Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Данилова Оксана Викторовна

Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 161820.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Народная культура и традиции»

Понедельник  16 марта

 РППС

Альбом «Наши ремёсла». Д/игра «Народные промыслы», цветные карандаши, трафареты.

ВСВ

Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей после выходного дня.

Утро

Т.д.

К.д.

И.д

Полив бегонии (с Владом, Катей). Цель: развивать аккуратность, правильно ухаживать за комнатными растениями.

Упражнение «Угадай роспись». Цель: развивать внимание, память, совершенствовать знания о росписях.

«Народный промысел - опиши». Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

ООД

1

Развитие речи. Тема: Составление описательного рассказа о русской народной игрушке. Задачи. Закреплять умения детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план. Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь. Воспитывать интерес к культуре своего народа.

Ход. 1.  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас.  Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

2.Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит она из чего сделана? (Из соломы). Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная. Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков). Давайте  сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная). Опишите её наряд. (Платочек, платье, фартук).

Физминутка

3.А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая). Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый). Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький). Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются «самоделки»? Вам они понравились? А мой рассказ понравился? Спасибо, ребята! Вы – молодцы!

ООД

2

Рисование. «Расписные птицы».  Задачи. Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам. Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии). Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать интерес к народной культуре.

Материал. Силуэты индюков, вырезанные из бумаги, кисти,  салфетки, краска 

Ход. 1. Какого цвета дымковские игрушки?  Всегда белые. Какие узоры наносят на игрушки? Дети: Прямые линии, волнистые, точка, круг. Какого цвета узоры дымковских игрушек?  синие, желтые, красные, черные. Воспитатель: Какими приемами выполняются узоры? Дети:  Примакиванием, круги и кольца рисуем концом кисточки.

2. Давайте представим, что мы с вами попали в мастерскую и нам нужно расписать фигурки индюков, чтобы они тоже стали веселыми и нарядными.

Физминутка «Птичка крылышки сложила»

Птичка крылышки сложила, (руки вдоль туловища)

Птичка крылышки помыла, (погладить одной рукой другую)

Птичка клювом повела, (круговые движения головой)

Птичка зернышки нашла, (прыжки на месте)

3. Практическая работа детей. Помощь воспитателя.

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какой индюк вам больше всего понравился? Расскажите, почему? Рефлексия. Вот наши игрушки стали праздничными и нарядными. Спасибо за вашу работу, мастера.

ООД

3

Физическая культура (по плану педагога)

Прогулка 1

п.и

т.д.

д.д.

д.д.

Наблюдение за серой и чёрной вороной. Цель: учить сравнивать серую и черную ворону.

Собрать мусор вокруг веранды. Цель:  развивать трудовые умения, доводить работу до конца.

п/и «Ловишка, бери ленту». Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

п/и «Мышеловка». Цель: развивать двигательную активность, действовать по правилам игры.

Основные виды движений. Поупражнять Катю, Полину в умении перебрасывать мяч друг другу двумя руками  из-за головы. Цель: развивать ловкость, усидчивость.

2 пол/дня

д.д

с

из.д

вхл

М.х.д.

Закаливающие процедуры. Гимнастика – побудка. Хождение по дорожке. Умывание.

«Наши причёски». Цель: приучать детей  приводить себя  в порядок после сна.

Творческая мастерская. «Матрёшка из бумаги». Задачи. Развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям, развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию; развивать творческие способности, фантазию.

Ход. 1.Чтение стихотворения «Матрёшки». 2.Показ и рассматривание готового образца. 3.Симметричное вырезывание силуэтов. 4.Работа детей.

Прочесть подгруппе детей произведение  Цель: способствовать умению слушать произведение до конца, отвечать на вопросы воспитателя. 

Поупражнять Катю, Артёма в умении ориентироваться на листе в тетради в клетку. Развивать ориентировку в пространстве, мышление.

Слушание Ф.Шуберта «Музыкальный момент». Цель: развивать умение слушать музыкальное произведение.

Прогулка 2

п.и

т.д.

д.д.

д.д.

Наблюдение (продолжение). Цель: развивать умение находить отличительные признаки вороны (внешний вид, голос, повадки).

Подмести скамейки на веранде. Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

п/и «Совушка». Цель:  развивать быстроту и ловкость.

