"Ознакомление с миром природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Цветкова Людмила Анатольевна

Календарно - тематическое планирование на все возраста: образовательная область "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_mirom_prirody_-_kopiya.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с миром природы в группе раннего возраста

Название месяца

Содержание работы

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках,  на улице кошку;

- формировать представление о частях тела: глаза, уши, лапки, рот;

- формировать умение выделять характерные особенности кошки – хвост;

- формировать умение подражать  голосу кошки;

- формировать представление об овощах: помидор (цвет, вкусовые качества);

- формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро;        

- через обращение внимания детей на зеленую травку, яркие крупные цветы  воспитывать бережное отношение к растениям;

- формировать представление о песке;

- обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- «Кошка в гости к нам пришла»

- «Кто так кричит»

- «Покажи, что есть у кошки»

- «Что спряталось в мешочке (помидор)».

- узнает на картинке, в игрушках, на улице кошку;

- имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности;

- подражает голосу животного;

- различает помидор;

- бережно относится к окружающей природе.

Октябрь

- Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках, на улице собачку;

- продолжать формировать представление о частях тела: глаза, уши, лапки, рот; она ест, передвигается;

- продолжать формировать умение выделять характерные особенности собаки – мордочка;

- продолжать формировать умение подражать  голосу собаки;

- формировать представление об овощах: огурец (цвет, вкусовые качества);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- через обращение внимания детей на зеленую травку, яркие крупные цветы  воспитывать бережное отношение к растениям;      

- формировать представление о воде;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Собачка в гости к нам пришла»

- «Кто так кричит»

- «Покажи, что есть у собачки»

- «Что спряталось в мешочке (огурец)».

- узнает на картинке, в игрушках, на улице собачку;

- имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности;

- подражает голосу животного;

- различает огурец;

- бережно относится к окружающей природе.

Ноябрь

- Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках, зайчика;

- продолжать формировать представление о частях тела: глаза, уши, лапки, рот; он ест, передвигается;

- формировать умение выделять характерные особенности зайчика – длинные уши;

- формировать представление об овощах: морковка (цвет, вкусовые качества);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- продолжать формировать представление о песке;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Зайчик  в гости к нам пришел»

- «Покажи, что есть у зайки»

- «Зайчик – попрыгайчик»»

- узнает на картинке, в игрушках, на улице зайчика;

- имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности;

- различает морковку;

- бережно относится к окружающей природе.

Декабрь

- Продолжать формировать умение узнавать на картинке, в игрушках петушка;

- продолжать формировать представление о частях тела: глаза, крылья, лапы, клюв; он ест, передвигается;

- продолжать формировать умение выделять характерные особенности петушка – гребешок;

- продолжать формировать умение подражать  голосу петушка;

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- продолжать формировать представление о воде;

- формировать представление о снеге;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Петушок  в гости к нам пришел»

- «Покажи, что есть у петушка»

- «Кто так кричит»

- узнает на картинке, в игрушках, на улице петушка;

- имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности;

- подражает голосу животного;

- бережно относится к окружающей природе.

Январь

- Формировать умение узнавать на картинке и  игрушках курочку ;

- формировать представление о частях тела: глаза, крылья, лапы, клюв; она ест, передвигается;

- продолжать формировать умение выделять характерные особенности курочки – нет гребешка;

- продолжать формировать умение подражать  голосу курочки;

- формировать представление о фруктах: яблоко (цвет, вкусовые качества);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи:  дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- продолжать формировать представление о песке;

- продолжать формировать представление о снеге;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Курочка  в гости к нам пришла»

- «Покажи, что есть у курочки»

- «Кто так кричит»

- «Что спряталось в мешочке (яблоко)»

- узнает на картинке, в игрушках, на улице курочку;

- имеет представление о частях тела животного, выделяет характерные особенности;

- подражает голосу животного;

- различает яблоко;

- понимает причинно-следственные связи;

- бережно относится к окружающей природе.

Февраль

- Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках, на улице птичку;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- формировать представление о частях тела: глаза, крылья, лапы, клюв; она ест, передвигается;

- продолжать формировать умение выделять характерные особенности птички – крылья, длинный хвост;

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: дует ветер – холодно; сосульки и снег – холодные, возьмешь в рот – заболеешь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- продолжать формировать представление о воде;

- продолжать формировать представление о снеге;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Птичка в гости к нам пришла»

- «Покажи, что есть у птичка»

- «Кто так кричит»

- «Что спряталось в мешочке (груша)»

- узнает на картинке, в игрушках, на улице птичку;

- имеет представление о частях тела птицы, выделяет характерные особенности;

- подражает голосу птицы;

- понимает причинно-следственные связи;

- бережно относится к окружающей природе.

Март

- Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках рыбку;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- формировать представление о частях тела: глаза, хвост, плавники, рот; она ест, передвигается;

- продолжать формировать умение выделять характерные особенности рыбки - плавники;

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно; сосульки – холодные, возьмешь в рот – заболеешь;  снег – грязный – возьмешь в рот – заболит живот;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- продолжать формировать представление о песке;

- продолжать формировать представление о снеге;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Рыбка в гости к нам пришла»

- «Покажи, что есть у рыбки»

- «Как сосульки убежали»

- узнает на картинке, в игрушках, на улице рыбку;

- имеет представление о частях тела, выделяет характерные особенности;

- понимает причинно-следственные связи;

- бережно относится к окружающей природе.

