Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе "Русская народная культура"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данное тематическое планирование предназначено для работы с детьми подготовительной группы, рассчитано на весенний период, апрель месяц и включает в себя тему: «Русская народная культура». Данная тема достаточно обширна, поэтому на ознакомление с ней выделены две недели.Вся тема разделена на блоки: «Знакомство с народным бытом», «Знакомство с народными традициями», «Устное народное творчество», «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русским народным искусством». На каждый блок отводится 2 дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-tematicheskoe_planirovanie_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование
в подготовительной группе
по теме «Русская народная культура»
Перспективное тематическое планирование по теме
«Русская народная культура»
Итоговое мероприятие: развлечение
«Веселая карусель»
Время освоения | Тема | Задачи по направлениям или по видам деятельности | Формы работы с детьми | Дидактическое, методическое обеспечение | |||
НОД | ОДРМ | СУСДД | ВС | ||||
4 неделя января
| Русская народная культура | Познавательно-речевое развитие: Познание Продолжать знакомить с историей возникновения народной игрушки – деревянной матрешки, дымковской, каргопольской, филимоновской. Дать представления об игрушке-самоделке. Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе. Закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы, закреплять умение вести счет предметов на ощупь. По сюжету «На ярмарке» Побуждать детей создавать образы здания с опорой на опыт освоения архитектуры, придумывать сюжетные композиции. Коммуникация Продолжать формировать умение составлять повествование (придумывание сказки), пользоваться средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, победа добра над злом, волшебные герои и т.д.) Чтение художественной литературы Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в пословицах, поговорках, закличках, сказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору; слушать былины, сказы. Физическое развитие: Физическая культура Через подвижные народные игры развивать у детей такие физические качества как быстрота, ловкость, глазомер. Воспитывать желание использовать народные игры в повседневной жизни. Здоровье На примере былинных богатырей формировать представления о здоровом образе жизни, важности закаливания, занятий спортом. Художественно-эстетическое развитие: Музыка Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. Художественное творчество Продолжать формировать умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус. Продолжать осваивать технику симметричного вырезывания для создания русских узоров. Закреплять умение лепить из целого куска, используя знакомые способы лепки (вытягивание, прищипывание). Использовать средства выразительности в лепке (структурность, движение). Воспитывать уважение к труду русских мастеров. Социально-личностное развитие: Социализация Способствовать проявлению интереса к русским традициям. Дать представления о русских народных праздниках. Через пословицы и поговорки воспитывать любовь и уважение к людям Труд Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда. Безопасность Закреплять в детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | Познание: ФЭМП: «На веселой ярмарке» Конструирование из строительного материала: «Деревня» Мир природы: «Красота природы русской» Коммуникация: «Придумывание сказки на тему «Приключение зайца» Чтение художественной литературы: «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам и поговоркам» Художественное творчество: Лепка «Посмотрите как живой, конь красивый удалой» Рисование «Городецкие узоры» «Хохломские чудеса» «Жостовский орнамент» «Сказочная Гжель» Аппликация «Лоскутное одеяло» Музыка: Слушание русских народных мелодий в исполении оркестра «Ой кадриль, моя кадриль» Физическая культура: «Будем в игры мы играть, силу ловкость развивать» «Спортивные игры богатырей» ОБЖ: Опасные предметы быта Социальный мир: «Ой ты Русь – матушка» | Знакомство с народным бытом Утро: - Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали). - Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов. - Загадывание загадок о предметах народного быта. Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении. - Загадки об орудиях труда крестьянина. - Д/и «Накрой русский стол» «Кому что нужно для работы» «Собери картинку» «Предметы русского быта» Хороводные игры «Я по рыночку ходила», «Кто с нами, кто с нами пашенку пахать». Вечер: - Рассматривание иллюстраций «Русский народный быт». Чтение сказки «Золотое веретено». - Рисование предметов обихода русского крестьянина. - Лепка из соленого теста предметов русского быта, изготовление каравая, кулича. - Разучивание русских пословиц о труде. - Д/и «Помоги Федоре». - Инсценировка сказки «Лиса и журавль». П/и «Мельница». - Хозяйственно-бытовой труд: «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло» Экскурсия в музей детского сада «Русская изба» Устное народное творчество Утро: - Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. - Беседа об особенностях содержания колыбельных песен и приговорок. - Игровое упражнение«Укачай куклу Дашу». Д/и «Собери Добрыню в дорогу» Слушание колыбельных в грамзаписи Вечер: Чтение на выбор былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Чудовище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». - Рассматривание иллюстраций к русским былинам - Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» - Прослушивание грамзаписи сказки «Садко». - Разучивание закличек «Ай, жавороночки, мои деточки…», «Жаворонушки-перелетушки». - Мастерская: изготовление меча для Ильи Муромца - Режиссерская игра «Русские богатыри» Строительные игры «Крепость для Ильи Муромца» Знакомство с народными традициями Утро: - Беседа о традициях русского чаепития. - Рассматривание иллюстраций самовара. - Чтение рассказов «Иван Иванович самовар», «Самоварец, самовар, самоварище» (Добрынин) Д/и «Сложи картинку» «Накрой стол для