Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_korytovoy_n.v.ppt | 862 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Не сформированы временные представления Не сформированы пространственные представления Нарушения звукопроизношения Недоразвитие моторных и графомоторных навыков Трудности понимания и удержания инструкций Нарушение восприятия Низкий темп деятельности
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Задачи: развитие графомоторной функции; развитие зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа, синтеза, представлений; развитие пространственных представлений; развитие оптико-пространственного анализа и синтеза; развитие мыслительных процессов; развитие мелкой моторики; развитие чувства ритма; воспитание сосредоточенности, усидчивости.
Методологическая основа: культурно-историческая концепция развития высших психических функций, возрастные новообразования (Л.С.Выготский); учение об интегративной деятельности головного мозга (П.К.Анохин, А.Р. Лурия); учение о психологических основах формирования письма и письменной речи (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин).
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений 3 этап Обучение детей моделированию предметно- пространственных построений 2 этап Привитие детям навыков полисенсорного восприятия предметов 4 этап Обучение ориентировки в пространстве с помощью схем 1 этап Создание четких представлений о своем теле и его симметричности Схема-план
Практические методы дидактические игры выполнение по образу Собственно практические упражнения прятанье и поиск имитация действий работа со схемой моделирование Игровые игровые проблемные ситуации Методы и п риемы загадки
Первый блок заданий развитие графомоторных навыков развитие чувства ритма развитие зрительно-пространствен-ной координации развитие координации руки и глаза развитие направленных движений руки
Игра «Кому что нужно» Цель: Формирование зрительно-моторных координации, способности зрительно воспринимать заданное направление и контролировать в соответствии с ним движение руки при проведении линий. Провести линии точно по дорожкам и узнать, кто кем будет (гусеница - бабочкой, яйцо - цыпленком, семечко -подсолнухом, Желудь - дубом, теленок - коровой).
Игра «Около дома» Задание: Используя рисунок дома и его фотографии, определить, кто какую фотографию сделал. Подробно объяснить свой выбор, рассказав, что изображено на каждой фотографии, как видят дом мама, мальчик и девочка .
Второй блок заданий развитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза
Игра «Чаепитие» Цель: закрепление умения определять направления и положения предметов в пространстве относительно друг друга. Задание: По схемам определить, кто из персонажей картины (девочка, кошка, ворона) видит стол в таком виде. Подробно пояснить свой выбор, составив рассказ-рассуждение .
Игра «Где чей домик» Цель. Развитие познавательной активности, внимания, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации; формирование знаний о жилищах животных. Определить, кто из этих животных попадёт в свой «Домик".
Третий блок заданий развитие логического мышления развитие зрительного внимания развитие зрительной памяти
Найди домики, в которых живут белочка и зайчик. Начинай свой путь от стрелки.
В каком доме живёт девочка? Нарисуй её путь глядя на схему.
Схема действий педагога и детей на занятии тема: «Зима» Аудиозапись шума ветра Переключение внимания, любопытство, сосредоточение на новом объекте Беседа о зиме Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов, рождение образа-представления), формирование мотивации Д/И «Где лежит снежинка» (Работа со схемами предлогов) Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование Д/и «Кто где спрятался», «Узнай по описанию» Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов Д/И «Зимующие, перелетные птицы», «Покормим птиц» Развитие логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики Результат (помощь лесу, зимующим птицам) Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом
Результативность Временные представления 75% Сформированы пространственные представления 87% Нарушения звукопроизношения 0 Недоразвитие моторных и графомоторных навыков 11 % Трудности понимания и удержания инструкций 23 % Нарушение восприятия 25% Низкий темп деятельности 27 %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»
Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...
Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Среди детей с речевой патологией частым нарушением является нарушение слоговой структуры. Это может быть: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков; недо...
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры
Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр с песком»
Городской смотр методических разработок «Предупреждение дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями»...