Апрель

- Формировать умение узнавать на картинке, в игрушках корову;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- формировать представление о частях тела: глаза, хвост, ноги, рот, рога; она ест, передвигается;

- продолжать формировать умение выделять характерные особенности коровы - рожки;

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно;

- через обращение внимания детей на зеленую травку, первые цветы  воспитывать бережное отношение к растениям;      

- продолжать формировать представление о воде;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- «Коровка  в гости к нам пришла»

- «Покажи, что есть у коровки»

- «Кто так кричит»

- «Что спряталось в мешочке (фрукты)»

- узнает на картинке, в игрушках, на улице корову;

- имеет представление о частях тела, выделяет характерные особенности;

- понимает причинно-следственные связи;

- бережно относится к окружающей природе.

Май

- Формировать отличие между живым и неживым объектом (заводная игрушка не требует еды, двигается в одном направлении и т.д.);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно;

- через обращение внимания детей на зеленую травку, яркие крупные цветы  воспитывать бережное отношение к растениям;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- продолжать формировать представление о песке;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Кто в домике живет»

- «Кто так кричит»

- отличает живые и неживые объекты;

- понимает причинно-следственные связи: солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро дует ветер – холодно;

- бережно относится к растениям;

- бережно относится к окружающей природе.

Ознакомление с миром природы в 1 младшей группе

Название месяца

Содержание работы

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- Формировать умение различать особенности внешнего вида кошки и котенка (части тела, особенности движения, издаваемые звуки);

- формировать представление том, что котенок – детеныш кошки;

- формировать умение различать по внешнему виду овощи: помидор, огурец, (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания);

- формировать умение различать помидор и огурец;

- формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодало, листья начинают изменять свой цвет, созревают знакомые овощи);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро;        

- продолжать формировать представление о песке;

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

- обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- «Кошка»;

- «Что спряталось в мешочке (помидор);

- «Котенок»;

- «Что спряталось в мешочке» (огурец)

- различает особенности внешнего вида кошки и котенка;

- понимает, что котенок – детеныш кошки;

- различает помидор, огурец;

- имеет представления об осенних изменениях;

- понимает причинно – следственные связи;

- имеет представление о песке;

- бережно относится к окружающей природе.

Октябрь

- Формировать умение различать особенности внешнего вида собаки и щенка (части тела, особенности движения, издаваемые звуки);

- формировать понятие того, что щенок – детеныш собаки;

- продолжать формировать представление об овощах как огородных культурах: морковь, репка (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро; дует ветер – холодно;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- формировать элементарные представления об осенних изменениях (опадают листья, изменение в одежде людей);

 - продолжать формировать представление о ветре (шуршат листья);

- продолжать воспитывать бережное отношение к растениям;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Собачка

- «Что спряталось в мешочке»

(морковь);

- «Щенок»;

- «Что спряталось в мешочке (репка)

- различает особенности внешнего вида собаки и щенка;

- понимает, что щенок – детеныш собаки;

- различает морковь и репу;

- понимает причинно – следственные связи;

- имеет представления об осенних изменениях;

- имеет представление о ветре;

- бережно относится к окружающей природе.

Ноябрь

- Формировать умение различать особенности внешнего вида коровы и теленка (части тела, особенности передвижения);

- формировать понятие того, что теленок – детеныш коровы;

- продолжать формировать умение различать яблоко по характерному признаку: цвету, форме, вкусу;

- формировать умение различать части дерева (ствол, ветви, листья);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: деревья без листьев, изменение в одежде людей;

- продолжать формировать представление о воде;

- продолжать воспитывать бережное отношение к растениям;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Заяц»;

- «Что спряталось в мешочке»

(яблоко);

- «Зайчонок»;

- «Найди дерево»

- различает особенности внешнего вида коровы и теленка;

- понимает, что теленок – детеныш коровы;

- различает яблоко по характерным признакам;

- различает части дерева;

- устанавливает причинно – следственные связи,

- имеет представление о  свойствах воды;

- бережно относится к окружающей природе.

Декабрь

- Формировать умение различать особенности внешнего вида курицы, петуха и цыпленка  (части тела, особенности движения, издаваемые звуки);

- формировать понятие того, что цыпленок – детеныш курицы;

- познакомить с особенностями елки (в течение года - зеленая);

- формировать умение различать кустарники (много стволов);

- формировать умение различать грушу по характерному признаку: цвету, форме, вкусу;

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи; дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- продолжать  формировать представление о снеге;

- продолжать воспитывать бережное отношение к растениям;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Петушок с семьей»;

- «Зеленая елочка»;

- «Цыпленок»;

- «Найди дерево»

- различает особенности внешнего вида курицы, петуха и цыпленка;

- узнает и называет цыпленка;

- узнаёт и называет  елку;

- различает кустарники;

- различает грушу;

- устанавливает элементарные причинно – следственные связи;

- имеет представления о свойствах снега;

- бережно относится к окружающей природе.

Январь

- Формировать умение различать особенности внешнего вида зайца и зайчонка (части тела, особенности движения, издаваемые звуки);

- познакомить с комнатным растением – герань, частями растения (листья, стебель, цветок);

- формировать умение наблюдать за трудом взрослого по уходу за комнатным растением;

- формировать умение различать деревья и кустарники по высоте и количеству стволов;

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи:  дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- продолжать формировать представление о снеге;

- продолжать формировать представление о песке;

- продолжать воспитывать бережное отношение к растениям;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

«Зайчик и зайчонок»;

- «Красивый комнатный цветок»;

«Маленький заинька»;

- «Деревце или кустик»

- различает особенности внешнего вида зайца и зайчонка;

- называет части комнатного растения;

- наблюдает за трудом взрослого по уходу за комнатным растением;

- может наблюдать за трудом взрослого;

- устанавливает элементарные причинно – следственные связи;

- имеет представления о снеге;

- имеет представления о свойствах песка;

- бережно относится к окружающей природе.

