Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
статья по теме
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. В развитии внимания особое значение имеет дошкольный период детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abdulina_zg_.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие произвольного внимания
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Абдулина З.Г., воспитатель
МБДОУ ДС КВ №57, г.Челябинск
Дошкольное детство - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. В развитии внимания особое значение имеет дошкольный период детства. Анализ психолога пед. литературы по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует, что основанием этого процесса являются игровые и продуктивные виды деятельности. Именно в игре отражаются сложные действия и взаимоотношения людей. Интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. На протяжении дошкольного детства, в связи с усложнением игровой деятельности детей и их продвижением в общем умственном и речевом развитии, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми, начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя до школьника с окружающей действительностью, побуждая его активно отражать эту действительность в своих играх, занятиях, воспитатель вызывает интерес с новым предметам и явлениям, заставляет ребенка непроизвольно сосредотачиваться на предметах.
Первоначально произвольное внимание дошкольника не устойчиво. Обычно необходимо, чтобы взрослый организовывал его деятельность и четко определил, стоящие перед ним задание. Лишь при этих условиях дошкольники могут на первых порах обнаружить произвольное внимание.
Однажды, я как-то изменила обычное расположение игрушек и мебели в одной комнате детского сада, поместила на выставку новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда я поставила перед ними специальную задачу: каждый день, приходя утром в группу, отмечать какие-либо изменения произошли в комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования.
Во время объяснения и в течении занятия для детей необходима известная эмоциональная разрядка, смена приемов. Стараюсь приводить интересные примеры, использую иллюстрации, задаю вопросы в несколько необычной форме. Напоминаю отдельным детям, что спрошу их, подчеркиваю, на что обратить внимание. Как можно сказать по другому? Что интересного в ответе товарища? Стараюсь постоянно усложнять задачу.
Одним из методов развития произвольного внимания является чтение художественной литературы с последующим выполнением заданий.
Например: при прочтении сказки «Маша и медведь», я даю инструкцию: «Я буду читать сказку, а Вы внимательно слушайте, как только я назову слово « Маша», вы поставите на своем листочке черточку.
Нами был разработан перспективный план использования дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни. Предлагаемые задания, игры, упражнения, позволяют повысить уровень внимания у каждого ребенка, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания детей дошкольного возраста
Развитие речи:
«Запомни и повтори дословно»
«Называй – не повторяй»
«Сравни предметы»
«Что потерялось?» - игра с животными.
Познавательное:
«Колесо обозрения»
«Что изменилось?»
Математика:
«Найди одинаковый снеговик»
«Что изменилось?»
«Числа, разрезные картинки, головоломки, Танграмм.
Ознакомление с окружающими:
«Какого предмета в ряду не хватает?»
«Самый внимательный»
ИЗО:
«Найди ошибки художника»
«Сложи узор»
«Что неправильно?»
Упражнения (беседа) для развития внимания на прогулке.
Инструкция к ребенку:
Я буду задавать вопросы : запрещается говорить: «да и нет», а также называть цвета : голубой, зеленый, красный.
Вопросы:
- Ты любишь лето?
- Тебе нравится зелень парков и скверов?
- Какого цвета небо летом?
- Какие цвета летом основные?
- Ты любишь солнце?
- Какого цвета солнце?
- Какого цвета песок у реки?
- Могут быть огурцы только зеленого цвета?
- Какого цвета яблоко?
- Какого цвета вода в реке?
Подвижные игры :
«Запрещенные движения», «Кто внимательный и наблюдательный?», «Лови мяч» и другие.
Игры, которые можно организовать дома, участниками их становятся члены семьи: родители, дети, игра «числа», «поем вместе», «наоборот». Предлагаю родителям занимательные книжки для индивидуальной работы, которые в доступной игровой форме помогут детям дошкольного возраста научиться сосредоточиться, развить «произвольное внимание», «запрещенные движения», «поиск предмета».
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня повышение произвольного внимания возможно путем целенаправленного и систематического проведения дидактических игр по развитию свойств внимания.
Использованные на занятии элементы игр, частая смена форм деятельности, позволяет поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...
Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...
Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...