Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателей, родителей. Оно содержит информацию о формировании интеллектуальной деятельности, ее влияния на речевое развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_chichagina_2.doc | 440 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧИЧАГИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 «КОСМОС», ВОСПИТАТЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Методическое пособие: «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем»
Содержание
| 2 |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 12 |
| 15 |
| 18 |
| 18 |
| 18 |
| 19 |
| 21 |
- Введение
В дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития ребенка. В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов.
Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Уровень сформированности логических операций у детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы.
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. Ребенок познает мир в ходе практической деятельности с ним, выполняя познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.
Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребенка. Педагог должен не только поддерживать естественное возрастное любопытство «почемучек», но и специальными педагогическими приемами стимулировать познавательную активность детей. Общеизвестно, что основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение, та общественная среда, в которой он живет. Методическое пособие «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем» создает благоприятные условия для дальнейшего развития познавательной активности и тем самым развивает познавательные способности дошкольников.
Развитие познавательных способностей через ознакомление с родным краем включает в себя развитие таких способностей как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, ставить перед собой цель, решать проблемы, делать выводы. В свою очередь эти качества, вырабатываемые в процессе познания, воспитывают логику мысли, четкость и красоту речи.
В соответствии со ст. 64 Закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Поэтому очень важно ещё в дошкольном возрасте сформировать все компоненты речи у детей.
Сейчас, когда действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание работы дошкольного учреждения направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности и должно обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей надо сформировать у дошкольника умение красиво и правильно говорить.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Таким образом, развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Следовательно, правильная организация коррекционно-образовательного процесса определяет качество работы по развитию речи и познавательной сферы детей.
Изучением проблемы развития познавательных способностей через ознакомление с родным краем у детей дошкольного возраста занимались Б. М. Теплов, Э. А. Голубева, В. Н. Мясищева, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко, Е. В. Гончарова, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова и др.
Цель методического пособия: познакомить педагогов с формами планирования коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию познавательных способностей через ознакомление с родным краем.
Задачи методического пособия:
- познакомить педагогов и родителей с направлениями коррекционной работы по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- организовать специальные условия для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с родным краем;
- повысить компетентность педагогов и родителей по вопросам развития познавательных способностей у детей и достижения высоких результатов коррекционной работы в процессе ознакомления с родным краем.
Анализ изучения потребностей педагогов и родителей показал, что при проведении работы с детьми с общим недоразвитием речи по развитию познавательных способностей необходимо использовать ознакомление с родным краем, это позволит обеспечить более эффективное усвоение программного материала по разделу ознакомление с окружающим и тем самым подготовит дошкольников к последующему обучению в школе.
Данное методическое пособие обладает новизной, заключающейся в разработке планирования коррекционной работы по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с родным краем.
Методическое пособие имеет большую практическую значимость, так как включает в себя: диагностический материал по изучению уровня развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет), планирование коррекционной работы по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с родным краем на учебный год и многое другое.
- Ключевые понятия
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Познавательные способности, источники познания – естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека.
К познавательным способностям относятся ощущения, представления, восприятие, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, аналогия, анализ, синтез.
Представление – наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путём его воспроизведения в памяти или в воображении.
Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Ощущение – простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов или раздражителей при участии нервной системы.
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.
- Научное обоснование
В своей работе я опиралась на теоретические материалы многих авторов – отечественных педагогов и психологов.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой представлены воспитательные и учебные задачи по всем возрастным группам и развитие детей с учетом их индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей.
Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предназначена для обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Такие авторы, как Б.М. Теплов, Э.А. Голубева, В.Н. Мясищева рассматривали познавательные способности в качестве одной из основных единиц развития. Б.М. Теплов рассматривал способности в плане индивидуально – психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
Л.С. Выготский понятием «способности» обозначал фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций, не ограниченных и неопределенных сколько - нибудь точно и называемых в традиционной психологии произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий и т.д.
В работах Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Подьякова говорится, что на протяжении всего дошкольного детства развиваются не только все психические функции, но и закладывается фундамент познавательных способностей. Также эти авторы выделяли ведущую роль наглядно - образного мышления в познавательной деятельности дошкольников.
