Кружок "Дружные ребята" ( старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать , радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи и план кружка | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные задачи:
- Раскрывать сущность полярных понятий – « добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
- Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
- Развивать эмоциональную произвольность;
- Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
Методы и приёмы:
- имитационные игры;
- социально –поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Ожидаемые результаты:
-исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;
- преобладание положительных эмоций;
-способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления ( не причиняя вред другим);
-изменение характера детских рисунков ( преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Время проведения: 1 раз в неделю ( вторник- 15.30), продолжительность 25 мин
месяц | Тема | Задачи | Содержание | Литература |
Сентябрь | 1-я и 2-я недели - диагностика детей | |||
1.Добро и зло | 1.Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; 2.Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. | 1.Слушание музыки разной по характеру; 2.Знакомство со сказочными персонажами; 3.Беседа о добрых и злых людях; 4.Тренинг эмоций; 5.Рисование на тему: « Добрый и злой» 6.Пение песни В. Шаинского « Улыбка | №2, стр.7-9 №5, стр. 25 | |
2. Наше настроение | 1.Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; 2.Показать в доступной форме изменчивость настроения; 3.Учить детей понимать настроение другого человека; 4.Познакомить со способами управления и регуляции настроения. | 1.Анализ детских рисунков; 2.Диагностика настроения детей; 3.Упражнение « волшебный мешочек» 4.Упражнение « Расскажи о своём настроении»; 5.Чтение и беседа по вопросам по рассказу « Нюша и Маша» С.И.Семенака | №2, стр.10-14 | |
Октябрь | 1.Хорошо ли быть злым? | 1.Продолжать знакомство с полярными понятиями « добро! – « зло»; 2.Закреплять умение определять эмоциональное состояние, побуждать к оказанию помощи; 3.Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. | 1.Игра « Цветик- семицветик»; 2.Игра « Гневная гиена»; 3.Психогимнастика« Разъярённая медведица»; 4.Игра « Кляксы» 5.Слушание песни В. Шаинского « По секрету» | №2, стр.14-17 №5, стр. 38 |
2.Учимся справляться с гневом | 1.Учить детей различать эмоции злости и радости; 2.Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | 1.Выставка картин « Кляксы», беседа по ним; 2.Тренинг эмоций; 3.Игра « Жужа»; 4. Упражнения « Потопаем ногами», « Надуем волшебный шарик злостью»»; 5.Упражнение – тренинг; 6. Рисование «Злость» 7. Слушание песни В. Шаинского «В мире много сказок» | №2, стр. 18-21 №1, стр.92 | |
3. Что делать, если ты злишься | 1.Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. 2. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; 3.Закреплять способы саморегуляции поведения ( снятие отрицательных эмоций). | 1.Рассматривание рисунков на тему « Злость» и беседа по ним; 2.Беседа : « Как справиться со злостью»; 3.Чтение отрывков из книги Э. Крейри « Я злюсь»; 4. Тренинг; разыгрывание детьми ситуаций; 5.Раскрашивание рисунков ; 6. Танец под польку « Старый добрый жук» ( из кинофильма « Золушка») |
№2, стр. 21-26 | |
4. Настроение Бабы - Яги. | 1.Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; 2.Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний ( весёлый –грустный), учить давать оценку поступкам сказочных персонажей. | 1.Игра « Угадай настроение» 2.Тренинг эмоций; 3.Придумывание историй: « Если бы Баба – Яга была доброй…»; 4.Упражнение « Угадай настроение Бабы – Яги»; 5.Рисование Бабы –Яги; 6.Слушание частушек Бабок –Ёжек из мульфильма. |
№2, стр.27-30 №5., стр.68 | |
Ноябрь | 1.Поговорим о доброте | 1.Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; 2.Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка. | 1.Игра « Угадай настроение по рисунку»; 2.Упражнение«Помоги волшебнику»; 3.Упражнение « Выручи из беды»; 4.Чтение С. И. Семенака « Сказка о птицах»; 5.Игра « Чунга-чанга»; 6. Упражнение « Рисуем музыку». | №2, стр. 30-34 |
