различает огурец; - бережно относится к окружающей природе. |
Ноябрь | - Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках, зайчика; - продолжать формировать представление о частях тела: глаза, уши, лапки, рот; он ест, передвигается; - формировать умение выделять характерные особенности зайчика – длинные уши; - формировать представление об овощах: морковка (цвет, вкусовые качества); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь; - продолжать формировать представление о песке; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Зайчик в гости к нам пришел» - «Покажи, что есть у зайки» - «Зайчик – попрыгайчик»» | - узнает на картинке, в игрушках, на улице зайчика; - имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности; - различает морковку; - бережно относится к окружающей природе. |
Декабрь | - Продолжать формировать умение узнавать на картинке, в игрушках петушка; - продолжать формировать представление о частях тела: глаза, крылья, лапы, клюв; он ест, передвигается; - продолжать формировать умение выделять характерные особенности петушка – гребешок; - продолжать формировать умение подражать голосу петушка; - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь; - продолжать формировать представление о воде; - формировать представление о снеге; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Петушок в гости к нам пришел» - «Покажи, что есть у петушка» - «Кто так кричит» | - узнает на картинке, в игрушках, на улице петушка; - имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности; - подражает голосу животного; - бережно относится к окружающей природе. |
Январь | - Формировать умение узнавать на картинке и игрушках курочку ; - формировать представление о частях тела: глаза, крылья, лапы, клюв; она ест, передвигается; - продолжать формировать умение выделять характерные особенности курочки – нет гребешка; - продолжать формировать умение подражать голосу курочки; - формировать представление о фруктах: яблоко (цвет, вкусовые качества); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь; - продолжать формировать представление о песке; - продолжать формировать представление о снеге; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Курочка в гости к нам пришла» - «Покажи, что есть у курочки» - «Кто так кричит» - «Что спряталось в мешочке (яблоко)» | - узнает на картинке, в игрушках, на улице курочку; - имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности; - подражает голосу животного; - различает яблоко; - понимает причинно-следственные связи; - бережно относится к окружающей природе. |
Февраль | - Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках, на улице птичку; - формировать представление о частях тела: глаза, крылья, лапы, клюв; она ест, передвигается; - продолжать формировать умение выделять характерные особенности птички – крылья, длинный хвост; - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: дует ветер – холодно; сосульки и снег – холодные, возьмешь в рот – заболеешь; - продолжать формировать представление о воде; - продолжать формировать представление о снеге; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Птичка в гости к нам пришла» - «Покажи, что есть у птичка» - «Кто так кричит» - «Что спряталось в мешочке (груша)» | - узнает на картинке, в игрушках, на улице птичку; - имеет представление о частях тела птицы, выделяет характерные особенности; - подражает голосу птицы; - понимает причинно-следственные связи; - бережно относится к окружающей природе. |
Март | - Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках рыбку; - формировать представление о частях тела: глаза, хвост, плавники, рот; она ест, передвигается; - продолжать формировать умение выделять характерные особенности рыбки - плавники; - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; сосульки – холодные, возьмешь в рот – заболеешь; снег – грязный – возьмешь в рот – заболит живот; - продолжать формировать представление о песке; - продолжать формировать представление о снеге; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Рыбка в гости к нам пришла» - «Покажи, что есть у рыбки» - «Как сосульки убежали» | - узнает на картинке, в игрушках, на улице рыбку; - имеет представление о частях тела, выделяет характерные особенности; - понимает причинно-следственные связи; - бережно относится к окружающей природе. |
Апрель | - Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках корову; - формировать представление о частях тела: глаза, хвост, ноги, рот, рога; она ест, передвигается; - продолжать формировать умение выделять характерные особенности коровы - рожки; - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; - через обращение внимания детей на зеленую травку, первые цветы воспитывать бережное отношение к растениям; - продолжать формировать представление о воде; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Коровка в гости к нам пришла» - «Покажи, что есть у коровки» - «Кто так кричит» - «Что спряталось в мешочке (фрукты)» | - узнает на картинке, в игрушках, на улице корову; - имеет представление о частях тела, выделяет характерные особенности; - понимает причинно-следственные связи; - бережно относится к окружающей природе. |
Май | - Формировать отличие между живым и неживым объектом (заводная игрушка не требует еды, двигается в одном направлении и т.д.); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; - через обращение внимания детей на зеленую травку, яркие крупные цветы воспитывать бережное отношение к растениям; - продолжать формировать представление о песке; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Кто в домике живет» - «Кто так кричит» | - отличает живые и неживые объекты; - понимает причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро дует ветер – холодно; - бережно относится к растениям; - бережно относится к окружающей природе. |
Ознакомление с миром природы в 1 младшей группе
