Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; находить место звука в слове (первый, в середине, последний); формировать интерес к русскому народному творчеству; развивать связную речь детей, внимательно слушать собеседника, отвечать полным развернутым предложением; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание помогать друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»
Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; находить место звука в слове (первый, в середине, последний); формировать интерес к русскому народному творчеству; развивать связную речь детей, внимательно слушать собеседника, отвечать полным развернутым предложением; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание помогать друг другу.
Интеграция с другими образовательными областями:
- Физическое воспитание: физкультминутка.
- Здоровье: проверка соблюдений правил рассаживания за столом.
- Безопасность: самоконтроль за правильностью подъёма стула и переноса его на нужное место.
- Социализация: учить приходить друг другу на помощь.
- Труд: уборка своего рабочего места.
- Познание: познакомить с буквой «ф», уточнить артикуляцию звуков [Ф][Ф,].
- Коммуникация: вступление в диалог с взрослыми, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.
- Чтение художественной литературы: чтение потешки, скороговорки.
- Музыка: слушание аудиозаписи «крик филина».
Материалы и оборудование: игрушка- филин, аудиозапись с криком филина, карточка с изображением буквы «ф», картинки фартука, апельсина, мороженого, иголки; картинка ключа; пропись и цветные карандаши.
Активизация словаря: фуфайка, филателист.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады их видеть? Давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Наши гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Каждый день всегда ,везде,
На занятиях ,в игре
Верно, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
- Ребята, я хочу рассказать, что сегодня произошло со мной утром. Сижу я утром в нашей группе, жду вас. Открыла окно, чтобы проветрить группу, тут вдруг в окно влетает гость.
-А вы хотите познакомиться с нашим гостем? Я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны отгадать её и узнать нашего гостя.
Днём спит, ночью летает
Прохожих пугает… ( филин)
(Показываю игрушку филина и включаю запись с криком птицы)
-А что вы знаете про филина? Расскажите, пожалуйста.
( Дети рассказывают о филине, что знают.)
-Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок. Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя филина. Так как его зовут? (Фима)
2 . Уточнение понятия «звук» и «буква».
-Фима прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё сказать.
-На какие две группы делятся все звуки?
(Звуки делятся на гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?( гласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и зарыдать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ребята, какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах .( Фонетическая зарядка)
1.А вы знаете, как фыркает кот? ( ф,ф,ф…)
2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? ( Федора)
3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? ( Фартук)
- Ребята, вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии пойдёт речь?( О звуке [Ф].
-Придумайте слова со звуком [ф]и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова?
-Дети, Фима мне шепнул на ушко, что он любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.
У Фани - фуфайка,
У Феди –туфли.
Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно , а потом громче и с ускорением.
-Ребята, у кого фуфайка? ( У Фани)
-Какой первый звук в имени Фаня? ( звук[ф])
- Какой это звук? ( звук [Ф]- согласный, твёрдый)
- А у кого туфли? ( У Феди)
- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? ( звук [ф,]- согласный, мягкий)
- Ребята, какие мы звуки произнесли? Назовите их.
- Чем они отличаются?
Вывод: звук[Ф] может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]
Физкультминутка
В чистом поле дуб стоит,
( руки вверху, пальцы раздвинуты)
Филин на дубу сидит.
(руки на поясе, качать головой направо и налево)
У него такой вот нос, (показ)
Филин пухом весь оброс.
(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)
3. Д/и «Узнай звук»
Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,], то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.
Фигурист, фотограф, фокусник ,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.
4. Знакомство с буквой Ф.
Всем известно без подсказки
Буква Ф – как ключ из сказки,
Никогда его у нас,
Не отнимет Карабас.
- На, что похожа буква Ф? ( на ключик)
Показ буквы Ф ( шрифт чёрный)
Прописывание в воздухе.
Прописывание на ладошке.
5. Работа в прописи стр.28
Рассмотрите картинки, что вы видите?( Флаг)
Произнеси первый звук в слове «флаг». Закрась букву Ф (эф) над флагом синим карандашом, называя её твёрдым звуком- [Ф].
А ещё кто нарисован на картинке?
Произнеси первый звук в слове «филин». Закрась букву Ф (эф) над филином зелёным карандашом, называя её мягким звуком- [Ф,].
Деление слов на слоги.
Сколько слогов в слове « флаг»?
Составьте, пожалуйста, предложение со словом « флаг».
Сколько слов в предложении?
Какое слово в предложении первое, второе, третье и т.д?
Давайте мы его «запишем графически».
Сколько слогов в слове « филин»?
Назовите первый слог, второй.
Составьте, пожалуйста ,предложение со словом « филин».
Сколько слов в предложении?
Какое слово в предложении первое, второе, третье и т.д?
Давайте мы его «запишем графически».
Молодцы, ребята!
7. Итог занятия.
-Дети, с какой новой буквой мы познакомились сегодня на занятии?
-А какие звуки она обозначает?
-Какое задание вам больше всего понравилось?
-А какое было для вас, трудным, почему? И т.д.
-Филину Фиме очень у нас понравилось на занятии, и он хочет вас отблагодарить за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация.-знакомить с ударением; закреплят...
Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.
Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»
презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».
Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х. Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...