Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе "Русская народная культура"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Надежда Геннадьевна Даньшина

Данное тематическое планирование предназначено для работы с детьми подготовительной группы, рассчитано на весенний период, апрель месяц и включает в себя тему: «Русская народная культура». Данная тема достаточно обширна, поэтому на ознакомление с ней выделены две недели.Вся тема разделена на блоки: «Знакомство с народным бытом», «Знакомство с народными традициями», «Устное народное творчество», «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русским народным искусством». На каждый блок отводится 2 дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование

в подготовительной группе

по теме «Русская народная культура»

Перспективное тематическое планирование по теме

«Русская народная культура»

Итоговое мероприятие: развлечение

 «Веселая карусель»

 

Время освоения

Тема

Задачи

 по направлениям или по видам деятельности 

Формы работы с детьми

Дидактическое, методическое обеспечение

НОД

ОДРМ

СУСДД

ВС



4 неделя января





 







Русская народная культура






Познавательно-речевое развитие:  

Познание

Продолжать знакомить с историей возникновения народной игрушки – деревянной матрешки, дымковской, каргопольской, филимоновской. Дать представления об игрушке-самоделке.

Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе.

Закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы, закреплять умение вести счет предметов на ощупь. По сюжету «На ярмарке»

Побуждать детей создавать образы здания с опорой на опыт освоения архитектуры, придумывать сюжетные композиции.


Коммуникация

Продолжать формировать умение составлять повествование (придумывание сказки), пользоваться средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, победа добра над злом, волшебные герои и т.д.)

Чтение художественной литературы

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в пословицах, поговорках, закличках, сказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору; слушать былины, сказы.

Физическое развитие:

Физическая культура

Через подвижные народные игры развивать у детей такие физические качества как быстрота, ловкость, глазомер. Воспитывать желание использовать народные игры в повседневной жизни.

Здоровье

На примере былинных богатырей формировать представления о здоровом образе жизни, важности закаливания, занятий спортом.

Художественно-эстетическое развитие:

Музыка

Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

Художественное творчество

 Продолжать формировать умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям.  Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

Продолжать осваивать технику симметричного вырезывания для создания русских узоров.

Закреплять умение лепить из целого куска, используя знакомые способы лепки (вытягивание, прищипывание). Использовать средства выразительности в лепке (структурность, движение).

Воспитывать уважение к труду русских мастеров.


Социально-личностное развитие:

Социализация

Способствовать проявлению интереса к русским традициям. Дать представления о русских народных праздниках.

Через пословицы и поговорки воспитывать любовь и уважение к людям

Труд

Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда. 

Безопасность

Закреплять в детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Познание:

ФЭМП: «На веселой ярмарке»

Конструирование из строительного материала: «Деревня»

Мир природы:

«Красота природы русской»

Коммуникация:

«Придумывание сказки на тему «Приключение зайца»

Чтение художественной литературы:

«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам и поговоркам»

Художественное творчество:

Лепка

 «Посмотрите как живой, конь красивый удалой»

Рисование

«Городецкие узоры»

«Хохломские чудеса»

«Жостовский орнамент»

«Сказочная Гжель»

Аппликация

«Лоскутное одеяло»

Музыка:

Слушание русских народных мелодий в исполении оркестра

«Ой кадриль, моя кадриль»

Физическая культура:

«Будем в игры мы играть, силу ловкость развивать»

«Спортивные игры богатырей»

ОБЖ:

Опасные предметы быта

Социальный мир:

«Ой ты Русь – матушка»

















Знакомство с народным бытом

Утро:

- Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали).

- Рассматривание

деревянной, глиняной

посуды, чугунов, подносов.

- Загадывание загадок о предметах народного быта.

Рассматривание

иллюстраций орудий труда крестьянина

и рассказ об их назначении.

- Загадки об орудиях труда

крестьянина.

- Д/и «Накрой русский стол»

«Кому что нужно для работы»

«Собери картинку»

«Предметы русского быта»

Хороводные

игры «Я по рыночку ходила», «Кто с нами, кто с нами пашенку

пахать».

Вечер:

- Рассматривание

иллюстраций «Русский народный быт».

Чтение сказки

«Золотое веретено».

- Рисование предметов обихода русского

крестьянина.

- Лепка из соленого теста предметов русского быта, изготовление каравая, кулича.

- Разучивание русских пословиц о труде.

-  Д/и «Помоги Федоре».

- Инсценировка сказки «Лиса и журавль».

П/и «Мельница».

- Хозяйственно-бытовой труд: «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло»

Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»

Устное народное творчество

Утро:

-  Рассказ о русских

богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

- Беседа об особенностях содержания колыбельных

песен и приговорок.

- Игровое упражнение«Укачай куклу Дашу».

Д/и «Собери Добрыню в дорогу»

Слушание колыбельных в грамзаписи

Вечер:

Чтение на выбор былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец

и Чудовище», «Про

Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

- Рассматривание иллюстраций к русским былинам

- Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»

- Прослушивание

грамзаписи сказки «Садко».

 - Разучивание закличек  «Ай, жавороночки, мои деточки…», «Жаворонушки-перелетушки».

- Мастерская: изготовление меча для Ильи Муромца

- Режиссерская игра «Русские богатыри»

Строительные игры «Крепость для Ильи Муромца»

Знакомство с народными традициями

Утро:

- Беседа о традициях

русского чаепития.

- Рассматривание

иллюстраций самовара.

- Чтение рассказов «Иван Иванович самовар», «Самоварец, самовар, самоварище» (Добрынин)

Д/и «Сложи картинку»

«Накрой стол для чаепития»

Вечер:

- Знакомство с историей возникновения

самовара.