2.Ссора | 1.Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. 2.Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. | 1.Знакомство с двумя подругами, чтение стихотворения «Поссорились»; 2.Тренинг эмоций; 3.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»; 4.Проблемная ситуация; 5.Рисование на тему: «Бабочки для друга»; 6.Слушание песни В.Шаинского «Голубой вагон» | №2, стр. 34-37 №5, стр 32 | |
3.Как справиться с упрямством | 1.Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; 2.Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. | 1.Чтение узбекской народной сказки « Упрямые козы»; 2.Тренинг эмоций; 3.Игра « Два барана»; 4.Знакомство с правилами: « Будь внимателен к другому»; 5.Смешной рисунок. | №2, стр. 37-39 №1, стр.90 | |
4.Чувства одинокого человека | 1.Учить анализировать своё эмоциональное состояние 2.Закреплять знание правил доброжелательного поведения; 3.Формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей. | 1.Цветопись настроения; 2.Решение проблемной ситуации детьми; 3.Игра « Тень»; 4.Игра « Закончи предложение» 5.Тренинг эмоций 6. Слушание песни « А мне летать охота» ( Муз. М. Дунаевского) | №2, стр. 40-42 | |
Декабрь | 1.Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» | 1.Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этого, 2.Учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. | 1.Рассказ о лягушонке. 2.Тренинг эмоций; 3.Рассказ воспитателя о физической и эмоциональной боли; 4.Чтение рассказа « Возьми себя в руки», бесед по содержанию; 5.Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел» | №2, стр. 42-45 |
2.Учимся понимать чувства других людей | 1.Закрепить понятие « физическая и эмоциональная боль»; 2.Учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; 3.Развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. | 1.Беседа о том, какие добрые дела совершили дети; 2.Обыгрывание ситуаций; 3.Упражнение « Негаданная радость»; 4.Рисование на тему: « Волшебные цветы» под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени» | №2, стр. 46-48 | |
3.Учимся доброжелательности | 1.Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; 2.Учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; 3.Развивать положительную самооценку. | 1.Просмотр мультфильма «Варежка», беседа по содержанию; (или чтение рассказа) 2.Чтение стихотворения «Утешение», беседа; 3.Тренинг эмоций; 4.Сочинение детьми историй продолжений рассказа « Самое страшное»; 5.Рисование: « Мой верный друг –собака» | №2, стр.49-51 №5, стр. 43 | |
4.Животные –наши друзья | 1.Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; 2.Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. | 1.Чтение загадки о кошке и приход кошки Марыси; 2.Игра: «Мышь и мышеловка»; 3.Чтение стихотворения И. Токмаковой « Ничья кошка» и Е. Благининой « Котёнок»; 4. Беседа по содержанию стихотворений; 5.Рисование на тему: « Мой котёнок» по точкам; 6.Пение детьми песенки про кота-мурлыку | №2, стр. 52-54 | |
Январь | 1.Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации | 1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; 2.Формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; 3.Развивать умение снимать эмоциональное напряжение. | 1.Сюрпризный момент; 2.Тренинг эмоций; 3.Анализ конфликтных ситуаций; 4.Чтение рассказа « Лучший друг», беседа по содержанию; 5.Игра « Угадай настроение»; 6.Рисование: « Моё настроение» с помощью пиктограммы; 7.Слушание песни В. Шаинского «Антошка» | №2, стр. 55-58 №1, стр.112 |
2.Учимся управлять своими эмоциями | 1.Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умению разрешать конфликты; 2.Формировать осознанное понимание нравственного смысла худож.произведений; 3.Развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. | 1.Антошкина история; 2.Дисскуссия с детьми; 3.Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»; 4.Игра « Падающая башня»; 5.Рисование « Дерево радости» 6. Пение песни « Пусть падают капли» | №2, стр. 58-62 | |
