Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Ребятам о зверятах"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Гарипова Альбина Ильфатовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

 

Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

 «Ребятам о зверятах».

                            Воспитатель:

                                                             Гарипова Альбина Ильфатовна.

Цель:

Развитие речи детей. Совершенствование владения  устной речью, обогащение словаря.

Образовательные задачи:

Познакомить с новым словом «лежанка» и его образованием.

Совершенствовать умения в словообразовании.  Развивать   фонематические   процессы;   закреплять графический образ букв В, Б, С. Соврешенствовать навыки обобщения. Совершенствовать умение образовывать притяжательые  прилагательные. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать диалогическую речь, Развивать мышление. Продолжать учить детей  пользоваться приемами мнемотехники.

Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять их.

 

Материалы:

Раздаточный:  Парные картинки зверей: лиса с лисенком, медведица с медвежонком, волчица с волчонком;  картинки фигур  лисы, белки, медведя, волка, лося.

Демонстрационный:  Картинка лось с текстом,  картина «Лес зимой», с нарисованными жилищами зверей – дупло для белки, нора для лисы, логово для волка, берлога для медведя,   кукла би-ба-бо Айболит на подставке, мягкая игрушка Сова, обруч, поезд с 3 вагонами - кармашками  с буквами «С», «Б», «В», музыкальное сопровождение, проигрыватель, мольберт, мнемотаблица.

 

Предварительная работа:

Чтение сказки «Листопадничек», сказки К.И.Чуковского «Айболит»; просмотр презентации «Кто, где живет?»; дидактическая игра «Кто моя мама?» - домашние животные.

Введение в ситуацию:

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

 «Ребятам о зверятах».

                            Воспитатель:

                                                             Гарипова Альбина Ильфатовна.

Цель:

Развитие речи детей. Совершенствование владения  устной речью, обогащение словаря.

Образовательные задачи:

Познакомить с новым словом «лежанка» и его образованием.

Совершенствовать умения в словообразовании.  Развивать   фонематические   процессы;   закреплять графический образ букв В, Б, С. Соврешенствовать навыки обобщения. Совершенствовать умение образовывать притяжательые  прилагательные. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать диалогическую речь, Развивать мышление. Продолжать учить детей  пользоваться приемами мнемотехники.

Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять их.

Материалы:

Раздаточный:  Парные картинки зверей: лиса с лисенком, медведица с медвежонком, волчица с волчонком;  картинки фигур  лисы, белки, медведя, волка, лося.

Демонстрационный:  Картинка лось с текстом,  картина «Лес зимой», с нарисованными жилищами зверей – дупло для белки, нора для лисы, логово для волка, берлога для медведя,   кукла би-ба-бо Айболит на подставке, мягкая игрушка Сова, обруч, поезд с 3 вагонами - кармашками  с буквами «С», «Б», «В», музыкальное сопровождение, проигрыватель, мольберт, мнемотаблица.

Предварительная работа: 

Чтение сказки «Листопадничек», сказки К.И.Чуковского «Айболит»; просмотр презентации «Кто, где живет?»; дидактическая игра «Кто моя мама?» - домашние животные.

Введение в ситуацию:

- Воспитатель: 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

-Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение.

Дети собираются на ковре вокруг воспитателя. Воспитатель спрашивает у детей:

-Ребята, а вы когда нибудь болели? (Да, болели.)

- А кто вас лечил? (Доктор, врач, ЛОР, педиатр, стоматолог.)

- А как вы думаете, звери болеют? (Да, болеют.)

- А кто их лечит? (Ветеринар)

 -А сказочных зверей кто лечит? (Доктор Айболит.)

-К доктору Айболиту пришли на прием разные звери. Но доктор всех сразу принять не может, поэтому нужно построить всех зверей в очередь. Есть одно условие, все звери должны встать в пары: мама с детенышем. Вы хотите помочь зверям? (Да.) А сможете? (Да.)

Актуализация знаний:

Задачи: Совершенствовать умения в словообразовании, навыки обобщения. Совершенствовать умение образовывать притяжательые  прилагательные, развивать фонематические процессы; закреплять графический образ букв: В, Б, С. Развивать диалогическую речь, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.  Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Пока звучит музыка, дети бегают вокруг обруча с картинками зверей, как только музыка останавливается, дети берут по одной картинке и встают в  пару. После ответов на вопросы, дети кладут картинки обратно в обруч. Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель спрашивает у детей в парах:

- Почему вы встали в пару?  (Потому, что у зайчонка мама зайчиха, у него длинные уши, белая шубка, короткий хвост; потому что у волчонка четыре лапы, серая шубка ит.д.)

-А какое обобщенное название этих зверей? (Дикие животные.)

-Вы молодцы, быстро собрались в пары, теперь доктор сможет принять всех по очереди и приступить к лечению.

Воспитатель с игрушкой би-ба-бо Доктор Айболит проводит игру на словообразование:

Игра «Чей нос, чей хвост?»