Название месяца | Содержание работы | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - Формировать умение различать особенности внешнего вида кошки и котенка (части тела, особенности движения, издаваемые звуки); - формировать представление том, что котенок – детеныш кошки; - формировать умение различать по внешнему виду овощи: помидор, огурец, (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания); - формировать умение различать помидор и огурец; - формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодало, листья начинают изменять свой цвет, созревают знакомые овощи); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; - продолжать формировать представление о песке; - воспитывать бережное отношение к растениям и животным; - обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Кошка»; - «Что спряталось в мешочке (помидор); - «Котенок»; - «Что спряталось в мешочке» (огурец) | - различает особенности внешнего вида кошки и котенка; - понимает, что котенок – детеныш кошки; - различает помидор, огурец; - имеет представления об осенних изменениях; - понимает причинно – следственные связи; - имеет представление о песке; - бережно относится к окружающей природе. |
Октябрь | - Формировать умение различать особенности внешнего вида собаки и щенка (части тела, особенности движения, издаваемые звуки); - формировать понятие того, что щенок – детеныш собаки; - продолжать формировать представление об овощах как огородных культурах: морковь, репка (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; - формировать элементарные представления об осенних изменениях (опадают листья, изменение в одежде людей); - продолжать формировать представление о ветре (шуршат листья); - продолжать воспитывать бережное отношение к растениям; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Собачка - «Что спряталось в мешочке» (морковь); - «Щенок»; - «Что спряталось в мешочке (репка) | - различает особенности внешнего вида собаки и щенка; - понимает, что щенок – детеныш собаки; - различает морковь и репу; - понимает причинно – следственные связи; - имеет представления об осенних изменениях; - имеет представление о ветре; - бережно относится к окружающей природе. |
Ноябрь | - Формировать умение различать особенности внешнего вида коровы и теленка (части тела, особенности передвижения); - формировать понятие того, что теленок – детеныш коровы; - продолжать формировать умение различать яблоко по характерному признаку: цвету, форме, вкусу; - формировать умение различать части дерева (ствол, ветви, листья); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: деревья без листьев, изменение в одежде людей; - продолжать формировать представление о воде; - продолжать воспитывать бережное отношение к растениям; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Заяц»; - «Что спряталось в мешочке» (яблоко); - «Зайчонок»; - «Найди дерево» | - различает особенности внешнего вида коровы и теленка; - понимает, что теленок – детеныш коровы; - различает яблоко по характерным признакам; - различает части дерева; - устанавливает причинно – следственные связи, - имеет представление о свойствах воды; - бережно относится к окружающей природе. |
Декабрь | - Формировать умение различать особенности внешнего вида курицы, петуха и цыпленка (части тела, особенности движения, издаваемые звуки); - формировать понятие того, что цыпленок – детеныш курицы; - познакомить с особенностями елки (в течение года - зеленая); - формировать умение различать кустарники (много стволов); - формировать умение различать грушу по характерному признаку: цвету, форме, вкусу; - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи; дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь; - продолжать формировать представление о снеге; - продолжать воспитывать бережное отношение к растениям; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Петушок с семьей»; - «Зеленая елочка»; - «Цыпленок»; - «Найди дерево» | - различает особенности внешнего вида курицы, петуха и цыпленка; - узнает и называет цыпленка; - узнаёт и называет елку; - различает кустарники; - различает грушу; - устанавливает элементарные причинно – следственные связи; - имеет представления о свойствах снега; - бережно относится к окружающей природе. |
Январь | - Формировать умение различать особенности внешнего вида зайца и зайчонка (части тела, особенности движения, издаваемые звуки); - познакомить с комнатным растением – герань, частями растения (листья, стебель, цветок); - формировать умение наблюдать за трудом взрослого по уходу за комнатным растением; - формировать умение различать деревья и кустарники по высоте и количеству стволов; - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь; - продолжать формировать представление о снеге; - продолжать формировать представление о песке; - продолжать воспитывать бережное отношение к растениям; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | «Зайчик и зайчонок»; - «Красивый комнатный цветок»; «Маленький заинька»; - «Деревце или кустик» | - различает особенности внешнего вида зайца и зайчонка; - называет части комнатного растения; - наблюдает за трудом взрослого по уходу за комнатным растением; - может наблюдать за трудом взрослого; - устанавливает элементарные причинно – следственные связи; - имеет представления о снеге; - имеет представления о свойствах песка; - бережно относится к окружающей природе. |
Февраль | - Формировать умение различать и называть воробья (внешний вид, способы передвижения, чем питается); - формировать умение наблюдать за трудом взрослого (подкормка птиц на участке); - формировать умение различать медведя и медвежонка; - формировать представления о луке и навыках его посадки; - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь; - продолжать формировать представление о воде; - продолжать формировать представление о снеге; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Маленькая птичка – воробей» - «Семья медведей»; - «Посадка лука»; - «Медвежонок» | - различает воробья среди других птиц; - может наблюдать за трудом взрослого; - различает особенности внешнего вида медведя и медвежонка; - имеет представление о луке; - устанавливает элементарные причинно – следственные связи; - имеет представление о снеге; -имеет представление о свойствах воды; - бережно относится к окружающей природе. |
Март | - Формировать умение различать особенности внешнего вида голубя (части тела, особенности передвижения, издаваемые звуки); - продолжать формировать умение наблюдать за трудом взрослого (подкормка птиц на участке); - формировать умение различать волка и волчонка (внешний вид, способы передвижения, чем питается); - формировать умение наблюдать за появлением листочков на срезанных ветках; - формировать представления о весенних изменениях в природе (потеплело, тает снег); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло – изменилась одежда людей, идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; - продолжать формировать представление о воде; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.
