Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
НОД знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения "ханты "и "манси".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korennye_zhiteli.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы»А»
Раздел программы: Ребёнок входит в мир социальных отношений.
Познание + Социализация+ Коммуникация.(С ИКТ)
Тема: Коренные жители нашего края.
Цель: расширение представлений о жизни и быте коренных жителей ханты и манси.
Задачи: Расширять представления детей о жизни и быте коренного населения ханты и манси .Познакомить с название жилья, средств для передвижения, одеждой коренного населения. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям ханты и манси.
Обогащать словарь за счет слов чум, нарты, кисы, малица.
Форма организации: виртуальная экскурсия.
Методы и приёмы: словесный(беседа, рассказ), практический, игровой, Наглядный: (показ презентации, рассматривание)
Словарная работа: чум, малица, кисы, унты, нарты, ханты, манси, ягушка.
Материал: презентация , дидактическая игра «Собери целое из части», мяч.
Иметь: - представление о жизни и быте коренных жителей ханты и манси.
Знать :основные отрасли занятия коренных жителей ханты и манси.
Уметь: собирать целое из частей и называть отрасли, одежду, праздники хантов и манси.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно побудительный | Ребята, мы с вами уже очень много интересного узнали об истории нашего родного края, посёлка, людях которые здесь живут. Давайте вспомним о нашем родном крае, как называется поселок в котором мы живём? Какой национальности люди живут в нашем посёлке? – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у хантов и манси. И узнаем как они живут, чем занимаются? Я вас приглашаю на экскурсию | (Коренные – ханты, манси; русские, киргизы, украинцы, татары, башкиры) |
Организационно поисковый | Презентация (Приложение№1) Слайд1 Ребята, а где живут ханты и манси? Правильно, они живут в тундре, в тайге. Слайд2 Мы с вами живем в домах, а что служит им домом? Слайд3 Как вы думаете, почему чум, а не дом? Раньше ханты часто переезжали с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Из чего состоит чум? Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между летним и зимним чумом? – У летнего чума покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры. – А что служит полом в чуме? Слайд4 – Чем согревают чум? – Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров. Дети, а какая-нибудь мебель есть в чуме? Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Как вы думаете чем занимаются мужчины? Слайд 6,7,8. А женщины? Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина (чум работница). Что она делает ребята? А это игрушки. Из чего они сделаны? Как вы думаете кто делает игрушки. Слайд9 – Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он так же любит мастерить. Что он умеет делать? – Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям . Ребята, а какая посуда у северных народов?Слайд10 – Посуда крупная, потому что большая семья, и сделана из дерева. Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Посмотрите кокой орнамент на посуде. Его получали способом: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание А почему посуда именно деревянная? – Ханты и манси часто переезжали с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее. – В тайге зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тайги шьют себе специальную одежду. Слайд11,12,13. – Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном. – А почему мужчины не носят шапку? – Они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра. Мужчины надевают капюшон от малицы. На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются? – Кисы. – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и не где его не бросает и не снимает. - Ребята, вспомните, как называется женская шуба? – Ягушка – Чем отличается ягушка от малицы? – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто. – Расскажите нам о женском головном уборе. – Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило. – Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые. Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась. – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины? Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки Как вы думаете , есть ли праздники у народов севера? Медвежьи игрища Слайд 14. Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица). Праздник оленевода. Как вы думаете кем для хантов является олень? Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде .Слайд15,16,17. Всегда ли могут ханты использовать лодку? А в кокае время года не могут? Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками. Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали. Как вы думаете кто изготавливал нарты? Дидактическая игра с мячом «На кого охотятся охотники? Назовите зверя или птицу .» Предлагаю вам игру « Собери целое из частей» (Чум, нарты, малица, ягушка, медвежьи игрища.) | Ответы детей: Чум Предположения детей. Зимой покрытие должно быть более теплое. Кладут доски и оленьи шкуры. Печкой Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой. Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми. Из дерева. Предположения детей. Ответы детей. Сумочка Ловят мяч и называют. Собирают целое из частей. |
Рефлексивно корригирующий | Где мы с вами сегодня побывали? О чём мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали? | В гостях у хантов и манси. Как живут, где живут , во что одеваются ханты…. |
НРМДОБУ «ЦРР- Детский сад Улыбка»
Технологическая карта НОД в подготовительной «А» группе
Коренные жители нашего края
Выполнила: Рязанцева Т.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Лесные жители нашего края»
Тема: «Лесные жители нашего края»Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Систематизировать знания детей о диких животных нашего края....
детско-родительский проект "Лесные жители нашего края"
Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.Заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ обеспечить первоначальное понимание связи их в прир...
конспект ООД по озн "Лесные жители нашего края"
Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных леса родного края....
План конспект по окружающему миру "Лесные жители нашего края" для детей старшей группы
Расширение и углубление знаний детей о диких животных обитающих в наших лесах.https://nsportal.ru/albom/2020/03/04/lesnye-zhiteli-nashego-kraya...
Проект "Лесные жители нашего края"
Проект по окружающему миру...
Конспект занятия "Пернатые жители нашего края"
Занятие познакомит детей с многообразием и жизнедеятельностью птиц, активизирует познавательные способности, повысит интерес к природе....
Технологическая карта "Мы жители планеты Земля"
Данную технологическую карту можно использовать для полноценного проведения занятия по окружающему миру. Полностью расписана деятельность воспитателя и предполагаемая деятельность детей, в данном заня...