Конспект занятия по обучению грамоте «Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
«Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_obuch._gr_bukva_ss.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе
по теме «Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»
Доминирующая ОО: Речевое развитие
Интеграция ОО: Познавательное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, речевая, двигательная.
Программное содержание:
Цель: познакомить детей со звуками [с], [с’] и буквой Сс.
Задачи: Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Сс. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Материал и оборудование: листочки, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, карандаши цветные и простые, синие флажки по числу детей, фишки, контейнер с чечевицей, мелкие предметы
Предварительная работа: Разучивание игрового упражнения «На коняшке»
Предполагаемый результат: у детей сформирован навык слогового анализа и синтеза; знают и отличают букву Сс от ранее изученных букв.
Структура занятия
1.Вводная часть | 2 мин | |
2.Основная часть |
| 20 мин |
3.Заключительная часть | Подведение итогов занятия | 3 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Педагог встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столику, на котором стоит контейнер с чечевицей. В контейнере с чечевицей спрятаны небольшие предметы (свисток, соска, свинка, стаканчик).
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.
- Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали. С какого звука начинается это слово?
1-й ребенок. Я выбрала соску. Слово начинается со звука [с].
2-й ребенок. А у меня свисток. В этом слове тоже первый звук [с].
3-й ребенок. Я взяла стаканчик. Это слово начинается со звука [с].
4-й ребенок. А я нашла свинку. В этом слове тоже первый звук [с].
Воспитатель: Все верно. А теперь разделите названия этих предметов на слоги.
1-й ребенок. Сос-ка. Два слога.
2-й ребенок. Свис-ток. Два слога.
3-й ребенок. Ста-кан-чик. Три слога.
4-й ребенок. Свин-ка. Два слога.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с моими заданиями.
2. Основная часть
Игра «Подними флажок».
Педагог раздает детям флажки.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
Дети. Звук [с].
Воспитатель: Давайте произнесем звук [с] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [с].
Воспитатель: Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов.
- Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Воспитатель: Верно. Его нельзя петь.
Воспитатель: А сейчас вы будете поднимать флажок, как только услышите звук [с].
Для упражнения предлагается следующий материал: с, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с;
са, ту, шо, су, за, со, до;
санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [с].
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.
Упражнение «Кто скорее?»
Воспитатель: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.
- С, а. Что получилось?
1-й ребенок. Са.
Воспитатель: Верно. Получи фишку. С, о. Что получилось?
2-й ребенок. Со.
Воспитатель: Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок, нос, сани. Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя.
Работа по букварю.
Воспитатель: Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
- В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?
Дети. Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.
Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети. Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с’].
Воспитатель: Верно. А в каких словах стихотворения есть звук [с’]?
Дети. Сломались, остались.
Воспитатель: Отлично. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названия которых начинаются со звука [с].
Дети. Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть, стол, стул.
Воспитатель: .Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А в каком из этих слов есть звук [с’]?
Дети. Сосиски.
Педагог . Правильно. Какие вы внимательные! А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
1-й ребенок. Са.
2-й ребенок. Су.
3-й ребенок. Со.
4-й ребенок. Си.
1-й ребенок. Сы.
2-й ребенок. Усы.
3-й ребенок. Оса.
4-й ребенок. Осы.
1-й ребенок. Сом.
2-й ребенок. Сок.
3-й ребенок. Сон.
4-й ребенок. Нос.
1-й ребенок. Квас.
2-й ребенок. Коса.
3-й ребенок. Сода.
4-й ребенок. Соки.
1-й ребенок. Гуси.
2-й ребенок. Хвост.
3-й ребенок. Стог.
4-й ребенок. Носики.
1-й ребенок. Оксана.
Воспитатель: Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
1-й ребенок. Стог.
2-й ребенок. Коса.
3-й ребенок. Носики.
Воспитатель: Что такое носики?
Дети. Это семена клена.
Воспитатель: Теперь прочитайте предложения.
1-й ребенок. У Оксаны коса.
2-й ребенок. Оксана носит бусы.
3-й ребенок. По мосту ходит кот.
4-й ребенок. У кота усы.
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слово Оксана написано с большой буквы. Почему?
Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
Воспитатель: Отлично. Можете закрыть буквари.
Подвижное упражнение «На коняшке».
Я несусь как вольный ветер,
Самый быстрый я на свете.
На коняшке я скачу,
Над дорогою лечу.
Дети двигаются поскоками по кругу друг за другом. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.
Пролетают мимо речка,
Поле, сад, в саду овечка.
Я скачу, скачу, скачу,
Обогнуть весь мир хочу.
Меняют направление движения.
Работа в тетради.
Воспитатель: Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.
Воспитатель: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква С — согласная. Дети раскрашивают буквы.
Воспитатель: А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул. Выполняйте задание. Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Воспитатель: Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс в воздухе. Дети «пишут» букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.
Воспитатель: А теперь посмотрите, как я пишу букву С на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Возьмите простые карандаши, напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
- Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
3. Заключительная часть.
- С какой буквой сегодня познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Что узнали нового и интересного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»
Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...
Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с
Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство со звуками "П" и "Пь", буквой "П".
Познакомить детей со звуками "П" и "Пь, буквой "П"....
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"
Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...