чаепития» Вечер: - Знакомство с историей возникновения самовара. - Знакомство с пословицами,поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве. -С/р игра «Чаепитие у самовара». - Мастерская: изготовление из соленого теста кренделей, баранок. Вырезывание по шаблону самовара его украшение с помощью аппликакции. Труд в уголке природы: «Посев семян ржи и пшеницы» Знакомство с русским костюмом Утро: - Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма. - Рассматривание куклы в национальном русском наряде. - Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды. - Беседа о русских головных уборах и народной обуви. - Рассматривание иллюстраций и фотографий русского народного костюма Вечер:. - Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». - Рассматривание иллюстраций и фотографий русского народного костюма - Мастерская: Украшение русского сарафана (рисование) Плетение из нитей пояска для куклы. - Игры в уголке ряжения. Д/и «Элементы русского костюма» «Подбери узор для сарафана, кушака» - Спортивные игры «Кто быстрее кушак завяжет», «Кто быстрее» (бег в лаптях) Игры на развитие мелкой моторики: «Заплети Матрене косу» «Собери бусы для Аленушки» Знакомство с русским народным искусством Утро: Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово. - Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов. - Составление русских узоров из мозайки. - Отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах. - Прослушивание грамзаписи сказки «Садко». - Рассматривание иллюстраций к сказке. - Строительные игры: Из строительного материала «Русская изба» Коллективная постройка «Деревенька» Вечер: Слушание русской народной музыки. - Игра «Жучок – паучок» - Хоровая игра: «Чики чики – чикалочки» - Мастерская: Изготовление народных игрушек: свистулек, дымковских игрушек, раскрашивание их разными росписями. - Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство» - Пение хороводных песен: «На горе-то калина», «Землюшка- чернозем», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок» - Игра на народных музыкальных инструментах: дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках. Прогулка: Наблюдение за деятельностью людей, живущих в деревянных домах (ношение воды в ведрах на коромысле, строительство деревянного дома, работа топором, рубанком) Экскурсии: В Павловский музей К Вознесенской церкви. Целевая прогулка за пределы детского сада к старым деревянным постройкам (деревянным домам, в частном жилищном комплексе около детского сада) Народные подвижные игры: «Городки» «Лапта» «Салочки» «Ручеек» «Заря, заряница» Игры : «Где был Иванушка», «Перебежки», «Третий лишний». | Мотивация детей на общение и деятельность В группе появляется иллюстрация реки-времени, по которой дети отправляются в путешествие в прошлое. Центр книги Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников. Иллюстрации, изображающие русский народный быт. Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки. Центр речи: Схемы для составления рассказа- повествования, описания. Моделирования русских народных сказок Д\и «Сложи сказку» Д/и «Лото» предметы русского быта. Д/и «Сложи и расскажи» Альбом с пословицами, поговорками, закличками Центр мастерская Внести картинки с изображением предметов русского быта. Элементы русской народной росписи. Кусочки соленого теста. Пластилин, глина. Набор цветной бумаги, ножницы, клейстер. Альбом «Русский народный орнамент» Материалы для ручного труда: разноцветные нитки для плетения. Центр здоровья Иллюстрации с изображение русских богатырей Д/и «Меню для богатыря» Д/и «Спортивные состязания» Центр игры: Атрибуты для с/р игр: предметы русского быта (коромысло, люлька, деревянная посуда, ухват, кочерга, горшок), русский сарафан, косоворотка, кушак, элементы одежды для богатырей: шлем, кольчуга, меч, булава. Центр познания: Д/и «На ярмарке» (на закрепление геометрических фигур, количественного счета) Д/и «Собери предметы» (классификация предметов) «Что баба на ярмарке купила» (закрепление сенсорных эталонов: форма, величина, звук, запах) Схемы построек Фотографии деревянных домов и старинных построек. Центр труда: Альбом «Орудия труда крестьянина» «Русские ремесла» Орудия труда: веретено, сито, рубанок. Макет мельницы. Альбом «Как трудился русский народ» Центр природы: Модель посева и ухода за рожью и пшеницей. Дневник наблюдений за ростом пшеницы и ржи. Центр двигательной активности: Атрибуты для подвижных народных игр: ленточки, платочки, городки. Схемы выполнения упражнений «Повторяй за Добрыней» Центр музыки: Альбом «Русские народные инструменты» Русские народные инструменты: ложки, балалайка, трещетки. Маски для игр-драматизаций. Кассеты с записями русской народной музыки | - Помощь родителей в шитье русских народных костюмов для девочки и мальчика - Оформление информации в родительский уголок: Папка-раскладушка: «Приобщаем детей к русской народной культуре» «Русские народные игры с детьми дома и на прогулке» - Выставка детской литературы, рекомендованной для детей старшего дошкольного возраста - Оказание помощи в пополнении музея детского сада «Русская изба» | - Программа Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина - Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО» -Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет» - Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» - Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» - Михайлова З.А. «Математика от трех до семи» - Н Авдеева, О Князева, Р. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - З.В.Лиштван «Конструирование» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...
Комплексно-тематическое планирование на неделю тема: "Народная культура и традиции".
В комплексно тематическом планирование собраны все области образовательной деятельности. По теме "Народная культура и традиции"...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....
Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции»
Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции»...
Комплексно-тематическое планирование на неделю тема "Народная культура"
Тематическая неделя...