-Я у лисы лечил лапы. Чьи лапы лечил  Айболит?  (Лисьи)

 -У медвдя лечил хвост, чей хвост лечил Айболит? (медвежий).

-У волка лечил ухо, чье ухо лечил Айболит? (волчье).

- У белки лечил голову, чью голову лечил Айболит? (беличью).

-Всех вылечил доктор Айболит, а теперь ему нужно спешить на помощь к другим зверям.  Спасибо, доктор Айболит, до свидания!

Воспитатель размещает игрушку на подставке.

-Вы справились с заданием,  а теперь зверям пора домой. Нужно разместить всех зверей по своим вагонам. Поможем им? (Да)

Игра «Поезд»

ХОД  игры.   Воспитатель предлагает помочь животным занять место в своем вагоне:  в вагоне с буквой С будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне с буквой В — животные,  в  названиях  которых есть  звуки   [в],   [вь];  в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].

- Всех зверей разместили по вагонам, и они поехали домой. Но звери  забыли,  кто, где живет.  Вы хотите помочь зверям попасть в свои жилища? (Да.) Поможем зверям найти их дома.  Посмотрите на картину и определите кто, где живет.

Дети подходят к мольберту с картиной зимнего леса, берут картинки с изображением фигур диких животных и размещают их по своим жилищам.

Игра «Где  мой дом?»

Воспитатель спрашивает у детей:

- Почему ты считаешь, что это жилище белки? (Белка живет в дупле, на дереве.)

-А почему ты считаешь, что здесь живет волк? (Волк  живет в логове.)

-А почему ты считаешь, что здесь живет лиса? (Лиса роет нору под землей.)

- А куда ты поселишь медведя? (В берлогу.)

-Сумели ли вы помочь зверям? (Да.)

Затруднение в ситуации:

-Ребята, посмотрите, всем диким животным вы помогли?  Один зверь остался без жилища. Кто это?  (Это лось.)

 - А вы знаете, где живет лось и как называется его жилище? ( Нет, не знаем.)

Фиксация затруднения:

-Сумели ли вы помочь лосю найти свой дом? (Нет.)

Выявление причины затруднения:

-А почему не сумели помочь? (Потому что мы не знаем, как выглядит жилище лося)

Постановка образовательной цели (опыт целеполагания):

-Что нужно, чтобы помочь лосю? (Нужно спросить у того, кто знает)

Открытие нового знания:

Задачи: Познакомить с новым словом «лежанка» и его образованием. Развивать мышление. Продолжать учить детей  пользоваться приемами мнемотехники. Формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять их.

-А кто в лесу самый мудрый? (Сова!)

Дети обнаруживают игрушку сову с  картинкой. На картинке - изображение лося, на обратной стороне написано о том, что лось обитает в лесу, но  у него нет жилища. Лось лежит прямо на земле, под деревом,  в безопасном от крупных хищников месте. Поэтому это место так и назвали «лежанка».

-Так как называется место, где отдыхает лось? (Лежанка)

- Давайте подумаем, где наиболее безопасное место для лежанки лося? (Под деревом, подальше от крупных хищников).

-Ребята, давайте по очереди расскажем лосю, где находится его лежанка. А поможет в этом вот такая схема.

Воспитатель демонстрирует мнемотаблицу местообитания лося.

Рассматривание мнемотаблицы: 1.Лежанка лося находится в лесу. Под деревом с дуплом белки, между берлогой медведя и норой лисы.

Включение нового знания в систему знаний:

Дети придумывают по одному предложению, говорят по цепочке, составляя рассказ-описание местонахождения лежанки. 2-3 ребенка составляют из этих предложений рассказ.

- Ну, чтож, теперь лосю стало ясно, где находится его лежанка. Поместите его на свое место.

Дети прикрепляют изображение лося на картине.

-Безопасное место для лежанки лося мы выбрали? (Да, белка не причинит вреда лосю, дерево защитит от ветра,  а медведь зимой спит в берлоге.)

-Отгадайте-ка, ребятки, вы звериные загадки:

Воспитатель загадывает детям загадки о жилищах диких животных.

1.Позабыв свои тревоги

Спит медведь зимой в берлоге.

2.Чтоб зимой было тепло,

Белка прячется в дупло.

3. День ли, ночь ли на дворе,

Лиса прячется в норе.

4. Воет на луну так здорово

Волк зубастый возле логова.

5. Утром рано спозаранку

Покидает лось лежанку.

-Молодцы, ребята, вы слушали очень внимательно и отгадали все загадки.

Осмысление:

Дети собираются около воспитателя.

- Кому вы сегодня помогли? (Доктору Айболиту).

- А еще кому вы оказали помощь?  (Помогли лосю найти своё жилище)

- А почему вы смогли помочь лосю? (Мы узнали, как называется жилище лося и где оно находится).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная ситуация с элемнтами математики для детей старшего дошкольного возраста...

"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"

Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в старшей группе «Моя семья»

Самое важное в жизни – это семьяВоспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего - люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А. С. МакаренкоБез семьи люд...