конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l-l_lisa.docx | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Яворович Софья Сергеевна
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный детский сад №6 для детей с нарушением речи г. Пинска»
высшая квалификационная категория
педагогический стаж – 21 год
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (от5 до 6 лет)
Тема: «Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Звуковой анализ слова Лиса»
Программное содержание:
- Закреплять навык произношения звука в слогах, словах.
- Закреплять умение определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах.
- Развивать умение образовывать мн. ч. существительного Именительного и Родительного падежа;
- Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Познакомить с графическим изображением звука Л.
- Развивать умение делить слова на слоги;
- Развивать умение проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.
Предварительная работа: проведение игры «Весёлый поезд» (деление слов на слоги), игры «Поймай комарика» (определение заданного звука в слове), игры «На что похожа буква», игры «Один-много», «Чего не стало», «Назови ласково», отгадывание загадок о диких животных и посуде.
Подготовка к занятию: изготовление символов звуков Л (по количеству детей и демонстрационный), И (демонстрационный), С (демонстрационный), А (демонстрационный), картинок Лиса (демонстрационный и по количеству детей), подготовка иллюстраций к игре «На что похожа буква».
Оборудование: картинки «Лиса» по количеству детей и демонстрационная, красные, зелёные, синие фишки, символы звуков, указки, мяч, буквы Л, И, С, А, счётные палочки, веер.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Знакомство со звуком [Л].
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:
Сама не ем,
А людей кормлю. (Ложка)
Объясняется артикуляция звука [Л]:
- губки слегка в улыбке;
- зубки сближены;
- узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
- горлышко «работает».
Символ звука: корабль плывёт: ЛЛЛЛЛ...
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий.
3. Проговаривание слогов и слов с движением (дети выполняют его стоя возле стульев).
Произнося слоги (ла-ла-ла), дети вращают кистями рук над головой, делают «Фонарики».
Далее дети произносят слова ЛАМПА и ЛУНА следующим образом:
Лампа
Лам - Па - | Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик») Прижимают кулачки к груди |
Луна
Лу - На - | Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик») Протягивают руки перед собой, ладонями вверх |
4. Дидактическое упражнение «Семафор» (подними символ, если услышишь звук [Л]»:
л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...;
ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...
5. Игра «Один - Много» (проводится с мячом)
Послушай слова, измени по образцу.
Усложнённое задание | |
Лапа –лапы – много лап Ложка Лось Пила | Клоун – клоуны – много клоунов Велосипед Блокнот Лампа Салат Яблоко |
6.Игра «Назови ласково» (проводится с мячом)
Послушай слова, назови ласково.
Усложнённое задание | |
Вилка – вилочка Стол Стул лапа | Лампа – лампочка Яблоко Каблук Слон Лужа колбаса |
7. Знакомство с буквой Л.
Представление буквы
Игра «На что похожа буква Л»
8. Выкладывание буквы из пальчиков, из палочек
9. Физкультминутка.
Координация речи с движением
Лампочка перегорела Вероятно заболела И теперь у нас темно Лишь луна глядит в окно | Дети делают «Фонарики» Наклоняют голову к плечу и подносят сложенные ладошки к лицу Указывают на себя, затем закрывают лицо руками Соединяют руки в кольцо над головой |
10. Звуковой анализ слова «ЛИСА».
Загадка про лису
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)
- Сегодня мы разбираем слово ЛИСА.
- Назовите первый звук в слове. Какой это звук? (гласный или согласный, если согласный, то твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)
Выставляется символ звука.
- Каким цветом его обозначаем?
Также характеризуются все остальные звуки и обозначаются символами и фишкой.
Далее дети самостоятельно, на своих местах. проводят звуковой анализ слова, используя цветные фишки и картинки с рисунком ЛИСА (на рисунках есть рамки для слова. Усложнение: рамка без деления на части; более лёгкий вариант – рамка поделена на 4 квадрата: по количеству звуков в слове.
В конце работы прочитывается всё слово, чтобы проверить, правильно ли найдены все звуки.
- Сколько слогов в слове ЛИСА?
- Сколько звуков в слове ЛИСА?
- Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков, сколько мягких согласных звуков в слове, сколько твёрдых согласных звуков в слове?
К доске выходят 4 ребёнка.
- Сейчас я раздам вам буквы, а вы должны будете составить слово. Остальные ребята проверят, правильно ли составили слово.
11. Итоги занятия.
Литература:
- Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих дошкольное образование/ Н.С. Старжинская. Минск: Новое знание, 2011.
- Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.В.Щерба. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2014.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т.А.Ткаченко. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...
Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с
Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...
Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.
Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
Цель:Создать условия по овладению первоначальными основами грамотыЗадачи:Освоение звукового анализа словРазвитие представлений о гласных звукахРазвитие умения отличать гласные звуки от согласныхОбучен...
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"
Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слова «гуси».
Конспект занятия по «Обучению грамоте»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Звуковой анализ слова «гуси». Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнт...