Кружок "Дружные ребята" ( старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Яндукина Галина Амангельдиевна

Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные,  я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать , радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задачи и план кружка32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи:

  1. Раскрывать сущность полярных понятий – « добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
  2. Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
  3. Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
  4. Развивать эмоциональную произвольность;
  5. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)

 Методы и приёмы:

- имитационные игры;

- социально –поведенческий тренинг;

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

 -просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим     моделированием новых версий;

 - дискуссии;

- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Ожидаемые результаты:

 -исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание    доброжелательности между детьми;

 - преобладание положительных эмоций;

 -способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых   способов их проявления ( не причиняя вред другим);

-изменение характера детских рисунков ( преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

 

Время проведения: 1 раз в неделю ( вторник- 15.30), продолжительность 25 мин

       месяц

            Тема

               Задачи

        Содержание

    Литература

                Сентябрь

 1-я и 2-я недели -               диагностика детей

 1.Добро и зло

1.Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют;

2.Учить дифференцировать эмоциональный мир  человека по мимике, жестам, пантомимике.

1.Слушание музыки разной по характеру;

2.Знакомство со сказочными персонажами;

3.Беседа о добрых и злых людях;

4.Тренинг эмоций;

5.Рисование на тему: « Добрый и злой»

6.Пение песни В. Шаинского « Улыбка

№2, стр.7-9

№5, стр. 25

     

 2. Наше настроение

1.Познакомить детей с понятием  «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;

2.Показать в доступной форме изменчивость настроения;

3.Учить детей понимать настроение другого человека;

4.Познакомить со способами управления и регуляции настроения.

1.Анализ детских рисунков;

2.Диагностика настроения детей;

3.Упражнение « волшебный мешочек»

4.Упражнение « Расскажи о своём настроении»;

5.Чтение и беседа по вопросам по рассказу « Нюша и Маша»      С.И.Семенака

№2, стр.10-14

                   

                     Октябрь

1.Хорошо ли быть злым?

1.Продолжать знакомство с полярными понятиями « добро! – « зло»;

2.Закреплять умение определять эмоциональное состояние, побуждать к оказанию помощи;

3.Учить детей  конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

1.Игра « Цветик- семицветик»;

2.Игра « Гневная гиена»;

3.Психогимнастика« Разъярённая медведица»;

4.Игра « Кляксы»

5.Слушание песни В. Шаинского « По секрету»

№2, стр.14-17

№5, стр. 38

2.Учимся справляться с гневом

1.Учить детей различать эмоции  злости и радости;

2.Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

1.Выставка картин « Кляксы», беседа по ним;

2.Тренинг эмоций;

3.Игра « Жужа»;

4. Упражнения « Потопаем ногами», « Надуем волшебный шарик злостью»»;

5.Упражнение – тренинг;                              

6. Рисование «Злость»

7. Слушание песни В. Шаинского

 «В  мире много сказок»

№2, стр. 18-21

№1, стр.92

3. Что делать, если ты злишься

1.Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения.

2. Учить различать добрые и злые чувства и поступки;

3.Закреплять способы саморегуляции поведения ( снятие отрицательных эмоций).

1.Рассматривание рисунков на тему « Злость» и беседа по ним;

2.Беседа : « Как справиться со злостью»;

3.Чтение отрывков из книги Э. Крейри « Я злюсь»;

4. Тренинг; разыгрывание детьми ситуаций;

5.Раскрашивание рисунков ;

6. Танец под польку « Старый добрый жук» ( из кинофильма « Золушка»)

 

№2, стр. 21-26

4. Настроение Бабы - Яги.

1.Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

2.Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний ( весёлый –грустный), учить давать оценку поступкам сказочных персонажей.

1.Игра « Угадай настроение»

2.Тренинг эмоций;

3.Придумывание историй: « Если бы Баба – Яга была доброй…»;

4.Упражнение « Угадай настроение Бабы – Яги»;

5.Рисование Бабы –Яги;

6.Слушание частушек Бабок –Ёжек из мульфильма.

 

№2, стр.27-30

№5., стр.68

   Ноябрь

1.Поговорим о доброте

1.Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки;

 2.Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка.

1.Игра « Угадай настроение по рисунку»;

2.Упражнение«Помоги  волшебнику»;

3.Упражнение « Выручи из беды»;

4.Чтение С. И. Семенака « Сказка о птицах»;

5.Игра « Чунга-чанга»;

6. Упражнение « Рисуем музыку».

№2, стр. 30-34

2.Ссора

1.Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

2.Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

1.Знакомство с двумя подругами, чтение стихотворения  «Поссорились»;

2.Тренинг эмоций;

3.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»;

4.Проблемная ситуация;

5.Рисование на тему: «Бабочки для друга»;

6.Слушание песни В.Шаинского  «Голубой вагон»

№2, стр. 34-37

№5, стр 32

3.Как справиться с упрямством

1.Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; 2.Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

1.Чтение узбекской народной сказки « Упрямые козы»;

2.Тренинг эмоций;

3.Игра « Два барана»;

4.Знакомство с правилами: « Будь внимателен к другому»;

5.Смешной рисунок.

 №2, стр. 37-39

№1, стр.90

4.Чувства одинокого человека

1.Учить анализировать своё эмоциональное состояние

2.Закреплять знание правил доброжелательного поведения; 3.Формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.

1.Цветопись настроения;

2.Решение проблемной ситуации детьми;

3.Игра « Тень»;

4.Игра « Закончи предложение»

5.Тренинг эмоций

6. Слушание песни « А мне летать охота» ( Муз. М. Дунаевского)

№2, стр. 40-42

  Декабрь

1.Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль»

1.Познакомить детей с понятием  «физическая и эмоциональная боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этого,

2.Учить детей управлять эмоциями,  сопровождающими боль.

1.Рассказ о лягушонке.

2.Тренинг эмоций;

3.Рассказ воспитателя о физической и эмоциональной боли;

4.Чтение рассказа « Возьми себя в руки», бесед по содержанию;

5.Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел»

№2, стр. 42-45

2.Учимся понимать чувства других людей

1.Закрепить понятие « физическая и эмоциональная боль»;

2.Учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить;

3.Развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

1.Беседа о том, какие добрые дела совершили дети;

2.Обыгрывание ситуаций;

3.Упражнение « Негаданная радость»;

4.Рисование на тему: « Волшебные цветы» под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени»

№2, стр. 46-48

3.Учимся доброжелательности

1.Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; 2.Учить правильно  выражать своё эмоциональное состояние в поведении;

3.Развивать положительную самооценку.

1.Просмотр мультфильма

«Варежка», беседа по содержанию; (или чтение рассказа)

2.Чтение стихотворения «Утешение», беседа;

3.Тренинг эмоций;

4.Сочинение детьми историй продолжений рассказа « Самое страшное»;

5.Рисование: « Мой верный друг –собака»

№2, стр.49-51

№5, стр. 43

4.Животные –наши друзья

1.Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других;

2.Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

1.Чтение загадки о кошке и приход кошки Марыси;

2.Игра: «Мышь и мышеловка»;

3.Чтение стихотворения И. Токмаковой « Ничья кошка» и Е. Благининой « Котёнок»;

4. Беседа по содержанию стихотворений;

5.Рисование на тему: « Мой котёнок» по точкам;

6.Пение детьми песенки про кота-мурлыку

№2, стр. 52-54

   Январь

1.Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации

1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; 2.Формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки;

3.Развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

1.Сюрпризный момент;

2.Тренинг эмоций;

3.Анализ конфликтных ситуаций;

4.Чтение рассказа « Лучший друг», беседа по содержанию;

5.Игра « Угадай настроение»;

6.Рисование: « Моё настроение» с помощью пиктограммы;

7.Слушание песни В. Шаинского «Антошка»

№2, стр. 55-58

№1, стр.112

2.Учимся управлять своими эмоциями

1.Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умению разрешать конфликты; 2.Формировать осознанное понимание нравственного смысла худож.произведений;