п/и «Удочка». Цель: упражнять детей в прыжках, развивать быстроту реакции, вспомнить правила безопасного поведения.

Основные виды движений. Поупражнять Сашу, Леру, Юлю в умении  перебрасывать мяч друг другу двумя руками  из-за головы. Цель: развивать ловкость.

Вечер

Из.д.

Игра «Обведи и раскрась национальный костюм». Цель: развивать мелкую моторику.

Среда 18 марта

 РППС

Иллюстрации «Народные мотивы», деревянные ложки, шаблоны матрёшек, глина, цветные карандаши.

ВСВ

Посоветовать родителям дома рассмотреть посуду в народном стиле.

Утро

Т.д.

И.д

м.х.д.

Дежурство в центре природы с Сашей, Родионом. «Полив комнатных растений». Цель: расширять знания детей о потребностях растений в свете и влаге.

Упражнение «Узнай узор». Цель: закреплять элементы гжельской росписи.

Предложить подгруппе детей прослушать музыкальное произведение М. Глинка «Камаринская». Цель: развивать умение слушать произведение до конца.

ООД

1

ФЭМП. Тема: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.

Дидактический наглядный материал. Картинка «Улица нашего города», на которой изображено 4 грузовых и 6 легковых машин, мяч, таблица с изображением дорожных знаков.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку с образцом задания, плакат с изображениями дорожных знаков, карандаши.

Ход. 1.Игровое упражнение «Считай дальше». Дети образуют круг. Воспитатель предлагает им, передавая друг другу мяч, назвать сначала все числа от 1 до 20, а потом от 20 до 1. Затем воспитатель по очереди передает детям мяч и просит их посчитать от 10 до 15 (от 1 до 5, от 13 до 10, от 8 до 12, от 20 до 15).

2.Игровое упражнение «Составим задачу». На доске картинка «Улица нашего города», на которой изображено 4 грузовых и 6 легковых машин. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку. Уточняет структуру задачи и предлагает составить задачу на сложение. Выслушивает задачи детей и спрашивает: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Что известно из условия задачи? Что неизвестно в задаче? Как решить задачу, чтобы найти неизвестное?»  

3.Игровое упражнение «Нарисуй дорожный знак». Воспитатель спрашивает у детей: «Что такое дорожные знаки? Какие дорожные знаки помогают переходить дороги? (Переход, подземный переход.) Воспитатель вывешивает знаки на доске: «Какие дорожные знаки помогают машинам правильно ездить по улицам?» (Проезд запрещен, стрелки, обозначающие направление движения, повороты.)

Игровое упражнение «Нарисуй дорожный знак». У детей плакаты с изображением дорожных знаков. Воспитатель спрашивает у детей: «Что изображено в квадратах (кругах, треугольниках)? (Дорожные знаки.) Какие дорожные знаки? Нарисуйте недостающий знак». Дети по образцу проверяют задание (в середине таблицы знак «Проезд закрыт»).

ООД

2

Ознакомление с окружающим миром. Тема «Знакомство с искусством – народная игрушка». Продолжать знакомство с народным прикладным искусством. Закреплять умение различать народные промыслы по характерным чертам, цветам, узорам. Развивать интерес к народной игрушке. Расширять словарный запас, формировать связную речь.

Ход. 1. Дети сидят полукругом на стульчиках. В группе заранее приготовлены 4 стола, каждый с одним видом игрушек и схематическим изображением узоров к данным игрушкам. Мы продолжаем знакомиться с народными промыслами, а именно – с игрушками, которые делали и делают мастера народного промысла.

