Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; находить место звука в слове (первый, в середине, последний); формировать интерес к русскому народному творчеству; развивать связную речь детей, внимательно слушать собеседника, отвечать полным развернутым предложением; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obucheniyu_gramote.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; находить место звука в слове (первый, в середине, последний); формировать интерес к русскому народному творчеству; развивать связную речь детей, внимательно слушать собеседника, отвечать полным развернутым предложением; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание помогать друг другу.

Интеграция с другими образовательными областями:

  1. Физическое воспитание: физкультминутка.
  2. Здоровье: проверка соблюдений правил рассаживания за столом.
  3. Безопасность: самоконтроль за правильностью подъёма стула и переноса его на нужное место.
  4. Социализация: учить приходить друг другу на помощь.
  5. Труд: уборка своего рабочего места.
  6. Познание: познакомить с буквой «ф», уточнить артикуляцию звуков [Ф][Ф,].
  7. Коммуникация: вступление в диалог с взрослыми, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.
  8. Чтение художественной литературы: чтение потешки, скороговорки.
  9. Музыка: слушание аудиозаписи «крик филина».

Материалы и оборудование: игрушка- филин, аудиозапись с криком филина, карточка с изображением буквы «ф», картинки фартука, апельсина, мороженого, иголки; картинка ключа; пропись и цветные карандаши.

Активизация словаря: фуфайка, филателист.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады их видеть? Давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Наши гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Каждый день всегда ,везде,

На занятиях ,в игре

Верно, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

- Ребята, я хочу рассказать, что сегодня произошло со мной утром. Сижу я утром в нашей группе, жду вас. Открыла окно, чтобы проветрить группу, тут вдруг в окно влетает гость.

-
А вы хотите познакомиться с нашим гостем? Я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны отгадать её и узнать нашего гостя.

Днём спит, ночью летает

Прохожих пугает… ( филин)

(Показываю игрушку филина и включаю запись с криком птицы)

-А что вы знаете про филина? Расскажите, пожалуйста.

( Дети рассказывают о филине, что знают.)

-
Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок. Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя филина. Так как его зовут? (Фима)

2 . Уточнение понятия «звук» и «буква».

-
Фима прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё сказать.

-На какие две группы делятся все звуки?

(Звуки делятся на гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?( гласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и зарыдать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ребята, какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах .( Фонетическая зарядка)

1.А вы знаете, как фыркает кот? ( ф,ф,ф…)

2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? ( Федора)

3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? ( Фартук)

- Ребята, вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии пойдёт речь?( О звуке [Ф].

-
Придумайте слова со звуком [ф]и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова?

-
Дети, Фима мне шепнул на ушко, что он любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.
У Фани - фуфайка,

У Феди –туфли.

Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно , а потом громче и с ускорением.

-Ребята, у кого фуфайка? ( У Фани)

-Какой первый звук в имени Фаня? ( звук[ф])

- Какой это звук? ( звук [Ф]- согласный, твёрдый)

- А у кого туфли? ( У Феди)

- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? ( звук [ф,]- согласный, мягкий)

- Ребята, какие мы звуки произнесли? Назовите их.

- Чем они отличаются?

Вывод: звук[Ф] может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]

Физкультминутка

В чистом поле дуб стоит,

( руки вверху, пальцы раздвинуты)

Филин на дубу сидит.

(руки на поясе, качать головой направо и налево)

У него такой вот нос, (показ)

Филин пухом весь оброс.

(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)

3. Д/и «Узнай звук»

Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,], то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.

Фигурист, фотограф, фокусник ,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.

 4. Знакомство с буквой Ф.

Всем известно без подсказки

Буква Ф – как ключ из сказки,

Никогда его у нас, 

Не отнимет Карабас.

- На, что похожа буква Ф? ( на ключик)

Показ буквы Ф ( шрифт чёрный)

Прописывание в воздухе.

Прописывание на ладошке.

5. Работа в прописи стр.28

Рассмотрите картинки, что вы видите?( Флаг)

Произнеси первый звук в слове «флаг». Закрась букву Ф (эф) над флагом синим карандашом, называя её твёрдым звуком- [Ф].

А ещё кто нарисован на картинке?

Произнеси первый звук в слове «филин». Закрась букву Ф (эф) над филином зелёным карандашом, называя её мягким звуком- [Ф,].

Деление слов на слоги.

Сколько слогов в слове « флаг»?

Составьте, пожалуйста, предложение со словом « флаг».

Сколько слов в предложении?

Какое слово в предложении первое, второе, третье и т.д?

Давайте мы его «запишем графически». 

Сколько слогов в слове « филин»?

Назовите первый слог, второй.

Составьте, пожалуйста ,предложение со словом « филин».

Сколько слов в предложении?

Какое слово в предложении первое, второе, третье и т.д?

Давайте мы его «запишем графически». 

Молодцы, ребята!

7. Итог занятия.

-Дети,
с какой новой буквой мы познакомились сегодня на занятии?

-
А какие звуки она обозначает?

-
Какое задание вам больше всего понравилось?

-
А какое было для вас, трудным, почему? И т.д.

-Филину Фиме очень у нас понравилось на занятии, и он хочет вас отблагодарить за хорошую работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».

Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х.  Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...