3.Развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

1.Антошкина история;

2.Дисскуссия с детьми;

3.Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»;

4.Игра « Падающая башня»;

5.Рисование « Дерево радости»

6. Пение песни « Пусть падают капли»

№2, стр. 58-62

3. Добрые и злые поступки

1.Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях;

2.Знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; 3.Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

1.Чтение стихотворения Р. Сеф

«Доброта», дискуссия по содержанию;

2.Рассматривание иллюстрации 2 кто обидел?», знакомство с новыми правилами доброжелательного общения.

3.Тренинг эмоций;

4.Упражнение « Добрый –злой»

5.Игра « По кочкам»;

6.Рисование: « Дорисуй картинку»;

№2, стр. 62-65

№1, стр.111

   Февраль

1. Добрые и злые поступки   (продолжение)

1.Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других;

2.Развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии.

1.Просмотр мультфильма «Ну,  погоди!» ( фрагмент);

2.Беседа по содержании.;

3.Тренинг эмоций;

4.Сочинение детьми новой версии очередной серии мультфильма;

5.Анализ собственных поступков;

6.Игра « Хорошо- плохо»;

№2, стр. 65-68

№5, стр 55

2.Дружба - неприязнь

1.Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

2.Закреплять знания правил доброжелательного поведения; 3.Развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.

1.Приход зверей-друзей Мишутки, Ёжика и Зайца;

2.Просмотр мультфильма « Трям, здравствуйте!»

3.Беседа по содержанию;

4.Тренинг эмоций;

5.Поведенческий тренинг;

6.Рисование;

7.Слушание песни В. Шаинского «Облака»

№2, стр. 71-73

№1, стр.112

3. Друг в беде не бросит.

1.Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;

2.Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

1.Игра « Эхо»

2.Чтение рассказа Л. Толстого

« Два товарища»;

3.Беседа « Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»;

4.Проигрывание проблемной ситуации;

5.Упражнение « Помоги другу»

6. Пение песни « Настоящий друг», муз. Б. Савельева

картотека

№3, стр. 25-27

4.Друг заболел

1.Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу;,

2.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

1. Игра «Эхо»

2.Расматривание картинки «Лена заболела» и беседа по ней;

3.Ролевая гимнастика»;

4.Упражнение « Пишу письмо другу»;

5.Игра « Волшебный стул»;

6. Пение песни «Добрый жук»

картотека

№3, стр. 28-30

    Март

1.Как помочь больному другу?

1.Закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь».

2.Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем друге.

1.Упражнение « Здравствуй друг» ( картотека);

2.Чтение рассказа А. Митта

« Шар в окне»;

3. Беседа о доброжелательном отношении друг к другу;

4.Тренинговое упражнение

 « Помоги своему товарищу»;

5.Игра « Эстафета с воздушными шариками»

№3, стр. 30-32

3.Учимся понимать боль другого человека

1.Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей;

2.Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

1.Загадывание загадки про крапиву, чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»;

2. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;

3.Игра « Эмпатия героев»;

4.Игра «ходим кругом»

№3, стр. 32 -35

4.Друг и в радости, и в горе всегда  рядом

1.Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих;

2.Диагностировать проявление эмпатии

1.Игра«Подари мне комплимент»

 (картотека);

2.Чтение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить?», беседа по содержанию;

3.Советы Светлячка для настоящих друзей;

4.Проблемная ситуация;

5.Игра–шутка «Сиамские близнецы»

№3, стр. 35-37

   Апрель

1.День рождение друга

1.Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику.

2.Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким.

3.Учить замечать их переживания и ожидания

1.Игра « Клубок» (картотека)

2.Упражнение « Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения»

3.Проблемная ситуация

4.Игра « Подарки друг другу»

5.Игра « Подари движение другу»

№3, стр. 38-41

№1., стр. 45

2.Нет друга – ищи, а найдёшь – береги!

