Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
статья по логопедии (старшая группа)
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
Для детей, имеющих нарушение речи дошкольного возраста, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В игре ребенку легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Поэтому основной целью моей логопедической работы является преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Трудно переоценить значение дошкольного возраста для общего развития ребенка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Особое место в речевом развитии ребенка занимает формирование лексико-грамматической стороны речи. «Только овладев законами грамматики родного языка, он может общаться и познавать действительность»
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Я считаю, что для детей, имеющих нарушение речи дошкольного возраста, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В игре ребенку легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Поэтому основной целью моей логопедической работы является преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. С.А. Миронова отмечает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Проблемой развития речи дошкольников с использованием игровой деятельности занимаются многие известные ученые и логопеды-практики, например В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Н. Ефименкова, Г.А. Волкова, С.А. Миронова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская, Н.В. Нищева и другие. Тем не менее практического материала в виде дидактических игр, используемых в коррекции лексико-грамматического строя речи дошкольников, недостаточно.
Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.
Что качается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Эффективность формирования грамматических навыков зависит от соблюдение определенных дидактических принципов:
1. Принцип активности ребенка в процессе обучения. Я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес коррекционных занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения.
2. Руководствуясь принципом научности, преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность
3. Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, подействовать или оценить действие объекта.
Работая над преодолением нарушений лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность, направленную на расширение словарного запаса детей, воспитание навыков словообразования и закрепление правильного употребления грамматических категорий, я пришла к заключению, что коррекционное обучение необходимо проводить поэтапно. В его основу положены такие общепедагогические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, подобранного с учетом актуальности той или иной темы, использование наглядных и интерактивных средств воздействия на восприятие ребенка, преобладание ведущей деятельности дошкольника — игры.
На первом этапе обучения необходимо работать над:
-развитием понимания устной речи;
-подготовкой овладению диалогической формой общения;
- практическим усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов);
-усвоением сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
-образованием глаголов повелительного наклонения;
-составлением простых предложений по вопросам.
Во втором этапе обучения:
-практическим образованием относительных прилагательных;
-согласованием прилагательных с существительными в роде и числе;
- изменением повелительного наклонения глаголов 3-го лица единственного числа;
-употреблением предлогов в, на, под, из;
-совершенствованием навыка ведения диалога.
В третьем этапе обучения:
-образованием глаголов с помощью приставок;
- образованием относительных прилагательных;
- образованием притяжательных прилагательных;
-образованием прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;
-образованием антонимов и синонимов;
- согласованием прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-употреблением предлогов к, от, с;
-составлением разных типов предложений.
За время своей работы я систематизировала речевой материал по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с программой коррекционного обучения.
Так как работа по накоплению словаря и развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР проводятся в тесном единстве, то игры систематизированы по различным лексическим темам, изучаемым в дошкольном учреждении. Мной была создана картотека лексико-грамматических игр.
Так как коррекционная работа становится более эффективной при применении дидактических игр, я подбираю различный наглядный материал с использованием предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, я использую различные пособия, настольно – печатные игры из серии «Играйка» Н.В. Нищевой, Старжинской «Игротека речевых игр» С.М. Мельниковой, Н.В. Бикиной. Много изготовлено разнообразных пособий к различным дидактическим играм.
Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитии, совместно с воспитателями подобраны и изготовлены дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по разному, что способствовало бы закреплению знаний детей. Это игры на словоизменение: «Один-много», «Кто что любит», «Что ты надеваешь?», «Кому что?», «У кого детеныши», «Отбери не ошибись», «Назови правильно».
Игры на обогащение глагольного словаря: «Кто что делает?», «Измени слово», «Скажи наоборот»
Игры на правильное употребление числительных: «Посчитай», «Кому сколько?», «Продолжи счет».
Игры на закрепление наречий: «Когда это делаем?», «Где сосед?», «Найди флажок».
Игры по работе над предложениями с предлогами: «Что где растет?», «Кто где сидит?», «Чего не хватает?», «Поможем Незнайке».
Игры на обогащение активного и пассивного словаря по разным темам: лото «Овощи-фрукты», «Транспорт», « Дикие и домашние животные», « Профессии», «Цветы» и др.
Игры проводятся с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, как в первую половину дня, так и после обеда, во время самостоятельной игровой деятельности, а так же включаются и в занятия.
Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического строя речи детей, организуется работа с родителями:
- Индивидуальные консультации;
- Занятия-практикумы;
- Тренинги с участием родителей.
- Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних коррекционных заданий;
В качестве закрепления полученных знаний на занятиях с учителем-дефектологом рекомендуется родителям дидактический материал по лексической теме. Совместно выполненные рекомендации родителями и ребенком непременно отмечается мною на последующем занятии. Это стимулирует родителей к участию в речевой деятельности, повышает качество речи ребенка
Также в работе с родителями широко используются вспомогательные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- памятки для родителей.
Обсуждение результатов совместного труда логопеда и детей родителей особенно радует последних. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь при коррекции, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось выше, безотказно действуют на дошкольников.
В «Уголке логопеда» постоянно вывешиваются памятки и рекомендации для родителей по ознакомлению с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков.
Мониторинг логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий показал, что в результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя речи: дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; уточнилось значение действий; улучшились показатели в подборе определений к существительным; согласовании их в роде, числе; расширился активный словарь по лексическим темам.
Таким образом, проведенная работа показала, что применение специальных дидактический игр позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи. Было выявлено улучшение развития лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Процесс словообразования и умение составлять предложения стал более непринужденным и практически не вызывает затруднений. Аграмматизмов в речи стало меньше.
Практическая значимость моей работы определяется тем, что подготовленный материал может быть использован воспитателями групп дошкольного учреждения по закреплению основных лексико-грамматических тем и для совместной работы родителей с детьми
Изменилось и содержание детской деятельности с игровым дидактическим материалом, наиболее интенсивно происходит воспитание самостоятельности, проявляющей в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по своему).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры
Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
- Мне нравится (1)