П.Я. Гальперин выдвинул теорию о поэтапном формировании умственных действий, согласно которой речь является инструментом мышления.
Л.С. Рубинштейн в своих работах пришел к выводу: развитие способностей совершается по спирали: возможности развития способностей одного уровня открывают возможности развития способностей на другом уровне.
В работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко рассматриваются вопросы о влиянии неполноценной речевой деятельности на формирование у детей с ОНР сенсорной, интеллектуальной сферы, на темп развития познавательных способностей.
Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова рассматривали в своих работах влияние речевого дефекта на общение детей с ОНР с взрослыми и сверстниками и пришли к выводу, что данный дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, тем самым затрудняя общение.
Программа Гончаровой Е.В. «Экология для малышей» составлена с учетом использования в работе по ознакомлению с родным краем регионального компонента.
Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова в своей книге «Родной край» описывают методику ознакомления детей с родным краем.
Также в работе были использованы практические материалы.
Л.Ф. Тихомирова в своем практикуме «Я открываю мир» (развитие познавательных способностей) предлагает большой выбор игр, заданий и упражнений на развитие познавательных процессов.
«Энциклопедия воспитания и развития дошкольника» под общей редакцией Л.Ю. Субботиной посвящена актуальным вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников. В книге представлен богатый материал игровых занятий, заданий развивающего характера.
В пособии С.И. Карповой, В.В. Мамаевой «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» представлены задания коррекционно-развивающей направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Пособие «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н. Прохоровой предлагает практические материалы по экспериментированию в детском саду.
В методическом пособии «Познавательное развитие детей 5-7 лет» Г. М. Блиновой представлен цикл познавательных занятий и практический материал для детей старшего дошкольного возраста.
- Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – возраст первоначального фактического формирования личности. В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения важнейшим моментом является сенситивный возраст, который благоприятствует формированию тех или иных способностей. Это присущий возрастному периоду ребенка оптимальный срок формирования определенных психологических свойств и психических процессов.
Проблема развития ребенка в ходе образования, ставшая особенно актуальной в нашем обществе, прежде всего, связывается с вопросом развития способностей. Способности рассматриваются в качестве одной из основных единиц развития. Теплов Б.М. рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Развитие ребенка в дошкольном возрасте тесно связано с его особенностями – такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.
Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят уровень развития и соотношения первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов. (Запорожец А.В., Лейтес Н.С.)
Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы не были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.
Развитие способностей – сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит, прежде всего, качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, развитие способностей совершается по спирали: реализующие возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.
В дошкольном возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные практические способности. Познавательные способности, связанные с познанием окружающего мира, включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающее относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Недостаточный уровень развития восприятия в дошкольный период может задержать развитие мышления и речи, повлияет на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. То есть отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития. Такое отставание приведет к неуспеваемости в школе, задержках в становлении личности, а в дальнейшем повлияет на возможности профессионального выбора и успешность в социальной адаптации.
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Данный факт особенно четко прослеживается на примере формирования детского мышления. Согласно теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действия как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи. Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств. В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Н.Н. Подьяков и др.). Уровень развития наглядно - образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно – образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, которое дошкольное детство вносит в общий психического развития. Степень сформированности наглядно – образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно – логического мышления.
В современных программах обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада указывается, что обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно – образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова и др.). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнения и обобщения.
Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно – логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательных способностей (В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.).
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные дети, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.
Исходя из теоретических положений, изложенных в трудах Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, мы можем говорить о том, что на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, но и закладывается фундамент познавательных способностей. Возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, воображения. С самого рождения ребенок развивается в особом мире, в мире, созданном человеческой деятельностью. Это мир предметов, созданных людьми, в которых воплощены человеческие способности; мир предметов, служащих удовлетворению специфических человеческих потребностей.
В человеческих предметах, языке, науке, культуре закреплен опыт всего предшествующего развития человечества. В этом мире содержатся в готовом виде все формы поведения, способности, качества, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития.
Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, специфическая особенность отношений между средой и развитием ребенка заключается в том, что то, что должно возникать по ходу развития и получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала. Для развития личности ребенка и ее специфических человеческих свойств, среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как источник развития. Специфической особенностью отношений ребенка с окружающей его действительностью как источником развития является то, что конкретными носителями всего того, чем овладеть ребенок в ходе жизни, являются воспитывающие и обучающие его взрослые. Ребенок овладевает всем богатством действительности, миром предметов и действий с ними, языком, человеческими отношениями, мотивами человеческой деятельности и всеми человеческими способностями – только через и при посредстве взрослых людей. Деятельность ребенка по отношению к предметной деятельности всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослых. Однако только собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми, являющимися носителями всех тех богатств, которые накоплены человечеством, является движущей силой развития ребенка как члена общества, его психики, сознания, познавательных способностей. Так как деятельность ребенка по отношению к действительности всегда опосредована взрослыми, воспитание и обучение являются ведущими в процессе всего психического развития ребенка. Опираясь на его возможности и на знание того, чем ребенок уже овладел, взрослые организуют его деятельность по развитию познавательных способностей для овладения новыми сторонами действительности.
Большой вклад в разработку теории способностей внес Б.М. Теплов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений, навыков в условиях деятельности. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Все это приводит к выводу, что в дошкольном детстве особое значение должно отводится развитию познавательных способностей, которые в дальнейшем смогут послужить основанием для развития специальных видов способностей (творческих). А так как знакомство с окружающим миром является неотъемлемой частью дошкольного возраста, мы считаем, что развитие познавательных способностей через ознакомление с родным краем у детей с общим недоразвитием речи будет благоприятным и актуальным, так как в настоящее время наблюдается рост в количестве детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Характеристика познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи
В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
При общем недоразвитии речи ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов – признаков, слов – обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не в состоянии повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Дети выделяют в объекте меньше признаков, чем их сверстники с нормальной речью. Характерной чертой операции анализа у таких детей является ее не планомерность, что существенно отличает их от детей, которые в своем описании объекта придерживаются определенного плана.
При выполнении заданий на группировку предметов у этих детей обнаруживается недостаточная гибкость мышления, склонность к шаблонам, стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия. Невысокий уровень развития словесно – логического мышления у детей с общим недоразвитием речи проявляется при выполнении ими заданий на составление рассказов по серии сюжетных картинок. В таких рассказах дети должны не только определить последовательность происходящих событий, но и установить причинно - следственные связи между ними. Большинство детей при выполнении этого задания испытывают значительные трудности. Правильно истолковав события, изображенные на каждой из картинок, дети не могут установить между ними связь. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно - следственных связей, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.
Ряд авторов отмечают у детей с общим недоразвитием речи недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Я.В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У детей с общим недоразвитием речи низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети воспринимали образ предмета с определенными трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали отдельные ошибки в опознании.
Исследование функции внимания показывает, что дети с общим недоразвитием речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
Отмечено, что ребенок, обнаруживший беспомощность на фронтальных занятиях, в условиях индивидуальной работы, когда взрослый организует его деятельность, с тем же заданием справляется. Эти особенности связаны с незрелостью их эмоционально – волевой сферы, что проявляется в неорганизованности поведения, неумении действовать целенаправленно.
Итак, у детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Опыт дошкольного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи говорит о том, что преодоление этих проблем зависит во многом от характера стимулирования их познавательной активности со стороны взрослого. Особенности словарного запаса, а также построения и содержания высказываний детей с общим недоразвитием речи указывают на необходимость проведения работы по развитию их речи в единстве с совершенствованием деятельности восприятия, мышления.
- Развитие познавательных способностей детей через ознакомление с родным краем
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие познавательных способностей.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой. Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем мире, получая представления о природе и обществе. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты. Все это было бы возможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить.
О владение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь связна с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к такому выводу: «Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательных способностей. Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Таким образом, ребёнку необходимо обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Чем разнообразнее и интереснее деятельность, тем больше информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Развитие познавательных способностей неотделимо от гармоничного развития все сторон личности ребёнка. Только при общем гармоническом развитии ребёнка можно выявить склонности, интересы и уже на их основе развивать познавательные способности. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребёнка.
В настоящее время понятие «способность» Является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования. Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу «всё или ничего». С одной стороны, к способностям стало относится все: вся сфера возможностей ребёнка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала и пр. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя своё собственное психологическое содержание.