Февраль

- Формировать умение различать и называть  воробья (внешний вид, способы передвижения, чем питается);

- формировать умение наблюдать за трудом взрослого (подкормка птиц на участке);

- формировать умение различать медведя и медвежонка;

- формировать представления о луке и навыках его  посадки;

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи:  дует ветер – холодно; снег – холодный, возьмешь в рот – заболеешь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- продолжать формировать представление о воде;

- продолжать формировать представление о снеге;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Маленькая птичка – воробей»

- «Семья медведей»;

-  «Посадка лука»;

- «Медвежонок»

- различает воробья среди других птиц;

- может наблюдать за трудом взрослого;

-  различает особенности внешнего вида медведя и медвежонка;

- имеет представление о луке;

-  устанавливает элементарные причинно – следственные связи;

- имеет представление о снеге;

 -имеет представление о свойствах воды;

- бережно относится к окружающей природе.

Март

- Формировать умение различать особенности внешнего вида голубя (части тела, особенности  передвижения, издаваемые звуки);

-  продолжать формировать умение наблюдать за трудом взрослого (подкормка птиц на участке);

- формировать умение различать волка и волчонка (внешний вид, способы передвижения, чем питается);

- формировать умение наблюдать за появлением листочков на срезанных ветках;

- формировать представления о весенних изменениях в природе (потеплело, тает снег);    

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло – изменилась одежда людей, идет дождь – кругом появляются лужи, мокро;

- продолжать формировать представление о воде;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

- «Голубь – голубок»;

- «Большой и маленький волк»;

- «Появление листочков на веточках»;

- «Волчонок»

- различает голубя среди других птиц;

- может наблюдать за трудом взрослого;

-  различает особенности внешнего вида волка и волчонка;

- наблюдает за появлением листочков

-  устанавливает элементарные причинно – следственные связи;

-имеет представление о свойствах воды;

- бережно относится к окружающей природе.

Апрель

- Формировать умение различать лису и лисенка (внешний вид, способы передвижения, чем питается);

- формировать представления о весенних изменениях в природе (появились лужи, набухли почки, появились первые весенние цветы,  травка);

- формировать умение различать цветы (стебель, листок, цветок);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло – изменилась одежда людей, идет дождь – кругом появляются лужи, мокро;

- продолжать формировать представление о свойствах песка;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Лиса с лисятами»;

- «Что спряталось в мешочке»;

- «Лисенок»;

- «Оденем куклу на прогулку»

-  различает особенности внешнего вида лисы  и лисенка;

- наблюдает за появлением почек, первых цветов, травки;

-  устанавливает элементарные причинно – следственные связи;

-имеет представление о свойствах песка;

- бережно относится к окружающей природе.

Май

- Формировать умение различать зайца и зайчонка (внешний вид, способы передвижения, чем питается);

- продолжать формировать умение различать цветы (стебель, листок, цветок);

- познакомить с бабочкой;

- формировать представления о весенних изменениях в природе (появились первые листочки, цветы на клумбах);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло – изменилась одежда людей; на солнце становится жарко; идет дождь – кругом появляются лужи, мокро;

- продолжать формировать представление о свойствах воды;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Зайки в гости к нам пришли»;

- «Красивые цветы»;

- «Зайчонок»;

- «Бабочка»;

-  различает особенности внешнего вида зайца   и зайчонка;

- наблюдает за появлением листочков, цветов;

- узнает бабочку;

-  устанавливает элементарные причинно – следственные связи;

-имеет представление о свойствах воды;

- бережно относится к окружающей природе.

Ознакомление с миром природы во 2 младшей группе

Название месяца

Содержание работы

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- продолжать формировать умение анализировать структуру объекта - характерные признаки кота, среда обитания;

- формировать понимание того, что осенью собирают урожай овощей и фруктов;

- продолжать формировать умение различать по внешнему виду овощи: помидор, огурец, морковь, репа, свекла (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания);

- формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодало, листья начинают изменять свой цвет, созревают знакомые овощи, птицы улетают в теплые края);

- продолжать формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи: светит солнышко – тепло; идет дождь – мокро;        

- продолжать формировать представление о песке;

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

- обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

- «Котик в гости к нам пришел»;

- «Урожай в корзине»;

- «Почему птицы улетают в другие края»;

- «Угадай, что в мешочке»;

- анализирует структуру объекта;

- имеет представление о сборе урожая осенью;

- различает по внешнему виду овощи;

- устанавливает элементарно причинно – следственные связи;

- бережно относится к растениям и животным.

Октябрь

-  Продолжать формировать умение анализировать структуру объекта – характерные признаки рыбы, среда обитания;

- продолжать формировать представление о фруктах: яблоко, груша, апельсин (форма, цвет, вкусовые качества, особенности их произрастания);

- формировать представления детей о деревьях как растениях,  их составных частях (корни, ствол, ветви, листья);

- продолжать формировать элементарные причинно-следственные связи: похолодало – листья изменили свой цвет и опадают; изменения в одежде людей;

- продолжать формировать представления о ветре;

- формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- «Рыбка»;

- «Урожай в корзине»,

- «Что есть у дерева»;

- «Угадай, что в мешочке»

- анализирует структуру объекта;

- имеет представление о фруктах;

- имеет представление о частях дерева;

- устанавливает причинно – следственные связи;

- имеет представления о ветре;

- отражает полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе.

Ноябрь

- Продолжать формировать умение анализировать структуру объекта - характерные признаки диких животных (заяц, медведь, среда обитания);

- продолжать формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменения в одежде, нет листьев на деревьях);

- формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей;

- формировать умение узнавать и называть части комнатного растения – бальзамин;

- познакомить с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цель, предмет труда, инструмент, трудовые действия, результат);

- формировать представления о свойствах воды;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в разное время года

- «Медведь и заяц»;

«Рассматривание комнатного растения – бальзамина»;

- «Как звери в лесу готовятся к зиме»;

- «Мытье комнатного растения»

 - анализирует структуру объекта (медведь, заяц, бальзамин);

- имеет представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью;

- устанавливает связи между сезонными изменениями и поведением зверей;

- знает структуру трудового процесса;

- имеет представления о свойствах воды;

- отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе.