| - «Голубь – голубок»; - «Большой и маленький волк»; - «Появление листочков на веточках»; - «Волчонок» | - различает голубя среди других птиц; - может наблюдать за трудом взрослого; - различает особенности внешнего вида волка и волчонка; - наблюдает за появлением листочков - устанавливает элементарные причинно – следственные связи; -имеет представление о свойствах воды; - бережно относится к окружающей природе. |
Апрель | - Формировать умение различать лису и лисенка (внешний вид, способы передвижения, чем питается); - формировать представления о весенних изменениях в природе (появились лужи, набухли почки, появились первые весенние цветы, травка); - формировать умение различать цветы (стебель, листок, цветок); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло – изменилась одежда людей, идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; - продолжать формировать представление о свойствах песка; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Лиса с лисятами»; - «Что спряталось в мешочке»; - «Лисенок»; - «Оденем куклу на прогулку» | - различает особенности внешнего вида лисы и лисенка; - наблюдает за появлением почек, первых цветов, травки; - устанавливает элементарные причинно – следственные связи; -имеет представление о свойствах песка; - бережно относится к окружающей природе. |
Май | - Формировать умение различать зайца и зайчонка (внешний вид, способы передвижения, чем питается); - продолжать формировать умение различать цветы (стебель, листок, цветок); - познакомить с бабочкой; - формировать представления о весенних изменениях в природе (появились первые листочки, цветы на клумбах); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло – изменилась одежда людей; на солнце становится жарко; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; - продолжать формировать представление о свойствах воды; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Зайки в гости к нам пришли»; - «Красивые цветы»; - «Зайчонок»; - «Бабочка»; | - различает особенности внешнего вида зайца и зайчонка; - наблюдает за появлением листочков, цветов; - узнает бабочку; - устанавливает элементарные причинно – следственные связи; -имеет представление о свойствах воды; - бережно относится к окружающей природе. |
Ознакомление с миром природы во 2 младшей группе
Название месяца | Содержание работы | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - продолжать формировать умение анализировать структуру объекта - характерные признаки кота, среда обитания; - формировать понимание того, что осенью собирают урожай овощей и фруктов; - продолжать формировать умение различать по внешнему виду овощи: помидор, огурец, морковь, репа, свекла (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания); - формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодало, листья начинают изменять свой цвет, созревают знакомые овощи, птицы улетают в теплые края); - продолжать формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – мокро; - продолжать формировать представление о песке; - воспитывать бережное отношение к растениям и животным; - обращать внимание на красоту природы в разное время года.
| - «Котик в гости к нам пришел»; - «Урожай в корзине»; - «Почему птицы улетают в другие края»; - «Угадай, что в мешочке»; | - анализирует структуру объекта; - имеет представление о сборе урожая осенью; - различает по внешнему виду овощи; - устанавливает элементарно причинно – следственные связи; - бережно относится к растениям и животным. |
Октябрь | - Продолжать формировать умение анализировать структуру объекта – характерные признаки рыбы, среда обитания; - продолжать формировать представление о фруктах: яблоко, груша, апельсин (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания); - формировать представления детей о деревьях как растениях, их составных частях (корни, ствол, ветви, листья); - продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: похолодало – листья изменили свой цвет и опадают; изменения в одежде людей; - продолжать формировать представления о ветре; - формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года. | - «Рыбка»; - «Урожай в корзине», - «Что есть у дерева»; - «Угадай, что в мешочке» | - анализирует структуру объекта; - имеет представление о фруктах; - имеет представление о частях дерева; - устанавливает причинно – следственные связи; - имеет представления о ветре; - отражает полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе. |
Ноябрь | - Продолжать формировать умение анализировать структуру объекта - характерные признаки диких животных (заяц, медведь, среда обитания); - продолжать формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменения в одежде, нет листьев на деревьях); - формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей; - формировать умение узнавать и называть части комнатного растения – бальзамин; - познакомить с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цель, предмет труда, инструмент, трудовые действия, результат); - формировать представления о свойствах воды; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года | - «Медведь и заяц»; «Рассматривание комнатного растения – бальзамина»; - «Как звери в лесу готовятся к зиме»; - «Мытье комнатного растения» | - анализирует структуру объекта (медведь, заяц, бальзамин); - имеет представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью; - устанавливает связи между сезонными изменениями и поведением зверей; - знает структуру трудового процесса; - имеет представления о свойствах воды; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе. |
Декабрь | - Формировать представления о зимних изменениях в природе (все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, снегопад, солнце светит, но не греет, изменения в одежде людей); - продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (кошка и кролик); - формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений); - продолжать формировать умение выделять основные компоненты трудового процесса; - воспитывать желание ухаживать за растениями; - формировать представление о зимующих птицах: ворона, голубь, синица, воробей (строение тела, повадки); - формировать представления о свойствах снега; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | «Рассматривание и сравнение кошки и кролика»; - «Полив комнатного растения»; - «Птицы зимой» | - имеет представление о зимних изменениях в природе; - анализирует структуру объектов природы; - имеет представление о потребности растений во влаге; - проявляет желание ухаживать за комнатным растением; - имеет представление о зимующих птицах; - имеет представление о свойствах снега; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе. |