В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, Э.А. Голубевой, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова и др.). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме. В основе первого из них лежит, прежде всего, теория развития способностей Б.М. Теплова.
Второй подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского. К самому понятию «способность» Л.С. Выготский обращался, в основном, в своей «Педагогической психологии», обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Это, во – первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – языком, письмом, счётом, рисованием; во – вторых, процессы развития специальных высших психических функций, не ограниченных и не определённых сколько – нибудь точно и называемых в традиционной психологии произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий и т.д. Те и другие, взятые вместе, и образуют то, что мы условно называем процессом развития высших форм поведения ребёнка.
В основе данного развития лежит интеллектуализация всех психических процессов: «…центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления».
Таким образом, если мы понимаем способности как наиболее существенные, фиксированные в культуре способы взаимодействия субъекта с действительностью, то данная характеристика ложится в основу определения всего общих умственных способностей. Об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию.
Познавательные способности основываются на развитии познавательных процессов. Они включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми символами.
Понятие познавательных способностей внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить: познавательный интерес, познавательную активность. Объединяющим началом для этих понятий является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий.
Развитие познавательных способностей во многом определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Необходимо создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития. Дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости тех явлений, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной действительности. Ценные данные о познавательных способностях ребёнка были получены учёными под руководством Л.А. Венгера ещё в 80-х годах прошлого века. Важная роль в развитии познавательных способностей отводится ими овладению опосредствованным решением познавательных задач. В дошкольном возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно – пространственное моделирование.
С целью развития у дошкольников познавательных способностей необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются:
- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме;
- самостоятельно применять найденные способы решения в практической деятельности, умения сравнивать, обобщать, группировать и т.д.;
- наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;
- умение мыслить в разных направлениях;
- выдвигать новую познавательную задачу;
- замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.
Процесс развития познавательной деятельности более благоприятно может осуществляться через ознакомление с родным краем. В процессе ознакомления создаются благоприятные условия для их дальнейшего развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основным источником впечатлений дошкольников. Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни родного края. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания окружающего мира, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Познание окружающего мира будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создаёт предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Таким образом, окружающий мир обогащает и стимулирует познавательную деятельность, в результате которой развиваются познавательные способности.
- Система работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по ознакомлению с родным краем
Знание о родном крае дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:
- занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
- занятия, способствующие углублению и систематизации знаний у детей (беседы, дидактические игры и пр.);
- занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают своё отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;
- особенности внимания: устойчивость, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой;
- особенности памяти: точность, возможность долговременного запоминания;
- особенности мышления. Уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия, способность обобщать и делать самостоятельные выводы, умение устанавливать причинно – следственные связи);
- особенности речи: объём словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя;
- познавательные интересы, любознательность.
Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия».
В связи с этим первым методическим условием формирования речи и таким образом развития познавательных способностей, является уточнение и обогащение представлений ребёнка о предметах и явлениях окружающего мира.
Вторым методическим условием успешности работы является повышение заинтересованности ребёнка в получении новых впечатлений и желании говорить о них.
Важной составляющей материала по развитию познавательных способностей у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно – логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение знаний об окружающем, так и на развитие познавательных способностей и интереса к деятельности.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого познавательного материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить одинаковые предметы.
Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым упражнениям. Большое значение в развитии словесно – логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов и предметов.
Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных представлений об окружающем и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение и классификация.
Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установления связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, затем сравнивают группы предметов, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение – процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация – это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову. Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных способностей детей.
Основные требования к заданиям содержательно – логического характера:
- задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет мышлению, но присутствуют и такие познавательные процесс ы как внимание, восприятие, память;
- задания должны иметь познавательное содержание и нести определенную интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления об окружающем или знакомить с простейшими методами познания действительности;
- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.
Вместе с тем быстрое снижение познавательных интересов мотивационной стороны речи, характерное для детей с общим недоразвитием речи, требует использования таких приемов и видов работы, которые постоянно поддерживают активность детей (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним). Неполноценность чувственного опыта приводит к тому, что дети с общим недоразвитием речи слабо усваивают сведения, которые им сообщают и затрудняются применять их на практике. Поэтому знания должны опираться на предшествующий опыт, подкрепленный практикой.
