конспект нод для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как ребята помогли Незнайке узнать, что такое космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Усачева Марина Владимировна

Цель - создать условия для формирования представлений детей о космосе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usacheva_m.v.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: "Как ребята помогли Незнайке узнать, что такое  космос"

Цель: Создать условия для формирования  представлений о космосе

Задачи:

  • Формировать представления о космосе как о Вселенной
  • активизировать словарь детей словами Вселенная, Галактика, созвездия
  • развивать навыки диалогической речи
  • Развивать познавательную активность, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения.
  • Развивать творческое воображение
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою страну
  • формировать самостоятельность, инициативность

Виды детской деятельности:

  •  игровая
  • познавательно  - исследовательская
  • коммуникативная
  • конструктивно - модельная
  • двигательная

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание фотографии, просмотр слайдов, игры словесные, пальчиковые, конструирование, беседа

Формы организации: групповая, индивидуальная

Оборудование: мультимедийная установка, презентация Microsoft Office Power Point

Материалы:  фотографии космонавтов, фотографии достопримечательностей  города, бумажные макеты планет, блоки Дьеныша, зрительный тренажер "Ракета"

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная ч.

(создание благоприятного психологического климата. Постановка проблемы)

Воспитатель - Ребята, я утром в группе обнаружила конверт  с письмом . А пришло оно от нашего хорошего друга Незнайки. Он уже ни раз просил помощи у вас и вот опять что - то он хочет спросить.  (читает письмо)

"Дорогие ребята! Вы знаете, что мы с моими друзьями - коротышками путешествовали на воздушном шаре. Но воздушный шар  лопнул и мы так и ничего не узнали про солнце. Может быть вы нам расскажите о Солнце и о планетах. Ваш Незнайка и его друзья."

Воспитатель  - А вот и сам Незнайка

(появляется картинка Незнайки)

Воспитатель -  Ну что, ребята, предлагаю вам сегодня поговорить о Вселенной. Давайте  вспомним и назовем  слова, которые относятся к понятию "Космос" .

-Молодцы!  А теперь  мы сядем на стулья около нашего друга компьютера, и он нам поможет рассказать Незнайке  о космосе и узнать много нового о космическом пространстве.

Дети стоят стайкой около воспитателя

Дети  называют слова - космонавт, звезды, планеты, Земля и т. д.

2. Основная ч.

(игры, актуализация представлений о космосе, физминутка)

Предлагает пройти к мини - музею "Удивительный космос" и побеседовать об истории космонавтики.

Беседа об истории космонавтики и о планетах

Воспитатель- Ребята, когда наша страна отмечает праздник День Космонавтики?

-Кто первый из космонавтов первый полетел в космос? (фото космонавта на стенде мини - музея)

Кто из животных побывали в космосе до Ю.А.Гагарина? (фото на мольберт)

Каких космонавтов вы знаете, кто прославил нашу страну? Как зовут первую женщину - космонавта? Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (фото на  стенде в мини - музее "Удивительный космос")

Какие достопримечательности нашего города рассказывают нам о космосе, о космонавтах? (фото вывешиваются на мольберт).

- Молодцы, ребята, вы уже много знаете из истории космонавтики.

- А сколько планет  Солнечной планеты нам известно?  Вокруг чего вращаются все планеты?  Какая планета самая близкая к Солнцу? Какая планета находится от Солнца дальше всех? Как называется планета на которой есть жизнь? Ребята, скажите Незнайке, почему на планете Земля есть жизнь? А могут ли  все планеты столкнуться  друг с другом? Почему?  (фото Солнечной системы на мольберте)

Предлагаю  поиграть  в игру "Солнечная система". А поможет нам в этом стихотворение

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три  - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним Нептун.

Он восьмой идет по счету,

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

А мы продолжим наш рассказ о космосе. Проходите к компьютеру и послушайте вместе с Незнайкой  рассказ, что такое Вселенная.