- Знакомство с пословицами,поговорками,

прибаутками о русском гостеприимстве.

-С/р игра «Чаепитие у самовара».

- Мастерская: изготовление из соленого теста кренделей, баранок.

Вырезывание по шаблону самовара его украшение с помощью аппликакции.

Труд в уголке природы: «Посев семян ржи и пшеницы»

Знакомство с русским костюмом

Утро:

- Беседа о символике

красного и черного

цвета в узорах русского

народного костюма.

- Рассматривание куклы в национальном русском наряде.

- Рассматривание

иллюстраций с изображением старинной

русской одежды.

- Беседа о русских головных уборах и народной обуви.

- Рассматривание

иллюстраций и фотографий русского народного костюма

Вечер:.

- Чтение рассказа К.Д.

Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

- Рассматривание

иллюстраций и фотографий русского народного костюма

- Мастерская:

Украшение русского

сарафана (рисование)

Плетение из нитей

пояска для куклы.

 - Игры в уголке ряжения.

Д/и «Элементы русского костюма»

«Подбери узор для сарафана, кушака»

- Спортивные игры «Кто быстрее кушак завяжет», «Кто быстрее» (бег в лаптях)

Игры на развитие мелкой моторики:

«Заплети Матрене косу»

«Собери бусы для Аленушки»

Знакомство с русским народным искусством

Утро:

Беседа о русских

промыслах Хохлома, Гжель, Жостово.

- Рассматривание

иллюстраций предметов русских промыслов.

- Составление русских узоров из мозайки.

- Отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.

- Прослушивание

грамзаписи сказки «Садко».

- Рассматривание

иллюстраций к сказке.

- Строительные игры:

Из строительного материала «Русская изба»

Коллективная постройка «Деревенька»

Вечер:

Слушание русской

народной музыки.

- Игра «Жучок –

паучок»

- Хоровая игра: «Чики

чики – чикалочки»

- Мастерская:

Изготовление народных игрушек: свистулек, дымковских игрушек, раскрашивание их разными росписями.

- Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство»

- Пение хороводных песен:  «На горе-то калина», «Землюшка-

чернозем», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок»

- Игра на народных

музыкальных инструментах: дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках.


Прогулка:

Наблюдение за деятельностью людей, живущих в деревянных домах (ношение воды в ведрах на коромысле, строительство деревянного дома, работа топором, рубанком)

Экскурсии:

В Павловский музей

К Вознесенской церкви.

Целевая прогулка за пределы детского сада к старым деревянным постройкам (деревянным домам, в частном жилищном комплексе около детского сада)

Народные подвижные игры:

«Городки»

«Лапта»

«Салочки»

«Ручеек»

«Заря, заряница»

Игры : «Где

был Иванушка»,

«Перебежки», «Третий лишний».

Мотивация детей на общение и деятельность

В группе появляется иллюстрация реки-времени, по которой дети отправляются в путешествие в прошлое.

Центр книги

Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.

Иллюстрации, изображающие русский народный быт.

Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки.

Центр речи:

Схемы для составления рассказа- повествования, описания.

Моделирования русских народных сказок

Д\и «Сложи сказку»

Д/и «Лото» предметы русского быта.

Д/и «Сложи и расскажи»

Альбом с пословицами, поговорками, закличками

Центр мастерская

Внести картинки с изображением предметов русского быта.

Элементы русской народной росписи.

Кусочки соленого теста.

Пластилин, глина.

Набор цветной бумаги, ножницы, клейстер.

Альбом «Русский народный орнамент»

Материалы для ручного труда: разноцветные нитки для плетения.

Центр здоровья

Иллюстрации с изображение русских богатырей

Д/и «Меню для богатыря»

Д/и «Спортивные состязания»

Центр игры:

Атрибуты для с/р игр: предметы русского быта (коромысло, люлька, деревянная посуда, ухват, кочерга, горшок), русский сарафан, косоворотка, кушак, элементы одежды для богатырей: шлем, кольчуга, меч, булава.

Центр познания:

Д/и «На ярмарке» (на закрепление геометрических фигур, количественного счета)

Д/и «Собери предметы» (классификация предметов)

«Что баба на ярмарке купила» (закрепление сенсорных эталонов: форма, величина, звук, запах)

Схемы построек

Фотографии деревянных домов и старинных построек.

Центр труда:

Альбом «Орудия труда крестьянина»

«Русские ремесла»

Орудия труда: веретено, сито, рубанок.

Макет мельницы.

Альбом «Как трудился русский народ»

Центр природы:

Модель посева и ухода за рожью и пшеницей. Дневник наблюдений за ростом пшеницы и ржи.

Центр двигательной активности:

Атрибуты для подвижных народных игр: ленточки, платочки, городки.

Схемы выполнения упражнений «Повторяй за Добрыней»

Центр музыки:

Альбом «Русские народные инструменты»

Русские народные инструменты: ложки, балалайка, трещетки.

Маски для игр-драматизаций.

Кассеты с записями русской народной музыки



 - Помощь родителей в шитье русских

народных костюмов для

девочки и мальчика

- Оформление информации в родительский уголок:

Папка-раскладушка: «Приобщаем детей к русской народной культуре»

«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»

- Выставка детской литературы, рекомендованной для детей старшего дошкольного возраста

- Оказание помощи в пополнении музея детского сада «Русская изба»

- Программа Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина

- Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО»

-Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»

- Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду»

- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»

- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»

- Михайлова З.А. «Математика от трех до семи»

- Н Авдеева, О Князева, Р. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

- З.В.Лиштван «Конструирование»


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое планирование на неделю тема: "Народная культура и традиции".

В комплексно тематическом планирование собраны все области образовательной деятельности. По теме "Народная культура и традиции"...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....

Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции»

Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции»...