Декабрь

- Формировать представления о зимних изменениях в природе (все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, снегопад, солнце светит, но не греет, изменения в одежде людей);

- продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (кошка и кролик);

- формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений);

- продолжать формировать умение выделять основные компоненты трудового процесса;

- воспитывать желание ухаживать за растениями;

- формировать представление о зимующих птицах: ворона, голубь, синица, воробей (строение тела, повадки);

- формировать представления о свойствах снега;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года.

«Рассматривание и сравнение кошки и кролика»;

- «Полив комнатного растения»;

- «Птицы зимой»

- имеет представление о зимних изменениях в природе;

- анализирует структуру объектов природы;

- имеет представление о потребности растений во влаге;

- проявляет желание ухаживать за комнатным растением;

- имеет представление о зимующих птицах;

- имеет представление о свойствах снега;

- отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе.

Январь

- Закрепить представления о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, сильный мороз;

- продолжать развивать умственную операцию сравнения золотой рыбки и карасика (иллюстрации);

- формировать представления о потребности растений в земле;

- закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его компоненты;

- формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок, воспитывать желание подкармливать их;

- продолжать формировать представления о свойствах снега;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года.

«Рассматривание и сравнение золотой рыбки с карасиком»;

- «Посадка лука»

- имеет представление о зимних изменениях в природе;

- анализирует структуру объектов (золотой рыбки и карасика);

- имеет представление о потребности растений в земле;

- анализирует трудовой процесс, выделяя его компоненты;

- имеет представление о зимующих птицах;

- имеет представление о свойствах снега;

- отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе.

Февраль

- Продолжать формировать умение анализировать структуру объекта, выделяя характерные особенности внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги);

- продолжать формировать умение сравнивать объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия (китайская роза – бальзамин);

- продолжать формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок, воспитывать желание подкармливать их;

- продолжать формировать представления о свойствах снега;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее время года.

«Рассматривание снегиря»;

- «Сравнение китайской розы и бальзамина»

- имеет представление о зимних изменениях в природе;

- сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия;

- наблюдает за птицами, имеет желание подкармливать их;

- имеет представление о свойствах снега;

- отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе.

Март

- Формировать представления о первых весенних изменениях  в природе (солнечных дней больше, стало теплее, постепенно тает снег, образуется гололёд);

- продолжать формировать умение  сравнивать объекты по признакам сходства и различия (ворона и снегирь);

- продолжать формировать умение наблюдать за поведением птиц на участке;

- формировать умение совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растении;

- продолжать формировать умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок, воспитывать желание подкармливать их;

- продолжать формировать представления о свойствах снега;

- формировать умение устанавливать  простейшие связи: стало пригревать солнышко – потеплело;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года.

- «Сравнение снегиря и вороны»;

- «Составление описательного рассказа о комнатном растении»

- имеет представление о весенних изменениях в природе;

 - сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия;

- наблюдает за птицами, имеет желание подкармливать их;

- имеет представление о свойствах снега;

- имеет представления о простейших связях;

- отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе.

Апрель

- Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе (больше солнечных дней, изменение в одежде людей);

- продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи (пригревает солнышко, теплеет, появилась первая трава,  набухают почки на деревьях, звери меняют окраску);

- формировать умение находить общие признаки у деревьев и кустарников, умение сравнивать;

- закреплять знания детей о строении растений, их основных частях;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года.

- «Путешествие весенний лес»;

- «Сравнение дерева и кустарника»

- имеет представление о весенних изменениях в природе;

 - сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия;

- имеет представления о простейших связях;

- знает строение растений, их основные части;

- отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе.

Май

- Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе (много солнечных  теплых дней, солнце стало греть сильнее, изменение в одежде людей);

- формировать умение узнавать мать – и- мачеху, одуванчик,

- формировать умение узнавать насекомых: бабочку, божью коровку, майского жука, стрекозу);

- продолжать формировать представления о свойствах воды – теплая, холодная, способность отражения;

- продолжать формировать представления о свойствах песка – сухой – сыпучий, сырой – липкий);

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать знакомить с правилами поведения в природе;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее время года.

- «Первые весенние цветы»;

- «Сравнение бабочки и стрекозы»;

- «Сравнение одуванчика и тюльпана»;

- имеет представление о весенних изменениях в природе;

 - сравнивает объекты, выделяя контрастные признаки сходства и различия;

- имеет представления о простейших связях;

- знает строение растений, их основные части;

- отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- знает и применяет правила поведения в природе

Ознакомление с миром природы в средней группе

Название месяца

Содержание работы

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- Продолжать формировать представление о первых осенних изменениях (понижение  температуры воздуха, больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже);

-  продолжать формировать умение устанавливать  взаимосвязи: меньше солнца – листья меняют свой цвет; похолодало – исчезли насекомые - птицы улетают на юг;

- уточнять и обобщать представления об овощах и фруктах;

- продолжать развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- привлекать к участию в сборе семян растений;

- формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее  время года.