3. Добрые и злые поступки | 1.Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; 2.Знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; 3.Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. | 1.Чтение стихотворения Р. Сеф «Доброта», дискуссия по содержанию; 2.Рассматривание иллюстрации 2 кто обидел?», знакомство с новыми правилами доброжелательного общения. 3.Тренинг эмоций; 4.Упражнение « Добрый –злой» 5.Игра « По кочкам»; 6.Рисование: « Дорисуй картинку»; | №2, стр. 62-65 №1, стр.111 | |
Февраль | 1. Добрые и злые поступки (продолжение) | 1.Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; 2.Развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии. | 1.Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» ( фрагмент); 2.Беседа по содержании.; 3.Тренинг эмоций; 4.Сочинение детьми новой версии очередной серии мультфильма; 5.Анализ собственных поступков; 6.Игра « Хорошо- плохо»; | №2, стр. 65-68 №5, стр 55 |
2.Дружба - неприязнь | 1.Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; 2.Закреплять знания правил доброжелательного поведения; 3.Развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках. | 1.Приход зверей-друзей Мишутки, Ёжика и Зайца; 2.Просмотр мультфильма « Трям, здравствуйте!» 3.Беседа по содержанию; 4.Тренинг эмоций; 5.Поведенческий тренинг; 6.Рисование; 7.Слушание песни В. Шаинского «Облака» | №2, стр. 71-73 №1, стр.112 | |
3. Друг в беде не бросит. | 1.Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; 2.Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. | 1.Игра « Эхо» 2.Чтение рассказа Л. Толстого « Два товарища»; 3.Беседа « Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»; 4.Проигрывание проблемной ситуации; 5.Упражнение « Помоги другу» 6. Пение песни « Настоящий друг», муз. Б. Савельева | картотека №3, стр. 25-27 | |
4.Друг заболел | 1.Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу;, 2.Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. | 1. Игра «Эхо» 2.Расматривание картинки «Лена заболела» и беседа по ней; 3.Ролевая гимнастика»; 4.Упражнение « Пишу письмо другу»; 5.Игра « Волшебный стул»; 6. Пение песни «Добрый жук» | картотека №3, стр. 28-30 | |
Март | 1.Как помочь больному другу? | 1.Закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь». 2.Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем друге. | 1.Упражнение « Здравствуй друг» ( картотека); 2.Чтение рассказа А. Митта « Шар в окне»; 3. Беседа о доброжелательном отношении друг к другу; 4.Тренинговое упражнение « Помоги своему товарищу»; 5.Игра « Эстафета с воздушными шариками» | №3, стр. 30-32 |
3.Учимся понимать боль другого человека | 1.Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей; 2.Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих. | 1.Загадывание загадки про крапиву, чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»; 2. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; 3.Игра « Эмпатия героев»; 4.Игра «ходим кругом» | №3, стр. 32 -35 | |
4.Друг и в радости, и в горе всегда рядом | 1.Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих; 2.Диагностировать проявление эмпатии | 1.Игра«Подари мне комплимент» (картотека); 2.Чтение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить?», беседа по содержанию; 3.Советы Светлячка для настоящих друзей; 4.Проблемная ситуация; 5.Игра–шутка «Сиамские близнецы» | №3, стр. 35-37 | |
Апрель | 1.День рождение друга | 1.Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику. 2.Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. 3.Учить замечать их переживания и ожидания | 1.Игра « Клубок» (картотека) 2.Упражнение « Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения» 3.Проблемная ситуация 4.Игра « Подарки друг другу» 5.Игра « Подари движение другу» | №3, стр. 38-41 №1., стр. 45 |
2.Нет друга – ищи, а найдёшь – береги! | 1.Продолжать формировать у детей представление о дружбе и друзьях; 2.Учить понимать эмоциональное состояние других 3.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, желание оказать помощь | 1.Речёвка (картотека) 2. Эстафета « Дружбы» (картотека) 3. « Расскажи о своём лучшем друге» 4.Беседа « В чём заключается умение дружить» 5.Чтение рассказа « Игра в «Поликлинику» | №4, стр.70-75 | |
3. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги (продолжение) | 1..Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения 2..Закреплять у детей представление о дружбе и друзьях; 3.Воспитывать умение быть внимательным друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера | 1.Рассматривание картинок из альбома «Угадай настроение», беседа « Какое настроение и почему?» 2.Тренинг эмоций «»Покажи жесты и мимику» ( картотека) 3.Чтение сказки « Волшебное пёрышко», беседа по вопросам; 4.Решение проблемных ситуаций | №4, стр. 79-83 №4, стр.76-77 | |
4.Учимся играть и работать дружно | 1.Учить умению контролировать своё поведение; 2.Совершенствовать себя как личность через общение с людьми, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; 3.Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём | 1.Игра «Эхо» 2.Рисование «Раскрасим варежку вдвоём», 3.Работа в парах « Найдт отличия» 4.Чтение рассказа « Лабиринт», беседа по содержанию; 5.Знакомство с правилами « Как научиться играть без ссор и обид» 6.Работа в парах « Рисование вдвоём» 7.Игра « Закончи предложение..» | картотека №4, стр. 83 - 87 | |
Май | 1.Наши мечты | 1.Продолжать закреплять знания детей о поведении в конфликтных ситуациях4 2.Учить сознательно управлять своими эмоциями ( обидами) 3.Формировать дружелюбное отношение к окружающим | 1.Чтение сказки «Лиса и заяц», беседа по содержанию; 2.Моделирование детьми сцены примирения лисы с зайцем 3.Беседа « О чём я мечтаю» 4.Игра « Цветик –семицветик» 5.Танец «Утят» | №2, стр.74 -77 №1, стр.74 |
2.С друзьями вместе | 1.Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толеранства; 2.Развитие групповой сплочённости; 3.Формирование бережного и позитивного отношения к партнёру; 5.Повышение самооценки детей | 1.Игра «Давайте познакомимся» 2.Беседа « Зачем человеку друг?» 3.Игра « Волшебный мяч» 4.Игра « Моргалки» 5.Игра «Паутина» 6. игра « Волшебный ковёр» 7.Игра « Гусеница» 8.Коллективное рисование (создание проблемной ситуации) 9.Ковёр мира 10. Песня « Ты да я, да мы с тобой» муз. В.Шаинского | Конспект занятия воспитателя | |
Диагностика детей старшего возраста |
Использованная литература:
1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.
2..Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.
3..Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-79 с.
4. Шорыгина , Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Дружные ребята"
Занятие разработано для детей имеющих основной глазной диагноз, который сочетается еще и с задержкой развития психических процессов. Занятие обеспечивает всестороннее раз...
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Вятские – ребята хватские»!
Данное развлечение направлено на закрепление у детей знаний о русском народном творчестве (скороговорки, потешки, скороболтушки, считалки)....
Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Ребятам о зверятах"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА» Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраст...
"Гибкие ребята" (Конспект физкультурно-оздоровительного занятия для повышения гибкости для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Повышение физических качеств по средствам игрового стретчинга.Задачи: -развитие физических качеств, мышления, воображения, познавательной активности, расширение кругозора...
Сценарий праздника ко Дню 8 Марта для детей старшего дошкольного возраста «Как ребята мам спасали»
Интересный,яркий сценарий праздника ко Дню 8 Марта будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям....
Конспект образовательной деятельности (ситуации) по познавательному развитию (в области познание) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой».
Конспект образовательной деятельности (ситуации)по познавательному развитию (в области познание)с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой»....
конспект нод для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как ребята помогли Незнайке узнать, что такое космос"
Цель - создать условия для формирования представлений детей о космосе...
Комментарии
Спасибо! Очень хороший
Спасибо! Очень хороший материал. Сейчас это очень актуально. Загляните на мою страничку и оставьте коментарий.