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли зовут, космосом. Космос называют и другим словом — Вселенная. (Слайд 1, 2)

Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды- это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце.

    - Знаете ли вы ребята, какие бывают созвездия и что это такое? (слайд 3)

Правильно, созвездия это особое расположение звезд на небе, каждое созвездие имеет свое название, например, Большая и Малая медведицы, эти созвездия похожи на ковш. (слайд 4, 5)

   Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, лежит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе (слайд 6). Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца. А вот таким космонавты увидели наше Солнце. ( слайд 7) .Огромный  светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не могут – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть.

      Луна  намного  меньше  земли  и  в  космосе  она  выглядит  тоже  как  шар.  Луна является спутником Земли, она движется вокруг Земли ( слайды 8,9).  У Луны есть одна особенность: она каждый  день  меняет  свой  вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С».  Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает), то  ее  частичка  (когда  Земля  заслоняет  Луне  свет  Солнца).

- Ребята, мы много смотрели слайдов и нашим глазам нужно отдохнуть. Предлагаю показать Незнайке зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика.

Глаза вправо  отведу,

Я на солнце погляжу.

Глаза влево отведу

Вновь на солнце погляжу.

Я на небо посмотрю

 И на землю посмотрю.

Я  похлопаю  глазами и потопаю  ногами.

А теперь я  отдохну  и сначала все начну.

Ребята, как называют человека, который строит ракеты? Правильно, конструктор. Предлагаю вам стать конструкторами и показать Незнайке, какие ракеты вы можете построить из блоков Дьеныша. Но сначала нам нужно подготовить наши пальчики.

Динамическая пауза

Игра «Ракета» + пальчиковая гимнастика

А сейчас мы с вами дети       маршируют на месте

Улетаем на ракете.                                                                  

На носочки поднимись,             руки вверх, сложив

А потом руки вниз                        ладошки                               

1,2 – потянись,

Вот летит ракета вниз.                руки опускают

10, 9, 8, 7,6, 5, 4, 3, 2, 1               самомассаж подушечек пальцев

в звездный космос полетим.      бегут по кругу.

Постройка ракет из блоков Дьеныша по схемам.

Посмотрите, какие ракеты получились у наших конструкторов.

Дети проходят  к мини -музею и садятся на стулья полукругом

Ответы детей

Ответы детей

Дети берут планеты и выкладывают их по порядку около Солнца на ковре.

Дети рассаживаются на стулья около компьютера

По ходу беседы дети задают вопросы

Дети встают лицом к воспитателю в шахматном порядке

Дети выполняют движения, глядя на тренажер в руке воспитателя

Ответ детей

Дети выполняют движения по тексту

Дети делают самомассаж пальцев

Дети на ковре выкладывают из блоков ракеты

3. Рефлексия

  • О чем мы сегодня с вами говорили?
  • Как вы думаете, теперь Незнайка сможет рассказать своим друзьям о космосе, о планетах?
  • Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Вятские – ребята хватские»!

Данное развлечение направлено на закрепление у детей знаний о русском народном творчестве (скороговорки, потешки, скороболтушки, считалки)....

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дорожные приключения Незнайки»

Закрепить с детьми знания правил дорожного движения; вспомнить известные дорожные знаки; развивать у детей ловкость, быстроту, внимание; воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Незнайке»

Закрепление знаний детей по теме «Транспорт» и профессии на транспорте....

Конспект НОД в области познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Итоговая (обобщающая) природоведческая беседа. «Как узнать птиц»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности в области  познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Итоговая (обобщающая)  природоведческая беседа.«Как узна...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием социально-коммуникативных технологий "Дружные ребята"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием социально-коммуникативных технологий "Дружные ребята"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ловкие ребята"

Данное занятие предназначено для совершенствования детьми техники прыжка с короткой скакалкой....

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Узнай сказочного персонажа».

Это методическая разработка по математике (конспект занятия) для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Сформировать навыки количественного и порядкового счета, состав числа из единиц, закреплять п...