- «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»;

- «Беседа о насекомых»

- имеет представление о первых осенних изменениях;

- устанавливает взаимосвязи;

- обобщает представления об овощах и фруктах;

- сравнивает, выделяет общие и отличительные признаки насекомых;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Октябрь

- Продолжать формировать представление об осенних изменениях (понижение температуры – изменение в одежде людей, определение первых признаков приближения зимы: заморозки по ночам, появление инея);

-  продолжать формировать умение устанавливать  взаимосвязи между изменениями в природе: деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья – листопад; холодно – насекомые прячутся в пни и под кору деревьев – птицы улетают на юг);

- продолжать развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки комнатных растений (герань душистая и бальзамин);

- продолжать знакомить со способами ухода за комнатными растениями;

- формировать умение пользоваться моделями в практической деятельности;

- продолжать формировать представления о  свойствах ветра (сила ветра);

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее  время года.

- «Сравнение душистой герани и бальзамина»;

- «Рыбка»

- имеет представление об осенних изменениях;

- устанавливает взаимосвязи;

- умеет сравнивать, выделять общие и отличительные признаки комнатных растений;

- знает способы ухода за растениями;

- пользуется моделями

в практической деятельности;

- имеет представления о свойствах ветра;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Ноябрь

- Продолжать формировать представление об осенних изменениях (звери готовят жилище  к зиме, отрастает теплая длинная шерсть; белка, медведь готовят на зиму пищу; с появлением снега изменяется окраска шерсти зверей; человек готовится к зиме – одежда, пища, жилище);

- продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;

- продолжать формировать умение узнавать и называть 3 – 4 дерева (ёлка, сосна, береза, клен);

- продолжать формировать умение пользоваться моделями в процессе трудовой деятельности (поливка растений);

- продолжать формировать представления о  свойстве глины: сухая и мокрая;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать воспитывать  заботливое отношение к растениям как к живым существам;

- формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее  время года.

«»Как поливать растение»;

- «Зимовка зверей»

- имеет представление об осенних изменениях;

- устанавливает взаимосвязи;

- узнает и называет 3 – 4 дерева;

- пользуется моделями

в практической деятельности;

- имеет представления о свойствах глины;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Декабрь

- Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима наступила – земля покрыта снегом, холодно, морозно);

- формировать умение сравнивать осенний и зимний пейзажи;

 - формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе;

- формировать умение узнавать и называть птиц,  рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу,

- продолжать формировать представления о  свойстве воды (превращение в лед и обратный процесс);

- продолжать формировать умение пользоваться моделями в процессе трудовой деятельности;

- воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее  время года.

«Наблюдения за воробьем и вороной»;

- «Как живут растения зимой»

- имеет представление о зимних изменениях;

- устанавливает взаимосвязи;

- узнает, называет птиц, сравнивает следы на снегу;

- пользуется моделями

в практической деятельности;

- имеет представления о свойствах воды;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Январь

- Продолжать знакомить с зимними явлениями  в неживой природе (гололед, снегопады, сугробы);

- познакомить с новыми понятиями: «метель», «вьюга»,  «оттепель»;

- формировать представление о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме;

-  продолжать формировать представления о  свойствах снега;

- продолжать формировать умение наблюдать за птицами на прогулке (повадки, внешний вид, где любят находиться);

- развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения;

- воспитывать сочувствие, сопереживание животным и птицам;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее  время года.

«Прогулка в зимний лес»

- знает зимние явления в природе;

- знает новые понятия

«метель», «вьюга»,  «оттепель»;

- имеет  знания о способах приспособления растений и животных к зиме;

- имеет представления о свойствах снега;

- умеет наблюдать за птицами;

-делает элементарные обобщения;

- сочувствует, переживает животным и птицам;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Февраль

- Продолжать формировать  представления о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют сильные ветры, метут метели);

- развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает);

- продолжать формировать умение обобщать, выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений;

- продолжать воспитывать желание подкармливать птиц, развивать умение наблюдать за их повадками;

- воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов;

продолжать формировать представления о  свойствах ветра;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее  время года

«Беседа о домашних животных»;

- «Как узнать растение»

- знает зимние явления в природе;

- устанавливает связи между временами года и состоянием растений зимой;

- умеет обобщать, выделяя существенные признаки домашних животных;

- имеет представления о свойствах ветра;

- умеет наблюдать за птицами, имеет желание подкармливать их;

- делает элементарные обобщения;

- сочувствует, переживает животным и птицам.

Март

- Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки  весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега);

- продолжать формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве);

- продолжать формировать представления о свойствах снега весной;

- закреплять знание трудового процесса с использованием моделей;

- воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе;

- продолжать воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов;

- продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее  время года.

- «Жизнь диких зверей весной»;

- «Посадка гороха в уголке природы»

- самостоятельно выделяет первые признаки весны;

- устанавливает связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных;

- имеет представление о свойствах снега весной;

- знает трудовой процесс с использованием моделей;

- проявляет дружеские отношения к другим в процессе наблюдений;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Апрель

- Продолжать формировать умение самостоятельно выделять признаки  весны в неживой природе (изменение цвета неба,  количество солнечных дней, таяние сосулек, появление проталин);

- продолжать устанавливать связи между живой и неживой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов, появление растений в тех местах, где больше греет солнышко);

- формировать умение наблюдать за мать –и – мачехой;

- продолжать формировать умение наблюдать  за поведением птиц (звонко щебечет, высматривают места для гнезд, собирают и носят в клюве веточки, пушинки);

-  продолжать формировать умение делать обобщение;

- формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее  время года.

- «Птицы»;

- «Составь рассказ о комнатном растении»

- самостоятельно выделяет признаки весны;

- устанавливает связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных;

- наблюдает за мать-и-мачехой;

- наблюдает за поведением птиц;

- умеет делать обобщение;

- имеет представление о работах, проводимых весной в саду и огороде;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Май

-  Продолжать развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны (появление насекомых, набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травы и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд);

- продолжать развивать умение делать обобщение и сравнение;

- расширять представления о насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка);

- воспитывать эмоциональное, заботливое отношение к пробуждающейся природе;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее  время года.

