Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Горина Марина Анатольевна

Конспект НОД по обучению детей  грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_gramota.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению детей  грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»

Горина М.А.

МБДОУ Детский сад №42 «Пингвинчик»

воспитатель

Программное содержание:

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
  • закреплять знания о словоразличительной роли звука
  • продолжать учить называть слова с заданным звуком.

   Демонстрационный материал: картинка –схема слова «паук», красные, синие и зелёные фишки, указка, домики с картинками словами (2-х, 3-х, 1 слоговыми), фишки-игрушки, мяч.

   Раздаточный материал: полоски-схемы 4-х звукового слова, указки, фишки 3-х цветов (по три штуки красного, зеленого, синего цвета).

Ход занятия:

 Слайд 1. Ребята, посмотрите, нам пришло в группу письмо…Интересно, что там? Давайте вскроем конверт и прочитаем.(открывают конверт).

Слайд 2 А здесь , ребята, загадка. Давайте попробуем её отгадать.

Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Рот ему как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался …..
(звук)

Ребята, а какие звуки вы знаете? (гласные и согласные)

А какие согласные звуки вы знаете? (твердые и мягкие).

Молодцы! А вот мы сейчас проверим , какие вы внимательные, я буду называть звуки, а вы будете мне показывать фишку соответствующего цвета.

Игра «Будь внимательным». Воспитатель называет гласные, твердые и мягкие звуки, а дети поднимают на каждый названный звук фишку соответствующего цвета.( красную, синюю, зеленую).

А вы хотите побывать в городе Звукоград, где живут звуки? Я предлагаю вам сегодня  отправиться на экскурсию в этот замечательный город. Вы согласны?(да)

Слайд 3 Я предлагаю отправиться в путь, а полетим мы с вами на ковре-самолете.

 Слайд 4 Воспитатель: Чтобы в Звукоград  попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть.

Обо всем на миг забыть.( дети садятся на ковер)

Ну…полетели….( звучит музыка)

Слайд 5 Вот, наконец, мы и прилетели! Посмотрите, какой чудесный город Звукоград! И Звуковичок нас уже встречает.

Слайд 6 Посмотрите, ребята, а ворота в город закрыты на замок. Как же мы туда попадём?

 Слайд 7 Посмотрите, Звуковичок, держит ключ от замка, но отдаст он нам его в том случае, если мы верно выполним задание.

Игра «Найди домик»

     В разных местах группы устанавливаются  три плоскостных домика, на них цифры 1, 2, 3. Каждый ребенок получает предметную картинку (….).

Дети определяют количество слогов в названии картинки и направляются в соответствующему домику (после команды: «Найди свой домик»).Затем проверяется выполнения  задания.

Слайд 8 Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Поэтому мы получаем ключ от замка.

Слайд 9 Давайте попробуем открыть замок.

 Слайд 10 Вот мы с вами и в городе Звукоград.

Слайд 11  Сейчас мы с вами находимся на площади  «Братцев»

А вы знаете, кто такие братцы?

  Дети: это звуки

  Воспитатель: А какие это звуки?

  Дети: твердые и мягкие согласные звуки.

  Воспитатель: правильно!

Слайд 12 А сейчас звуковички предлагают вам сыграть в игру «Назови братца»

     Вы становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и называть  «большого братца» - твердый звук, а вы, поймав мяч называете «маленького братца» - мягкий согласный звук и возвращаете мяч назад.

     Воспитатель называет звуки (б, в, г, д, ш, з, м, л, п, ч и др.).Дети называют маленьких братцев, и что у звуков Ш, Ж, Ч – братцев нет.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. Всех братцев назвали.

Слайд 13 А сейчас мы с вами перейдем на улицу гласных звуков.

Ребята, Звуковички снова хотят с нами поиграть. Вы согласны?

 Слайд 14 Упражнение «Найди картинку, в которой первый звук гласный»

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Слайд 15 А сейчас мы с вами попали на аллею загадок. Здесь Звуковички приготовили для нас загадку.

Весь он чёрный и мохнатый,
Его лапы крючковаты.
Мастер ткать из нитки длинной
Свою сетку паутину!
Сети он плетёт без рук!
А зовут его…
( паук)

Слайд 16 Правильно, паук.

Ребята, а сколько звуков в слове паук?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Какой первый гласный звук?

Назовите первый слог.

Какой второй гласный ?

Какой второй слог?

Сколько согласных звуков в слове?

Какой первый согласный?

Какой второй согласный?

  Давайте сейчас сядем за столы и разберем звуковой анализ слова ПАУК, потом мы все вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание и сможем ли мы дальше продолжать свой путь?

     Дети работают со своими схемами. Воспитатель проверяет, вызывает одного ребенка к доске. Ребенок проводит звуковой анализ слова на доске, а дети проверяют правильность выполнения задания у себя на полосках - схемах.

Упражнение «Убери заданные звуки»- дети по команде воспитателя убирают фишки со своих схем: А, П, У

Какой звук остался?( К)

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.

Слайд 17  А вы знаете, что Звуковики в этом городе любят не только играть, но и делать зарядку. Давайте сделаем зарядку вместе с ними.

Физминутка

Звуки встали на зарядку – разминаться по порядку!

Гласный А головку поднял
Посмотрел туда, сюда.
Покачал ей удивленно
А на месте ль голова?

Вышел Б – он очень важный
Потянулся, в позу встал
Плечи развернул отважно
И немного их размял.

К – любитель поклониться
Вправо, влево, вперед, назад.
И немного покрутиться
Он всегда зарядке рад!

О – веселый озорник
И скучать он не привык.
Скачет бодро по дорожке,
Поднимая выше ножки.

Е – спокойный, нешумливый
И шагает он красиво.
На носочках потянулся:
“Здравствуй, солнце, я проснулся!”

Ой , ребята, вы ничего не слышите? ( кто-то зовет нас на помощь)

Слайд 18  Посмотрите, это же Звуковичок заблудился. Надо ему помочь найти дорогу в город. А для этого нам надо ответить какой же звук заблудился.

Воспитатель читает стихотворение, в котором «заблудился» звук.

На глазах у детворы

 красят крысу маляры.

Какой здесь звук заблудился? (Ш)

Правильно, вместо слова крысу, надо читать крышу.

Слайд 19 Звуковичок благодарит нас. А нам пора отправляться в обратный путь.

Слайд 20  А чтобы в пути нам не было скучно, предлагаю сыграть в игру «Назови слово на заданный звук» - Вам нужно будет назвать как можно больше слов со звуком Ш. За каждое слово вам будет даваться фишка. В конце игры подсчитываем у кого больше фишек.

Слайд 21 Вот и закончилось наша экскурсия по Звукограду. Где мы с вами сегодня побывали? (дети называют)

     Ребята! Мы еще не раз вернемся  в Звукоград и откроем немало нового и интересного, а сейчас нам пора вернуться в детский сад, где мы сможем продолжать игры, с которыми познакомились в Звукограде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в Африку"

Уточнять представления детей о животных жарких стран.-Активизировать существительные и прилагательные.-Уточнять и закреплять правильное произношение и место определение гласных, согласных и мягких сог...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукаринск»

Цель: • обобщить знания о звуковом составе слова; • дифференциация понятий «гласные и согласные звуки»; • развивать фонематический звук; • уточнить словарь по лексической теме «Транспорт»; • разв...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"

Данное занятие можно использовать как итоговое в конце года в старшей группе...