Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestviyu_v_stranu_grammatika.docx | 158.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика».
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные; закреплять знания о словоразличительной роли звука; определять первый звук в слове; обогащать речь детей пословицами и поговорками, учить детей осмысливать переносное значение пословиц, поговорок с соответствующей жизненной ситуацией. Учить подбирать рифмующиеся слова, различающиеся одним звуком, учить подбирать слова, сходные по звучанию в заданном ритме.
В-ль: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да!
В-ль: Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в далекую и удивительную страну «Грамматика». Эта страна состоит из необычных островов, на каждом острове есть свои сказочные герои и волшебники, которым очень нравится загадывать загадки и задавать вопросы. Путешествие будет нелегким. Не боитесь трудностей?
Д: Нет.
В-ль: Но прежде, чем мы начнем путь, нам нужно, как любому путешественнику собраться в дорогу.
(Проводится д/и «Собери чемодан»)
Нужно собрать вещи в дорогу. В один чемодан – вещи, в которых есть звук «с», со звуком «ш» - вещи в другой чемодан.
свитер шуба
сарафан шапка
сапоги шляпа
костюм шарф
косынка рубашка
шорты
шаль
В-ль: Мы отправляемся в морское плавание на корабле. Я, капитан, приглашаю матросов на борт корабля! Прошу
пройти на на палубу.
(Дети одевают бескозырки, проходят за парты).
К-н: Полный вперед! (звучит музыка). Внимание! Мы подплываем к острову «Звуков и букв» (смотрит в бинокль). Все ли матросы на борту? (проводится Д/и «Перекличка» - называет разные звуки гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают).
Звучит голос волшебника.
Вол-к: (запись на магнитофоне).
Здравствуйте, ребята! Я волшебник, хозяин острова «Звуков и букв». Добро пожаловать на мой остров! Расскажите , что вы знаете о звуках?
- На какие группы делятся звуки?
Д: На гласные и согласные, согласные бывают мягкие и твердые.
- Назовите гласные звуки.
Д: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я.
- Назовите согласные звуки
Д: р-р', м-м', н-н', и т.д...
- Как же можно отличить гласные звуки от согласных?
Д: Гласные тянутся, поются, воздух свободно проходит при их произношении, не встречает преград. Согласные звуки не тянутся, не поются. При произношении согласных звуков воздух встречает преграды.
К-н: А теперь пусть волшебник посмотрит, как вы различаете звуки с помощью фишек (на столе у детей красные, синие и зеленые фишки). Проводится д/и «Кто внимательный». Произносятся звуки, дети различают звуки гласные, твердые и мягкие согласные, показывают соответствующую фишку.
Вол-к: Молодцы, ребята!
Слушайте загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).
Давайте проведем звуковой анализ слова «лиса». (Проводится звуковой анализ слова «лиса», игра со звуками.)
К-н: Ребята, на острове «Звуков и букв» я вижу сказочный поезд, картинки с животными, птицами и насекомыми. Нужно помочь животным, птицам и насекомым сесть в нужный вагон.
В 1 вагоне поедут звери, птицы и насекомые, название которых начинаются со звука «ж».
Во 2 вагоне поедут ..., название которых начинаются на зв. «р».
В 3 вагоне поедут ..., название которых начинаются на зв. «л».
К-н: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Плывем дальше!
( Раздается жужжание) Ребята, я слышу какие-то звуки. Они знакомы мне. А вам? Кто бы это мог быть? Это Карлсон! (вносится кукла). Дети здороваются, выходят танцевать (физкультминутка) - садятся на места.
Карлсон: Ребята, я строю новый дом. Подскажите мне, пожалуйста, какие части дома нужно дорисовать. Назвать нужно только те слова, в которых есть звуки «р» и «р'»
(Дом схематически изображается на доске, дети называют части дома - крыша, труба, крыльцо,….).
Карлсон: Хороший дом получился! Спасибо за помощь.
А еще помогите, пожалуйста, моему другу малышу построить пирамидку.
(Д/и «Построим пирамидку». Эту пирамидку нужно построить из картинок. На самом верху должны быть картинки со словами, в которых 2 звука, ниже слова состоящие из 3 звуков, ниже - из 4 звуков, чуть ниже - из 5 звуков.
Карлсон: Молодцы, ребята! Возьмете меня с собой!
Д: Конечно!
К-Н: Нам пора плыть дальше (звучит музыка). Вижу новый остров. Там - Петрушка!
Только почему-то он грустит (дети выходят к Петрушке, здороваются с ним, танцуют вокруг него, пытаясь развеселить Петрушку).
Петр: Мой остров называется «Остров заблудившихся звуков». У меня есть стихи. В них заблудились звуки, только вот какие, не могу понять. Помогите мне, пожалуйста!
Проводится д/и «Звук заблудился».
Петр: Спасибо ребята, за помощь. Возьмите меня, пожайлуста, с собой!
К-н: Плывем, дальше! (музыка) Вижу землю! Это остров «Метких слов». Интересно, что нас здесь ждет?
Дети отгадывают ребус, по первым звукам названий предметов составляем поговорку - « Кто любит науки, тот не знает скуки».
К-н: Как вы понимаете эту поговорку? (инд. ответы детей).
Далее проводится Д/и «Составь пословицу или поговорку»:
- Грамоте учиться...
- Поспешишь...
- За двумя зайцами погонишься...
- Семь раз отмерь...
К-н: Молодцы, ребята! А теперь мы совершим путешествие в «Сочиняйку». Кто же на этом острове? Да это же Незнайка! Наш любимый герой. (Дети выходят к Незнайке, здороваются с ним и танцуют, проходят на места.)
Нез-ка: Ребята, я решил стать поэтом. Только никак не могу подобрать рифму.
Проводится д/и «Поймай рифму» ( д/и «Подскажите словечко») (Дети подбирают рифмующиеся слова.)
К-н: Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться. Понравилось вам путешествие? Какое задание вам понравилось больше всего?
Д: (Индивидуальные ответы детей)
Звучит музыка! Дети помогают убирать пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».
Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"
Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, графическом изображении конструкций предложений, подборе ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»
На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну гномов" (обобщение и закрепление)
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну гномов» (обобщение и закрепление)Данное занятие является обобщающим и закрепляющим в подготовке...
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БУКВОЗВУКИЯ»
Выявление уровня знаний детей....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Снежной королевы"
В процессе интерактивной игры по сказке "Снежная королева" закрепить умение детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие с...
Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка".
Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка". Цель: закрепление знаний детей о звуках и буквах.Программные задачи: Обобщать и систем...
- Мне нравится (1)