Январь | - Закрепить представления о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, сильный мороз; - продолжать развивать умственную операцию сравнения золотой рыбки и карасика (иллюстрации); - формировать представления о потребности растений в земле; - закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его компоненты; - формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок, воспитывать желание подкармливать их; - продолжать формировать представления о свойствах снега; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | «Рассматривание и сравнение золотой рыбки с карасиком»; - «Посадка лука» | - имеет представление о зимних изменениях в природе; - анализирует структуру объектов (золотой рыбки и карасика); - имеет представление о потребности растений в земле; - анализирует трудовой процесс, выделяя его компоненты; - имеет представление о зимующих птицах; - имеет представление о свойствах снега; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе. |
Февраль | - Продолжать формировать умение анализировать структуру объекта, выделяя характерные особенности внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги); - продолжать формировать умение сравнивать объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия (китайская роза – бальзамин); - продолжать формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок, воспитывать желание подкармливать их; - продолжать формировать представления о свойствах снега; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | «Рассматривание снегиря»; - «Сравнение китайской розы и бальзамина» | - имеет представление о зимних изменениях в природе; - сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия; - наблюдает за птицами, имеет желание подкармливать их; - имеет представление о свойствах снега; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе. |
Март | - Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало теплее, постепенно тает снег, образуется гололёд); - продолжать формировать умение сравнивать объекты по признакам сходства и различия (ворона и снегирь); - продолжать формировать умение наблюдать за поведением птиц на участке; - формировать умение совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растении; - продолжать формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок, воспитывать желание подкармливать их; - продолжать формировать представления о свойствах снега; - формировать умение устанавливать простейшие связи: стало пригревать солнышко – потеплело; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | - «Сравнение снегиря и вороны»; - «Составление описательного рассказа о комнатном растении» | - имеет представление о весенних изменениях в природе; - сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия; - наблюдает за птицами, имеет желание подкармливать их; - имеет представление о свойствах снега; - имеет представления о простейших связях; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе. |
Апрель | - Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе (больше солнечных дней, изменение в одежде людей); - продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи (пригревает солнышко, теплеет, появилась первая трава, набухают почки на деревьях, звери меняют окраску); - формировать умение находить общие признаки у деревьев и кустарников, умение сравнивать; - закреплять знания детей о строении растений, их основных частях; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | - «Путешествие весенний лес»; - «Сравнение дерева и кустарника» | - имеет представление о весенних изменениях в природе; - сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия; - имеет представления о простейших связях; - знает строение растений, их основные части; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе. |
Май | - Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе (много солнечных теплых дней, солнце стало греть сильнее, изменение в одежде людей); - формировать умение узнавать мать – и- мачеху, одуванчик, - формировать умение узнавать насекомых: бабочку, божью коровку, майского жука, стрекозу); - продолжать формировать представления о свойствах воды – теплая, холодная, способность отражения; - продолжать формировать представления о свойствах песка – сухой – сыпучий, сырой – липкий); - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | - «Первые весенние цветы»; - «Сравнение бабочки и стрекозы»; - «Сравнение одуванчика и тюльпана»; | - имеет представление о весенних изменениях в природе; - сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия; - имеет представления о простейших связях; - знает строение растений, их основные части; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - знает и применяет правила поведения в природе |
Ознакомление с миром природы в средней группе
Название месяца | Содержание работы | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - Продолжать формировать представление о первых осенних изменениях (понижение температуры воздуха, больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже); - продолжать формировать умение устанавливать взаимосвязи: меньше солнца – листья меняют свой цвет; похолодало – исчезли насекомые - птицы улетают на юг; - уточнять и обобщать представления об овощах и фруктах; - продолжать развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - привлекать к участию в сборе семян растений; - формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее время года. | - «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»; - «Беседа о насекомых» | - имеет представление о первых осенних изменениях; - устанавливает взаимосвязи; - обобщает представления об овощах и фруктах; - сравнивает, выделяет общие и отличительные признаки насекомых; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Октябрь | - Продолжать формировать представление об осенних изменениях (понижение температуры – изменение в одежде людей, определение первых признаков приближения зимы: заморозки по ночам, появление инея); - продолжать формировать умение устанавливать взаимосвязи между изменениями в природе: деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья – листопад; холодно – насекомые прячутся в пни и под кору деревьев – птицы улетают на юг); - продолжать развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки комнатных растений (герань душистая и бальзамин); - продолжать знакомить со способами ухода за комнатными растениями; - формировать умение пользоваться моделями в практической деятельности; - продолжать формировать представления о свойствах ветра (сила ветра); - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее время года. | - «Сравнение душистой герани и бальзамина»; - «Рыбка» | - имеет представление об осенних изменениях; - устанавливает взаимосвязи; - умеет сравнивать, выделять общие и отличительные признаки комнатных растений; - знает способы ухода за растениями; - пользуется моделями в практической деятельности; - имеет представления о свойствах ветра; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Ноябрь | - Продолжать формировать представление об осенних изменениях (звери готовят жилище к зиме, отрастает теплая длинная шерсть; белка, медведь готовят на зиму пищу; с появлением снега изменяется окраска шерсти зверей; человек готовится к зиме – одежда, пища, жилище); - продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи; - продолжать