- Организация коррекционно-образовательного процесса по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с родным краем
8.1. Диагностика сформированности представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для того чтобы выстроить план коррекционной работы на учебный год по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с родным краем необходимо провести диагностику, для того чтобы определить уровень сформированности представлений о родном крае (Приложение 1).
8.2. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с родным краем
Проблема взаимодействия педагогов и родителей логопедической группы актуальна. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
Совершенно очевидно, что развивать речь и познавательные способности можно только четко скоординировав работу педагогов и родителей. Поэтому возникла необходимость планирования коррекционной работы по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с родным краем и составления методических рекомендаций для педагогов и родителей (Приложение 2, 3).
- Заключение
Опыт применения методического пособия в коррекционно-образовательном процессе позволяет говорить о повышении познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи. Повышается интерес и активность детей в процессе непосредственно образовательной деятельности. Дети внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях.
Методическое пособие направлено на разъяснение педагогам и родителям важной информации о формировании интеллектуальной деятельности, её влияния на речевое развитие ребёнка. Всё это создаёт условия для активного взаимодействия воспитателей и родителей в коррекционно-образовательном процессе, способствует повышению их педагогической культуры, позволяет получить высокий уровень развития познавательных процессов, речи и познакомить с природой и особенностями родного края.
Методическое пособие «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем» предназначено для воспитателей, родителей и других специалистов ДОУ.
10. Использованная литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.,1988.
2. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах.- М., 1985 (электронный ресурс)
3. Петровский А.Б. История советской психологии в 2-х томах.- М.,1985.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.,1995.
5. Немов Р.Ф. Психология: учебник для студентов высш. пед.учеб. заведений в 3-х книгах.- М.,2001.
6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 2006.
7. Филичева Т.В., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада.- М.,1997.
8. Субботина Л.Ю. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника – Ярославль, 2000.
9. Гончарова Е.В. Экология для малышей. – Тюмень, 2000.
10. Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир. – Екатеринбург, 2006.
11. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М., 2006.
12.Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – С-Пб, 2008.
13. Селихова Л.И. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. – М., «Мозаика – синтез», 2008.
14. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность. – М., «Детство – Пресс», 2007.
15. Шаманова И.Н. Мир животных и растений Югры. – Екатеринбург, 2009.
16. Орлова Т.К. Рабочая тетрадь по краеведению. – Ханты – Мансийск, 1998.
17. Электронный ресурс. Педагогическая библиотека.
11. Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации методического пособия
№ п\п | Наименование ИКТ | Примеры тематического использования |
1 | Интернет | Использование интернета при разработке НОД |
2 | Диапроектор, ПК, Интерактивная доска, пр. | Данные средства используются в моей работе при презентации педагогического опыта работы на городских методических объединениях воспитателей. |
12.Эффективность внедрения опыта работы педагога через достижения воспитанников в конкурсах разного уровня
Уровень участия | Кол-во детей | Год участия | Название конкурса | Результат участия |
муниципальный | 18 13 2 5 | 2010, 2011, 2012 2013 2012 2010, 2011, 2012 | Конкурс чтецов Театральная неделя Песенный фестиваль Шашечный турнир | Участники, победители Диплом III степени Диплом II степени Участники, победители |
региональный | 3 2 | 2013 2013 | Солнце для всех Звёздная капель | Дипломы участников Дипломы участников |
федеральный | - | - | - | - |
международный | - | - | - | - |
13.Демонстрация опыта в педагогическом сообществе (конкурсы, конференции и т.д.)
Уровень участия | Год участия | Название конкурса | Результат участия |
муниципальный | 2012 | «Самый активный педагог-2012» | Диплом II степени |
региональный | - | - | - |
федеральный | 2012 | Открытый интернет-конкурс «Детский мир. Секреты педагогики» Номинация «Дети-инвалиды» | Диплом III место |
международный | - | - | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...
Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры
Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи, через реализацию исследовательских мини-проектов (из опыта работы)
В тезисной статье рассказывется о реализации исследовательских мини - проектов с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....