Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эмилия Кималовна  Ардисламова

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»

Занятие по обучению грамоте в старшей группе

«Путешествие в Звукоград»

Picture background

Автор: Ардисламова Э.К., воспитатель

г. Нефтеюганск

2024г.

Путешествие в Звукоград.

Цель: Развитие у детей интереса к обучению грамоте

Задачи:

1.Учить детей проводить звуковой анализ слова «дым». Формировать умение ориентироваться в пространстве (различать право и лево);

2.Обобщать и систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках их акустических и артикуляционных признаках;

3.Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком;

4. Упражнять детей в делении слов на слоги. Учить определять длинное и короткое слово;

5. Совершенствовать умение составлять простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении.

6. Воспитывать интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную форму.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Демонстрационный материал: указка, посылка, куб с картинками, карточки с заданиями, геометрические фигуры, картинка схема

Раздаточный материал: мячики су-джок, рабочая тетрадь, карандаши

                       

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята нам в группу пришла посылка. Как вы думаете от кого?

Дети:

- От Лесовичка и так далее.

Воспитатель;

 -Я тоже не знаю. Давайте посмотрим. (открываю посылку)

Воспитатель:

-Посмотрите, что там лежит? Письмо и схема. Давайте прочитаем и узнаем от кого это послание.

Письмо.

«Дорогие дети старшей группы! Пишут вам Звукарики. Злой волшебник Неуч разрушил наши домики, а скоро зима. Помогите восстановить. Выполнив сложные и интересные задания, он вам будет отдавать детали домиков. Очень ждем вашей помощи. С уважение Звукарики. 

Желаем  успеха!»

Воспитатель:

-Ну что ребята, вы не боитесь сложностей.

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- Тогда в путь. А как же нам добраться?

Дети:

- На машине. Самолете, Поезде.

Воспитатель:

-Звукарики живут в волшебной стране и нам понадобится волшебство. У меня есть волшебный зонт. На него нужно сильно подуть, поднимется ветер и мы долетим до Звукограда. ( Дети дуют. Звучит музыка ветра)

Воспитатель:

- Вот мы с вами и в Звукограде. Где же спрятано первое задание? (Дети находят задание с цифрой 1. Педагог читает задание)

Воспитатель:

- Что вы знаете о звуках и буквах? 

Воспитатель:

- Какие бывают звуки?

Дети:

- Гласные и согласные.

Воспитатель:

- Какие бывают согласные?

Дети:

- Твердые и мягкие 

Воспитатель:

- Какими фишкой обозначают твердые и мягкие согласные звуки?

Воспитатель:

- Что мы можем делать со звуками?

 Воспитатель:

- Что мы можем делать с буквами?

Дети: 

-Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и читаем.

Воспитатель:

- Что может быть преградой во рту

Воспитатель:

 - Преградой во рту могут быть зубу, губы, язык.

Воспитатель:

- Молодцы, справились с заданием. Можно забрать первую деталь домика. (Ставим на стол) 

Воспитатель:

 - Где спрятано второе задание? (Дети находят, читаем)

Воспитатель:

- Угадай звук. Назови слова на звуки «Д» и «Дь» и «М» и «Мь»

Воспитатель:

- Смотрите Неуч приготовил вам мячики су-джок. Вы должны взять по 1 мячику и рассказать какой это звук.

Дети: 

- Это мягкий согласный звук, обозначаем зеленой фишкой. (Каждый ребенок рассказывает о своем мячике)

Воспитатель:

- Ребята давайте поиграем с мячиком су-джок

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Воспитатель:

- Придумайте слова на звуки «Д» и «Дь», чтобы эти звуки   стояли в начале слова. А сейчас на звук «М» и «Мь»

Воспитатель:

- Выполнили второе задание. Забираем деталь от домика. Чей получился домик.

 Дети:

- В этом домике живет твердый согласный звук.

 Воспитатель:  

- Ну что, готовы к следующему заданию?

 Воспитатель:

- Где третье задание? (Дети находят его у зрителей, читаем)

Воспитатель:

- Разделите слова на слоги. Определите длинное или кроткое слово. (Зрители называют слова. Дети делят на слоги и называют какое слово длинное или кроткое)

Воспитатель:

- С этим заданием тоже справились, было очень сложное задание, но мы молодцы. Получаем деталь от домика. 

Воспитатель: 

- Какое же 4 задание придумал Неуч?

Воспитатель. Физкультминутка.Давайте теперь отдохнём. 

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки.

Воспитатель:

-  Еще одна заработанная деталь от домика. Кто в этом домике живет?

Дети:

- В этом домике живет мягкий согласный звук.

Воспитатель:

-  Кто нашел пятое задание? Составь предложение.

Воспитатель:

- Кубик бросай предложение составляй.

(Ребенок бросает кубик, и все дети придумывают простые предложения на выпавшую картинку. Определяют количество слов)

Воспитатель:

- С этим задание тоже справились. Получаем деталь.

Воспитатель:

- Давай те посмотрим сколько деталей не хватает.

Дети:

- Не хватает одной детали.

Воспитатель:

- Значит нам нужно найти цифру шесть.

Воспитатель:

- Звуковой анализ слова «Дым»

Воспитатель:

- Садимся на свои рабочие места.

Воспитатель:

- Что изображено на картинке? Сейчас мы проведем звуковой анализ этого слова, а подружки посмотрят. Произнесите это слово.

Воспитатель:

- Какой первый звук? Отметим характерные особенности первого звука «д»?

Воспитатель:

- Не поется, не тянется, при его произнесении нам мешает язык.

Воспитатель:

- Каким цветом его обозначим?

Воспитатель:

-  Какой второй звук? Отметим характерные особенности второго звука «ы»

Воспитатель:

- Поется, тянется, при его произнесении ничего не мешает.

Воспитатель:

- Каким цветом его обозначим?

Воспитатель:

- Какой третий звук?

Воспитатель:

-  Каким цветом его закрасим?

Воспитатель:

- Кто сделает вывод?

Воспитатель:

- Вот мы выполнили последнее задание. Построены все домики.

Воспитатель:

-Мы не сможем вернуться домой, пока не вспомним чем мы занимались.

Воспитатель:

-Молодцы. Пора возвращаться домой.

Воспитатель:

- Подул сильный ветер, прячемся под зонт, полетели. Зонт нас несет в другую сторону. (Дети находят угощение)

 Воспитатель. Вот мы и в детском саду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукаринск»

Цель: • обобщить знания о звуковом составе слова; • дифференциация понятий «гласные и согласные звуки»; • развивать фонематический звук; • уточнить словарь по лексической теме «Транспорт»; • разв...

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"

Данное занятие можно использовать как итоговое в конце года в старшей группе...