- «Путешествие в весенний лес»

- самостоятельно выделяет признаки весны;

- устанавливает связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных;

- умеет делать обобщение;

- имеет представление о насекомых;

- имеет представление о работах, проводимых весной в саду и огороде;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Ознакомление с миром природы в старшей группе

Название месяца

Содержание работы

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холоднее, увеличилось количество дождливых дней; созрели фрукты и овощи; изменилась одежда людей);

- формировать умение находить самостоятельно первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди  - рост грибов в лесу; похолодало – исчезли насекомые);

- продолжать формировать умение наблюдать за погодой, растениями, насекомыми, птицами;

- обобщать знания о живом объекте на примере животных: дышит, двигается, питается, растет, размножается;

- развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее  время года.

«Рассматривание иллюстрации  черепахи»;

«Рассматривание и сравнение овощей и фруктов»

- имеет представление о первом периоде осени;

- самостоятельно находит первые признаки осени, устанавливает связи между изменениями в живой и неживой природе;

- наблюдает за объектами;

- обобщает знания о живом объекте на примере животных;

- может сравнивать и применять доказательную речь;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Октябрь

- Продолжать формировать представление о втором периоде осени – золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев);

- познакомить со злаковыми растениями, из семян которых выпекают черный и белый хлеб (пшеница, овес, ячмень, рожь);

- используя опыты, формировать умение устанавливать зависимость между  температурой воздуха  и состоянием воды;

- используя опыты, знакомить с составом почвы;

- продолжать формировать представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?; перелетные птицы улетают на юг, зимующие  - ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений);

- формировать представление о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее  время года.

- «Беседа о домашних животных»;

«Рассматривание злаковых растений.

- имеет представление о втором периоде осени;

- имеет представление о злаковых растениях;

- устанавливает зависимость между температурой воздуха

и состоянием воздуха;

- знает состав почвы;

- имеет представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям;

- имеет представление о реках и их характерных признаках;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Ноябрь

- Продолжать формировать представление о последнем  периоде осени – ворота зимы (часто идет дождь со снегом, средняя температура воздуха ниже 0о);

- формировать умение  наблюдать за термометром: дуют холодные ветры –

изменение температуры воздуха;

- продолжать формировать умение устанавливать связи между  продолжительностью дня и ночи, освещением (название Ноября – «сумерки года»);

- формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки);

- продолжать формировать умение  сравнивать, составлять описательные рассказы;

- продолжать формировать умение узнавать особенности  каждого растения;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в осеннее  время года.

«Рассматривание и сравнение лисы и собаки»;

«Рассматривание и сравнение комнатных растений»

- «Кто живет а реке и озере»

- имеет представление о последнем периоде осени;

- наблюдает за термометром;

- устанавливает связи между продолжительностью дня и ночи, освещением;

- имеет представления об образе жизни зверей  в лесу;

- умеет  сравнивать объекты, составляет описательные рассказы;

- узнает особенности каждого растения;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных

Декабрь

Формировать представления о первом периоде зимы (обсудить, почему декабрь называют полночью года);

- формировать умение устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью;

- продолжать формировать представления о снеге как особом состоянии воды;

- познакомить с защитными свойствами снега;

- продолжать формировать умение устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы на примере зимующих птиц (куда улетели перелетные птицы, почему, особенности поведения);

- продолжать формировать понятие о дифференцированной потребности растений во влаге;

- формировать умение определять температуру воздуха, используя термометр;

- продолжать развивать умение сравнивать живые объекты природы;

- продолжать формировать интерес к человеку – приспособление  к жизни в зимних условиях;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее  время года.

- «Волк – житель леса»;

«Рассматривание комнатных растений»;

- беседа о снеге

- имеет представление о первом периоде зимы;

- устанавливает связи между природными явлениями;

- имеет представления о снеге как особом состоянии воды, знает защитные свойства снега;

- имеет понятия о дифференцированной потребности растений во влаге;

- определяет температуру воздуха, используя термометр;

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных

-

Январь

- Продолжать формировать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы (снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка),  умение выделять признаки сходства и различия этих явлений;

- продолжать формировать умение наблюдать за снегом;

- формировать умение с помощью лупы устанавливать  взаимосвязь между состоянием погоды и формой снежинок;

- продолжать формировать представления о приспособлении растений и животных к зиме;

- развивать  интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее  время года.

- беседа «Зимой в лесу»

- самостоятельно выделяет и называет основные признаки глубокой зимы, выделяет сходства и различия этих явлений;

- устанавливает взаимосвязь между состоянием погоды и   формой снежинок;

- имеет представления о приспособлении растений и животных к зиме;

- проявляет интерес к народному календарю

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных

Февраль

- Формировать представление о феврале как заключительном месяце зимы;

- формировать представление о чередовании времен года, частей суток;

- формировать умение выделять первые признаки весны (длительные оттепели, образование сосулек, таяние снега на открытых местах);

- продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность (необходимость тепла, света, влаги для роста растений);

- продолжать формировать умение сравнивать, находить сходства и различия между объектами природы;

- продолжать формировать представление о приспособлении животных к среде обитания;

- продолжать развивать  интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в зимнее  время года.

