Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи, через реализацию исследовательских мини-проектов (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике

 В тезисной статье рассказывется о реализации исследовательских мини - проектов с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи, через реализацию исследовательских мини-проектов

(из опыта работы)

Выполнение проекта осуществлялось на базе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи учителем-логопедом и воспитателями группы. Участниками проекта стали дети старшего возраста (9 человек), родители воспитанников. У детей с отклонениями в речевом развитии спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения. Поэтому развитие речи (её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя) – одна из важнейших задач воспитания детей в нашей группе компенсирующей направленности. Результаты мониторинга развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи», показывают, что у них присутствует выраженная речевая патология различной этиологии и снижен познавательный интерес.

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты дошкольного образования, поэтому, изучив литературу по проектной деятельности с детьми в дошкольном учреждении, мы создали и реализовали проект, в котором приняли активное участие и родители группы. Вид проекта - практико-ориентированный, рассчитан на один учебный год. Проект можно реализовать в условиях дошкольных учреждений, он не требует значительных материальных затрат в его реализации.

Группа реализовала программу «От рождения до школы», которая разработана в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года). Одна из целей программы - обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа. Успешность достижения, которой зависит от активного участия в нем родителей. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в пункте 1 статьи 18 указывается, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка успешным, умеющим добиваться каких-либо результатов. Данная программа предполагает достаточно активное взаимодействие детского сада с семьей, одной из форм которого является привлечение родителей к участию в проектной деятельности, предоставляющей ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Это позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Специалисты, работающие с детьми группы компенсирующей направленности, всегда отмечают низкую познавательную и речевую активность у данной группы дошкольников. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, создаст целеполагание и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

Цель проекта: формирование речевой компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи, через внедрение детской проектной деятельности в образовательный процесс.

Задачи проекта:

- дать знания родителям о проектной деятельности и ее влиянии на формирование речевой компетентности детей;

- провести мастер-класс для родителей по созданию исследовательских мини-проектов;

- рассказать детям об исследовательском проекте: назначении, особенности оформления;

- уточнить, расширить и активизировать словарь у детей по теме «Исследовательский проект» (исследователь, проект, автор проекта, эксперимент, энциклопедия, схема, рисунок, презентация);

- оптимизировать детско-родительские отношения, через организованную совместную деятельность по защите детского проекта;

- организовать выставку детских проектов для педагогов и детей детского сада.

В ходе реализации проекта были разработаны мероприятия, направленные на повышение:

- педагогической культуры родителей, пополнение их знаний о проектной деятельности ребенка в семье и детском саду;  

- мотивированного познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

 Также деятельность по реализации проекта способствовала сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества, развитию творческих способностей родителей.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

Первый этап «Подготовительный».

Работу по применению метода проектов мы стали проводить через специально подготовленные методические мероприятия:

 - с родителями были проведены консультации «Проектная деятельность дошкольников», «Что такое исследовательская деятельность?», цель которых познакомить родителей с методами проектов в детском саду; семинар-практикум «Наши проекты» на котором создали проблемные ситуации и показывали, как сформулировать исследовательские вопросы; были созданы буклеты «В помощь родителям» с пошаговым оформлением исследовательского проекта;

- с детьми в утренние и вечерние время педагогами проводилось общение на темы «Что такое проект», «Что такое исследовательский проект», «Могут ли дети создать проект?», «Кто такой автор проекта», «Как создать свой проект?».

После проведенной работы родителям было предложено создать проекты вместе с детьми на интересующую ребенка тему.

Второй этап «Основной».

Родители вместе с детьми оформили проекты: «Зачем человеку автомобиль?», «Зачем фруктам кожура?», «Зачем человеку рот?», «Откуда берется снег?», «Зачем нужны руки человеку?», «Зачем слону хобот?», «Зачем человеку нужны уши?».

На первой странице проекта сформулирован основной вопрос исследования, интересующий ребенка. Родители написали исследовательский вопрос, а ребенок украсил страницу.

Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых.  Дошкольник высказывает свою позицию наравне с позицией других участников проекта (мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер), что позволяет ему лучше осознать свое мнение, и стать субъектом диалога, к которому у него появляется свое отношение. Для изображения участников проекта родителями использовались различные варианты: фотографии, надписи, картинки из компьютера детские рисунки.

Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Он дает оценку различным позициям участников проекта и выбирает наиболее правильную, с его точки зрения. Все это способствует повышению объективности у детей: хотя ребенок любит одинаково всех участников диалога, он вынужден перейти от эмоционального отношения к оценке полученной информации, то есть выполнить исследовательскую задачу. Оформляя эту страницу, все родители записали выбор ребенка. Однако не все дети смогли объяснить свой выбор, в связи с недостаточно сформированным познавательным и эмоциональным воображением.

Четвертая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. На этой странице родители отобразили возможность получение информации, которым воспользовался ребенок: обращение к взрослым, книге, компьютеру, просмотру передачи.

На пятой странице с помощью иллюстраций, рисунков ребенок рассказывает о проведенном исследовании.

На последней странице проекта рассказывается, где можно использовать полученную информацию: рассказать в группе сверстникам, применить в игре. Так на основе проекта «Зачем нужны руки человеку» были организованны пальчиковые игры с детьми: «Пять братьев», «Пальчики здороваются», «Коготки», проект «Зачем человеку рот» повысил интерес к артикуляционной гимнастике, благодаря проекту «Зачем человеку автомобиль?» была организована игра «Мы автомобилисты».

В одной части группы находился город с дорогами, дорожными знаками, а в другой техноцентр по ремонту машин, где разместились схемы, рисунки машин.  Из подручных материалов дети самостоятельно изготовили различные атрибуты для игры: детали строительного материала стали домами, мягкие модули – техноцентром и т.п.

Защита проектов проводилась по мере их создания, родители выбирали время, когда они могли придти в группу и присутствовать на презентации ребенком проекта. Перед началом выступления все странички проекта вывешивались на магнитной доске, в торжественной обстановке педагогом назывался автор проекта и его название. Автор проекта выходил и рассказывал о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи. При необходимости дошкольнику оказывалась поддержка со стороны родителей и педагогов. По окончании презентации проекта ребенку вручался подарок и диплом о защите проекта. Во время презентации обращалось внимание на авторство проекта. Благодаря этому дети стали использовать новые слова: «я автор проекта», «мой проект».

Третий этап «Заключительный».

Из всех созданных проектов была организована выставка для родителей и детей других групп ДОУ.

Таким образом, использование проектного метода в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, позволяет значительно повысить самостоятельную активность каждого ребенка, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Совместная деятельность позволила детям, родителям и педагогам лучше понять друг друга, установить доверительные отношения, а также делает работу педагогов и специалистов группы, открытой для активного участия родителей.

В дальнейшем мы планируем изучить и внедрить в работу с детьми и другие виды проектной деятельности.

Данные мероприятия продемонстрировали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года. Результаты мониторинга детского развития, показали улучшение в речевом развитии детей и повышения познавательного интереса. Логическим завершением проекта стал творческий отчет на педагогическом совете и родительском собрании, раскрывающий положительные и отрицательные результаты, а также определение дальнейших перспектив внедрения исследовательских мини-проектов в образовательный процесс. Составление из мини-проектов альбома «Хочу все знать», фото коллажа для родителей и детей «Наши презентации мини-проектов», выставка детских проектов для педагогов и детей детского сада.

Полученные в ходе реализации проекта результаты имеют практическую ценность для достаточно широкого круга потребителей:

- для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих на массовых группах и группах компенсирующей направленности;

- для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

        Считаем, что данный проект может быть реализован в другой образовательной организации, усилиями другой команды, так как представляет особый интерес для познавательно-речевого развития детей. Данный опыт может быть культивирован через компьютерные презентации, открытые показы, статьи в журналы для дошкольного образования.

Библиографический список

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Данюкова А. Вы любите проекты// Обруч. – 2001. – №4. – С.11-13.
  3. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию //Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. – С. 20-24.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда, 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...

Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Якушева В.В., Новикова М.И. Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого разв...