Русские народные игрушки несут в себе добро, радость, тепло рук мастера. Сегодня мы с вами посетим ярмарку игрушек, посмотрим на красоту ручной росписи. Давайте встанем рядом со стульчиками и закроем крепко глаза, и теперь. Один, два, три, четыре, открывайте глазки шире. Нам на ярмарку идти, чудо, радость там найти! А так как ярмарка – это и радость, и веселье, и пляски предлагаю взяться за руки и весёлым хороводом отправиться в наше увлекательное путешествие.  Вот и первая витрина с игрушками. Что же это за игрушки, и откуда они к нам прибыли? Правильно, это игрушка дымковская и прибыла она к нам из села Дымково, отсюда и название игрушки. Из чего же они сделаны, из какого материала? Действительно, из глины. Игрушке придают форму, обжигают в печи, белят  и потом мастер кистью наносит узоры, украшает игрушки. Давайте посмотрим, какие цвета и узоры характерны для них. Дети называют глядя на игрушки основные цвета и узоры.   А теперь нам пора следовать дальше, к следующей витрине и узнать, что нас ждёт там. Что же это за игрушки такие – необычные, расписные? Филимоновские игрушки. Откуда они к нам приехали? – из деревни Филимоново. Из чего эти игрушки делают? Правильно, тоже из глины. Как и дымковские их расписывают после обжига. Чем особенны эти фигурки? Ну и на этом я предлагаю возвращаться с нашей ярмарки обратно в детский сад. Дети так же, взявшись за руки, змейкой под музыку возвращаются обратно. Подводим итог. Вы большие молодцы. Я уверенна, что мастера и умельцы, делающие эти игрушки будут рады, что доставляют радость вам и другим таким же замечательным ребятам.

ООД

3

Музыка  (по плану педагога)

Прогулка 1

п.и

т.д.

д.д.

д.д.

Наблюдение за небом и облаками. Цель. Закреплять представления об осени. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Подмести дорожку к веранде. Цель: развивать умения детей правильно выполнять трудовые действия.

п/и «Перебежки». Цель:  развивать бег в заданном направлении.

п/и «Раз, два, три к дереву беги».  Цель: развивать умения подпрыгивать.

Основные виды движений. Поупражнять Сашу, Изабеллу, Вову в умении  перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу. Цель. Развивать умение правильно выполнять основные движения.

2 пол/дня

д.д

с

п.и

в.х.л.

и.д.

Закаливающие процедуры. Гимнастика – побудка. Хождение по дорожке. Обширное умывание.

Игра «Кто быстрее оденется». Цель: развивать навыки самообслуживания.

Опыт, эксперименты. «Упрямый воздух». Цель. Расширять знания о том, что сжатый воздух обладает силой.

Чтение произведений Чарушина по выбору детей. Цель: развивать интерес к художественным произведениям,  умение отвечать на вопросы воспитателя.

Упражнение «Выбери картинку». Цель: обобщить представления детей о народных праздниках на Руси.

Прогулка 2

п.и

т.д.

д.д.

д.д.

Наблюдение (продолжение).  Цель. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе в вечернее время.

Собрать веточки на участке. Цель: развивать умение доводить работу до конца.

п/и «Кто первый до берёзы?». Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

п/и «Не оставайся на полу».  Цель: поупражнять детей в прыжках.

Основные виды движений. Поупражнять Влада, Сашу, Полину в умении перебрасывать мяч друг другу двумя руками  снизу. Цель.  Развивать движение.

Вечер

И.д.

Индивидуальная работа с Катей, Арсением, Сашей. Цель: закреплять навыки счета в пределах 20.

Пятница 20 марта

 РППС

Ленты, платочки, сарафаны, рубашки, настольно – печатные игры «Нарисуй бабушке полоски на половичке», иллюстрации русских художников к сказкам.

ВСВ

Памятка для родителей «Правила пожарной безопасности».

Утро

Т.д.

И.д

М.хд

Предложить Арсению, Полине протереть пыль в игровом уголке. Цель: совершенствовать трудовые навыки.

Игра «Собери картину». Цель: упражнять в умении составлять целое из частей.

«Повтори ритм». Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

ООД

1

Развитие речи. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Задачи. Расширять представление об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками. Познакомить с жанром загадки, развивать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Познакомить с жанром скороговорки и чистоговорки, их назначением. Объяснить назначение и особенности колыбельных.

Ход. 1 Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: Будет интересно! Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре, смело, четко говорим и тихонечко сидим.Мы сегодня с вами познакомимся с малыми фольклорными формами. И первой фольклорной формой будет  - загадка.

Загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса - значит, к нам пришла…

Перечислите пожалуйста характерные признаки весны из этой загадки.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.(Подснежник)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц…

Ответы детей: (Март)

2.Вторя малая фольклорная форма с которой мы сегодня с вами познакомимся - это чистоговорки и скороговорки. Чтобы правильно и четко произносить, все звуки и слова нам обязательно нужны «чистоговорки» и « скороговорки».