- Животные жарких и холодных стран»;

- «Растение как живое существо»

- имеет представление о чередовании времен года, выделяет части суток;

- выделяет первые признаки весны;

- устанавливает связь между живой и неживой природой;

- сравнивает, находит сходства и различия между объектами природы;

-имеет представление о приспособлении животных к среде обитания;

- проявляет интерес к народному календарю

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Март

- формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы;

- продолжать развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (увеличение светового дня, появление капели, первых проталин, первых кучевых облаков);

- формировать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца, между живой и неживой природой (оживление комнатных растений, появление на проталинах первоцвета, изменение в поведении птиц);

- продолжать формировать умение обобщать и систематизировать  животных по разным признакам;

- продолжать развивать желание ухаживать за комнатными растениями (пересадка, подкормка растений);

- познакомить с черенкованием растений, с алгоритмом этого процесса;

- формировать умение выделять причинно – следственные связи (круговорот воды в природе);

- продолжать развивать  интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее  время года.

«У нас в гостях животные»;

- «Черенкование комнатных растений»;

- рассказ воспитателя  «Муравьи – санитары леса»

- замечает новые изменения в природе;

- устанавливает связи: между изменениями в природе и положением солнца, живой и неживой природой;

- обобщает и систематизирует животных по разным признакам;

- имеет желание ухаживать за комнатными растениями;

- имеет представление о черенковании растений;

- проявляет интерес к народному календарю

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Апрель

- Продолжать развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (положение солнца, образование луж, скопление кучевых облаков, увеличение солнечных дней);

 - формировать представление об апреле как о необычном месяце (начинается снегом – заканчивается зеленой травой);

- продолжать формировать устанавливать связи в живой природе (причины разного места произрастания первоцветов и травы;

- формировать умение наблюдать за первым цветением кустарников и деревьев (ольха, ива);

- формировать представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха);

- продолжать развивать умение обобщать, доказывать свое суждение;

- формировать умение сажать растения;

- развивать интерес к труду в природе;

- продолжать развивать  интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее  время года.

- сказка «Ручеек»;

- «Доктора леса»

- замечает новые изменения в неживой природе;

- устанавливает связи в живой природе;

- умеет наблюдать за первым цветением кустарников и деревьев;

- имеет представления о пресмыкающихся;

- делает обобщение, доказывает свое суждение;

- проявляет интерес к труду в природе;

-проявляет интерес к народному календарю

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Май

- Продолжать формировать умение находить связи в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много тепла и света – рост растений;

- формировать умение сравнивать цветы мать – и мачехи и одуванчика;

- продолжать формировать умение устанавливать временные и причинно – следственные связи;

- формировать представления о насекомых

- продолжать формировать умение обобщать, выделяя существенные признаки живой природы;

- продолжать развивать  интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам;

-  продолжать формировать умение отражать полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- продолжать формировать представления об охране растений и животных;

- продолжать обращать внимание на красоту природы в весеннее  время года.

«Заключительная беседа о весне»

- находит связи в живой и неживой природе;

- умет сравнивать цветы;

- устанавливает временные и причинно – следственные связи;

-делает обобщение, выделяя существенные признаки живой природы;

-проявляет интерес к народному календарю

-  отражает полученные впечатления в речи и видах продуктивной деятельности;

- имеет представления об охране растений и животных.

Ознакомление с миром природы в подготовительной к школе  группе

Название месяца

Содержание работы

Примерная тематика

Планируемый результат

Сентябрь

- Продолжать формировать  умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы и устанавливать взаимосвязи (изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня);

- систематизировать представления детей о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян;

- продолжать формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями природы;

- продолжать воспитывать интерес к труду человека в природе;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

- «Путешествие колоска»;

- «Посещение кафе «Дары осени»

- самостоятельно выделяет первые признаки осени, устанавливает взаимосвязи;

- имеет представление о состоянии растений осенью, разнообразии плодов и семян;

- анализирует, сравнивает, устанавливает связи между явлениями природы;

- проявляет интерес к труду человека в природе;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе.

Октябрь

- Продолжать формировать умение самостоятельно выделять признаки глубокой осени,  устанавливать причинно – следственные и временные связи;

- формировать умение выявлять особенности приспособления растений к зиме;

- продолжать формировать представления о воздухе и его свойствах;

- формировать умение сравнивать кустарники и деревья (цвет коры, плоды, семена, форма кроны);

- формировать умение собирать природный материал для изготовления поделок (семена, шишки, желуди, листья);

- продолжать формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями природы;

- продолжать воспитывать интерес к труду человека в природе;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

- «Как растения готовятся к зиме»;

- «Унылая пора! Очей очарованье!»

- «Воздух и его свойства»

- выделяет признаки глубокой осени, устанавливает связи;

- выявляет особенности приспособлений растений к зиме;

- имеет представления о воздухе и его свойствах;

- сравнивает кустарники и деревья;

- умеет собирать природный материал;

- анализирует, сравнивает, устанавливает связи между явлениями природы;

- проявляет интерес к труду человека в природе;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе.

Ноябрь

- Продолжать формировать устанавливать причинно – следственные  связи (температура воздуха опускается ниже нуля градусов – замерзает почва, появляется изморозь, изменяется высота стояния Солнца – изменяется температура воздуха);

- продолжать формировать представление о росте, развитии, размножении всего живого;

- продолжать формировать представления о размножении растений;

- продолжать знакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе;

- формировать умение сравнивать и обобщать на основе  собственных наблюдений;

- продолжать воспитывать интерес к труду человека в природе;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

- «Путешествие в осенний лес»;

- «Для чего растению нужны семена»;

- «Путешествие капельки»;

- устанавливает причинно – следственные связи;

- имеет представление о росте, развитии, размножении всего живого;

- знает круговорот воды в природе;

- сравнивает и обобщает на основе собственных наблюдений;

- проявляет интерес к труду человека в природе;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе.