формировать умение узнавать и называть 3 – 4 дерева (ёлка, сосна, береза, клен); - продолжать формировать умение пользоваться моделями в процессе трудовой деятельности (поливка растений); - продолжать формировать представления о свойстве глины: сухая и мокрая; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам; - формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее время года. | «»Как поливать растение»; - «Зимовка зверей» | - имеет представление об осенних изменениях; - устанавливает взаимосвязи; - узнает и называет 3 – 4 дерева; - пользуется моделями в практической деятельности; - имеет представления о свойствах глины; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Декабрь | - Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима наступила – земля покрыта снегом, холодно, морозно); - формировать умение сравнивать осенний и зимний пейзажи; - формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; - формировать умение узнавать и называть птиц, рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу, - продолжать формировать представления о свойстве воды (превращение в лед и обратный процесс); - продолжать формировать умение пользоваться моделями в процессе трудовой деятельности; - воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | «Наблюдения за воробьем и вороной»; - «Как живут растения зимой» | - имеет представление о зимних изменениях; - устанавливает взаимосвязи; - узнает, называет птиц, сравнивает следы на снегу; - пользуется моделями в практической деятельности; - имеет представления о свойствах воды; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Январь | - Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопады, сугробы); - познакомить с новыми понятиями: «метель», «вьюга», «оттепель»; - формировать представление о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме; - продолжать формировать представления о свойствах снега; - продолжать формировать умение наблюдать за птицами на прогулке (повадки, внешний вид, где любят находиться); - развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения; - воспитывать сочувствие, сопереживание животным и птицам; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | «Прогулка в зимний лес» | - знает зимние явления в природе; - знает новые понятия «метель», «вьюга», «оттепель»; - имеет знания о способах приспособления растений и животных к зиме; - имеет представления о свойствах снега; - умеет наблюдать за птицами; -делает элементарные обобщения; - сочувствует, переживает животным и птицам; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Февраль | - Продолжать формировать представления о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют сильные ветры, метут метели); - развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает); - продолжать формировать умение обобщать, выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений; - продолжать воспитывать желание подкармливать птиц, развивать умение наблюдать за их повадками; - воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов; продолжать формировать представления о свойствах ветра; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года | «Беседа о домашних животных»; - «Как узнать растение» | - знает зимние явления в природе; - устанавливает связи между временами года и состоянием растений зимой; - умеет обобщать, выделяя существенные признаки домашних животных; - имеет представления о свойствах ветра; - умеет наблюдать за птицами, имеет желание подкармливать их; - делает элементарные обобщения; - сочувствует, переживает животным и птицам. |
Март | - Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега); - продолжать формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве); - продолжать формировать представления о свойствах снега весной; - закреплять знание трудового процесса с использованием моделей; - воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе; - продолжать воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | - «Жизнь диких зверей весной»; - «Посадка гороха в уголке природы» | - самостоятельно выделяет первые признаки весны; - устанавливает связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных; - имеет представление о свойствах снега весной; - знает трудовой процесс с использованием моделей; - проявляет дружеские отношения к другим в процессе наблюдений; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Апрель | - Продолжать формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе (изменение цвета неба, количество солнечных дней, таяние сосулек, появление проталин); - продолжать устанавливать связи между живой и неживой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов, появление растений в тех местах, где больше греет солнышко); - формировать умение наблюдать за мать –и – мачехой; - продолжать формировать умение наблюдать за поведением птиц (звонко щебечет, высматривают места для гнезд, собирают и носят в клюве веточки, пушинки); - продолжать формировать умение делать обобщение; - формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | - «Птицы»; - «Составь рассказ о комнатном растении» | - самостоятельно выделяет признаки весны; - устанавливает связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных; - наблюдает за мать-и-мачехой; - наблюдает за поведением птиц; - умеет делать обобщение; - имеет представление о работах, проводимых весной в саду и огороде; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Май | - Продолжать развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны (появление насекомых, набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травы и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд); - продолжать развивать умение делать обобщение и сравнение; - расширять представления о насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка); - воспитывать эмоциональное, заботливое отношение к пробуждающейся природе; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | - «Путешествие в весенний лес» | - самостоятельно выделяет признаки весны; - устанавливает связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных; - умеет делать обобщение; - имеет представление о насекомых; - имеет представление о работах, проводимых весной в саду и огороде; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Ознакомление с миром природы в старшей группе