НА – НА – НА - наступила вновь весна. НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы    весне                                                

ОЙ – ОЙ – ОЙ - мы счастливы весной. НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло. НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну                                                ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи  

Сейчас потренируемся с вами в правильном произнесении скороговорок. Я люблю сны, где звон весны, летит скворец, зиме - конец! Скороговорки проговаривают сначала медленно, затем ускоряют темп.

Физминутка

На орех взобрался Мишка  (имитируют движения как медведь карабкается на дерево), с ветки даль ему видна  (ладошку ко лбу козырек)

Смотрит на холмы и крыши   (руками выполняют волнообразные движения. 3.Колыбельная песня - это песня исполняемая матерью при укачивании ребенка. А какие колыбельные поют вам ваши мамы?

Рефлексия. Давайте, вспомним, что мы  сегодня с вами делали, с какими малыми фольклорными формами познакомились? А что вам больше всего понравилось? Молодцы ребята.

ООД

2

Рисование. Тема. «Барыня». Задачи. Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет для узора. Закреплять умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи (полосы, круги, точки, волнистые линии). Развивать интерес к рисованию и народным традициям. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, самостоятельность.

Материал. Мольберт,  иллюстрации дымковских игрушек, образцы основных элементов, салфетки, краски, кисточки, вода.

Ход. Воспитатель достает из мешочка дымковскую барыню. Посмотрите, чем украшена фигурка куклы? (кругами, полосами, точками). Какие цвета использовал мастер для росписи этой игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий). Обращаю внимание детей на основные элементы и на то, что можно их выбирать на свое усмотрение. Поэтому у каждого мастера игрушка получается неповторимой, особенной. Расписывание детьми силуэтов дымковской барыни.

Сейчас вы сами попробуете побыть мастерами-художниками и расписать такую игрушку. Как называется этот вид росписи? (дымковская роспись). Вы молодцы, у вас получились яркие, красочные, нарядные игрушки

ООД

3

Физическая культура  (по плану педагога)

Прогулка 1

п.и

т.д.

д.д.

д.д.

Наблюдение за погодой. Цель: развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.

Собрать мусор. Цель. Развивать умения детей  выполнять трудовые действия до конца.

п/и «Парный бег». Цель: Упражнять в беге парами,  не задевая другую пару.

п/и «Пронеси - не урони!». Цель: развивать умения детей прыгать через препятствия.

Основные виды движений. Поупражнять Настю, Полину, Катю в умении перебрасывать снежок друг другу двумя руками от груди. Развивать умение правильно выполнять основные движения.

2 пол/дня

д.д

т.д.

М.хд

кмд

Закаливающие процедуры. Гимнастика – побудка. Хождение по дорожке. Обширное умывание.

«Заправляем кроватки аккуратно». Цель: развивать умения детей аккуратно заправлять свою кровать.

Музыкальная игра «Угадай, что звучит». Цель. Продолжать закреплять названия музыкальных инструментов, развивать интерес к музыкально – художественной деятельности.

«Разложи детали по местам». Цель: закреплять названия деталей конструктора

Прогулка2

п.и

т.д.

д.д.

д.д.

Наблюдение (продолжение). Цель: продолжать  наблюдать за изменениями в погоде вечером, умение сравнивать, анализировать.

Подметание дорожки. Цель: развивать трудовые умения, правильно держать метлу в руках.

п/и «Раз, два, три  беги». Цель: поупражнять детей в беге.

п/и «Ловишки». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.

Основные виды движений. Поупражнять Юлю, Вову, Наташу  в умении перебрасывать снежок друг другу двумя руками от груди. Развивать умение правильно выполнять основные движения.

Вечер

в.х.л

из.д.

Чтение художественного произведения Джанни Родари «Какого цвета ремесла?». Цель: развивать умения слушать художественное произведение до конца, отвечать на вопросы после чтения.

Игра «На что похоже». Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Народная культура и традиции"

Тема недели «Народная культура и традиции»Цель: Знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжение з...

Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"

Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"...

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»...

Календарно-тематический план в подготовительной группе "Народная культура и традиции"

Дети знакомятся с народной культурой, традициями и обычаями, устным народным творчеством, с народными игрушками...

Ежедневное планирование в старшей группе "Народная культура и традиции"

Вопросы утреннего и вечернего часаОД, цели, задачи, план.Совместная деятельностьПрогулкаВоспитательная работаЧХЛИндивидуальная работаРабота с родителями«Народная культура и традиции»...