Декабрь

- Продолжать формировать умение при помощи наблюдений устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц;

- формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря – день солнцеворота);

- формировать представления об экологической системе «лес»;

- формировать умение выделять экологические цепочки в лесу;

- формировать умение определять свойства снега;

- развивать интерес к народному календарю;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

 - «Зимний парк»;

- «Клуб знатоков леса»

- устанавливает связи при помощи наблюдений;

- имеет представления об изменении положения Земли относительно Солнца;

- имеет представление об экологической системе «лес»;

- выделяет экологические цепочки в лесу;

- определяет свойства снега;

- проявляет интерес к народному календарю;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе.

Январь  

- Совершенствовать навыки поисковой деятельности: измерение глубины снега, температуры воздуха, измерение направления ветра;

- развивать умение устанавливать связь между направлением ветра, свойствами снега, состоянием погоды;

- формировать умение в наблюдении за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц;

- помочь выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т.д.;

- формировать представления о природе севера России;

- формировать умение выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания;

- познакомить с огнем как явлением неживой природы;

- продолжать формировать умение определять свойства снега;

- продолжать развивать интерес к народному календарю;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

- «Как живут наши пернатые друзья зимой»;

- «Север – царство льда и снега»;

- «Что такое огонь»

- владеет навыками поисковой деятельности;

- устанавливает связь между направлением ветра, свойствами снега, состоянием погоды;

- выявляет взаимосвязь между питанием птиц и формой клюва;

- имеет представление о севере;

- выделяет особенности приспособления животных и растений к среде обитания;

- имеет представление об огне;

- определяет свойства снега;

- проявляет интерес к народному календарю;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе

Февраль

- формировать умение обобщать знания о зимних явлениях в природе, сравнивать зимние явления: вьюга, поземка;

- продолжать развивать поисковую деятельность: определять силу ветра и его направление по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток;

- закреплять знания о деревьях, растущих на участке, сравнивать их по стволу, коре, расположению веток;

- формировать умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме;

- формировать представления о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе;

- формировать представления о приспособлении человека к зиме: внешний вид, поведение, труд, отдых; о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой;

- формировать умение обращать внимание на то, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, появляются сосульки);

- продолжать развивать интерес к народному календарю;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

- «Лес – это живой организм»;

- «Пищевые цепочки в лесу»;

«Как животные приспособились к зиме»

- обобщает знания о зимних явлениях в природе, сравнивает зимние явления;

- проявляет интерес к поисковой деятельности;

- знает деревья, растущие на участке;

- устанавливает связи в экосистеме;

- имеет представление о пищевой зависимости живых существ;

- имеет представления о приспособлении человека к зиме;

- обращает внимание, что в феврале погода меняется;

- проявляет интерес к народному календарю;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе

Март

- Формировать умение самостоятельно выявлять первые признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе: увеличение почек на деревьях, появление сережек у ольхи, изменение в поведении птиц, прилет грачей;

- продолжать формировать представления о комнатных растениях, способах размножения растений;

- воспитывать интерес к уходу за растениями;

- обобщить представления о типичных экосистемах: лес, луг, водоем, пустыня;

-  продолжать развивать интерес к народному календарю;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

- «Как поссорились март и февраль»;

- «Комнатные растения – спутники нашей жизни»;

- «Загадки природы»

- самостоятельно определяет первые признаки весны;

- имеет представления о комнатных растениях, способах размножения;

- проявляет интерес к уходу за растениями;

- имеет представления о типичных экосистемах;

- проявляет интерес к народному календарю;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе

Апрель

- Продолжать формировать умение самостоятельно находить новые признаки весны: солнечные лучи теплее – повышение температуры воздуха, просыхает почва, во льду появляются трещины;

- продолжать формировать умение устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе: сокодвижений растений – появление первоцветов – прилет птиц;

- формировать представление о труде взрослых весной: подготовка почвы к посеву и сев зерна;

- познакомить с составом почвы;

- развивать умение выделять существенные признаки человека, животных, растений;

- воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы;

- развивать интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека;

-  продолжать развивать интерес к народному календарю;

- продолжать формировать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- продолжать формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- продолжать формировать  умение правильно вести себя на природе.

- «Экскурсия в лесопарк»;

- «Почему земля кормит»

- «Кто такой человек»;

- «Зеленая аптека»

- самостоятельно находит новые признаки весны;

- устанавливает связи между изменениями в живой и неживой природе;

- имеет представления о труде взрослых весной;

- имеет представление о составе почвы;

- выделяет существенные признаки человека;

- проявляет интерес к лекарственным растениям;

- проявляет интерес к народному календарю;

- передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- понимает то, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

- умеет правильно себя вести на природе

Май

 - Продолжать формировать умение самостоятельно находить новые признаки весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы;

- продолжать формировать умение развивать доказательную речь: май – месяц пробуждения жизни;

- продолжать формировать представления о весенних изменениях в жизни растений и животных;

- формировать представления детей о развитии насекомых через длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки в куколку, затем в бабочку;

- обобщать представления о типичных экологических системах;

- формировать экологическое сознание на основе знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

- «Весенние заботы птиц»;

- «Строим экологический город»

- самостоятельно находит новые признаки весны;

- может использовать доказательную речь;

- имеет представления о весенних изменениях в жизни растений и животных;

- имеет представление о развитии насекомых: гусеница – куколка;

- имеет представление о типичных экологических системах;

- имеет экологическое сознание и гуманное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)

Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...

Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» разделы «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным окружением», «Ознакомление с предметным окружением» по теме «День рождение м

Непосредственно образовательная деятельность в старшейгруппе по познавательному развитию.Тип: непрерывно образовательной деятельностиВид: итоговый.Тема: «День рождение мишки»Цель: Обобщени...