1.Продолжать формировать у детей представление о дружбе и друзьях;

2.Учить понимать эмоциональное состояние других

3.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, желание оказать помощь

1.Речёвка  (картотека)

2. Эстафета « Дружбы» (картотека)

3. « Расскажи о своём лучшем друге»

4.Беседа « В чём заключается умение дружить»

5.Чтение рассказа « Игра в «Поликлинику»

№4, стр.70-75

3. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги   (продолжение)

1..Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения

2..Закреплять у детей представление о дружбе и друзьях;

3.Воспитывать умение быть внимательным  друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера

1.Рассматривание картинок из альбома «Угадай настроение», беседа « Какое настроение и почему?»

2.Тренинг эмоций «»Покажи жесты и мимику» ( картотека)

3.Чтение сказки « Волшебное пёрышко», беседа по вопросам;

4.Решение проблемных ситуаций

№4, стр. 79-83

№4, стр.76-77

4.Учимся играть и работать дружно

1.Учить умению контролировать своё поведение;

2.Совершенствовать себя как личность через общение с людьми, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других;

3.Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём

1.Игра «Эхо»

2.Рисование «Раскрасим варежку вдвоём»,

3.Работа в парах « Найдт отличия»

4.Чтение рассказа « Лабиринт», беседа по содержанию;

5.Знакомство с правилами « Как научиться играть без ссор и обид»

6.Работа в парах « Рисование вдвоём»

7.Игра « Закончи предложение..»

картотека

№4, стр. 83 - 87

       Май

1.Наши мечты

1.Продолжать закреплять знания детей о поведении в конфликтных ситуациях4

2.Учить сознательно управлять своими эмоциями ( обидами)

3.Формировать дружелюбное отношение к окружающим

1.Чтение сказки «Лиса и заяц», беседа по содержанию;

2.Моделирование детьми сцены примирения лисы с зайцем

3.Беседа « О чём я мечтаю»

4.Игра « Цветик –семицветик»

5.Танец «Утят»

№2, стр.74 -77

№1, стр.74

2.С друзьями вместе

1.Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толеранства;

2.Развитие групповой сплочённости;

3.Формирование бережного и позитивного отношения к партнёру;

5.Повышение самооценки детей

1.Игра «Давайте познакомимся»

2.Беседа « Зачем человеку друг?»

3.Игра « Волшебный мяч»

4.Игра « Моргалки»

5.Игра «Паутина»

6. игра « Волшебный ковёр»

7.Игра « Гусеница»

8.Коллективное рисование

 (создание проблемной ситуации)

9.Ковёр мира

10. Песня « Ты да я, да мы с тобой» муз. В.Шаинского

Конспект занятия воспитателя

                          Диагностика детей старшего возраста

 

Использованная литература:

1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.

2..Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.

3..Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-79 с.

4. Шорыгина , Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.

5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Дружные ребята"

Занятие  разработано для детей имеющих основной глазной диагноз, который сочетается еще и с задержкой  развития психических процессов.   Занятие  обеспечивает всестороннее раз...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Вятские – ребята хватские»!

Данное развлечение направлено на закрепление у детей знаний о русском народном творчестве (скороговорки, потешки, скороболтушки, считалки)....

Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Ребятам о зверятах"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА» Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраст...

"Гибкие ребята" (Конспект физкультурно-оздоровительного занятия для повышения гибкости для детей старшего дошкольного возраста)

Цель:  Повышение физических качеств по средствам игрового стретчинга.Задачи: -развитие  физических качеств, мышления, воображения, познавательной активности, расширение  кругозора...

Сценарий праздника ко Дню 8 Марта для детей старшего дошкольного возраста «Как ребята мам спасали»

Интересный,яркий сценарий праздника ко Дню 8 Марта будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям....

Конспект образовательной деятельности (ситуации) по познавательному развитию (в области познание) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой».

Конспект образовательной деятельности (ситуации)по познавательному развитию (в области познание)с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой»....


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Очень хороший материал. Сейчас это очень актуально. Загляните на мою страничку и оставьте коментарий.