Название месяца | Содержание работы | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холоднее, увеличилось количество дождливых дней; созрели фрукты и овощи; изменилась одежда людей); - формировать умение находить самостоятельно первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди - рост грибов в лесу; похолодало – исчезли насекомые); - продолжать формировать умение наблюдать за погодой, растениями, насекомыми, птицами; - обобщать знания о живом объекте на примере животных: дышит, двигается, питается, растет, размножается; - развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее время года. | «Рассматривание иллюстрации черепахи»; «Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» | - имеет представление о первом периоде осени; - самостоятельно находит первые признаки осени, устанавливает связи между изменениями в живой и неживой природе; - наблюдает за объектами; - обобщает знания о живом объекте на примере животных; - может сравнивать и применять доказательную речь; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Октябрь | - Продолжать формировать представление о втором периоде осени – золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев); - познакомить со злаковыми растениями, из семян которых выпекают черный и белый хлеб (пшеница, овес, ячмень, рожь); - используя опыты, формировать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды; - используя опыты, знакомить с составом почвы; - продолжать формировать представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?; перелетные птицы улетают на юг, зимующие - ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений); - формировать представление о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее время года. | - «Беседа о домашних животных»; «Рассматривание злаковых растений. | - имеет представление о втором периоде осени; - имеет представление о злаковых растениях; - устанавливает зависимость между температурой воздуха и состоянием воздуха; - знает состав почвы; - имеет представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям; - имеет представление о реках и их характерных признаках; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Ноябрь | - Продолжать формировать представление о последнем периоде осени – ворота зимы (часто идет дождь со снегом, средняя температура воздуха ниже 0о); - формировать умение наблюдать за термометром: дуют холодные ветры – изменение температуры воздуха; - продолжать формировать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи, освещением (название Ноября – «сумерки года»); - формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки); - продолжать формировать умение сравнивать, составлять описательные рассказы; - продолжать формировать умение узнавать особенности каждого растения; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее время года. | «Рассматривание и сравнение лисы и собаки»; «Рассматривание и сравнение комнатных растений» - «Кто живет а реке и озере» | - имеет представление о последнем периоде осени; - наблюдает за термометром; - устанавливает связи между продолжительностью дня и ночи, освещением; - имеет представления об образе жизни зверей в лесу; - умеет сравнивать объекты, составляет описательные рассказы; - узнает особенности каждого растения; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных |
Декабрь | Формировать представления о первом периоде зимы (обсудить, почему декабрь называют полночью года); - формировать умение устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью; - продолжать формировать представления о снеге как особом состоянии воды; - познакомить с защитными свойствами снега; - продолжать формировать умение устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы на примере зимующих птиц (куда улетели перелетные птицы, почему, особенности поведения); - продолжать формировать понятие о дифференцированной потребности растений во влаге; - формировать умение определять температуру воздуха, используя термометр; - продолжать развивать умение сравнивать живые объекты природы; - продолжать формировать интерес к человеку – приспособление к жизни в зимних условиях; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | - «Волк – житель леса»; «Рассматривание комнатных растений»; - беседа о снеге | - имеет представление о первом периоде зимы; - устанавливает связи между природными явлениями; - имеет представления о снеге как особом состоянии воды, знает защитные свойства снега; - имеет понятия о дифференцированной потребности растений во влаге; - определяет температуру воздуха, используя термометр; - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных - |
Январь | - Продолжать формировать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы (снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка), умение выделять признаки сходства и различия этих явлений; - продолжать формировать умение наблюдать за снегом; - формировать умение с помощью лупы устанавливать взаимосвязь между состоянием погоды и формой снежинок; - продолжать формировать представления о приспособлении растений и животных к зиме; - развивать интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | - беседа «Зимой в лесу» | - самостоятельно выделяет и называет основные признаки глубокой зимы, выделяет сходства и различия этих явлений; - устанавливает взаимосвязь между состоянием погоды и формой снежинок; - имеет представления о приспособлении растений и животных к зиме; - проявляет интерес к народному календарю - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных |
Февраль | - Формировать представление о феврале как заключительном месяце зимы; - формировать представление о чередовании времен года, частей суток; - формировать умение выделять первые признаки весны (длительные оттепели, образование сосулек, таяние снега на открытых местах); - продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность (необходимость тепла, света, влаги для роста растений); - продолжать формировать умение сравнивать, находить сходства и различия между объектами природы; - продолжать формировать представление о приспособлении животных к среде обитания; - продолжать развивать интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года. | - Животные жарких и холодных стран»; - «Растение как живое существо» | - имеет представление о чередовании времен года, выделяет части суток; - выделяет первые признаки весны; - устанавливает связь между живой и неживой природой; - сравнивает, находит сходства и различия между объектами природы; -имеет представление о приспособлении животных к среде обитания; - проявляет интерес к народному календарю - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Март | - формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы; - продолжать развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (увеличение светового дня, появление капели, первых проталин, первых кучевых облаков); - формировать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца, между живой и неживой природой (оживление комнатных растений, появление на проталинах первоцвета, изменение в поведении птиц); - продолжать формировать умение обобщать и систематизировать животных по разным признакам; - продолжать развивать желание ухаживать за комнатными растениями (пересадка, подкормка растений); - познакомить с черенкованием растений, с алгоритмом этого процесса; - формировать умение выделять причинно – следственные связи (круговорот воды в природе); - продолжать развивать интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | «У нас в гостях животные»; - «Черенкование комнатных растений»; - рассказ воспитателя «Муравьи – санитары леса» | - замечает новые