Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте "Звуки Н и Нь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ткаченко Анастасия Евгеньевна

Цель: научить детей слышать, различать звуки [н] и [н`].  

Коррекционно-обучающие задачи:

  1. Познакомить детей со звуками [н], [н`], с их характеристикой.
  2. Учить определять наличие данных звуков в словах, а также определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать у детей умение правильно выделять звуки [н] и [н`] в ряду других звуков.
  2. Развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Формировать мотивацию к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_n_i_n.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте  в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме «Звуки [Н] и [Нь]»

Цель: научить детей слышать, различать звуки [н] и [н`].  

Коррекционно-обучающие задачи:

  • Познакомить детей со звуками [н], [н`], с их характеристикой.
  • Учить определять наличие данных звуков в словах, а также определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать у детей умение правильно выделять звуки [н] и [н`] в ряду других звуков.
  • Развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать мотивацию к обучению.

Оборудование:

Ход занятия

  1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Совершенствование фонематического восприятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает каждому ребенку занять удобное для него место, включает песню «Нам не страшен серый волк».

Логопед. Здравствуйте, дети. Садитесь. Послушайте внимательно. Дети, а чья это песенка?

Ответы детей.

Логопед. А вы знаете, как их назвали?

Ответы детей.

На экране появляется иллюстрация из сказки «Три поросенка».

  1. «Новый звук» [Знакомство со звуком [н] и его характеристика].

Логопед. К вам в гости сегодня пришел Наф-Наф и хочет загадать вам загадку. Много делать мы умеем:

         Стричь, кроить и вырезать.

         Не играйте с нами, дети:

         Можем больно наказать!

Ответы детей.

Логопед. Какой звук слове «ножницы» первый?

Ответы детей.

На экране появляется картинка, на которой изображен конюх, который говорит лошади: «Но».

Логопед.  Звук [Н] мы будем изображать такой картинкой.

Логопед. Звук [Н] согласный или гласный? Что мешает при произнесении звука?

Ответы детей.

Логопед. Звук [Н] твердый или мягкий?

Ответы детей.

Логопед. Звук [Н] – согласный, твердый. Его мы будем обозначать синим кружком.

  1. «Подарки гостю» [Учить определять наличие данного звука в словах, а также определять место этого звука в слове].

На экране появляются картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук [Н].

Логопед. Наф-нафу пора собираться домой и нам нужно собрать ему подарок. Ему очень нравятся вещи, в названии которых есть его любимый звук. Мы с вами сейчас посмотрим, какие вещи у нас есть и отберем только те, которые точно понравятся Наф-Нафу. Какие предметы есть у нас на экране?

Ответы детей.

Логопед. В слове «кубики» есть звук [Н]?

Ответы детей.

Логопед. Этот предмет нам не подходит. Может быть нам подойдет «апельсин»?

Ответы детей.

Логопед. В слове «апельсин» звук [Н] в начале, в конце или в середине?

Ответы детей.

Логопед. Ребята, а как вы думаете, зонт мы можем подарить Наф-Нафу? Шапку? Наперсток? Мяч? Кубики?

Ответы детей.

Логопед. Сейчас волшебный экран нам поможет и оставит только те предметы, которые могут понравиться нашему гостю.

4. Физкультминутка [Развитие координации речи с движениями].

Три пухлых поросенка купаются в пруду. (показывают руками)

Три ловких поросенка играют в чехарду. (прыжки)

Три сильных поросенка играют в баскетбол. (руки вверх)

Три маленьких веселых танцуют и поют. (подскоки вокруг себя)

Как наши поросята весело живут! (хлопают в ладоши)

  1. «Новый звук» [Знакомство со звуком [н`] и его характеристика].

        На экране появляется картинка с изображением Ниф-Нифа.

        Логопед. Не только Наф-Наф захотел прийти к нам в гости. К нам пришел в гости Ниф-Ниф. И пришел он не с пустыми руками, а принес для нас загадку.  Чтобы шить иль вышивать,

                     Это нужно в руки взять.

                     Разноцветные катушки

                     У меня есть, у подружки.

                     Вышивали мы открытки,

                     Нам понадобились ... .

        Ответы детей.

        Логопед. Правильно. Это нитки. Какой первый звук в слове «нитки»?

        Ответы детей.

На экране появляется картинка, на которой изображен щенок, который рвет газету.

Логопед.  Звук [Н`] мы будем изображать такой картинкой.

Логопед. Звук [Н`] согласный или гласный? Что мешает при произнесении звука?

Ответы детей.

Логопед. Звук [Н`] твердый или мягкий?

Ответы детей.

Логопед. Звук [Н`] – согласный, мягкий. Его мы будем обозначать зеленым кружком.

6. Дидактическая игра «Один – много»

Логопед. Ниф-Ниф пришел к нам с заданием. Он нам будет показывать один предмет, а мы ему будем говорить много. Ладонь одна, а если две, то это?

Ответы детей.

Логопед. Олень? Тюлень? Конь? Пень?

Ответы детей.

Логопед. Справились мы с заданием Ниф-Нифа.

  1. «Подарки от Нуф-Нуфа» [Развивать у детей умение правильно выделять звуки [н] и [н`] в ряду других звуков].

Логопед. Нуф-Нуф к нам в гости прийти не смог, но он передал подарок со своими братьями. Для того, чтобы узнать что же в его подарке, нам нужно отгадать загадки, которые были в его письме.

Загадка 1. Он жонглер и акробат,

Веселить всех в цирке рад.

Поскорей скажите, кто он?

На арене рыжий...

Ответы детей.

Логопед. В слове «клоун» у нас звук [н] или [н`]?

Ответы детей.

Загадка 2. Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые …

Ответы детей.

Логопед. А в слове «незабудка» какой первый звук мы слышим?

Ответы детей.

Загадка 3. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…

Ответы детей.

Логопед. В слове «луна» звук мягкий или твердый?

Ответы детей.

Логопед. Вы молодцы. Отгадали все загадки Нуф-Нуфа. В подарок, ребята, он прислал вам наклейки. Я вам их отдам, если вы ответите на мои вопросы.

  1. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

Логопед: С какими звуками мы сегодня познакомились?

Звук [Н] какой?

Звук [Н`] какой?

Ответы детей.

Логопед: Вы большие молодцы, справились не только с моими заданиями, но и с заданиями наших гостей.

Выдаются наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)

Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте  в старшей группеЛексическая тема "Животные жарких стран". Звук [Ж]....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...