изменения в природе; - устанавливает связи: между изменениями в природе и положением солнца, живой и неживой природой; - обобщает и систематизирует животных по разным признакам; - имеет желание ухаживать за комнатными растениями; - имеет представление о черенковании растений; - проявляет интерес к народному календарю - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Апрель | - Продолжать развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (положение солнца, образование луж, скопление кучевых облаков, увеличение солнечных дней); - формировать представление об апреле как о необычном месяце (начинается снегом – заканчивается зеленой травой); - продолжать формировать устанавливать связи в живой природе (причины разного места произрастания первоцветов и травы; - формировать умение наблюдать за первым цветением кустарников и деревьев (ольха, ива); - формировать представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха); - продолжать развивать умение обобщать, доказывать свое суждение; - формировать умение сажать растения; - развивать интерес к труду в природе; - продолжать развивать интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | - сказка «Ручеек»; - «Доктора леса» | - замечает новые изменения в неживой природе; - устанавливает связи в живой природе; - умеет наблюдать за первым цветением кустарников и деревьев; - имеет представления о пресмыкающихся; - делает обобщение, доказывает свое суждение; - проявляет интерес к труду в природе; -проявляет интерес к народному календарю - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Май | - Продолжать формировать умение находить связи в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много тепла и света – рост растений; - формировать умение сравнивать цветы мать – и мачехи и одуванчика; - продолжать формировать умение устанавливать временные и причинно – следственные связи; - формировать представления о насекомых - продолжать формировать умение обобщать, выделяя существенные признаки живой природы; - продолжать развивать интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам; - продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - продолжать формировать представления об охране растений и животных; - продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года. | «Заключительная беседа о весне» | - находит связи в живой и неживой природе; - умет сравнивать цветы; - устанавливает временные и причинно – следственные связи; -делает обобщение, выделяя существенные признаки живой природы; -проявляет интерес к народному календарю - отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности; - имеет представления об охране растений и животных. |
Ознакомление с миром природы в подготовительной к школе группе
Название месяца | Содержание работы | Примерная тематика | Планируемый результат |
Сентябрь | - Продолжать формировать умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы и устанавливать взаимосвязи (изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня); - систематизировать представления детей о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян; - продолжать формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями природы; - продолжать воспитывать интерес к труду человека в природе; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Путешествие колоска»; - «Посещение кафе «Дары осени» | - самостоятельно выделяет первые признаки осени, устанавливает взаимосвязи; - имеет представление о состоянии растений осенью, разнообразии плодов и семян; - анализирует, сравнивает, устанавливает связи между явлениями природы; - проявляет интерес к труду человека в природе; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе. |
Октябрь | - Продолжать формировать умение самостоятельно выделять признаки глубокой осени, устанавливать причинно – следственные и временные связи; - формировать умение выявлять особенности приспособления растений к зиме; - продолжать формировать представления о воздухе и его свойствах; - формировать умение сравнивать кустарники и деревья (цвет коры, плоды, семена, форма кроны); - формировать умение собирать природный материал для изготовления поделок (семена, шишки, желуди, листья); - продолжать формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями природы; - продолжать воспитывать интерес к труду человека в природе; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Как растения готовятся к зиме»; - «Унылая пора! Очей очарованье!» - «Воздух и его свойства» | - выделяет признаки глубокой осени, устанавливает связи; - выявляет особенности приспособлений растений к зиме; - имеет представления о воздухе и его свойствах; - сравнивает кустарники и деревья; - умеет собирать природный материал; - анализирует, сравнивает, устанавливает связи между явлениями природы; - проявляет интерес к труду человека в природе; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе. |
Ноябрь | - Продолжать формировать устанавливать причинно – следственные связи (температура воздуха опускается ниже нуля градусов – замерзает почва, появляется изморозь, изменяется высота стояния Солнца – изменяется температура воздуха); - продолжать формировать представление о росте, развитии, размножении всего живого; - продолжать формировать представления о размножении растений; - продолжать знакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе; - формировать умение сравнивать и обобщать на основе собственных наблюдений; - продолжать воспитывать интерес к труду человека в природе; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Путешествие в осенний лес»; - «Для чего растению нужны семена»; - «Путешествие капельки»; | - устанавливает причинно – следственные связи; - имеет представление о росте, развитии, размножении всего живого; - знает круговорот воды в природе; - сравнивает и обобщает на основе собственных наблюдений; - проявляет интерес к труду человека в природе; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе. |
Декабрь | - Продолжать формировать умение при помощи наблюдений устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц; - формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря – день солнцеворота); - формировать представления об экологической системе «лес»; - формировать умение выделять экологические цепочки в лесу; - формировать умение определять свойства снега; - развивать интерес к народному календарю; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Зимний парк»; - «Клуб знатоков леса» | - устанавливает связи при помощи наблюдений; - имеет представления об изменении положения Земли относительно Солнца; - имеет представление об экологической системе «лес»; - выделяет экологические цепочки в лесу; - определяет свойства снега; - проявляет интерес к народному календарю; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе. |
Январь | - Совершенствовать навыки поисковой деятельности: измерение глубины снега, температуры воздуха, измерение направления ветра; - развивать умение устанавливать связь между направлением ветра, свойствами снега, состоянием погоды; - формировать умение в наблюдении за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; - помочь выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т.д.; - формировать представления о природе севера России; - формировать умение выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания; - познакомить с огнем как явлением неживой природы; - продолжать формировать умение определять свойства снега; - продолжать развивать интерес к народному календарю; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Как живут наши пернатые друзья зимой»; - «Север – царство льда и снега»; - «Что такое огонь» | - владеет навыками поисковой деятельности; - устанавливает связь между направлением ветра, свойствами снега, состоянием погоды; - выявляет взаимосвязь между питанием птиц и формой клюва; - имеет представление о севере; - выделяет особенности приспособления животных и растений к среде обитания; - имеет представление об огне; - определяет свойства снега; - проявляет интерес к народному календарю; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе |
Февраль | - формировать умение обобщать знания о зимних явлениях в природе, сравнивать зимние явления: вьюга, поземка; - продолжать развивать поисковую деятельность: определять силу ветра и его направление по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток; - закреплять знания о деревьях, растущих на участке, сравнивать их по стволу, коре, расположению веток; - формировать умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме; - формировать представления о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе; - формировать представления о приспособлении человека к зиме: внешний вид, поведение, труд, отдых; о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой; - формировать умение обращать внимание на то, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, появляются сосульки); - продолжать развивать интерес к народному календарю; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Лес – это живой организм»; - «Пищевые цепочки в лесу»; «Как животные приспособились к зиме» | - обобщает знания о зимних явлениях в природе, сравнивает зимние явления; - проявляет интерес к поисковой деятельности; - знает деревья, растущие на участке; - устанавливает связи в экосистеме; - имеет представление о пищевой зависимости живых существ; - имеет представления о приспособлении человека к зиме; - обращает внимание, что в феврале погода меняется; - проявляет интерес к народному календарю; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе |
Март | - Формировать умение самостоятельно выявлять первые признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе: увеличение почек на деревьях, появление сережек у ольхи, изменение в поведении птиц, прилет грачей; - продолжать формировать представления о комнатных растениях, способах размножения растений; - воспитывать интерес к уходу за растениями; - обобщить представления о типичных экосистемах: лес, луг, водоем, пустыня; - продолжать развивать интерес к народному календарю; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Как поссорились март и февраль»; - «Комнатные растения – спутники нашей жизни»; - «Загадки природы» | - самостоятельно определяет первые признаки весны; - имеет представления о комнатных растениях, способах размножения; - проявляет интерес к уходу за растениями; - имеет представления о типичных экосистемах; - проявляет интерес к народному календарю; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе |
Апрель | - Продолжать формировать умение самостоятельно находить новые признаки весны: солнечные лучи теплее – повышение температуры воздуха, просыхает почва, во льду появляются трещины; - продолжать формировать умение устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе: сокодвижений растений – появление первоцветов – прилет птиц; - формировать представление о труде взрослых весной: подготовка почвы к посеву и сев зерна; - познакомить с составом почвы; - развивать умение выделять существенные признаки человека, животных, растений; - воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы; - развивать интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека; - продолжать развивать интерес к народному календарю; - продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - продолжать формировать умение правильно вести себя на природе. | - «Экскурсия в лесопарк»; - «Почему земля кормит» - «Кто такой человек»; - «Зеленая аптека» | - самостоятельно находит новые признаки весны; - устанавливает связи между изменениями в живой и неживой природе; - имеет представления о труде взрослых весной; - имеет представление о составе почвы; - выделяет существенные признаки человека; - проявляет интерес к лекарственным растениям; - проявляет интерес к народному календарю; - передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности; - понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; - умеет правильно себя вести на природе |
Май | - Продолжать формировать умение самостоятельно находить новые признаки весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы; - продолжать формировать умение развивать доказательную речь: май – месяц пробуждения жизни; - продолжать формировать представления о весенних изменениях в жизни растений и животных; - формировать представления детей о развитии насекомых через длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки в куколку, затем в бабочку; - обобщать представления о типичных экологических системах; - формировать экологическое сознание на основе знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе. | - «Весенние заботы птиц»; - «Строим экологический город» | - самостоятельно находит новые признаки весны; - может использовать доказательную речь; - имеет представления о весенних изменениях в жизни растений и животных; - имеет представление о развитии насекомых: гусеница – куколка; - имеет представление о типичных экологических системах; - имеет экологическое сознание и гуманное отношение к природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)
Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...
Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" (разделы "Ознакомление с предметным окружением", «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природ
Методическая разработка для занятий детей в старшей группе по НООД....
Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"
Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о фор...
Ознакомление с миром природы.Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему: «Прогулка по весеннему лесу».
Рекомендации для родителей...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» разделы «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным окружением», «Ознакомление с предметным окружением» по теме «День рождение м
Непосредственно образовательная деятельность в старшейгруппе по познавательному развитию.Тип: непрерывно образовательной деятельностиВид: итоговый.Тема: «День рождение мишки»Цель: Обобщени...